Луч Третий. Энергия Активного Интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как овладение и притяжение определяют методы двух первых Лучей, так процесс "избирательной манипуляции" характеризует Третий Луч. Этот метод совершенно отличается от первых двух. Можно сказать, что тональность, инициирующая активность душ на этом Луче, такова, что атомы разных планов приводятся в движение, как бы сознательно отзываясь на избирательный процесс. Когда вибрационная активность души становится ощутимой, в ответ на определённое качество этой вибрации из самых разных точек собираются атомы. Здесь имеет место гораздо большая избирательность, нежели в случае Второго Луча.

Как в первом случае, души, похоже, без разбора овладевают тем, что им нужно, встраивая захваченную субстанцию в требуемую форму, или явление, и динамически и интенсивно наделяя её соответствующим качеством; и как на Втором Луче души инициируют движение, собирающее материал из непосредственной окружающей среды и магнетическим притяжением наделяющее его желательным качеством, так и на Третьем Луче необходимый материал собирается душами отовсюду, но такой, что уже обладает нужным качеством (отметьте разницу) и ничем более не наделяется. Отсюда очевидно, что сама субстанция существует в трёх главных категориях и что эти три категории соответствуют в ней трём Лицам Троицы или трём телам воплощённого человека. В третьем аспекте божественности (в жизни третьего Лица Троицы) они аналогичны также качеству трёх периодических проводников, посредством которых происходит проявление.

Одна часть, или тип, субстанции динамически электризована, и из неё все Эго Первого Луча выбирают нужный им в трёх мирах материал. Другой тип субстанции магнетически электризован, и из него выбирают необходимый для проявления во времени и пространстве материал все Эго Второго Луча. Третий тип субстанции диффузно электризован (не знаю лучшего слова), и из него в количестве, необходимом для построения формы проявления, берут субстанцию все Эго Третьего Луча.

Что касается методов, техник и типов субстанции, употребляемых душами на четырёх малых Лучах, то они в силу необходимости наделены характерными свойствами Третьего главного Луча, который в конечном итоге синтезирует их.

Нижеследующая таблица представляет попытку определить то, что почти невозможно передать понятными словами. С точки зрения просветлённого оккультиста она бессмысленна даже больше, чем для среднего учащегося, поскольку до сих пор тайна электричества и истинная природа электрических феноменов (а больше ничего и нет) остаются за семью замками даже для самых продвинутых современных учёных.

 

 

То, что существует такой фактор, как электричество, то, что он, вероятно, лежит в основе всего, что можно увидеть, ощутить и познать, и то, что вся вселенная есть проявление электрической силы, - всё это можно констатировать и всё это в настоящее время начинает признаваться. Но такая констатация не открывает нам тайны, которая даже частично не откроется до середины следующего столетия. Тогда станет возможным откровение, поскольку в мире будет больше посвящённых, а внутреннее видение и внутреннее слышание получат более широкое признание и распространение. Когда человек будет лучшее понимать эфирное тело с его семью силовыми центрами (которые связаны с семью Лучами и в своём выражении являют семь лучевых характеристик и техник, приведённых в таблице), тогда можно будет пролить больше света на природу семи типов электрических феноменов, которые мы называем семью Лучами.

Говоря о Пути Возвращения в связи с процессом отстранения, отмечающего приближение души к освобождению и окончание периода присвоения, можно привести цитаты из "Трактата о Белой Магии", чётко излагающие его техническую сторону. Цитаты взяты со страниц 288 и 289.

Первый Луч: - "Пусть Силы соберутся. Пусть они поднимутся на Высокое Место, и с этой величественной высоты пусть душа взглянет на разрушенный мир. И пусть прозвучит слово: 'Я продолжаю существовать!'".

Второй Луч: - "Пусть вся жизнь устремится к Центру и войдет в Сердце Божественной Любви. Затем из этой точки чувствующей Жизни пусть душе откроется сознание Бога. Пусть слово прозвучит раскатами сквозь безмолвие: 'Ничего нет, кроме Меня!'".

Третий Луч: - "Пусть Воинство Господа, откликнувшись на слово, прекратит свою деятельность. Пусть знание завершится мудростью. Пусть точка вибрирующая станет точкой статичной, и все линии соберутся в Одно. Пусть душа распознает Единого во Множестве, и пусть прозвучит слово совершенного понимания: 'Я - Работник и Работа, Единый Сущий'".

Четвертый Луч: - "Пусть исчезнет внешняя слава, и красота внутреннего Света откроет Единого. Пусть диссонанс уступит место гармонии, и из центра скрытого Света пусть говорит душа. Да пронесется слово: 'Красота и слава Меня не сокроют. Я открыт. Я есмь'".

Пятый Луч: - "Пусть три формы электрической энергии вознесутся в Место Могущества. Пусть силы головы и сердца и все низшие аспекты соединятся. И пусть душа взглянет на внутренний мир божественного света. Пусть прозвучит торжествующее слово: 'Я овладел энергией, ибо я - Сама энергия. Мастер и то, чем он овладел, суть Одно'".

Шестой Луч: - "Пусть иссякнут все желания. Пусть прекратится устремление. Поиск завершен. Пусть душа осознает, что она достигла цели, и из этих врат, ведущих к вечной Жизни и космическому Миру и Покою, пусть прозвучит слово: 'Я - искатель и искомое. Я отдыхаю!'".

Седьмой Луч: - "Пусть строители закончат свою работу. Храм завершен. Пусть душа вступит во владение наследством и из Святого Места прикажет прекратить всякую работу. И в наступившем безмолвии пусть она пропоет Слово: 'Работа творения завершена. Я, Создатель, Есмь. Не осталось ничего, кроме Меня'".

 

 

II. СЕМЬ ЗАКОНОВ ДУШИ ИЛИ ГРУППОВОЙ ЖИЗНИ  

 

 

Теперь мы подошли к тому разделу нашего исследования души и её жизни, который имеет реальное значение для всех, кто благодаря определённому выравниванию и воссоединению живёт (или начинает жить) и функционирует как сознательные души. Однако для всех, чья жизнь сосредоточена в личности, этот раздел останется относительно непонятным. На протяжении веков мировые Писания и их толкователи стремились дать человечеству понимание качеств и особенностей, которые должны отличать всех истинно верующих, всех истинно стремящихся и всех искренних учеников, будь то в христианстве или в любой иной вере. Акцент всегда ставился на достойное поведение и правильное действие, а стало быть, на следствия внутренних причин, которые не всегда уточнялись. В основе же своей все подобные добродетели, благие наклонности и вырабатываемые здравые качества представляют собой выраженные на физическом плане энергии и тенденции самой души. А они в свою очередь управляются энергиями и законами, отличными по своей природе от тех, что управляют личностью. Это важное замечание. Так же важно отметить, что способности души, проявляющиеся в сегодняшнем мире, образуют (своим действием) разряд феноменов, которые несколько столетий назад показались бы магическими, невозможными, сверхчеловеческими. Открытия науки, привлечение законов, управляющих материей и материальной энергией, на служение и удовлетворение растущих потребностей человечества, тонкий и очень чувствительный аппарат человеческого тела и неуклонно возрастающая отзывчивость человеческого механизма обусловили мировое сознание и цивилизацию, которые - несмотря на грубые недостатки, имеющие место из-за обособляющих тенденций и эгоизма личностей, через которые пока приходится работать душе, - являются гарантией внутренней божественности человека со всем, что несет в себе это понятие.

До сих пор не осознаётся, что появление этих "богоподобных" качеств, благодатных черт и медленно вырабатываемых добродетелей человечества лишь указывает на скрытый потенциал, ещё не исследовавшийся научно. Благие качества называются так потому, что по сути своей это те энергии, что управляют групповыми отношениями. Способности, называемые сверхчеловеческими, это, с принципиальной точки зрения, способности, выражающие групповую активность. А добродетели - только следствия правильной групповой жизни, которые пытаются выразить себя на физическом плане. Развивающаяся наука социальных отношений, социальной ответственности или координируемой гражданской жизни, научная экономика и наука о человеческих взаимоотношениях, неуклонный рост интернационального сознания, религиозного единения и экономической взаимозависимости, - всё это признаки энергий жизни души на физическом плане и в человеческом семействе. Отсюда конфликт идеалов в сегодняшнем мире; отсюда многочисленные проявления дуализма, оставляющие в недоумении; отсюда компромиссы и непоследовательность. Здесь же и причина всех расхождений в мире цивилизованных идеалов и противоречивых, очень отличных друг от друга мотивов, вовлекающих людей с благими побуждениями, намерениями и высокими принципами в действия противоположного характера.

