СТРОПАЛЬЩИК
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ
И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Лекционный материал
Стропальщик — профессия востребованная. На производстве используются различные машины и механизмы для подъема и перемещения тяжестей. Зона работы такой машины является зоной повышенной опасности, так как бывают случаи падения перемещаемых грузов, самой стрелы или крана. От умения правильно принять груз, своевременно его отправить зависит не только эффективность работы стропальщика, но и здоровье людей. Поэтому для обеспечения безопасности и успешной деятельности требуются специальные знания.
Изучив данное пособие, вы будете знать:
Ø как стать стропальщиком;
Ø типы и общее устройство грузоподъемных кранов, основные параметры кранов;
Ø причины опрокидывания кранов;
Ø приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов;
Ø конструкции стальных канатов;
Ø назначение и конструктивные особенности съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Ø требования к изготовлению и применению стропов;
Ø порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Ø нормы заполнения тары;
Ø основные сведения о безопасной эксплуатации кранов;
Ø обязанности и права руководителя стропальщика.
Изучив данное пособие, вы будете уметь:
Ø читать грузовую характеристику крана;
Ø определять грузоподъемность крана в зависимости от вылета;
Ø обнаруживать неисправность грузозахватных органов кранов, кранового пути, стальных канатов;
Ø читать условное обозначение стальных канатов и стропов;
Ø находить бирку (клеймо) стропа и читать ее содержание;
Ø определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары.
Профессия – стропальщик
Ежегодно в России погибает около 100 стропальщиков и крановщиков, еще большее их число получает тяжелые травмы. Нередко аварии и несчастные случаи происходят по вине стропальщиков, не знающих или грубо нарушающих требования безопасности. Поэтому к обучению, аттестации и допуску к работе стропальщиков предъявляются особые требования.
ПОМНИТЕ, от того, насколько хорошо вы усвоите теоретические знания и примените их в работе, зависит жизнь и здоровье людей!
Общие сведения о профессии
Какие работы выполняет стропальщик?
Стропальщик выполняет работы по строповке грузов в процессе производства работ грузоподъемными машинами. Под термином «строповка» подразумеваются следующие рабочие операции:
Ø обвязка, зацепка или закрепление грузов с помощью грузозахватных приспособлений;
Ø подвешивание грузов на крюк грузоподъемной машины;
Ø установка грузов в проектное положение;
Ø отцепка грузов.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает 5 тарифных разрядов стропальщиков, со второго разряда по шестой. Стропальщик третьего разряда выполняет строповку простых грузов массой до 25 т или строповку грузов средней сложности массой до 5 т.
Почему к стропальным работам предъявляют повышенные требования безопасности труда?
Безопасность при производстве работ грузоподъемными машинами в значительной степени зависит от умелых и правильных действий стропальщика. Стропальщик обслуживает грузоподъемные машины, которые являются техническими устройствами повышений опасности. Производственные объекты, на которых установлены грузоподъемные машины, являются опасными производствен-1ыми объектами в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от '1.07.97 № 116-ФЗ.
Кому подчинен стропальщик?
Во время работы стропальщик обязан выполнять только приказы и распоряжения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Стропальщик должен обращаться к нему при отсутствии средств индивидуальной защиты, соответствующих грузозахватных приспособлений, вспомогательного инвентаря, в случаях, когда неизвестна масса груза, а также для получения другой необходимой информации.
Грузоподъемные краны
Какие бывают грейферы?
Грейфер — это двухчелюстной или многочелюстной ковш для перемещения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.
1. По конструкции различают следующие виды грейферов:
Ø двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13);
Ø многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома;
Ø трех- и четырехлапые, предназначенные для круглого леса.
2. По типу привода механизма замыкания челюстей:
Ø канатные (см. рис. 2.13);
Ø моторные.
Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные.
Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов. Одноканатные грейферы применяют в случае перемещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строительстве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.
Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузоподъемность крана на рабочем вылете.
Стальные канаты и цепи
Как устроен стальной канат?
Стальной канат (рис. 3.1, а) состоит из проволок, получаемых волочением. Для изготовления проволок применяют качественную конструкционную сталь марки 60. Проволоки 1 свивают в пряди 2 (одинарная свивка), потом пряди свивают вокруг сердечника 3, в результате получается канат двойной свивки.
Сердечник каната может быть следующих видов:
Ø органический, изготовленный из органических волокон, пропитанных смазкой;
Ø металлический, изготовленный из стальных проволок. Канаты с металлическим сердечником более жесткие.
