БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

Дисциплина Криминология

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

по теме 9. «Криминологическая характеристика экономической преступности и             экономических преступлений. Коррупционная преступность»

 

для курсантов 4 курса

специальность 030505.65 (правоохранительная деятельность)

Время: 2 часа

 

Подготовил: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,

подполковник полиции

Бочарникова Л.Н.

 

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры

« 1 » сентября 2011г.

Протокол № 1

 

 

Белгород – 2011


Цели лекции:

Учебная: оказание помощи обучаемым в овладении знаниями понятийного аппарата и основных вопросов темы, касающихся криминологической характеристики экономической преступности и экономических преступлений, криминологической характеристики коррупционных преступлений.

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти у обучаемых

Воспитательная: формирование научного мировоззрения, выработка добросовестного отношения к своим служебным обязанностям.

 


Время: 2 часа

Примерное распределение учебного времени:

План лекции  
Введение 5
1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности и экономических преступлений. 20
2. Причины и условия экономической преступности. Меры противодействия . 20
3. Криминологическая характеристика коррупционной преступности . 20
4. Причины и условия коррупционной преступности. Меры противодействия . 20
Заключение 5

 


Основная литература:

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

Дополнительная литература:

1.Батагов, С. Р. Основные тенденции развития экономической преступности и виктимизации от нее на современном этапе / С. Р. Батагов // Право и политика. - 2008. - № 6. - С. 1459-1462.

2. Есипов, В. М.Причины теневых экономических отношений и роста экономической преступности в современной России / В. М. Есипов
// Труды Академии Управления МВД России. - 2007. - № 4. - С. 91-98.

 3. Гамза, В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? / В. Гамза // Следователь. - 2007. - № 11. - С. 2-5

 4.Уканов К.Ш. Общие факторы, влияющие на борьбу с хищениями в кредитно-финансовой сфере. – Банковское право. – 2003. - №3.

5. Пантюхина Г. А. Криминологический аспект противодействия преступности в сфере экономики // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2007. - № 1. - С. 67-68.

6. Латов Ю. В. Коррупция в общественном сознании россиян и перспективы антикоррупционной борьбы / Ю. В. Латов// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 96-103.

7. Васильев Э. А. К вопросу о противодействии коррупции / Э. А. Васильев, Р. Ю. Плугин// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 80-84.

8. Васильев Б. В. Современное состояние и тенденции предупреждения коррупции органами внутренних дел (социально-экономические аспекты) / Б. В. Васильев// Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 4. - С. 26-30.





Введение

 

В отечественной криминологии экономическая преступность стала предметом достаточно пристального исследования лишь в конце 80-х годов XX в. Реформы 90-х годов и резкий всплеск преступности в экономической сфере определили экономическую преступность как одну из наиболее злободневных и значимых для государства про­блем, следствием чего стали повышенный интерес к проблематике экономической преступности и появление целого ряда монографи­ческих работ и учебных пособий, посвященных ее понятию и фено­менологии.

«Настоящий период нашего развития, — писал в 1992 г. известный отечественный криминолог И. И. Карпец, — это период переходный, период экономической неустойчивости и хаоса, анархического ве­дения народного хозяйства, отказа от "старых", причем даже оправ­давших себя форм хозяйствования, неясности в отношениях соб­ственности, утверждения "самостоятельности" регионов, отраслей хозяйства, предприятий без какой-либо увязки с интересами других и т. д. Нет нужды доказывать, что такие периоды в жизни любого общества чреваты ростом преступности...»

Ещё одной проблемой нашего общества является коррупционная преступность. Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела».

В нашей лекции постараемся осветить криминологический аспект этих негативных явлений.



Социально – экономические:

§ Отсутствие развитости экономических отношений;

§ Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики;

§ Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»);

§ Существование оффшорных финансовых юрисдикций;

§ Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России;

§ Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.

Социально-экономические факторы выступают детерминантой, прежде всего, правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, то есть уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.

Социально – политические:

    Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется, прежде всего, тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония

В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.

Выделим наиболее существенные факторы:

· Отсутствие стабильной политической власти;

§ Коррупция в государственных органах, в частности, в органах финансового контроля;

§ Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан;

§ Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам;

§ Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями;

§ Политизация экономической организованной преступности.

Социально – правовые.

Определенное влияние на рассматриваемый вид преступности оказывают проблемы законодательства, недостатки правоприменительной деятельности, и другие факторы, действующие в правовой сфере, к таковым следует отнести:

§ Отсутствие в течение длительного времени нормативной правовой базы, представленной в виде пакета законодательных актов, предусматривающих пути выявления и пресечения фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

§ Недооценка общественной опасности экономических преступлений, заключающаяйся в недостаточной проработанности ряда положений уголовного закона;

§ Наличие значительного количества конкурирующих уголовно-правовых, гражданско-правовых норм.