Человеческая жизнь определяется двумя наборами принципов: эгоизма и бескорыстия, блага индивидуального и блага группового, цели объективной и цели субъективной, материального побуждения и духовного импульса, национального патриотизма и мирового идеала, обособляющей религиозной веры и федерации религий, а также всего множества двойственностей, просто отражающих реализм людей-личностей (интегрированных и обособленных) или душ (выровненных и обладающих групповым сознанием). Вот главное расхождение в сегодняшнем мире, с перевесом на стороне обособленности, представляющей линию наименьшего сопротивления, и критической дифференциации. Постепенно обе позиции уравновесятся, и вес мирового идеализма будет постепенно смещаться в сферу душевного единения, пока наконец (хотя и не очень скоро) акцент мирового мышления не утвердится прочно и стабильно на "ангельской стороне". Обратите внимание на оккультную истину этой привычной фразы. Таким образом можно ожидать, что начнут ощущаться и действовать новые законы, управляющие жизнью души, то есть групповой жизнью. Поначалу это умножит трудности в мире, поэтому нужно объяснить смысл этих законов, их назначение и их действие.

 

1. Закон Жертвы  

 

Мы подошли к трудному и спорному разделу наших исследований. Нить, которая выведет нас из ведущего в тупик лабиринта мышления, куда нам волей-неволей приходится вступить, - это золотая нить групповой любви, группового понимания, групповых отношений и группового поведения.

 

 

Закон жертвы, первый из законов, которые должны быть постигнуты человеческим интеллектом и потому самый лёгкий для понимания (так как человек уже управляется им, и, значит, знает о нём), получил своё первое главное выражение в нашем постепенно уходящем веке, в нынешнюю эпоху Рыб. Этот закон всегда активно действовал в мире, ибо это один из первых внутренних субъективных законов, которые должны выражаться сознательно и в качестве активного идеала в жизни человека. Через все мировые религии красной нитью проходит тема божественной жертвы, жертвоприношения космического Божества в процессе универсального творения, и тема мировых Спасителей, Своей смертью и жертвой приближающих спасение и конечное избавление и освобождение. Но такова уж слепота и таково оскверняющее влияние низшего обособленного человека, что божественный закон жертвы применяется с эгоистическим намерением добиться личного, индивидуального спасения. Однако извращенная истина остаётся на своём собственном плане незатронутой, и этот главный мировой закон управляет появлением и исчезновением вселенных, солнечных систем, рас и наций, мировых лидеров и мировых правителей, воплощающихся человеческих существ и раскрывающихся Сынов Божьих.

Посмотрим, можно ли интерпретировать или определить подлинный смысл этого закона, который в действительности является выражением божественного импульса, инициирующего конкретную активность с вытекающими из неё результатами и следствиями. Именно аспект жертвенности обусловил создание миров и проявление божественного Творца.

Облегчить понимание Закона Жертвы нам помогут синонимы.

 

 

А]. Значение Закона Жертвы

 

 

Он подразумевает импульс к отдаче. В этой простой фразе заключён весь секрет доктрин "прощения грехов" и "искупления". Этот закон является основанием христианской доктрины любви и жертвенности. Отсюда акцент, который в Эпоху Рыб под влиянием христианства ставился именно на эти два на понятия - прощения и искупления. Верно, что человек своей ошибочной интерпретацией как обычно извратил данное учение и истину, под влиянием наваждения и иллюзии астрального плана и под влиянием Рыб обесценив их, как и всё остальное в настоящее время. Человеческое мышление подавило и исказило идеал, породив такие отвратительные понятия, как избранники Божий, избранные Господом, или единственные люди, которые получают пользу от жертвы и смерти великого Сына Божия и благодаря Его смерти во имя других перейдут в состояние небесного блаженства просто в результате эмоционального выбора. При этом игнорируются миллионы тех, кто, не имея к тому возможности, такого выбора не сделал. Смысл и значение символической деятельности великого Учителя из Назарета будут правильно поняты и оценены лишь после того, как будет более тщательно изучено значение групповых отношений, после того как в человеческом сознании займёт своё законное место смысл жертвы и смерти и найдёт правильное понимание и приложение закон отдачи, со всем что под ним подразумевается. Вот те, кто приносит себя в жертву:

Солнечное Божество, отдавшее Свою жизнь вселенной, Солнечной системе, планете и проявленным мирам, являющимся последовательно. То же сделало и космическое Божество. Но что это значит для нас? Ничего, кроме символа. Явление произошло под влиянием Его импульса, Его воли, Его желания, Его побуждения, Его идеи и цели. Затем последовал творческий акт и начался циклический эволюционный процесс проявления. На кресте материи был распят Космический Христос, и эта великая жертва предоставила благоприятную возможность всем развивающимся жизням во всех царствах природы и во всех сотворённых мирах. Благодаря ей они смогли двигаться вперёд. Во времени и пространстве началась работа и грандиозное шествие живых существ к ещё не сознаваемой цели. Мы не можем назвать причину такого образа действий Божества. Его конечная цель или план неизвестны нам и лишь отдельные аспекты технической стороны Его методов начинают открываться просветлённому уму. Те, Кто вследствие более длительного цикла жизни и опыта знает гораздо больше нас, намекают, что сознание Тех, Кто принял определённые высшие посвящения, получает какой-то проблеск понимания этого вечного космического Намерения. Характер этих посвящений по понятным причинам должен оставаться непостижимым для человечества. Всё, что способно постичь мыслящее человеческое существо, оглядываясь на историю планеты (в представлении современной исторической науки), это:

Развитие способности человека быть сознающим.

Всё большее и одновременное утончение форм жизни различных царств природы.

Усиление сознательной активности при ускорении жизни, непрестанно стремящейся трансцендировать время, как мы его понимаем.

Рост осознания продвижения от одного измерения к другому, позволяющий нам сегодня рассуждать категориями, характерными для состояния сознания четвёртого измерения, и сознавать чудесную возможность пяти или шести измерений.

Всё больший научный контроль над стихиями, в которых мы живем, и над силами природы. Сегодня мы говорим об овладении воздухом так же, как пятьсот лет назад (когда это представлялось невозможным) говори ли об освоении океанов. Мы преодолеваем гравитационное притяжение земли, чтобы научиться "летать пред ликом солнца".

От инстинктивной жизни чувственного сознания материальных форм мы продвинулись к интеллектуальной жизни самосознающих человеческих существ и интуитивных осознаний тех, кто начинает действовать как сверхчеловеческие сущности.

Всё это стало результатом целенаправленной обусловленной активности Великой Жизни, Которая избрала принести великую жертву и быть распятой на кардинальном Небесном Кресте, чтобы пройти космическое посвящение; Которая, по нашим (обусловленным нашей малостью и сравнительной неинформированностью) представлениям, распята ныне на фиксированном Небесном Кресте и, тем не менее, через посредство мутабельного Креста стимулирует изменения в эволюционном цикле, направленные на развитие сознания, ускорение утончения форм и ту интенсификацию жизни, что характеризует Её творчество.

Изучение трёх упомянутых задач:

1. Развития сознания

2. Утончения форм

3. Интенсификации осознаваемой жизни

даст серьёзному учащемуся хоть какое-то понимание самых низших аспектов божественной цели. Чудо открывающейся при этом идеи потрясает человеческое воображение. И если это правда, и если эти идеи - лишь выражение ещё более глубоких и прекрасных космических целей, то разве главная цель не превосходит намного возможности человеческого воображения, если даже её низшее выражение включает в себя высочайшие интуитивные и абстрактные концепции, доступные лишь самому возвышенному человеческому сознанию? Я рекомендую вам глубоко задуматься над этим.

Ясно теперь, почему именно энергия Четвёртого Луча связана с Законом Жертвы и почему в нашей четвёртой планетарной схеме и на нашем четвёртом глобусе (земном) столь большое значение придаётся Закону Жертвы, "Закону тех, кто выбирает умереть". Четвёртый Луч конфликта (конфликта во имя конечной гармонии) не входит в настоящее время в число проявленных Лучей, однако - в свете большего цикла - этот Луч есть главный контролирующий фактор земной эволюции и эволюции нашей Солнечной системы, относящейся к системам четвёртого порядка. Это объясняет, почему наша маленькая планета, Земля, занимает в Солнечной системе столь важное место. Дело не в том, что нам нравится так думать, теша тем самым своё тщеславие, но прежде всего в том, что Четвёртый Луч конфликта и этот первый закон являются - во времени и пространстве - доминирующими факторами четвёртого царства природы, человеческого царства. Наша планета, четвёртая в ряду божественного выражения, с которым мы связаны, специфическим образом соотносится с положением нашей Солнечной системы в ряду тех солнечных систем, что образуют тело выражения Того, о Ком Ничего Не Может Быть Сказано.

Никогда нельзя забывать, что Четвёртый Луч конфликта - это тот Луч, энергии которого при правильном понимании и приложении приводят к гармонии и воссоединению. Результатом такой гармонизирующей активности становится красота, но эта красота достигается через борьбу. При этом достигается жизнь через смерть, гармония через разлад, Союз через разнобой и беды.

