Гуманитарные проблемы информатизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особое место среди проблем информатизации общества занимает закон экспоненциального роста объема знаний.

Известно, что любая общественная система губит себя переставая производить знания, так как производство и накопление знаний является атрибутом прогрессивного общественного развития. С этой точки зрения мировое сообщество в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран — по господствующему виду деятельности:

· страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;

· страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии (сегодня в этой группе стран находится Россия);

· страны, производящие оригинальные технологии (известно, например, что одним из лидеров мирового технологического прогресса является Япония);

· страны, производящие знания (признанным лидером мирового интеллектуального прогресса являются США, которые производят 96% электронных баз знаний). США позволяют себе "сдавать позиции" в любой сфере деятельности, например, допускать на свой рынок товары из Японии и других стран, но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения — населения, способного приспосабливаться к новым технологиям за счет уровня образования.

Ряд стран, имеющих самые современные информационные технологии, научную информацию и знания получают из США и других интеллектуально развитых стран, так как по разным причинам они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Очевидно, что войти в группу лидеров общественного прогресса эти страны не могут.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье — к 1950 году, т.е. уже за 50 лет. Тенденция эта в настоящее время все более усиливается.

Это явление, получившее название информационный взрыв", вошло в ряд симптомов начала информационного века, включающих, например, быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных знаний; преобладание уровня материальных затрат на хранение, передачу и переработку информации над уровнем аналогичных расходов на энергетику; проблему межъязыкового обмена в мире и другие.

Термин "информационный взрыв" представляется не очень удачным. Видимо, наиболее соответствует сути явления название "информационный тромбоз", так как при явном изобилии информации невозможно порой найти информацию, необходимую для жизнедеятельности конкретного человека.

Начало этого проблемного явления приходится на середину XX века, частично его разрешение (более качественное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей) было осуществлено в 70-е годы столетия за счет изобретения микропроцессора и массового внедрения средств персональной информатики.

Принципиальное же решение проблемы "информационного тромбоза" возможно лишь после широкого распространения компьютеров интеллектуального типа с так называемым "дружественным интерфейсом" — только в этом случае можно достичь согласования стремительно растущего объема мировых знаний с потребностями и возможностями людей.

Развитие дружественного интерфейса должно быть процессом воспитания так называемого непрограммирующего пользователя, его интеллектуализации в своей (не машинной) предметной среде. Точнее, параллельно должно происходить два процесса: с одной стороны, развитие машинного интеллекта, позволяющего ему "подстраиваться" под информационные потребности практически любого пользователя, с другой стороны, развитие человеческого интеллекта. Два бытующих, к сожалению, крайних подхода, сводящихся либо к требованию всем специализироваться на компьютерной технике и программировании, либо к воспитанию неинтеллектуального пользователя, одинаково вредны.

Показательны результаты эксперимента, проведенного в Японии, в котором изучалось поколение детей, по аналогии с компьютерами называемого пятым поколением. Дети, которые несколько лет учились решать задачи на компьютере, не смогли решить такие же без ЭВМ, а большая часть не смогла даже вспомнить таблицу умножения и простейшие математические правила.

Понятие "информатизация общества": различные подходы.

В отечественной периодической печати термин "информатизация" одним из первых, в 1987 году, применил А.И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Академик А.П. Ершов считал, что информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

По мнению украинских ученых, информатизация общества направлена на перестройку и обогащение информационно-коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем. Информатизация предполагает замену (в допустимых пределах) "бумажной информатики" человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей в различных общественных сферах. Речь, таким образом, идет о прямом включении разума в различные сферы человеческого общения, о создании информационного комфорта. Такую перестройку, по мнению авторов, невозможно осуществить без широкого применения методов и инструментария прикладной социологии и, очевидно, статистики. В этих целях требуется мобилизовать конкретный опыт и знания экспертов, а также привлечь широкое общественное мнение.

Наиболее удачным является определение, данное академиком А.Д. Урсулом: информатизация — это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации". Процесс информатизации, по его мнению, направлен на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества.

Особенно важно, что в данном определении проводится грань между технократическим (только "ресурс управления") и социогуманитарным ("ресурс управления и развития") подходами к информатизации общества.

Следует также признать, что информатизация не является единственным и универсальным ключом социального прогресса, она должна органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности, интенсифицируя ее.

