ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙНЫ
1. Хронологические рамки войны.
2. Страны-участники войны.
3. Причины и характер войны:
а) основные противоречия, приведшие к войне;
б) подготовка к войне, соотношение сил. Планы сторон.
4. Ход войны (основные этапы):
а) повод к войне и её начало;
б) основные этапы и главные сражения;
5. Окончание войны, условия мира, итоги.
6. Значение войны: экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: когда родился, система воспитания, наиболее важные моменты в детстве, этапы жизни, карьера.
2. ЛИЧНОСТНАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА: темперамент, характер, познавательные способности, одарённость, потребности, направленность. Интеллектуальные, волевые, эстетические качества человека, поведенческие реакции в различных обстоятельствах и отношении к людям.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё.
4. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: значение для государства, общества, идейно-политические и нравственные критерии, альтернативные оценки деятельности исторической личности.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА
1. Страна, эпоха исторического деятеля.
2. Дата рождения и смерти.
3. Происхождение, его влияние на дальнейшую жизнь героя.
4. Основные черты характера, данные природой.
5. Влияние окружающих на его деятельность и характер.
6. Интересы, какого социального слоя он выражал?
7. Каковы цели и стремления этого человека?
8. Средства осуществления целей.
9. Достиг ли он этих целей?
10. Успехи-неудачи. Цели жизни.
11. Оценка его деятельности современниками.
12. Память потомков.
13. Ученые о нем.
14. Ваше мнение о нем.
ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы\политические или другие организации, сферы экономики.
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ
1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕСТЬЯНСКИХ ВОССТАНИЙ
1. Временные рамки восстания
2. Причины восстания.
3. Повод к восстанию.
4. Участники восстания.
5. Руководитель восстания.
6. Цели и требования восставших.
7. Районы восстания.
8. Ход восстания, его основные этапы.
9. Причины поражения восставших.
10. Итоги и значение для общества.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕВОЛЮЦИИ
1. Причины революции.
2. Задачи революции («зеркально» причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7. Итоги революции.
8. Значение: 1) международное, 2) внутреннее.
ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны /сражения / конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
ДВИЖЕНИЙ И ИХ ПРОГРАММ
1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
КАК РАБОТАТЬ С ПОНЯТИЯМИ
1. Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в учебнике (по заданию учителя).
2. Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.
3. Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
4. Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.
КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ
Помни, что главное – это мысль, которая выражает содержание текста.
1. Внимательно прочитайте весь текст.
2. Разделите текст на логические части.
3. Выделите в каждой части главную мысль, предложение.
4. Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль своего текста.
КАК СРАВНИВАТЬ
Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
— выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
— установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
КАК ОБОБЩИТЬ
Обобщить – это, значит, найти общие признаки и качества изучаемого явления, темы.
1. Внимательно прочтите задание.
2. Повторите весь материал.
3. Отберите наиболее важные моменты.
4. Выпишите необходимые данные в таблицу, схему или составьте их сами.
5. Сделайте вывод.
КАК ДОКАЗЫВАТЬ
1. Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3. Определите вывод, который будете доказывать.
4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их выводом.
7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
1. Распределите вопросы для изучения (сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопросов могут взять на себя два-три учащихся.
2. Изучите необходимые источники по данной теме, решите вопрос об иллюстрациях, которые понадобится подготовить или изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.
3. Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстративный материал.
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
— внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
— попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
На заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сообщения, тем самым совместно отобрав действительно яркий, достоверный материал.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С КАРТОЙ
1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи , о чем «говорит» карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
О РАБОТЕ С ИСТОЧНИКАМИ
Прежде чем приступить к работе с документами необходимо помнить ряд правил, которые позволят вам добиться успеха. Для этого вам необходимо проанализировать и ответить на вопросы:
1. о происхождении источника: (Кто автор источника? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям? К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)? Когда он был написан? Что представляет собой текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент, то на каком основании был выбран именно он? Текст приводится на языке оригинала или в переводе?)
2. о содержании источника: (Каково содержание текста? Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике? Какой информации вам не хватает для понимания источника: неизвестные слова, персоналии и т.д.? Узнайте о них.)
3. о достоверности информации, содержащейся в источнике: (Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем) Первичным или вторичным является источник? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события))
4. о предвзятости автора источника (все источники в определенной мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо не осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий):
ü Были ли у автора специальные намерения? Если да, то какие?
ü Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он, что видит?
ü Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?
ü Каким языком пишет автор?
ü Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает оригинальный взгляд на события?
ü В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Какой из этих источников более достоверен? Почему?
5. о вашем отношении к источнику:
ü Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
ü Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
ü Как источник помог вам узнать больше об историческом событии, особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится?
ü Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными, посвященными этим же событиям, проблемам?
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ
1. Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания:
- устные задания должны чередоваться с письменными;
- выполнив задание по какому-либо предмету, следует переходить к наиболее близкому к нему.
2. Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед чтением соответствующего параграфа учебника — это поможет вспомнить изложение данной темы учителем.
3. Прочитайте текст параграфа. Составьте (при необходимости) план изученного материала. Составление плана позволяет достаточно легко усвоить весь остальной материал.
4. Для запоминания текста совсем не нужно читать его по несколько раз подряд. Необходимо в процессе чтения обращать внимание на ключевые слова, факты и их описания, причинно-следственные связи между ними, выделять закономерности и мировоззренческие идеи. Мыслительная работа в процессе чтения позволит ускорить усвоение материала. Изучение текста целесообразно сочетать с работой над исторической картой.
5. После чтения следует ответить на вопросы и задания к тексту.
6. Завершив работу над вопросами и заданиями, целесообразно восстановить последовательность изложения текста, пересказав его устно.
7. Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы сразу не только обнаружить ошибку, но и установить ее причину. Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
Алгоритмы
Работы на уроках
Истории
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙНЫ
1. Хронологические рамки войны.
2. Страны-участники войны.
3. Причины и характер войны:
а) основные противоречия, приведшие к войне;
б) подготовка к войне, соотношение сил. Планы сторон.
4. Ход войны (основные этапы):
а) повод к войне и её начало;
б) основные этапы и главные сражения;
5. Окончание войны, условия мира, итоги.
6. Значение войны: экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: когда родился, система воспитания, наиболее важные моменты в детстве, этапы жизни, карьера.
2. ЛИЧНОСТНАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА: темперамент, характер, познавательные способности, одарённость, потребности, направленность. Интеллектуальные, волевые, эстетические качества человека, поведенческие реакции в различных обстоятельствах и отношении к людям.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё.
4. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: значение для государства, общества, идейно-политические и нравственные критерии, альтернативные оценки деятельности исторической личности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.