Жертва солнечных ангелов привела к появлению четвёртого царства природы. "Возвращающиеся нирвани" (как они называются в эзотерической литературе) намеренно и с полным пониманием приняли человеческие тела, чтобы ускорить приближение этих низших форм жизни к цели. Ими были и являемся мы сами. "Владыки Знания, Сострадания и бесконечной стойкой Преданности" (то есть мы) выбирают умереть, чтобы эти малые жизни могли жить, и жертва их сделала возможной эволюцию вечно сущего сознания Божества. Это сознание, пройдя через дочеловеческие царства природы, для своего дальнейшего прогресса нуждается в действии солнечных ангелов. Этим и обусловлено

1. Наше служение Богу через жертвенность и смерть;

2. Наше служение другим душам путем намеренного самопожертвования;

3. Наше служение иным формам жизни в иных царствах.

Всё это подразумевает смерть и жертву Сына Божия, солнечного ангела, так как, с точки зрения Божества, нисхождение в материю, проявление через форму, принятие тела и расширение сознания через процесс воплощения оккультно считается смертью. Но ангелы "предпочитают умереть и, умирая, живут". Благодаря их жертве материя поднимается на Небо. Именно эта тема раскрывается на страницах "Тайной Доктрины" и очень подробно обсуждается в "Трактате о Космическом Огне". Жертва ангелов, смерть Сынов Божьих, принесение в жертву мистического Христа, распятие во времени и пространстве всех живых сущностей, называемых душами - вот тематика этих книг. Такова тайна, на которую намекают мировые Писания, такова вековая тайна, которая раскрывается душами людей лишь по мере того, как каждый человек индивидуально устанавливает сознательную связь с собственной душой и узнаёт о том, что радостно сделал в прошлом, осознавая ту высочайшую жертву, которую намеренно принёс на самой заре времён и которую в какой-то момент своего восхождения в качестве души на земле он символически сознательно повторяет ради блага других душ, чтобы ускорить их продвижение к цели. А затем приходит жизнь, когда в той или иной форме он разыгрывает, или прорабатывает внутри себя, но и перед наблюдающим миром, великую символическую драму, которую мы называем - Жертвой Мирового Спасителя. Такова тема исторического романа всех тех великих Сынов Божьих, которые веками приходили к пониманию величественной цели Бога, Слова, воплощённого через планету, солнечных ангелов, которые сами являются Словом, воплощённым в человеческой форме. Разыгрывают ли они эту драму, подобно Христу, чтобы показать человеку символизм смерти и жертвы, или разыгрывают её, как Будда, чтобы продемонстрировать принесение в жертву и смерть личного желания (ограничиваясь лишь двумя проявленными Сынами Божьими: Христом и Буддой), тема всё та же - смерть того, что ниже, ради освобождения того, что выше, или - в более широком масштабе - смерть того, что выше по порядку и шкале бытия, ради освобождения того, что ниже.

Но нужно усвоить тот урок (который в настоящее время и проходит человек), что смерть, как её понимает человеческое сознание, боль и скорбь, потеря и несчастье, радость и печаль являются таковыми лишь постольку, поскольку человек пока отождествляет себя с жизнью формы, а не с жизнью и сознанием души, солнечного ангела, потенциально обладающего осведомлённостью планетарного Божества, более широкая осведомлённость Которого (в свою очередь) потенциально является осведомлённостью солнечного Божества. В тот момент, когда человек начинает отождествлять себя с душой, а не с формой, он постигает смысл Закона Жертвы. Он начинает спонтанно управляться им. Он становится тем, кто намеренно предпочитает умереть. Но при этом нет ни боли, ни скорби, ни самой смерти.

Такова тайна иллюзии и наваждения. Этим двум лишающим свободы факторам не подвластен ни один Мировой Спаситель. Они не подвержены обману. Кстати отметим, что в Новом Веке мы расширим концепцию Мирового Спасителя. В настоящем мы главным образом применяем этот эпитет к тем душам, что приходят на Луче учительства, на Втором, или на Луче Христа. Они разыгрывают драму спасения. Но это заблуждение, обусловленное неодолимым эмоциональным наваждением Эпохи Рыб. Это астральное влияние своими корнями уходит в предшествующую нашей атлантическую цивилизацию. В ту эпоху объектом внимания было астральное тело. Многое из того, что происходит и может произойти сегодня, коренится в этом аспекте энергии. Из посеянных тогда семян сегодня распускаются цветы. И это очень хорошо и необходимо, даже если приходится терпеть страдания.

Но следует чётко сознавать, что Мировые Спасители приходят для служения человечеству, и Их жертва может принимать самые разнообразные формы в самых разных областях. Это могут быть и великие правители, и диктаторы, и политики, и государственные деятели, и ученые, и художники. Они выполняют работу спасения, восстановления, обновления и откровения, и выполняют её путем самопожертвования. Именно это и служит их отличительным признаком. В настоящее время их неверно понимают и неверно толкуют о них, судя о них больше по их ошибкам, чем по их замыслам. Но это преданные души. Они заняты спасением; они заняты подъёмом; они заняты интеграцией; они заняты просветлением. И чистый результат их работы, с точки зрения подлинной истории, есть благо.

Закон Жертвы и импульс к отдаче можно проследить в любом царстве природы. Он олицетворяется для нас основными жертвами, которые различные царства приносят друг другу. Возьмём, к примеру, принципиальные качества земных минералов и химических веществ. Они нужны другим формам жизни и поступают к человеку через растительное царство и воду, которую он пьет. Таким образом, даже в первом, самом плотном царстве природы (сознание которого так далеко от нашего), действительно происходит процесс отдачи. Но мы не можем в данном труде описывать действие Закона Жертвы в дочеловеческих царствах и должны ограничиться миром человеческой жизни и сознания.

 

 

Б]. Работа спасения

 

 

Закон Жертвы означает также спасение и лежит в основе всех эволюционных процессов, что особенно ярко выявляется в человеческом семействе. Инстинкт к совершенствованию, побуждение к прогрессу (физическому, эмоциональному и интеллектуальному), стремление к улучшению условий, тенденция к филантропии, так быстро распространяющаяся в мире, и чувство ответственности, заставляющее людей сознавать себя хранителями братьев своих,{10} - всё это выражение инстинкта самопожертвования. Этот фактор, хотя и признан современной психологией, но имеет гораздо более широкое значение, чем пока допускается. Именно эта инстинктивная тенденция и управляет Законом Перевоплощения. В ней выражен ещё более существенный фактор творческого процесса. Это главный определяющий импульс, побудивший Душу Самого Бога войти в жизнь в форме и побуждающий жизнь на инволюционной дуге опускаться всё глубже в материю, обеспечивая этим имманентность Бога. Именно эта тенденция ведёт человечество вперёд в его неистовой борьбе за материальное благополучие. Это она принуждает человека в конце концов повернуться спиной к "миру, плоти и дьяволу", как сформулировано в Новом Завете, и обратиться к миру духовному. Блудный сын пожертвовал домом Отца, когда решил отправиться в дальнюю сторону. Он расточил, пожертвовал своим имением, набираясь опыта земной жизни, пока не исчерпал все свои ресурсы и ему не осталось ничего другого, как пожертвовать напоследок и тем, чем он так дорожил, но в чём так и не нашёл удовлетворения. Ради меньших ценностей он пожертвовал более высокими и вынужден вернуться туда, откуда пришел. Такова символически изложенная в Библии жизненная история всех сынов Божьих, приходящих в воплощение. Впрочем, тема всех мировых Писаний одна и та же.

Побуждение жертвовать, оставлять одно ради другого, выбирать один образ, или линию, поведения и жертвовать другой, терять, чтобы в конечном счёте приобрести, - таков сюжет, лежащий в основе эволюции. Здесь требуется психологическое понимание. Это управляющий принцип самой жизни, как прекрасный золотой узор пробегающий по темному материалу, из которого соткана человеческая история. Когда это побуждение жертвовать ради достижения, приобретения или спасения чего-то желаемого будет понято, тогда будут получены и все ключи к человеческому раскрытию. Данная тенденция, или побуждение, отличается от того желания, что понимается и изучается сегодня академически. В действительности она означает выявление самого божественного в человеке. Это аспект желания, но динамическая, активная, а не чувственная его сторона, не само чувство. Это главный признак Божества.

Однако изучающим эзотеризм интересно будет отметить, что побуждение спасать и жертвовать ради искупления в разных планетарных схемах реализуется по-разному. Каждый Лучевой Владыка схемы, проявляясь через планету, выражает это побуждение по-своему, и каждое выражение настолько отличается от других, что человеческое существо вряд ли способно на большее, чем только распознать метод, применяющийся на нашей собственной планете. Посвящённым известно, что многообразные психологические характеристики лучевых Жизней совершенно особенно определяют способ выражения жертвы в ходе проявления. Великий поток живой энергии, проявляющий себя в нашей земной схеме эволюции, обусловлен темпераментом, позицией и ориентацией, характерными для "Божественного Мятежника". Только мятежный дух является причиной боли и скорби, но этот мятежный дух присущ и свойственен Самому Божеству нашей планеты, Тому, "Кем мы живем и движемся, и существуем". А потому данная тенденция превосходит индивидуальную единицу. И удивительную правду о планетарной Жизни можно выразить лишь с помощью символизма и категориями человеческой мысли. Но это всегда рискованно, так как люди по-своему толкуют всё, о чем читают, слышат и что переживают.

