Личность экономического преступника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поскольку многие экономические преступления могут быть отнесены к категории «интеллектуальных преступлений», совершение которых требует наличия соответствующих знаний, то образовательный уровень «экономических преступников» сущест­венно выше, чем у преступников других категорий.

Существенные особенности имеют экономические преступники и по своему социальному статусу, и по выполняемым ими соци­альным функциям. Находясь под очевидным влиянием концепции «беловоротничковой» преступности, Т. В. Пинкевич предлагает по социальному статусу выделять следующие типы экономических пре­ступников:

1) «бриллиантовые воротнички»— лица из числа представи­телей государственной политической и экономической элиты;

2) «золотые воротнички» — лица, выполняющие администра­тивно-хозяйственные и административно-распорядительные функции в министерствах и ведомствах (бюрократическая элита), в банковской системе, а также административно-хозяйственные функции в крупных коммерческих и иных организациях;

3) «серебряные воротнички» — лица, занимающие государ­ственные должности, руководители коммерческих организаций сред­него звена, предпринимательская элита, представители кредитно-финансовой и банковской системы;

4) «белые воротнички»—представители из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники средних звеньев аппаратов управления, руководители региональных предприятий и организаций;

5) «белые манжеты» — представители из числа руководителей отделов, подразделений, цехов, групп как в государственных, так и в коммерческих и иных организациях;

6) «голубые манжеты» — частные предприниматели, лица, вы­полняющие работы по оказанию услуг населению, а также все субъекты экономических отношений, не указанные в вышеперечисленных типах. Каждый из этих типов характеризуется определенными лич­ностными особенностями, системой взаимоотношений, стилем по­ведения и т.

 

Причины и условия экономической преступности. Меры противодействия

Раскрывая причинный комплекс, необходимо отметить, что преступления в сфере экономической деятельности в целом детерминированы системой общих факторов, с другой стороны, данные преступления обладают собственным комплексом причин и условий, влияющих на противоправные посягательства в области экономических отношений.

Характеристика причинного комплекса преступлений в сфере экономической деятельности обладает следующим комплексом факторов на основе разделения их на экономические, политические, правовые, психологические. При этом необходимо отметить, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.

Социально – экономические:

§ Отсутствие развитости экономических отношений;

§ Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики;

§ Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»);

§ Существование оффшорных финансовых юрисдикций;

§ Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России;

§ Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.

Социально-экономические факторы выступают детерминантой, прежде всего, правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, то есть уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.

Социально – политические:

    Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется, прежде всего, тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония

В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.

Выделим наиболее существенные факторы:

· Отсутствие стабильной политической власти;

§ Коррупция в государственных органах, в частности, в органах финансового контроля;

§ Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан;

§ Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам;

§ Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями;

§ Политизация экономической организованной преступности.

Социально – правовые.

Определенное влияние на рассматриваемый вид преступности оказывают проблемы законодательства, недостатки правоприменительной деятельности, и другие факторы, действующие в правовой сфере, к таковым следует отнести:

§ Отсутствие в течение длительного времени нормативной правовой базы, представленной в виде пакета законодательных актов, предусматривающих пути выявления и пресечения фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

§ Недооценка общественной опасности экономических преступлений, заключающаяйся в недостаточной проработанности ряда положений уголовного закона;

§ Наличие значительного количества конкурирующих уголовно-правовых, гражданско-правовых норм.

Рассматривая особенности правовой детерминации преступлений в сфере экономической деятельности, необходимо более подробно остановиться на проблемах, связанных с реформированием уголовного законодательства, которые возникли в связи с событиями, происходящими в политической и экономической жизни страны. Новая экономическая политика нашла свое выражение в форме принятия ряда законодательных актов, регулирующих экономические отношения в России. Принятые законодательные акты содержали переоценку социально-экономических приоритетов, это в свою очередь изменило не только правовое регулирование экономических отношений, но и предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Преобразования в политической и экономической сферах повлекли за собой порождение новых видов общественно опасного экономического поведения, что потребовало установления дополнительных уголовно-правовых запретов.

Именно в этот период важнейшей задачей уголовной политики в России явилось проведение коренной реформы уголовного законодательства. Это было вызвано также и тем, что уголовный закон как средство осуществления уголовной политики неразрывно связан с адекватным отражением  правовой нормой действительности, правильным определением критериев социальной обусловленности уголовно-правового запрета, которые должны основываться на объективных возможностях права при постоянных изменениях в развитии общества.

Начинались процессы криминализации и декриминализации, т.е. одни общественные отношения брались под уголовно-правовую охрану, а другие из-под нее выводились.

Несмотря на то, что перечисленные новации привели к кардинальным изменениям в сфере уголовно-правовой охраны экономических отношений, они не отвечали требованиям современности.

Следует отметить, что на момент внесения изменений в уголовное законодательство и принятия нового УК РФ в его нормах отражались как объективные изменения экономических отношений в нашей стране, так и субъективные. Вместе с тем, в УК РФ не удалось избежать бланкетных диспозиций т.к. соответствующие правила и нормы ведения экономической деятельности, нарушение которых влечет уголовную ответственность, должны быть установлены в федеральных законах. С одной стороны бланкетность диспозиций осложняет раскрытие содержания состава преступления в сфере экономической деятельности, так как требует глубокого и всестороннего анализа многочисленных норм гражданского, финансового, таможенного, налогового законодательства и других нормативных актов, и вызывает значительные трудности при применении соответствующих норм в следственной и судебной практике. С другой стороны применение бланкетных норм в конструкции состава преступления позволяет сделать уголовный закон более гибким и повысит его стабильность. Так, при разумном использовании в конструкции состава преступления бланкетных признаков можно избежать необходимости изменять уголовный закон всегда, когда изменяются те нормативно-правовые акты, в которых эти признаки раскрываются. Отказ от бланкетной диспозиции привел бы к большим сложностям при привлечении виновных к уголовной ответственности.

Особенность преступлений в сфере экономической деятельности проявляется в переходе экономического проступка в преступление. Критерием преступного и непреступного является степень общественной опасности содеянного, которая зависит от характера и размера последствий, предусмотренных в уголовном законе. Вместе с тем, законодательная техника построения уголовно-правовых норм очень сложна, в них включены оценочные признаки, которые можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Оценочные критерии таят в себе возможность судебных ошибок, так как при применении таких норм важна роль индивидуального правосознания следователя и судьи. В этой ситуации следователь, дознаватель или судья осуществляют две функции, сравнивая рассматриваемое явление (устанавливая, например, стоимостное выражение ущерба) с общим понятием (значительный, крупный ущерб, существенный вред, тяжкие последствия), он также формирует содержание самого этого понятия. Это зачастую приводит к неодинаковой оценке правоприменителем одних и тех же деяний, что в свою очередь приводит к ошибочным решениям по конкретным уголовным делам.

Изменения экономических отношений и их законодательная регламентация, продолжают вызывать потребность в изменении уголовного законодательства.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.