Рассматривая особенности правовой детерминации преступлений в сфере экономической деятельности, необходимо более подробно остановиться на проблемах, связанных с реформированием уголовного законодательства, которые возникли в связи с событиями, происходящими в политической и экономической жизни страны. Новая экономическая политика нашла свое выражение в форме принятия ряда законодательных актов, регулирующих экономические отношения в России. Принятые законодательные акты содержали переоценку социально-экономических приоритетов, это в свою очередь изменило не только правовое регулирование экономических отношений, но и предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Преобразования в политической и экономической сферах повлекли за собой порождение новых видов общественно опасного экономического поведения, что потребовало установления дополнительных уголовно-правовых запретов.

Именно в этот период важнейшей задачей уголовной политики в России явилось проведение коренной реформы уголовного законодательства. Это было вызвано также и тем, что уголовный закон как средство осуществления уголовной политики неразрывно связан с адекватным отражением  правовой нормой действительности, правильным определением критериев социальной обусловленности уголовно-правового запрета, которые должны основываться на объективных возможностях права при постоянных изменениях в развитии общества.

Начинались процессы криминализации и декриминализации, т.е. одни общественные отношения брались под уголовно-правовую охрану, а другие из-под нее выводились.

Несмотря на то, что перечисленные новации привели к кардинальным изменениям в сфере уголовно-правовой охраны экономических отношений, они не отвечали требованиям современности.

Следует отметить, что на момент внесения изменений в уголовное законодательство и принятия нового УК РФ в его нормах отражались как объективные изменения экономических отношений в нашей стране, так и субъективные. Вместе с тем, в УК РФ не удалось избежать бланкетных диспозиций т.к. соответствующие правила и нормы ведения экономической деятельности, нарушение которых влечет уголовную ответственность, должны быть установлены в федеральных законах. С одной стороны бланкетность диспозиций осложняет раскрытие содержания состава преступления в сфере экономической деятельности, так как требует глубокого и всестороннего анализа многочисленных норм гражданского, финансового, таможенного, налогового законодательства и других нормативных актов, и вызывает значительные трудности при применении соответствующих норм в следственной и судебной практике. С другой стороны применение бланкетных норм в конструкции состава преступления позволяет сделать уголовный закон более гибким и повысит его стабильность. Так, при разумном использовании в конструкции состава преступления бланкетных признаков можно избежать необходимости изменять уголовный закон всегда, когда изменяются те нормативно-правовые акты, в которых эти признаки раскрываются. Отказ от бланкетной диспозиции привел бы к большим сложностям при привлечении виновных к уголовной ответственности.

Особенность преступлений в сфере экономической деятельности проявляется в переходе экономического проступка в преступление. Критерием преступного и непреступного является степень общественной опасности содеянного, которая зависит от характера и размера последствий, предусмотренных в уголовном законе. Вместе с тем, законодательная техника построения уголовно-правовых норм очень сложна, в них включены оценочные признаки, которые можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Оценочные критерии таят в себе возможность судебных ошибок, так как при применении таких норм важна роль индивидуального правосознания следователя и судьи. В этой ситуации следователь, дознаватель или судья осуществляют две функции, сравнивая рассматриваемое явление (устанавливая, например, стоимостное выражение ущерба) с общим понятием (значительный, крупный ущерб, существенный вред, тяжкие последствия), он также формирует содержание самого этого понятия. Это зачастую приводит к неодинаковой оценке правоприменителем одних и тех же деяний, что в свою очередь приводит к ошибочным решениям по конкретным уголовным делам.

Изменения экономических отношений и их законодательная регламентация, продолжают вызывать потребность в изменении уголовного законодательства.

Меры противодействия

В борьбе с коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.

Мерами такого предупреждения являются:

-совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принят Закона "О противодействии коррупциии"; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", определяющих ежегодное представление каждым государственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности);

-совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;

-совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

-разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

-осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;

-обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;

повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;

-совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;

-установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений;

использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям.

Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.

Превалирование в деятельности государственных служащих решения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению коррупционной преступности.

 

 

Заключение

Прогностическая оценка развития экономической пре­ступности связана с тем, что ее масшта­бы не поддаются точному количественному измерению, по­этому предположение о тенденции ее развития строится на экспертных оценках. Криминальная ситуация в экономике достигла такого предела, когда необходимость ее изменения приобрела стратегическую значимость. Осуществление мер по стабилизации кризисной ситуации в экономике, выполне­ние Федеральных программ борьбы с преступностью, принятие Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115 « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» способно замедлить тенденцию роста числа криминальных проявлений в этой сфере.

     Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых проблем Российского государства и общества. Коррупция, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Она угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию. Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.

Готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Слишком взаимосвязаны многие проблемы. Нужен только комплексный подход в решении проблем, острота которых не спадает, а, напротив, в последнее время многократно возрастает.

Таким образом, государственная политика в области борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией должна предусматривать комплексное осуществление правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям этим антиобщественным проявлениям.