"Древний Комментарий" гласит:

"Он вошел в жизнь и познал её как смерть.

Он принял форму и с горечью узнал, что она темна.

Он выбрался из места сокровенного в поисках места света, и свет выявил всё, чего искал он менее всего.

Взмолился он о позволении вернуться.

Он искал Престола в вышних и Сидящего на нём. И сказал он: Не этого искал я. Я хотел мира, света, простора для служения, стремился доказать свою любовь и раскрыть своё могущество. Но света нет. И мир не найден. Позволь мне вернуться'.

Но Тот, Кто восседал на престоле, даже не повернулся. Казалось, Он не слушает и даже не слышит. Но вот из нижней сферы тьмы и боли донесся голос, взывающий: "Мы страдаем здесь. Мы ищем света. Нам нужна слава Бога входящего. (Только так я могу перевести последние два слова, чтобы передать древний символ). Подними нас на Небо. Войди, о Владыка, во гроб. Воскреси нас к свету, принеси жертву. Разрушь для нас стену темницы и войди в боль'.

Владыка Жизни вернулся. Но сделал это неохотно, - отсюда боль".

Те же условия, соотносящие Закон Жертвы с болью, скорбью и трудностями, имеют место на Марсе и Сатурне. На других планетах таких условий нет. Читавшие "Тайную Доктрину" и "Трактат о Космическом Огне" знают и понимают, что наша Земля не является священной планетой. Однако Сатурн, Марс и Земля интересным эзотерическим образом составляют личность грандиозной лучевой Жизни, энергия Которой относится к Третьему Лучу. Как уже отмечалось в другом месте, имеется семь священных планет, но десять планетарных схем, и в трёх случаях (относящихся к трём главным Лучам) личность каждой лучевой Жизни образуют три планеты. Некоторые эзотерические мыслители полагают, что число планет в составе нашей Солнечной системе следует считать равным двенадцати, и такой вывод имеет под собой основание. Личность Жизни Третьего Луча объединяет следующие планеты:

Ментальное тело выражается через планету Сатурн.

Астральное тело выражается через планету Марс.

Физическое тело выражается через планету Земля.

Это настолько могучая Жизнь, что для Своего выражения Она требует три полные схемы - все три тесно связанные и взаимозависимые. Так же связаны между собой Уран, Юпитер и Венера, проявляющие, или выражающие, другую великую Жизнь.

Эти факты отражают глубочайшую мистерию и никоим образом не противоречат той истине, что Венера имеет особую, сокровенную связь с Землей. Здесь нужно сообщить крайне важную информацию, но сделать это очень трудно, и чтобы передать её как можно точнее, я разобью её на следующие положения:

Лишь на трёх планетарных схемах боль и скорбь известны так, как их понимаем мы; но ни на одной из них их не знают так хорошо и не чувствуют так сильно, как наш планетарный Логос.

Боль и скорбь являются следствием мятежного духа и божественного недовольства. Обусловленный недовольством инстинкт к совершенствованию необходимо определил планетарный склад характера, или позицию, на которой всё воспринимается через призму двойственности.

Человеческому сознанию предстоит пройти определённую стадию - стадию сущностного единства, - на которой может и будет распознаваться то, что стоит за двойственностями.

Когда это произойдёт, сознание нашего человечества сольётся с лежащим в основе сознанием целого, которому неведомы боль и скорбь и которое, следовательно, избавилось от восприятия, преимущественно определяющего сознание трёх великих Жизней нашей солнечной системы.

Именно эта смутно ощущаемая истина стоит за той высшей метафизической мыслью, которая представляется Христианской Наукой, Единством и Божественной Наукой, и она же стоит за тем акцентом, который ставится христианством и эзотерическими школами на единении.

Инстинкт к совершенствованию через жертву имеет несколько разных форм.

Прежде всего, это инстинкт к улучшению индивидуального положения, становящийся причиной эгоизма, захватнических тенденций и ориентации материально мыслящих людей на материальное обладание.

Во-вторых, это инстинкт к улучшению положения других, поначалу из эгоистического мотива (чтобы избежать переживаний при виде страданий других), переходящий затем в чистое, бескорыстное служение, являющееся качеством души.

И, наконец, это активное привлечение и тотальное принесение в жертву низшего обособленного "я" благодаря способности "пребывать в духовном бытии", которая по необходимости подразумевает достижение такого состояния сознания, когда превосходится то, что символически может быть названо "земным, сатурнианским и марсианским" состоянием сознания.

Не будем забывать, однако, что содействие этим трём великим планетарным Жизням, через боль и мятежный дух воплощающим преимущественно Закон Жертвы, есть главный вклад в целое, значительно обогащающий его. Единицы божественной жизни и атомы электрической энергии, проходящие через эти три планетарные схемы, подчиняются им, чтобы получить такую психическую чувствительность, которая иначе была бы невозможна. Только те единицы жизни, что несут на себе печать главным образом Третьего Луча активности, проходят в течение какого-то времени через эти три схемы. Вот намёк, почему среди сынов человеческих преобладают Монады Третьего Луча. Луч активного интеллекта, выражающийся через семь лучевых типов, это, прежде всего, Луч, на котором находится большинство человеческих монад, особенно в наше время. Таким образом, получаем следующие психологические типы, характеризующие основную массу нашего человечества и дающие выражение Лучу активного интеллекта:

1. Воля, вызывающая отклик божественной цели.

2. Любовь, выражающая божественное качество.

3. Интеллект как отражатель Интуиции.

4. Конфликт, ведущий к гармонии.

5. Знание, или наука, ведущая к излучению.

6. Идеализм, утверждающий божественный образ.

7. Ритуал, или организация, проявляющие Божество.

Поэтому с психологической точки зрения и когда будет накоплено больше знаний об энергиях, определяющих тип человека, субъект, чья Монада находится, скажем, преимущественно на Третьем Луче, Эго - на Четвёртом, а личность - на Седьмом, будет обозначаться как Три, IV. 7. Эта простая формула будет отмечать и более мелкие дифференциации. Например, личность Седьмого Луча может обладать ментальным телом Первого Луча, астральным телом Пятого Луча и физическим - Третьего Луча. Тогда формула примет такой вид:

Три, IV. 7.(1 – 5 - 3)

Что означает:

 Монада - Третий Луч

 Эго - Четвёртый Луч

 Личность - Седьмой Луч

 Ментальное тело - Первый Луч

 Астральное тело - Пятый Луч

 Физическое тело - Третий Луч

Учащимся было бы полезно попытаться составить подобную формулу для себя и других. Одновременно следует рассматривать гороскоп. Подробнее это будет обсуждаться в следующем томе после того, как мы разберём астрологическую сторону науки Лучей.

Поэтому Закон Жертвы никогда не может быть исключён ни из нашей земной схемы, если говорить о человеческих и дочеловеческих реакциях на скорбь и боль, ни с планет Сатурна и Марса. В других схемах он относительно неизвестен. Блаженство и Жертва - синонимы для нашего солнечного Логоса так же, как и для большинства планетарных Логосов. Об этом необходимо помнить. Ощущение этой свободы от ограничений боли и скорби знакомо наиболее продвинутым сынам человеческим на Земле, которым известен экстаз мистика, экзальтация посвящённого и пронзительная агония жертвы или любого доведённого до сублимации чувства. Во время сублимации человек трансцендирует механизм боли и способность регистрировать чувственные восприятия и мгновенно оказывается на плане единства. Здесь нет ни боли, ни скорби, ни мятежного духа, ни страдания. Когда живая, вибрирующая антахкарана, или мост, построена, этот "путь спасения" становится естественным способом жизни. Уход от боли происходит теперь автоматически, так как центр сознания находится в другом месте. В упомянутых случаях, и если антахкарана не является свершившимся, утвердившимся фактом, тонкая нить частично проложенного "пути спасения" под действием колоссального давления и возбуждения выбрасывается вперёд, подобно световой ленте, и мгновенно соприкасается со светом, который есть "Я". Это вызывает экстаз и экзальтацию. Но длится это недолго и не может сознательно повторяться до третьего посвящения. А потом "путь спасения" становится "путём повседневной жизни" (не очень точный перевод древней оккультной фразы). Тогда боль постоянно трансцендируется и пары противоположностей - удовольствие и боль - более не имеют никакой власти над учеником.

Всё это составляет тему эзотерической психологии и при правильном понимании объясняет

 Сатурнианское влияние в человеческой жизни.

 Угасание мятежного духа или прекращение марсианского влияния.

