Осуществлен отказ от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, поскольку данный подход применяется большинством стран международного сообщества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так, Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" было установлено, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 г. и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2007 г., а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2006 г. и предыдущие годы, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время правовую основу бюджетной классификации составляют Бюджетный кодекс РФ, ежегодные Указания Министерства финансов РФ о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемые Приказом Министерства финансов Российской Федерации <1>, нормативные правовые акты субъектов РФ, которые детализируют бюджетную классификацию, например Приказ Минфина Республики Крым от 24 ноября 2014 г. N 58 "Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов классификации доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами которых являются органы государственной власти Республики Крым и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения" <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (ред. от 16.02.2016) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

 

Современная бюджетная классификация является методологическим документом, согласно которому классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета по определенным признакам объединяются в соответствующие группы. Бюджетная классификация является единой для всех бюджетов бюджетной системы и используется участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Она отражает внутреннее содержание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Цель применения бюджетной классификации состоит в обеспечении сопоставимости показателей доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета по однородным признакам. То есть с помощью бюджетной классификации достигается возможность сопоставить показатели бюджетов различных публично-правовых образований, составить консолидированные бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Содержание бюджетной классификации Российской Федерации определяется ежегодно принимаемыми приказами Министерства финансов Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ Минфина России от 18 марта 2013 г. N 31н "Об утверждении Указаний о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // Финансовая газета. N 7. 2013. 21 февр.; Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

 

Бюджетной классификации РФ посвящена глава IV Бюджетного кодекса РФ.

Легальное определение бюджетной классификации содержится в ст. 18 БК РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов, для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, значение бюджетной классификации проявляется в том, что она является одним из механизмов, с помощью которого не только систематизируются как поступающие доходы, так и осуществляемые расходы, но бюджетная классификация позволяет видеть картину движения бюджетных средств, т.е. осуществлять бюджетный контроль.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 62.

 

Состав структуры бюджетной классификации определяется социально-экономическим развитием государства в соответствующий период. Важным условием, предъявляемым к бюджетной классификации, являются ясность, четкость и логичность группировки доходов, расходов, источников финансирования дефицита.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ): классификацию доходов бюджетов, классификацию расходов бюджетов, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления - КОСГУ).

КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

КОСГУ является составной частью трех классификаций - классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов <1>.

--------------------------------

<1> Артюхин Р.Е. Бюджетная классификация: комментарий главы 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Реформы и право. 2012. N 4. С. 32 - 40 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Но вместе с тем законодательно не предусмотрено норм по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы классификации доходов бюджетов, разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, группы и подгруппы классификации источников финансирования дефицита бюджетов, статьи и подстатьи классификации сектора государственного управления законодательно закреплены в составе кода бюджетной классификации.

В ходе реформирования бюджетной классификации с целью унификации бюджетного процесса и интеграции бюджетной классификации с планом счетов бюджетного учета был разработан единый 20-значный код классификации, по которому отражаются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов всех уровней <1>.

--------------------------------

<1> Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Криворогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2016. С. 80.

 

Присваивает коды бюджетной классификации Российской Федерации, обязательные для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Министерство финансов РФ.

 

3.2. Классификация доходов бюджетов

 

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с присвоением определенного кода.

В составе доходов выделяют следующие группы: налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.

Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

 

Таблица 5

 

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджета

Код подвида доходов бюджетов

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

группа подвида доходов бюджетов

аналитическая группа подвидов доходов бюджетов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
                                       

 

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).

Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете и состоит из трех знаков, которые соответствуют присвоенному ему номеру.

Для федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации приведены коды главного администратора доходов, закреплены в Приложении 7 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ <1>. Так, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации присвоен код - 020, Министерству энергетики Российской Федерации - 022, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования - 048, Министерству финансов Российской Федерации - 092, Федеральному казначейству - 100, Центральному Банку РФ - 999.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (ред. от 16.02.2016) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10 разрядов и включает:

группу доходов - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов. Она имеет всего два значения: 100 - налоговые и неналоговые доходы, 200 - безвозмездные поступления);

подгруппу доходов - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов. Подгруппа доходов детализирует группу доходов. Например: группа 100 - налоговые и неналоговые доходы. Подгруппы составляют: 101 - налоги на прибыль, доходы; 102 - страховые взносы на обязательное социальное страхование; 103 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и т.д.);

статью доходов - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);

подстатью доходов - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);

элемент доходов - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов. Элемент дохода соответствует виду бюджета, в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Например, 01 - федеральный бюджет, 02 - бюджет субъекта Российской Федерации, 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, 04 - бюджет городского округа, 05 - бюджет муниципального района и т.д.)

Код подвида доходов применяется в соответствии со ст. 20 БК РФ для детализации поступлений по кодам классификации доходов.

Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации.

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижения административной нагрузки для плательщиков доходов в бюджеты к подвидам доходов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации подвидов доходов, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации <1>. К подвидам доходов предусматривается обязательная детализация доходов по их экономическому содержанию на 18 - 20 разрядах кода доходов бюджетов (5 - 7 разряды кода подвида доходов бюджетов). Например: 0000110 - налоговые доходы, 0000120 - доходы от собственности, 0000130 - доходы от оказания платных услуг, 0000140 - суммы принудительного изъятия и т.д.).

--------------------------------

<1> Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 02-05-11/27759 "О формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп: 100 - Доходы, 400 - Выбытие нефинансовых активов.

Доходы по группе 100 детализируются статьями 110 - 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. Например, на статью 110 аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Группа 400 детализирована статьями 410 - 440, в рамках которых группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий.

 

3.3. Классификация расходов бюджетов

 

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Таблица 6

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.