Процесс информатизации общества должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных слагаемых:

•   медиатизацию — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

компьютеризацию — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

•   интеллектуализацию — процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

Идеальная порядковая шкала названных выше слагаемых информатизации как тенденция, не исключающая в определенной степени "параллельности" их развития и взаимодополнения должна выглядеть слёдующим образом: на лидирующем месте — интеллектуализация, далее — медиатизация и компьютеризация,.

Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие интеллектуального мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

В контексте этого подхода представляется важным опираться на определение менталитета, данное В.В. Козловским: "менталитет — это способ, тип мышления, склад ума, проявляющийся в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и характере поведения, дополняемый системой ценностных установок, присущих большинству представителей конкретной социальной общности".

Сложившаяся в современной практике порядковая шкала-тенденция слагаемых информатизации прямо противоположна идеальной и реализует не диалектический, а антагонистический вариант их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации и тем более интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.

Наряду с общим понятием "информатизация общества" в научной литературе все чаще используется и более частное понятие "социальная информатизация". При этом специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.

Важнейшая же цель социальной информатизации — обеспечить широкий доступ граждан к накопленным в обществе организационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в области циркулирования информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием социального интеллекта.

Поэтому социальную информатизацию следует трактовать как процесс "социализации" массовой информации, вовлечения в ее орбиту широких слоев и групп населения. В этих целях необходимо качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация, таким образом, должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал как личности, так и общества в целом, тесно связана с уровнем развития когнитивных структур общества.

При обсуждении в конце 80-х гг. общей концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль: концепция информатизации тесно связана с концепцией развития общества, всех его структур, причем информатизация — спутник демократизации и невозможна без нее.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда, и их использование ограничивается в основ ном сферами производства и управления;

гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.

Принципиально важно рассмотреть причины превалирующего распространения на практике технократического подхода, основанного на отождествлении понятий "информатизация" и "компьютеризация". Эти причины носят как объективный, так и субъективный характер.

Объективно развитие новой техники вообще и вычислительной техники в частности идет весьма стремительно, имеет даже "агрессивный" характер в силу своей высокой экономической эффективности, что и рождает у многих представление о том, что в этом и заключается сущность информатизации.

Кроме того, существует весьма значительное число людей, как мало знакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в вещественное сознание подобного отождествления приносит ощутимые финансовые или политические дивиденды. Позиция владельца компании Microsoft Билла Гейтса, на наш взгляд, является наиболее ярким примером технократического подхода к информатизации. Так, например, он утверждает, "что компьютерные технологии являются сегодня самым существенным фактором, влияющим на изменение мира"'.

Действительно, компьютерные технологии помогают мыслить, но для этого сначала надо научиться правильно мыслить, не утратив потребность в интеллектуально-эмоциональном напряжении.

Если у личности не воспитана способность порождения информации, опредёления ее смыслового значения перейдет в трансляцию. Может опасно развиться антагонистически противоречивый процесс: все „более совершенные системы — все менее интеллектуально-совершенные по отношению к ним люди, что явно не может соответствовать принципиальной возможности продвижения человечества к ноосфере.

Наши общества, предупреждает А. Турен, привыкшие к изобилию, озабоченные гарантиями и наслаждением, могут оказаться вовлеченными в "попятное движение к будущему". И это вместо того, чтобы входить в общество, наделенное по сравнению с индустриальным более высокой способностью воздействовать на самого себя, — общество, которое могло бы быть предварительно названо постиндустриальным.



Приложение 3

Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую на него информацию. Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (к примеру: бумажные листы — в обложку, микросхему памяти — в пластик (смарт-карта), магнитную ленту — в корпус и т. д.).

Классификация носителей

По природе носителя:

волново-полевые (звуковые, электромагнитные и проч. волны)

вещественно-предметные (книги, письма, археологические и палеонтологические находки, аппаратные запоминающие устройства)

биохимические (ДНК, РНК и т.д.)