 Построение антахкараны, которое освобождает человека от контроля личностной жизни.

 Пробуждение группового сознания.

 Последующее отвержение боли и скорби.

 Вступление в Нирвану и начало реального Пути.

Закон Жертвы означает также -

 

 

В]. Отказ от приобретённого

 

 

Такова основная тема "Бхагавад Гиты". Этот трактат о душе и её раскрытии учит нас "действовать без привязанности", тем самым закладывая фундамент для последующих отказов, которые могут осуществляться без боли и чувства потери, поскольку мы раскрыли в себе извечно дремавшую в нас способность отрешения от того, чем обладаем.

Закон принимает множество форм, поэтому мы можем показать лишь несколько самых общих из них, те, что содержат главные уроки для каждого ученика.

Во-первых, душа должна отбросить личность. Веками она отождествляла себя с низшим личностным "я", посредством которого копила опыт и знания. Должно прийти время, когда этот посредник "больше не дорог" душе и отношения их меняются на противоположные. Не душа теперь отождествляется с личностью, но личность отождествляется с душой и теряет качество и положение своей обособленности. Всё, что приобреталось долгими веками борьбы и разлада, боли и удовольствия, страданий и удовлетворения желаний, всё, что было дано душе в обладание непрестанно обращающимся колесом жизни, - Всё должно быть отброшено. Жизнь для ученика превращается в серию процессов отказа, пока он не усвоит урок отречения.

Всё происходит в такой последовательности: сначала бесстрастие, затем различение, и наконец отстранение. Чтобы когда-нибудь пожать плоды жертвенности, все ученики должны медитировать над этими тремя словами.

"Напитав всю вселенную частицей Себя, Я остаюсь неизменным".{11} Вот к чему стремится душа в своих усилиях, и вот тот дух, что должен лежать в основе всякой творческой работы. Эта мысль даёт ключ к пониманию символа Закона Жертвы - розового креста с летящей над ним птицей. Крест любви (розовый - цвет любви) и птица (символ души), свободно летящая во времени и пространстве.

Во-вторых, душе придётся отбросить не только свою привязанность и приобретения, сделанные благодаря контакту с личным "я", но и самым решительным образом отбросить привязанность к личным "я" других. Она должна научиться знакомиться и общаться с другими людьми только на плане души. Для многих учеников это суровый урок. Они могут уже мало заботиться о себе, выработав большую личную отстранённость. Они могут не дорожить приобретениями, сделанными в контакте со своим низшим личным "я". Они учатся и уже в большой степени способны превзойти всё это, но любовь к своим детям, семье, друзьям и близким имеет для них первостепенное значение и держит их узниками низших миров. Они никак не осознают, что их любовь - это в первую очередь любовь к личностям и лишь во вторую - к душам. Об этот подводный камень у многих учеников разбиваются целые жизни, пока через боль, страдания и постоянную утрату того, чем они так дорожат, их любовь не вступает в новую, более высокую и истинную фазу. Они поднимаются над личным и снова находят - после пережитых утрат и страданий - тех, кого любят теперь как души. Тогда они понимают, что всегда только приобретали, и никогда теряли, а исчезло лишь то, что было иллюзорным, эфемерным и неистинным. Обретён реальный Человек, который уже никогда не потеряется.

Чаще всего это проблема родителей, стоящих на Пути Ученичества, и именно через своих детей они получают тот урок, который может освободить их для посвящения. Они привязывают своих детей к себе, что, противореча закону природы, действует губительно. Это вершина эгоизма. Но если бы они знали и видели правильно, то поняли бы, что для того, чтобы удержать, надо отстраниться, чтобы сохранить, надо отпустить. Таков закон.

Кроме того, душа должна научиться отказываться от плодов, или выгод, служения и научиться служить, не привязываясь ни к результатам, ни к средствам, ни к людям, ни к похвале. К этому я вернусь позже.

В-четвёртых, душа должна перестать считать себя ответственной за то, что могут делать другие ученики. Многие серьёзные служители держатся за своих соратников, не могут перестать контролировать их или их деятельность на внешнем плане. Это тонкая ошибка, скрывающаяся за чувством благонамеренной ответственности и за приверженностью принципам, каковыми их считает индивид, опираясь на свой накопленный опыт ученика - естественно, неполный. Отношения между учениками эгоические, а не личные, и связь проходит на уровне души, а не ума. Каждая личность следует собственному назначению, должна сама выполнять собственные обязанности, исполнять собственную дхарму и отрабатывать собственную карму, отвечая за себя перед своим Владыкой и Учителем, Душой. И отвечать придётся. Имеет ли это какое-то отношение к обособленности и одиночеству? Имеет, когда речь идёт о внешней деятельности. Только когда сотрудничество служителей основано на внутренней субъективной связи между ними, может выполняться совместная работа.

В настоящий момент истории мира и его периодического спасения от губительных для существующей цивилизации условий стремящимся необходимо понять, что процесс спасения должен проходить по Закону Жертвы и что в наше время может быть достигнуто только относительное внешнее единство. Многие служители пока не достаточно ясно видят перспективу, чтобы работать в совершенном единодушии относительно целей и задач, техники и методов, с полным пониманием и единством подхода. Такое гибкое, совершенное сотрудничество - дело будущего. Существует чудесная возможность установить внутренний контакт и отношения, основанные на понимаемом единстве цели и душевной любви, и каждый ученик должен прилагать к этому все усилия. На внешнем плане из-за действия в наш век и время обособляющего ума полное согласие относительно деталей, методов и понимания принципов невозможно. Но внутренние отношения и сотрудничество необходимо устанавливать и развивать, несмотря на внешние расхождения во мнениях. Если внутренняя связь поддерживается любовью и если ученики отказываются от притязаний на авторитет друг перед другом и ответственности за действия друг друга и в то же время стоят плечом к плечу, делая Единое Дело, тогда различия, расхождения и разногласия между ними автоматически преодолеваются. Ученикам в настоящее время важно следовать трём правилам.

Первое, старайтесь не допускать никаких трещин в ваших внутренних отношениях. Целостность внутреннего коллектива служителей должна оставаться нерушимой.

Второе, исполняйте собственный долг и задачу, несите собственную ответственность и предоставьте своим товарищам-ученикам делать то же, не подвергая их ударам ваших мыслей и критики. Существует множество способов и средств, и взгляды разнятся от личности к личности. Но принцип работы в том, чтобы любить всех и служить человечеству, питая в то же время более глубокую внутреннюю любовь к тем, с кем вам суждено работать. Каждая душа укрепляется на пути света благодаря своему служению, благодаря приобретаемому опыту, совершаемым ошибкам и получаемым урокам. Всё это, естественно, должно быть личным и индивидуальным. Но сама работа одна. Путь один. Любовь одна. Цель одна. Они-то и имеют значение.

Третье, в работе всегда мыслите, исходя из двух первых правил, честно исполняемых. Ваши точка зрения и сознание принадлежат вам и потому для вас правильны. Но то, что так ясно и так важно для вас, не обязательно имеет такую же ценность или значимость для ваших братьев. Важный для вас принцип другой ум, более сильный по сравнению с вашим, и более продвинутый ученик могут видеть как аспект большего принципа, как интерпретацию принципа, уместную и правильную в одно время, но в другое время и другим умом могущую быть истолкованной иначе. С позиций Закона Жертвы эти три правила можно интерпретировать так:

Откажитесь, принесите в жертву свою извечную тенденцию критиковать и исправлять работу других и этим поддержите внутреннюю целостность группы. Критицизм спутал больше планов служения и задержал больше работников, чем любой другой фактор.

Откажитесь, пожертвуйте чувством ответственности за действия других, особенно учеников. Старайтесь, чтобы ваша собственная активность отвечала их активности, и в радости борьбы на пути служения исчезнут различия и будет достигнуто общее благо.

Отбросьте гордыню ума, считающего свой путь и свои интерпретации правильными и истинными, а путь и интерпретации других - неправильными и ошибочными. Это путь обособления. Следуйте по пути интеграции, который является путём души, а не ума.

Это суровые правила, но ими руководствуются Наставники на внутренней стороне в Своих действиях и мыслях, работая друг с другом и с учениками. В силу естественных причин внутренняя целостность - неопровержимый факт для Них. Для ученика это не так. Но для внутренних Наставников внешние разногласия невозможны. Они предоставляют друг другу полную свободу в служении Плану. Они учат Своих учеников (независимо от их степени) свободно служить Плану, ибо свобода, ощущение радости и сила общей внутренней любви лучшее всего способствуют делу. Искренность - вот чего хотят Они. Готовность пожертвовать меньшим в ожидании большего - вот чего Они ищут. Спонтанный отказ от долго поддерживавшихся идеалов перед лицом идеала более великого и значимого, - вот Их ориентир. Принесение в жертву гордыни и личности при осознании грандиозности работы и неотложности действия объединяет Их в сотрудничестве. Важно, чтобы ученики учились жертвовать несущественным ради продвижения работы. Как бы плохо это ни сознавалось, но множество техник, методов и способов второстепенны по сравнению с главной потребностью мира. То и дело друг друга сменяют разнообразные способы, точки зрения, эксперименты и усилия - бесплодные и успешные. А человечество остаётся. Всё это свидетельствует о многообразии умов и опыта, но цель неизменна. Личность всегда имеет какие-то отличия. Но когда умом управляет Закон Жертвы, он неизбежно заставляет каждого ученика отбросить личное в пользу универсального и души, которой неведомы ни обособленность, ни различия. Тогда ни гордость, ни узкая и близорукая перспектива, ни любовь к вмешательству в чужие дела (свойственная столь многим), ни неправильная оценка мотивов других не препятствуют ни взаимному сотрудничеству учеников, ни их служению миру.

