Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.
По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.
Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:
1. эффективность труда работника аппарата управления
2. Эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его его органов и подразделений
3. Эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения)
4. Эффективность системы управления ( с учетом иерархии управления)
5. Эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов)
6. Эффективность совершенствования управления
Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих:
1. Эффективность деятельности работников управления
2. Эффективность деятельности подразделений (органов) управления
3. Эффективность системы управления в целом
Выделяют следующие виды оценки эффективности управления:
1. По цели оценки: A. определение состояния и направлений развития системы управления
B. определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения
2. по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты
3. по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого
4. по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов
5. по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления
6. по критериям оценки: количественная и качественная
7. по методам оценки: экспертная, балльная, коэффициентная, экстраполяционная, эвристическая, сравнительная, балансовая, системная и др.
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).
Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.
25. Механизм повышения эффективности управления организацией
Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.
Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:
1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.