По происхождению:

естественные (свет звёзд, несущий информацию о химическом содержании их атмосфер; кости динозавров, несущие информацию об их размерах; метеориты)

искусственные (лист бумаги с пробитыми по определённому правилу отверстиями, несущий закодированный текст; радиоволны, излучённые антенной станции дальней космической связи, несущие команды для космического робота)

По количеству циклов записи:

для однократной записи;

для многократной записи;

По долговечности:

для долговременного хранения (прекращение выполнения функции носителя обусловлено обстоятельствами случайными);

для кратковременного хранения (прекращение функции обусловлено процессами закономерными, приводящими к неизбежной деградации носителя);

В общем случае границы между этими разновидностями носителей довольно расплывчаты и могут варьироваться в зависимости от ситуации и внешних условий.

К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи электрическим способом: CD-ROM, DVD-ROM, полупроводниковые (флеш-память и т. п.), дискеты.

Дискета представляет собой круглый кусок гибкого пластика, покрытый магнитным окислом. Популярное название "гибкие" или "флоппи" - диски появилось из-за того, что этот кусок пластика - гибкий. Круглый диск с магнитным покрытием помещен в квадратный предохранительный конверт. Внутренняя поверхность этого конверта покрыта слоем белого фетро-подобного материала, помогающим в защите дискеты. Он служит как для смягчения ударов, так и для улавливания пыли.

Во время записи информации происходит следующее:

Компьютерная программа дает инструкцию записать файл с данными на дискету. Запускается первый двигатель, который раскручивает дискету. Диск крутится с постоянной скоростью 300 об/мин.

Диск имеет много концентрических дорожек на каждой стороне. Каждая дорожка разделена на меньшие доли называемые секторами.

Второй двигатель перемещает головку чтения-записи от дорожки к дорожке. Время, которое требуется, чтобы перейти на требуемую дорожку, называется "временем доступа".

Электроника дисковода знает, сколько надо сделать шагов и поворотов, чтобы передвинуть головку чтения/записи к необходимому сектору на дорожке.

Головка чтения/записи останавливается на дорожке. Считывающая головка проверяет адрес, по которому надо записать данные на форматированной дискете, чтобы убедиться, что используется правильная сторона дискеты и требуемая дорожка.

Прежде, чем поступившие от программы данные записать на дискете, стирающаяся катушка (расположенная на головке чтения/записи) очищает сектор для записи данных головкой чтения/записи. Очищенный сектор более широкий по сравнению с записанным - это делается для того, чтобы сигналы близлежащих секторов в смежных дорожках не смешивались с сигналами в записанном секторе.

Головка чтения/записи записывает данные на дискету, намагничивая в течение нескольких секунд, железо в намагниченных частицах поверхности дискеты. Намагниченные частицы имеют северный и южный полюс. Головкой чтения/записи они ориентируются таким образом, что их положение может быть считано при последующем считывании. Различно заряженные частицы образуют некоторую двоичную последовательность, которая затем, при считывании, переводится в информацию, воспринимаемую пользователем.

В настоящее время дискеты практически не используются, ввиду маленького объема памяти (1,44 Мб) и низкой надежности сохранения данных по сравнению с носителями информации, появившимися позже.

Компакт-диск (англ. Compact Disc, CD) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера.

Основа компакт-диска — поликарбонатная подложка, на которую распыляется тончайший слой металла (алюминий, серебро, золото). На этот слой, собственно, и производится запись. Металлическое напыление покрывается слоем защитного лака, и уже на него наносятся всякие картинки, логотипы, названия и другие опознавательные знаки.

Принцип работы оптических дисков основан на изменении интенсивности отраженного света. На обычном CD вся информация записана на одной спиральной дорожке, представляющей собой последовательность углублений, питов. Между углублениями расположены участки с гладким отражающим слоем, лэндов. Данные считываются при помощи лазерного луча. Если лазер попадает на лэнд, специальный фотодиод регистрирует отраженный луч и фиксирует логическую единицу. Если же лазер попадает в пит, луч рассеивается, интенсивность отраженного света уменьшается и устройство фиксирует логический ноль.

Первые лазерные диски были предназначены только для чтения. Они изготавливались строго в заводских условиях и питы на них наносились при помощи штамповки непосредственно на голую поликарбонатную подложку, после чего диски покрывали отражающим слоем и защитным лаком.

Но уже в 1988-м появилась технология CD-R (Compact Disc-Recordable). Диски, выполненные по этой технологии, можно было использовать для однократной записи информации при помощи специального пишущего привода. Для этого между поликарбонатом и отражающим слоем был размещен еще один слой из тонкого органического красителя. При нагревании до определенной температуры краситель разрушался и темнел. В процессе записи привод, управляя мощностью лазера, наносил на диск последовательность темных точек, которые при считывании воспринимались как питы.