 

2. Закон Магнетического Импульса  

 

 

Следует помнить, что мы не рассматриваем тот аспект Второго Луча, который специфически связан с формой и является связующим магнетическим агентом всякой формы, будь то атом, человек или солнечная система. Мы не затрагиваем здесь отношения между формами, даже если они обусловлены (как это в основном и бывает) энергией Второго Луча. Мы также не касаемся отношений души с формой, будь то отношения Единой Души с множеством форм, или отношения индивидуализировавшейся души с заточающей её формой. Нас интересуют исключительно те законы, которые регулируют отношения между душами и управляют синтезом, лежащим в основе форм. Они определяют сознательный контакт между многими аспектами Единой Души. Последнюю фразу я продумал очень тщательно.

Закон Магнетического Импульса управляет отношениями, взаимосвязью, взаимодействием и взаимопроникновением семи групп душ на высших уровнях ментального плана, которые образуют первую из главных формальных дифференциаций. Осмысленно изучать их мы можем только с точки зрения семи лучевых групп, составляющих духовный аспект человеческого семейства. Закон регулирует также отношения тех душ, которые во время проявления в форме связаны между собой. Таким образом, этот закон определяет взаимоотношения между всеми душами в пределах того, что христиане называют "Царством Божиим". При правильном его понимании человек познаёт свою субъективную жизнь. Он может субъективно овладеть могуществом, что позволит ему сознательно работать в форме и с формой, сохраняя при этом свою поляризацию и сознание в ином измерении и активно действуя за сценой. Закон определяет ту внутреннюю эзотерическую активность, которая не связана напрямую с жизнью в форме.

Первостепенная важность этого закона объясняется тем, что само Божество находится на Втором Луче, а также тем, что наша Солнечная система относится к этому Лучу, и, следовательно, все Лучи и многообразные состояния, или группы сознания, все формы, проявленные и не проявленные физически, несут на себе печать этого Луча и управляются им; поэтому, в конечном итоге, они контролируются этим законом. Закон Магнетического Импульса в сфере души представляет собой то же, что Закон Притяжения - в феноменальном мире, и в действительности является субъективным аспектом последнего. Это Закон Притяжения царства душ, но, поскольку он действует на тех уровнях, где нет "великой ереси разделённости", нам с нашим активным различающим умом трудно понять его смысл и значение. Он управляет сферой души, на него отзываются Солнечные Ангелы, под его влиянием распускаются эгоические лотосы. Может быть, его проще понять, если рассматривать как:

 Импульсивное взаимодействие между душами в форме и вне формы.

 Базис эгоического распознавания.

 Фактор, способствующий переориентации в трёх мирах.

 Причину магнетического сопряжения между Учителем и группой, или Учителем и учеником.

У него есть оккультное название, и мы называем его "Законом Полярного Единства". Но говоря вам, что здесь подразумевается соединение пар противоположностей, слияние двойственностей и брак душ, я произношу бессмысленные слова, или слова, которые в уме стремящегося олицетворяют - в лучшем случае - идеал, настолько тесно связанный с материальным, настолько соотносящийся с процессами отстранения (к которому так усердно стремятся ученики!), что я отчаиваюсь донести до вас истину о душах и душевных отношениях.

Закон регулирует также отношения души группы с душой других групп. Он определяет важнейшее взаимодействие, - сила которого ещё не понимается, - души четвёртого, человеческого, царства природы, с душой трёх дочеловеческих царств и душой трёх сверхчеловеческих царств. Поскольку человечество играет главную роль в великой схеме, или Плане, Бога, закон этот станет для него определяющим. Это, однако, произойдёт не ранее, чем большинство человеческих существ в какой-то мере поймёт, что значит функционировать как душа. Тогда, повинуясь этому закону, человечество будет служить передатчиком света, энергии и духовной мощи дочеловеческим царствам, являясь каналом связи между "тем, что наверху, и тем, что внизу". Таково его высокое назначение.

Как некоторые люди благодаря медитации, дисциплине и служению установили самый непосредственный контакт с собственными душами и способны стать каналами душевного выражения, посредниками для передачи в мир душевной энергии, так и люди, ориентированные на жизнь души, в совокупности образуют группу душ, связанную с источником духовных ресурсов. Они, как группа и с точки зрения Иерархии, установили контакт и "соприкасаются" с миром духовных реалий. Как отдельный ученик стабилизирует такой контакт и учится быстро осуществлять выравнивание и после этого - только после этого - может вступать в контакт с Учителем своей группы и с пониманием откликаться на План, так и эта группа осуществивших выравнивание душ входит в контакт с некоторыми великими Жизнями и Силами Света, такими как Христос и Будда. Суммарное устремление, самоотдача и осмысленная преданность группы поднимают её членов гораздо выше, чем они могли бы подняться поодиночке. Групповая стимуляция и соединённое усилие дают всей группе столь интенсивную реализацию, какая иначе была бы невозможной. Как Закон Притяжения, действуя на физическом плане, соединил их как отдельных людей в едином групповом усилии, так и Закон Магнетического Импульса может распространить на них своё действие, когда они, опять же как группа и только как группа, совместно и в полном самозабвении образуют каналы служения.

Эта мысль отражает непосредственную возможность для всех групп стремящихся и сплоченных людей доброй воли в сегодняшнем мире. Работая вместе, как группа душ, они многого могут добиться. Данная мысль иллюстрирует также значение этого закона, который реально устанавливает полярное единство. И здесь нужно понимать, что за такой работой нет личных амбиций, хотя бы и духовного характера, нет никакого стремления к личному единству. Это не мистический союз в духе писаний или мистической традиции. Это не выравнивание и единение с группой Учителя, не слияние с внутренним коллективом связанных обетом учеников или даже с жизнью собственного Луча. Всё это подготовительные и индивидуальные факторы. Над этим предложением я прошу вас подумать. Единство это имеет гораздо более существенное и важное значение, ибо это групповое единство.

Мы хотим инициировать столь могучее групповое действие, которое в своей растущей движущей силе в должное время произвело бы магнетический импульс, достаточно мощный, чтобы достичь Жизней, озабоченных судьбами человечества и нашей цивилизации и работающих через Учителей Мудрости и всю Иерархию. Это групповое действие вызовет Их ответный магнетический импульс, который через посредство всех групп стремящихся соберёт осеняющие благодетельные Силы. Благодаря концентрированному усилию этих групп (субъективно образующих Единую Группу) свет, вдохновение и духовное откровение прольются в сегодняшний мир столь мощным потоком, что произведут конкретные изменения в человеческом сознании и помогут улучшить обстановку в нашем страждущем мире. Поток этот откроет людям глаза на основные реалии, которые пока только смутно ощущаются мыслящей частью общества. Человечество само должно вносить необходимые коррективы, веря, что способно делать это сознаваемой в себе мудростью и силой. Тем не менее, за сценой постоянно находится всемирная группа стремящихся, безмолвно работающих в единении друг с другом и с Иерархией, таким образом поддерживая открытый канал, через который текут необходимые мудрость, сила и любовь.

В этой великой задаче задействованы следующие отношения и образования, идущие в таком порядке:

1. Силы Света и Дух Мира,{12} воплощённые Жизни, обладающие гигантской групповой мощью.

2. Планетарная Иерархия.

3. Будда.

4. Христос.

5. Новая Группа Мировых Служителей.

6. Человечество.

Обратите внимание, что Будда фокусирует в Себе нисходящие силы, а Христос - исходящее требование и духовные устремления всей планеты. Это способствует планетарному выравниванию огромной эффективности. Выполнение необходимой работы позволит произвести и необходимые улучшения в мире. Успех или неудача здесь всецело зависят от разрозненных, но духовно выровненных людей, которых мы называем Новой Группой Мировых Служителей.

Приведённый перечень даёт некоторое представление о том, что подразумевается под словами "Закон Полярного Единства". Весь процесс задействует сознание, и там же получаются результаты, ведущие к последующим событиям на физическом плане, которые зависят от сознательной реализации этих результатов людьми доброй воли, входящими или не входящими в Новую Группу Мировых Служителей.

