Поскольку многие экономические преступления могут быть отнесены к категории «интеллектуальных преступлений», совершение которых требует наличия соответствующих знаний, то образовательный уровень «экономических преступников» существенно выше, чем у преступников других категорий.
Существенные особенности имеют экономические преступники и по своему социальному статусу, и по выполняемым ими социальным функциям. Находясь под очевидным влиянием концепции «беловоротничковой» преступности, Т. В. Пинкевич предлагает по социальному статусу выделять следующие типы экономических преступников:
1) «бриллиантовые воротнички»— лица из числа представителей государственной политической и экономической элиты;
2) «золотые воротнички» — лица, выполняющие административно-хозяйственные и административно-распорядительные функции в министерствах и ведомствах (бюрократическая элита), в банковской системе, а также административно-хозяйственные функции в крупных коммерческих и иных организациях;
3) «серебряные воротнички» — лица, занимающие государственные должности, руководители коммерческих организаций среднего звена, предпринимательская элита, представители кредитно-финансовой и банковской системы;
4) «белые воротнички»—представители из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники средних звеньев аппаратов управления, руководители региональных предприятий и организаций;
5) «белые манжеты» — представители из числа руководителей отделов, подразделений, цехов, групп как в государственных, так и в коммерческих и иных организациях;
6) «голубые манжеты» — частные предприниматели, лица, выполняющие работы по оказанию услуг населению, а также все субъекты экономических отношений, не указанные в вышеперечисленных типах. Каждый из этих типов характеризуется определенными личностными особенностями, системой взаимоотношений, стилем поведения и т.
Причины и условия экономической преступности. Меры противодействия
Раскрывая причинный комплекс, необходимо отметить, что преступления в сфере экономической деятельности в целом детерминированы системой общих факторов, с другой стороны, данные преступления обладают собственным комплексом причин и условий, влияющих на противоправные посягательства в области экономических отношений.
Характеристика причинного комплекса преступлений в сфере экономической деятельности обладает следующим комплексом факторов на основе разделения их на экономические, политические, правовые, психологические. При этом необходимо отметить, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.
Социально – экономические:
§ Отсутствие развитости экономических отношений;
§ Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики;
§ Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»);
§ Существование оффшорных финансовых юрисдикций;
§ Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России;
§ Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.
Социально-экономические факторы выступают детерминантой, прежде всего, правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, то есть уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.
Социально – политические:
Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется, прежде всего, тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония
В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.
Выделим наиболее существенные факторы:
· Отсутствие стабильной политической власти;
§ Коррупция в государственных органах, в частности, в органах финансового контроля;
§ Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан;
§ Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам;
§ Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями;
§ Политизация экономической организованной преступности.
Социально – правовые.
Определенное влияние на рассматриваемый вид преступности оказывают проблемы законодательства, недостатки правоприменительной деятельности, и другие факторы, действующие в правовой сфере, к таковым следует отнести:
§ Отсутствие в течение длительного времени нормативной правовой базы, представленной в виде пакета законодательных актов, предусматривающих пути выявления и пресечения фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности;
§ Недооценка общественной опасности экономических преступлений, заключающаяйся в недостаточной проработанности ряда положений уголовного закона;
§ Наличие значительного количества конкурирующих уголовно-правовых, гражданско-правовых норм.
Рассматривая особенности правовой детерминации преступлений в сфере экономической деятельности, необходимо более подробно остановиться на проблемах, связанных с реформированием уголовного законодательства, которые возникли в связи с событиями, происходящими в политической и экономической жизни страны. Новая экономическая политика нашла свое выражение в форме принятия ряда законодательных актов, регулирующих экономические отношения в России. Принятые законодательные акты содержали переоценку социально-экономических приоритетов, это в свою очередь изменило не только правовое регулирование экономических отношений, но и предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.
Преобразования в политической и экономической сферах повлекли за собой порождение новых видов общественно опасного экономического поведения, что потребовало установления дополнительных уголовно-правовых запретов.
Именно в этот период важнейшей задачей уголовной политики в России явилось проведение коренной реформы уголовного законодательства. Это было вызвано также и тем, что уголовный закон как средство осуществления уголовной политики неразрывно связан с адекватным отражением правовой нормой действительности, правильным определением критериев социальной обусловленности уголовно-правового запрета, которые должны основываться на объективных возможностях права при постоянных изменениях в развитии общества.
Начинались процессы криминализации и декриминализации, т.е. одни общественные отношения брались под уголовно-правовую охрану, а другие из-под нее выводились.
Несмотря на то, что перечисленные новации привели к кардинальным изменениям в сфере уголовно-правовой охраны экономических отношений, они не отвечали требованиям современности.
Следует отметить, что на момент внесения изменений в уголовное законодательство и принятия нового УК РФ в его нормах отражались как объективные изменения экономических отношений в нашей стране, так и субъективные. Вместе с тем, в УК РФ не удалось избежать бланкетных диспозиций т.к. соответствующие правила и нормы ведения экономической деятельности, нарушение которых влечет уголовную ответственность, должны быть установлены в федеральных законах. С одной стороны бланкетность диспозиций осложняет раскрытие содержания состава преступления в сфере экономической деятельности, так как требует глубокого и всестороннего анализа многочисленных норм гражданского, финансового, таможенного, налогового законодательства и других нормативных актов, и вызывает значительные трудности при применении соответствующих норм в следственной и судебной практике. С другой стороны применение бланкетных норм в конструкции состава преступления позволяет сделать уголовный закон более гибким и повысит его стабильность. Так, при разумном использовании в конструкции состава преступления бланкетных признаков можно избежать необходимости изменять уголовный закон всегда, когда изменяются те нормативно-правовые акты, в которых эти признаки раскрываются. Отказ от бланкетной диспозиции привел бы к большим сложностям при привлечении виновных к уголовной ответственности.
Особенность преступлений в сфере экономической деятельности проявляется в переходе экономического проступка в преступление. Критерием преступного и непреступного является степень общественной опасности содеянного, которая зависит от характера и размера последствий, предусмотренных в уголовном законе. Вместе с тем, законодательная техника построения уголовно-правовых норм очень сложна, в них включены оценочные признаки, которые можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Оценочные критерии таят в себе возможность судебных ошибок, так как при применении таких норм важна роль индивидуального правосознания следователя и судьи. В этой ситуации следователь, дознаватель или судья осуществляют две функции, сравнивая рассматриваемое явление (устанавливая, например, стоимостное выражение ущерба) с общим понятием (значительный, крупный ущерб, существенный вред, тяжкие последствия), он также формирует содержание самого этого понятия. Это зачастую приводит к неодинаковой оценке правоприменителем одних и тех же деяний, что в свою очередь приводит к ошибочным решениям по конкретным уголовным делам.
Изменения экономических отношений и их законодательная регламентация, продолжают вызывать потребность в изменении уголовного законодательства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 340.