 


Общий список литературы

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

4. .Батагов, С. Р. Основные тенденции развития экономической преступности и виктимизации от нее на современном этапе / С. Р. Батагов // Право и политика. - 2008. - № 6. - С. 1459-1462.

5. Есипов, В. М.Причины теневых экономических отношений и роста экономической преступности в современной России / В. М. Есипов
// Труды Академии Управления МВД России. - 2007. - № 4. - С. 91-98.

6. Гамза, В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? / В. Гамза // Следователь. - 2007. - № 11. - С. 2-5

7. .Уканов К.Ш. Общие факторы, влияющие на борьбу с хищениями в кредитно-финансовой сфере. – Банковское право. – 2003. - №3.

8. Пантюхина Г. А. Криминологический аспект противодействия преступности в сфере экономики // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2007. - № 1. - С. 67-68.

9. Латов Ю. В. Коррупция в общественном сознании россиян и перспективы антикоррупционной борьбы / Ю. В. Латов// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 96-103.

10. Васильев Э. А. К вопросу о противодействии коррупции / Э. А. Васильев, Р. Ю. Плугин// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 80-84.

11. Васильев Б. В. Современное состояние и тенденции предупреждения коррупции органами внутренних дел (социально-экономические аспекты) / Б. В. Васильев// Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 4. - С. 26-30.

 



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

Дисциплина Криминология

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

по теме 9. «Криминологическая характеристика экономической преступности и             экономических преступлений. Коррупционная преступность»

 

для курсантов 4 курса

специальность 030505.65 (правоохранительная деятельность)

Время: 2 часа

 

Подготовил: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,

подполковник полиции

Бочарникова Л.Н.

 

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры

« 1 » сентября 2011г.

Протокол № 1

 

 

Белгород – 2011


Цели лекции:

Учебная: оказание помощи обучаемым в овладении знаниями понятийного аппарата и основных вопросов темы, касающихся криминологической характеристики экономической преступности и экономических преступлений, криминологической характеристики коррупционных преступлений.

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти у обучаемых

Воспитательная: формирование научного мировоззрения, выработка добросовестного отношения к своим служебным обязанностям.

 


Время: 2 часа

Примерное распределение учебного времени:

План лекции  
Введение 5
1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности и экономических преступлений. 20
2. Причины и условия экономической преступности. Меры противодействия . 20
3. Криминологическая характеристика коррупционной преступности . 20
4. Причины и условия коррупционной преступности. Меры противодействия . 20
Заключение 5

 


Основная литература:

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

Дополнительная литература:

1.Батагов, С. Р. Основные тенденции развития экономической преступности и виктимизации от нее на современном этапе / С. Р. Батагов // Право и политика. - 2008. - № 6. - С. 1459-1462.

2. Есипов, В. М.Причины теневых экономических отношений и роста экономической преступности в современной России / В. М. Есипов
// Труды Академии Управления МВД России. - 2007. - № 4. - С. 91-98.

 3. Гамза, В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? / В. Гамза // Следователь. - 2007. - № 11. - С. 2-5

 4.Уканов К.Ш. Общие факторы, влияющие на борьбу с хищениями в кредитно-финансовой сфере. – Банковское право. – 2003. - №3.

5. Пантюхина Г. А. Криминологический аспект противодействия преступности в сфере экономики // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2007. - № 1. - С. 67-68.

6. Латов Ю. В. Коррупция в общественном сознании россиян и перспективы антикоррупционной борьбы / Ю. В. Латов// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 96-103.

7. Васильев Э. А. К вопросу о противодействии коррупции / Э. А. Васильев, Р. Ю. Плугин// Научный портал МВД России. - 2008. - № 3. - С. 80-84.

8. Васильев Б. В. Современное состояние и тенденции предупреждения коррупции органами внутренних дел (социально-экономические аспекты) / Б. В. Васильев// Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 4. - С. 26-30.





Введение

 

В отечественной криминологии экономическая преступность стала предметом достаточно пристального исследования лишь в конце 80-х годов XX в. Реформы 90-х годов и резкий всплеск преступности в экономической сфере определили экономическую преступность как одну из наиболее злободневных и значимых для государства про­блем, следствием чего стали повышенный интерес к проблематике экономической преступности и появление целого ряда монографи­ческих работ и учебных пособий, посвященных ее понятию и фено­менологии.

«Настоящий период нашего развития, — писал в 1992 г. известный отечественный криминолог И. И. Карпец, — это период переходный, период экономической неустойчивости и хаоса, анархического ве­дения народного хозяйства, отказа от "старых", причем даже оправ­давших себя форм хозяйствования, неясности в отношениях соб­ственности, утверждения "самостоятельности" регионов, отраслей хозяйства, предприятий без какой-либо увязки с интересами других и т. д. Нет нужды доказывать, что такие периоды в жизни любого общества чреваты ростом преступности...»

Ещё одной проблемой нашего общества является коррупционная преступность. Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела».

В нашей лекции постараемся осветить криминологический аспект этих негативных явлений.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 389.