Эта работа, осуществляемая успешно и с пониманием, должна создать предпосылки для установления новых отношений между Иерархией и родом человеческим. Данное усилие могло бы отметить (и, будем надеяться, отметит) становление нового вида посреднической работы - работы, проводимой группой служителей-спасателей, проходящих подготовку с тем, чтобы образовать группу, которая в конце концов спасёт мир согласно Закону Жертвы. Такая посредническая работа, однако, включает распознавание Закона Магнетического Импульса и желание понять его и сотрудничать с Теми, Кто владеет им. С его помощью и при правильном его понимании можно достичь необходимого единения между освобождёнными душами (являющими собой символ Души во всех формах) и душами в заточении. Успех намеченной задачи во многом зависит от интеллектуального осмысления членами Новой Группы Мировых Служителей соответствующей техники. Зависит он и от их готовности признать саму возможность и работать в обозначенных направлениях. У них нет гарантий правильности утверждений о значении нынешнего периода, нет и собственного представления об описываемой ситуации. Некоторые не знают даже о существовании наблюдающей Иерархии, но это преданные бескорыстные души и как таковые принадлежат Новой Группе Мировых Служителей. Если они смогут всегда концентрировать своё устремление, свои молитвы и медитации и своё служение в унисон с остальными служителями, спасение человечества будет осуществляться гораздо скорее, чем раньше, и на зов отзовутся многие.

Для отдельного ученика значение Закона Магнетического Импульса и соответствующих отношений в его собственной жизни тоже можно представить в определённом порядке:

1. Мир душ на высших ментальных уровнях.

2. Учитель его группы.

3. Солнечный ангел.

4. Стремящийся ученик на низших ментальных уровнях.

5. Личность, интегрированная и часто беспокойная.

6. Окружение стремящегося.

Учащимся полезно иметь в виду эти аналогии, так как это может помочь им избавиться от ограничений в своей жизни и лучше представить перспективы, когда они увидят, что их малая, незначительная жизнь есть лишь отражение более важных и существенных факторов.

Стоит всегда помнить, что на плане душевного существования нет обособленности, нет "моей души и твоей души". Категориями души и тела мы мыслим только в трёх мирах иллюзии и майи. Это оккультная, отлично известная банальность, но повторение хорошо известной истины помогает иногда прочувствовать её точность.

Вторую иллюстрацию, которая, возможно, ещё больше прояснит смысл и назначение этого закона и которая вызовет глубокий интерес у эзотеристов, можно усмотреть в символе, представляющем его в священных записях и в архивах Ложи. Это два огненных шара и треугольник. Он имеет не только планетарное и космическое значение, но и самое непосредственное отношение к индивидуальному раскрытию (в физическом теле) духовной жизни ученика. Я расскажу о нём очень просто. Учащимся известно, что в голове имеются два центра: аджна и головной центр - два огненных шара, символизирующих огненное сознание души, а не животное сознание тела.

Оба центра (экстернализованные двумя железами: шишковидной и гипофизом) начинают вибрировать, оживают и интенсивно активизируются в результате служения, медитации и правильной устремлённости. В конце концов между ними протягивается и всё более упрочивается линия контакта. Вверх по позвоночнику проходит другая линия, проводящая огненную мощь. По мере того, как жизнь души набирает силу, усиливается и излучение этих центров и обозначаются границы сферы их влияния, что создаёт двойное магнетическое поле. Выражаясь эзотерически, они "магнетически притягиваются друг к другу" и к энергии, запертой в позвоночнике и локализованной в пяти его центрах. Наконец, взаимодействие становится настолько мощным, что в магнетическом поле образуется силовой треугольник, и этот треугольник света, живого огня, соединяет три "лайя центра". Вот вся суть символа, говорящего о том, что ученик теперь контролируется субъективной стороной своей природы. Он оказывается под управлением Закона Магнетического Импульса (на что указывает соединение головных центров), и оба аспекта его природы, высший и низший, составляющие два полюса ученика, теперь соединены. Так осуществляется полярное единство. Предмет такого магнетического взаимодействия даёт пищу для размышлений и указывает путь группового и индивидуального служения. Забывая в служении о своём "я" и приближаясь к стадии безразличия к требованиям и обстоятельствам личности, отдельные стремящиеся всё больше дорожат духом - глубоким и сильным -доверия, радости и любви друг к другу; они учатся совместно и искренне работать ради помощи миру и содействия Иерархии.

 

 

3. Закон Служения  

 

 

Мы начинаем рассмотрение третьего Закона Души, управляющего всей активностью души. Это Закон Служения. Однако прежде чем приступить к теме, я хотел бы подчеркнуть три обстоятельства, заслуживающих вашего пристального внимания.

Во-первых, результат любого достигнутого в медитации контакта и степень успеха определяются последующим служением человечеству. И правильное понимание обязательно влечёт за собой правильное действие.

Выше указывалось, что Новый Век выдвинет на передний план три великие науки, которые поведут человечество от нереального к реальному, от устремления к реализации. Это:

Наука Медитации, будущая наука об уме.

Наука Антахкараны, или наука соединения высшего ума с низшим.

Наука Служения, то есть непосредственная техника единения.

Последнюю науку мы и рассмотрим подробно, поскольку она представляет собой главный фактор освобождения в жизни ученика.

Во-вторых, Закон Служения - это то, чего нельзя обойти. Уклонение - сознательное - влечёт за собой расплату. Способность служить отмечает определённую стадию продвижения на Пути, и пока такая стадия не достигнута, нельзя нести спонтанное служение с любовью и мудростью. А до того можно говорить лишь о добрых намерениях, смешанных мотивах и нередко - о фанатизме. Позднее мы подробнее обсудим это.

Закон налагает на планетарный ритм определённые энергии и импульсы, поступающие от того знака Зодиака, в который мы неизбежно вступаем. Поэтому уклониться от него нельзя. Он является следствием той силы, которая в некоторых странах навязывает массам столь строгую регламентацию, что индивид служит группе, будучи принуждён к отвержению своего личного "я". Его собственные идеи, личное благополучие и собственная индивидуальность подчиняются целому, и при этом почти не происходит никакого душевного раскрытия. Добровольно или нет, он вынужден подчиняться групповым требованиям. Таково одно из низших проявлений воздействия данного закона на человеческое сознание. Высшее же его проявление мы видим в служении во всех царствах природы планетарной Иерархии Учителей. Между двумя этими крайними выражениями гигантская разница, но оба одинаково вызваны откликом (сознательным в одном случае и бессознательным - в другом) на Закон Служения.

В третьих, Закон Служения был впервые полностью выражен две тысячи лет назад Христом. Христос был предтечей Эпохи Водолея, потому и повторял постоянно, что является той "водой живой", которая так нужна людям.{13} Отсюда эзотерическое название закона - закон "воды и рыб". Медленно, очень медленно, эпоха Рыб подготовила почву для божественного выражения того служения, что составит славу грядущих столетий. Сегодня мир всё лучше сознаёт, что "никто не живёт для себя"{14} и что только когда любовь, о которой столько написано и сказано, находит выход в служении, человек начинает в полной мере раскрывать свои способности.

Знак Водолея - это человек с кувшином воды на плечах, настолько полным, что вода изливается из него на всех без исключения, но не убывает. Знак Закона Служения весьма схож с ним, с той только разницей, что человек стоит в совершенном равновесии в виде креста, вытянув руки в стороны и с сосудом воды на голове. Но это различие заключает в себе большое значение. Кувшин воды на плечах означает бремя служения. Служить нелегко. В наше время человек только начинает учиться служению. Кувшин воды на голове человека, так долго пребывавшего на кресте жертвы, что данное положение стало для него совершенно естественным, показывает, что крест, продолжительное время его поддерживавший, теперь исчез. Человек с кувшином воды на голове символизирует для нас равновесие, стабильность, баланс. К равновесию его подготовило понимание Закона Магнетического Импульса. Это Закон Полярного Единства, и именно он символизирован в зодиакальном знаке созвездия Весов - равновесие и служение. Это два выражения Божественности, которые в настоящее время представляют следующую великую задачу человека.

Служение обычно считается в высшей степени желательным, но редко сознаётся, насколько тяжело оно по своей сути. Приходится отдавать очень много своего времени, жертвовать собственными интересами и идеями, очень много и напряжённо трудиться, поскольку требуются намеренные усилия, сознательная мудрость и способность работать без привязанности. Нелегко рядовому стремящемуся выработать подобные качества, тем не менее сегодня тенденция служить проявляется в мире подавляющим большинством людей. Таков успех эволюционного процесса. В служении часто прослеживается попытка навязать окружающим точку зрения несущего это служение, ибо то, что претендующий на статус служителя полагает хорошим, истинным и полезным, непременно должно быть хорошим, истинным и полезным для всех. Служением считается то, что делается для бедных, страждущих, больных и несчастных, поскольку мы думаем, что хотим помочь им, не сознавая, что предлагаем помощь главным образом потому, что нам же самим не по себе из-за их горестных обстоятельств и мы стараемся улучшить их, чтобы вновь чувствовать себя спокойно. Акт помощи в первую очередь избавляет от страдания нас, даже если нам не удается полностью избавить от него или хотя бы облегчить положение самих страдающих.

