Зарождение эволюционных идей в античные времена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Ученые Взгляды
1. Древняя Греция ионийская школа (ионийские колонии в Греции) Гераклит Эфесский. Фалес, Анаксимандр ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ «В природе все течет, все изменяется в результате взаимопревращений первоэлементов космоса, огня, воды, земли».
2. Демокрит АНТИЧНАЯ АТОМИСТИКА Мир из неделимых атомов, которые различны по величине, массе, форме, случайно движутся. Мелкие атомы, поднимаясь наверх, образуют огонь и небо, а тяжелые – воду и землю.  
3. Аристотель Первый предложил понятия – род и вид, что позволило ему классифицировать500 видов животных. Развил идею о ступенчатом расположении материальных объектов: Низшая ступень               МИНЕРАЛЫ Растения «Зоофиты» (растения-животные) Низшие животные Высшие животные Человек Основатель античной эмбриологии. Сравнивал начальные стадии эмбриогенеза и сделал вывод о единстве их происхождения. Однако был далек от истинных эволюционных идей, т.к. считал материю инертной, но существует преобразующая ее сила «энтелехия». Этот принцип положил начало теологии (от греч. – Бог).

Вывод: воззрения античных философов содержали ряд важнейших элементов эволюционизма:

1) мысль о естественном возникновении живых существ;

2)ступенчатом усложнении организации живой природы.

Естественные науки стали бурно развиваться в 15-17в. Для этого периода характерно метафизическое мировоззрение (все живое на Земле неизменно существовало постоянно и изначально целесообразно. Целесообразность – полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом).

Метафизики тесно связаны с креационизмом (лат. – сотворение) и теологией. Так, креационисты К.Линней и Ж.Кювье доказывали, что виды неизменны со времен появления, а К.Линней утверждал, что видов столько, сколько создано во время «творения мира».

В 16-19 в. в силу исторических условий (колонизация огромных территорий и их исследование) расширились представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара, открывают богатый мир тропиков, развиваются математика, физика, астрономия, ботаника. Появляются первые университеты и академии (в 1662 г. – английская академия, в 1666 г.- парижская, в 1729 – стокгольмская). Возникают ботанические сады, необходимые для сбора растительности и решения проблем с/х. Первые естественнонаучные музеи (в 1714 в Петербурге - кунсткамера от немецкого - кабинет редкостей, музей).

Новые земли и новые виды открыты благодаря экспедициям Крашенинникова (1ое «Описание Земли Камчатки» 1756г.), Лепехин – экспедиции в Поволжье, Урал, Паллас – экспедиции по России, автор «Флоры России». Накопленный материал требовал систематизации.

Целостная эволюционная теория, объясняющая развитие организмов в историческом плане была создана Ч.Дарвином в середине 19 в. Этому способствовали: 1)научные и 2)общественно-экономические предпосылки.

А) Научные предпосылки :

· Философ Э.Кант в 18-19в. - пришел к выводу, что Земля и Солнечная система – нечто возникшее и развивающееся во времени.

· 19в. английский естествоиспытатель, основатель исторической геологии Ч.Лайель (в работе «Основы геологии») – идея об изменяемости поверхности Земли под влиянием разных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Высказал идею, что органический мир постепенно изменяется, что было подтверждено палеонтологическими исследованиями зоолога Ж.Кювье. Он основатель палеонтологии сравнивал останки мамонтов и слонов и обнаружил сходства и отличия в строении зубов, считал, что у них был общий предок. Создатель «теории катастроф» - причина смены одних организмов другими – геологические процессы. Считал, что органы позвоночных- части целого и их строение соотносится со строением других органов. Например, если у животного есть копыта оно травоядное : зубы для перетирания, желудок многокамерный ,длинный кишечник.

· В 19в получила развитие идея о единстве всей природы. Шведский химик И.Берцелиус доказал, что все животные и растения состоят из таких же элементов, как и тела неживой природы. Немецкий химик Ф.Велер впервые синтезировал щавелевую кислоту и мочевину, показав, что между органическим и неорганическим миром нет непроходимой пропасти.

· В первой половине 19 в. развивается биогеография и экология. Немецкий натуралист А. Гумбольтмысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К.Рулье отмечал, что изменение животных и растений связано с историческим изменением лика Земли и условий жизни на ней. Его ученик Н.Северцов высказал идею о взаимосвязи организмов и среды обитания, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе. Польский ученый Глогервыводы об изменении строения организмов в зависимости от условий (температуры, света, питания).

· Развитие сравнительной морфологии и анатомии способствует подтверждению единства строения разных видов животных. Гете (нем. поэт) – один из основоположников сравнительной анатомии считал, что череп человека формируется из последнего позвонка, а разные части растений из одного органа, который изменяется и прогрессивно развивается. Вывод: у животных одного типа или класса наблюдается общий план строения основных систем органов. Начинает складываться сравнительная эмбриология. В 19в. И.Пандер открыл зародышевые листки универсальность их закладки в эмбриогенезе животных. Немецкий исследователь М.Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным. Русский эмбриолог К.М.Бэр основатель эмбриологии в труде «История развития животных» сформулировал закон зародышевого сходства (на ранних стадиях зародыши сходны, затем формируются признаки класса, отряда, семейства, рода, вида. Сделал вывод об общности происхождения; создал учение о зародышевых листках, человек развивается по единому плану с позвоночными.

· В 1838 -1839 гг. немецкие зоолог Т.Шванн и ботаник М.Шлейден создали клеточную теорию, обосновавшую единство микроструктуры и развития животных и растений.

Б) Общественно - экономические предпосылки:

· Утверждение капиталистического способа производства вместе с расширением британских колоний сопровождалось интенсивной перестройкой сельского хозяйства, способствовавшей развитию селекции. Достижения селекционеров свидетельствовали, что человек может изменять породы и сорта, путем искусственного отбора. Опираясь на результаты селекционной практики, Ч.Дарвин смог перейти к анализу изменений видов в природе и процессу видообразования.

·  Политико-экономические взгляды английских буржуазных экономистов А.Смита и Рикардо, говоривших о конкуренции как о естественном законе. Взгляды Т.Мальтуса английского священника и экономиста, который в «Трактате о народонаселении» 18 в. утверждал, что рост населения сдерживается (человеческое население растёт в геометрической прогрессии, а производство пищи - в арифметической, что сдерживает рост населения). Дарвин использовал их взгляды для объяснения конкуренции и борьбы за существование в природе, любые благоприятные в данных условиях изменения повышают шансы на выживание и оставление потомства.

Таким образом:

1) Интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, не совместимых с креационистическими представлениями о неизменяемости природы, подготовили основу для развития эволюционного учения Ч.Дарвина.

 2) В Англии первой половины 19в. были широко распространены идеи свободной конкуренции, учение о перенаселении, идея естественной гибели неудачных конкурентов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.