Еще через десять лет, был создан CD-RW (Compact Disc-Rewritable) — перезаписываемый компакт-диск. В отличие от CD-R, здесь в качестве записывающего слоя использовался специальный сплав, способный под воздействием лазерного луча переходить из кристаллического состояния в аморфное и обратно, и, соответственно, менять свою отражающую способность.

В 1996 году в продаже появились первые DVD (Digital Versatile Disc) емкостью 4,7 Гб. Новые носители информации эксплуатировали тот же самый принцип, что и CD, только для считывания использовался лазер с меньшей длиной волны. Это изменение позволило уменьшить размер светового пятна лазера, а, следовательно, и минимальный размер ячейки информации.

В двуслойных DVD информация записывается на двух разных уровнях, обычном нижнем и полупрозрачном верхнем. Изменяя фокусировку лазера, можно считывать данные с обоих слоев поочередно. Такие DVD вмещают 8,5 Гб информации. Затем появились двуслойные двусторонние DVD. У этих дисков обе стороны рабочие и содержат по два слоя информации. Вместимость носителей выросла до 17 Гб.

На этом показателе был достигнут потолок DVD-технологии. Дальнейшее увеличение количества слоев представляется излишне сложной проблемой, толщина диска все же ограничена, так что впихнуть туда что-то очень трудно. Кроме того, даже при двуслойной системе было множество нареканий на качество считывания информации, а уж сколько ошибок могут выдать гипотетические трехслойные DVD — и подумать страшно.

Производители решили (временно, конечно) проблему увеличения емкости путем создания нового формата. Вернее, сразу двух: HD-DVD и Blu-ray. Обе технологии используют синий лазер с еще меньшей длиной волны. Уменьшение длины волны позволяет также уменьшить минимальный размер ячейки памяти и, следовательно, увеличить плотность записи. Появление сразу двух новых типов дисков спровоцировало так называемую «войну форматов», длившуюся около двух лет. В конечном итоге, несмотря на определенные преимущества, HD-DVD этот бой проиграл. По мнению многих экспертов, главную роль в этом сыграла исключительно мощная поддержка американскими киностудиями формата Blu-ray.

USB-флеш-накопитель (сленг. флешка, флэшка, флеш-драйв) — запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB.

USB-флешки обычно съёмные и перезаписываемые. Размер — 3 - 5 см, вес — меньше 60 г. Получили большую популярность в 2000-е годы из-за компактности, лёгкости перезаписывания файлов и большого объёма памяти (от 32 МБ до 256 ГБ). Основное назначение USB-накопителей — хранение, перенос и обмен данными, резервное копирование, загрузка операционных систем и др.

Флэш-память этого устройства представляет собой массив транзисторов (ячеек), каждый из которых может хранить один бит информации.

У подобного носителя есть масса преимуществ. Флэшки, в отличие от своих предшественников, не имеют движущихся деталей. Они компактны, надежны и способны хранить довольно солидные объемы информации, да и производители неустанно трудятся над увеличением их емкости.

Еще одно преимущество флэш-накопителя — простота в использовании. Флэшка подсоединяется к USB-порту компьютера, операционная система обнаруживает новое устройство, а содержимое флэшки отображается в виде дополнительного диска в системе. Соответственно и работа с файлами не отличается от работы с обычным жестким диском. Не требуется никаких дополнительных программ, не нужно ломать голову над совместимостью устройств и форматов, всматриваться в производителя устройства, гадая, подойдет ли оно к компьютеру или нет.

Флэш-память надежна, не боится вибраций, не шумит, потребляет мало энергии, скорость обмена информацией приближается к показателям стандартных жестких дисков. Флэш-память, за счет отсутствия движущихся частей, обладает высокой надежностью, не боится вибраций, не шумит и потребляет мало энергии.

· Недостатки

· Ограниченное число циклов записи-стирания перед выходом из строя.

· Способны хранить данные полностью автономно до 5 лет. Наиболее перспективные образцы — до 10 лет.

· Скорость записи и чтения ограничены пропускной способностью USB

· В отличие от компакт-дисков, имеют недостатки, свойственные любой электронике:
чувствительны к электростатическому разряду — обычное явление в быту, особенно зимой;
чувствительны к радиации.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.