Часто служение оказывается признаком делового, сверхактивного темперамента или самодовольной позиции, побуждающих его обладателя энергично изменять ситуации, делая их такими, какими они, по его мнению, должны быть, тем самым побуждая других соглашаться с тем, что служитель считает нужны делать.

Или, опять-таки, служение может быть следствием фанатичного желания следовать по стопам Христа, великого Сына Божьего, Который "ходил, благотворя",{15} оставляя нам пример для подражания. Таким образом, люди служат ради послушания, а не из спонтанного сострадания к нуждающимся. Поэтому, служение их лишено своего главного качества, и изначально не выражает ничего, кроме каких-то жестов. Также служение может быть следствием глубоко затаённого желания духовного совершенства. Оно считается одним из требований ученичества, то есть, чтобы стать учеником, необходимо служить. Теория верна, но отсутствует живая суть служения. Идеал хорош, правилен и похвален, но за ним стоит абсолютно негодный мотив. Кроме того, причиной служения может быть всё шире распространяющаяся мода или обычай заниматься каким-либо видом служения. Эта тенденция набирает силу. Каждый активно участвует либо в движениях за благоденствие, либо в филантропических мероприятиях, либо в работе Красного Креста, либо в повышении образовательного уровня, либо в улучшении удручающего состояния мира. Служить в какой-нибудь области модно. Служение даёт ощущение могущества; служение приносит друзей; служение есть форма групповой активности и часто даёт гораздо больше служителю (в мирском смысле), чем тем, кому он служит.

И всё же, несмотря на все эти проявления неправильной мотивации и ложного устремления, то или иное служение постоянно и охотно осуществляется. Человечество приближается к правильному пониманию служения. Оно начинает отзываться на этот новый закон и учится реагировать на непреклонно продвигаемую волю той великой Жизни, что насыщает созвездие Водолея, подобно тому как наш солнечный Логос насыщает нашу Солнечную систему и наш планетарный Логос - нашу планету.

Идея служения сегодня первой требует осмысления, так как (осмысливая её) мы широко открываемся новым влияниям. Закон Служения есть выражение энергии великой Жизни, которая в сотрудничестве с Тем, "Кем мы живем и движемся, и существуем", подчиняет человеческую семью определённым влияниям и потокам энергии, которые в конечном итоге приводят к трём результатам:

1. Пробуждению сердечного центра всех стремящихся и учеников.

2. Осмысленной фокусировке эмоционально поляризован ной части человечества в уме.

3. Перенесению энергии солнечного сплетения в сердце.

Раскрытие того, что можно назвать "сознанием сердца", или развитие истинного чувства, есть первый шаг к групповой осведомлённости. Групповая осведомлённость и отождествление с чувствующим аспектом всех групп - это то качество, которое ведёт к служению - служению, подобному служению Учителей и служению, продемонстрированному для нас в Галилее Христом.

 

 

А]. Некоторые вопросы о служении

 

 

Таким образом характер сегодняшнего служения обусловлен тем, что на новые влияния Водолея в настоящее время откликается астральное тело, проводящее их через солнечное сплетение. Этим и объясняется эмоциональность большей части служения в современном мире, а также ненависть тех, кто чувствительно реагирует на страдание и кто по причине эмоционального отождествления со страданием возлагает вину за ужасающие обстоятельства на отдельных людей или целые группы. Этим же объясняется и в основном неудовлетворительный характер того, что делается ныне для улучшения положения, - неудовлетворительный с высших позиций души.

Если же служение руководствуется ментальным откликом на человеческие нужды, то вся проблема выносится из-за завесы иллюзии и из долины мирового наваждения. Тогда импульсы к служению регистрируются в сердечном центре, а не в солнечном сплетении, и когда такое положение получит более широкое распространение, мы увидим более радостную и успешную картину служения.

Я стараюсь сделать данный трактат как можно более практическим, так как новая наука служения должна базироваться на правильном фундаменте и здравом понимании. Вероятно, осветить эту новую и в то же время избитую тему проще всего, сформулировав некоторые вопросы и отвечая на них по возможности полно и точно.

1. Как мы определяем слово "служение"?

2. Какова сфера действия этой науки и почему мы называем её наукой?

3. Каковы признаки истинного служителя?

Какое действие оказывает служение

1. На ум?

2. На эмоции?

3. На эфирное тело?

Доказывает ли данная наука, что семь ключевых, или лучевых, типов используют различные методы в своём служении?

Рассмотрение этих вопросов позволяет выполнить три задачи:

В связи с каждым вопросом показать, что служение - не сантименты и не идеал, но следствие и научный процесс в одно и то же время.

Отразить нынешнюю потребность в правильном пони мании такого образа действий, с помощью которого Новая Группа Мировых Служителей выведет человечество в мир истинного смысла и реальных ценностей. Я постараюсь показать, как будет работать Новая Группа Мировых Служителей.

Дать представление о том, как служат сегодня на нашей планете определённые группы Учителей Мудрости.

Отвечать на вопросы мы будем в порядке их следования.

Как мы определяем слово "служение"?

Определить это слово нелегко. Его слишком часто пытаются охарактеризовать с позиций личностного знания. Служение можно кратко определить как спонтанное следствие контакта с душой. Контакт этот настолько реален и ощутим, что жизнь души может пролиться в инструмент, который душе волей-неволей приходится использовать на физическом плане. Так в мире человеческих дел может быть продемонстрирована природа этой души. Служение не есть какое-то качество и не есть исполнение каких-то действий; это не некая активность, к которой нужно усердно стремиться; и не средство мирового спасения. Необходимо чётко представлять себе разницу, иначе всё наше отношение к столь весомому показателю успеха эволюционного процесса человечества окажется неверным. Служение - это одно из проявлений жизни. Это потребность души, это такой же двигатель её эволюции, как и стремление к самосохранению или воспроизведению видов является проявлением животной души. Это очень важная мысль. Служение - это инстинкт души, если мы вправе применить столь неадекватное выражение, и потому представляет собой специфическую и неотъемлемую особенность душевного раскрытия. Это характерная особенность души, так же как желание есть характерная особенность низшей природы. Это групповое желание, аналогичное личностному желанию низшей природы. Это стремление к групповому благу. Поэтому нельзя научить ему или навязать его человеку как желательное свидетельства устремлённости, идущее извне и базирующееся на теории служения. Это просто первое реальное следствие на физическом плане начала выражения души во внешнем проявлении.

Ни теория, ни устремление не делают, да и не могут сделать человека настоящим служителем. Почему же тогда мы видим сегодня столь активное служение в мире?

Просто потому, что жизнь, слова и дела первого мирового Великого Служителя, пришедшего показать нам суть служения, неизбежно оказали своё действие, и люди сегодня всерьёз стараются подражать Ему, плохо понимания, что подражание не даёт подлинных результатов, но лишь отражает расширяющиеся возможности.

Все эти законы Души (и Закон Служения не исключение) неизбежно проявляются двояко. Во-первых, они оказывают действие на индивида. Это происходит, когда установлен определённый контакт с душой и механизм души начинает отзываться. Подтверждение тому должны теперь дать разбросанные по всему свету изучающие эзотеризм, ибо они достигли уровня, позволяющего им выдвинуть из своих рядов истинного служителя, который явится свидетельством твёрдого контакта с душой. Во-вторых, эти законы души начинают оказывать групповой эффект на само человечество, воздействуя на него в целом. Этот эффект представляет собой нечто-то вроде отражения высшего сознания в низшей природе, поэтому в наше время мы наблюдаем столь сильное стремление к служению и значительные филантропические усилия. Всё это, однако, носит на себе глубокий личностный отпечаток, что часто приносит большой вред, поскольку люди пытаются навязывать свои представления о служении и собственный образ действий другим стремящимся. Они, может быть, и стали чувствительными к впечатлению, но зачастую неверно интерпретируют истину и теряют объективность, преследуя личностные цели. Им нужно учиться акцентироваться на контакте с душой и активном знакомстве с эгоической жизнью, а не на формальной стороне служения. И я прошу тех из вас, кому близки эти идеи и кто восприимчив к впечатлениям, приходящим от своей души (нередко неверно интерпретируя истину, искажаемую личными представлениями), акцентироваться на касании души, а не на формальной стороне служения. Активность формальной стороны усиливает личностные амбиции, скрывающиеся под обманчивыми представлениями о служении. Но при стремлении войти в контакт душой, который и является сутью служения, последнее осуществляется спонтанно в правильных направлениях и приносит ощутимые плоды. Обнадеживающим показателем этого являются отмечаемые в последнее время в мировой работе бескорыстное служение наряду с глубоким течением духовной жизни.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.