На рис. 3.1, 6 показано, как прочитать конструкцию стальных канатов. Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рычагов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
Ø отсутствие клейма 2 или бирки;
Ø затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
Ø изгибы и изломы рычагов;
Ø износ шарниров.
Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.
Производственная тара
Какие новые элементы государственного регулирования промышленной безопасности возникли с принятием Федерального закона № 116-ФЗ?
С принятием Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
в Российской Федерации появились новые элементы государственного регулирования промышленной безопасности.
Регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляет Ростехнадзор. Регистрация осуществляется в целях учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций.
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности обязана осуществлять организация, эксплуатирующая опасный производственный объект. Организация разрабатывает положение о производственном контроле, которое утверждается руководителем организации при обязательном согласовании с территориальным органом Ростехнадзора.
Экспертиза промышленной безопасности — это установление соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной безопасности. Экспертизе подлежат проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте.
Обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Для опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются грузоподъемные краны, Федеральным законом установлена минимальная страховая сумма 100000 руб.
Требования безопасности при выполнении
Стропальных работ
5.1 Общие требования
1.Для обвязки, зацепки и перемещения грузов с помощью кранов приказом, назначаются стропальщики не моложе 18 лет, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией учебного заведения имеющие удостоверение на право производства этих работ и прошедшие очередную проверку знаний в постоянно действующей комиссии (ПДК) по проверке знаний. Обязанности стропальщиков могут возлагаться на рабочих основных профессий. К этим рабочим должны предъявляются те же требования Правил, что и к стропальщикам.
2. Подготовка и аттестация стропальщиков должна производится в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курса и в технических школах обучения, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения, имеющих образовательную лицензию и разрешение органов Ростехнадзора.
3. Аттестованному стропальщику выдается соответствующее удостоверение об аттестации, подписанное председателем комиссии учебного заведения и инспектором Ростехнадзора РФ. Удостоверение должно иметь фотокарточку. Во время работы стропальщик должен иметь удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, лиц, ответственных по надзору и безопасное производство работ, а также по требованию машиниста крана.
4. Повторная проверка знаний стропальщиков постоянно действующей комиссией по проверке знаний должна производиться:
Ø периодически, не реже одного раза в 12 мес.;
Ø при переходе работника на другое место работы;
Ø по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Ростехнадзора.
Повторная проверка знаний должна производиться в объеме инструкции.
Участие инспектора в повторной проверке знаний стропальщиков не обязательно. В необходимых случаях орган Ростехнадзора может потребовать проведение повторной проверки знаний стропальщиков с участием своего представителя.
5. Результаты повторной проверки знаний стропальщиков должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении или оформляется вкладыш. Допуск к работе стропальщиков после повторной проверки знаний оформляется приказом (распоряжением).
6.Рабочие основной профессий, обслуживающие краны, должны проходить повторный инструктаж один раз в 3 месяца по программе инструктажа на рабочем месте для стропальщиков с записью в карточке регистрации инструктажа. Перед выполняемой работой стропальщики должны проходить инструктаж у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Запись о проведении инструктажа должна делаться в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
7. Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
8. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен;
Ø иметь понятие об устройстве обслуживаемого крана и знать его грузоподъемность; стропальщики, обслуживающие стреловые краны, должны уметь определить их грузоподъемность в зависимости от вылета стрелы, положения дополнительных опор и т.п.;
Ø знать значение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.) и уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей стропа и вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от веса и характера перемещения груза;
Ø уметь определить пригодность стропов и других съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Ø знать схемы строповки типовых грузов (приложение 10) и уметь производить правильную обвязку и подвешивание груза на крюк, а также выполнять отцепку стропов на месте установки или укладки груза.
Ø знать нормы заполнения тары;
Ø знать установленный на предприятии порядок обмена сигналами с машинистом крана (приложение 1);
Ø знать порядок и габариты складирования грузов;
Ø знать порядок безопасной работы стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи;
Ø знать приемы освобождения от действия тока лиц, попавшим под напряжение, и способы оказания первой помощи;
Ø знать инструкцию стропальщика.
9. Стропальщик должен знать место расположения рубильника (магнитного кнопочного пускателя), подающего напряжения на главные троллейные провода или гибкий кабель электрического крана, и уметь отключать от сети в необходимых случаях.
10. В целях профилактики аварий и травматизма работы с использованием грузоподъемных кранов следует организовывать и проводить, предусматривая мероприятия по предупреждению следующих факторов;
Ø наезд крана на людей;
Ø зажатие людей между поворотной и неповоротной частями крана, а также между грузом и строениями, оборудованием, штабелями грузов и др.;
Ø опрокидывание крана;
Ø самопроизвольное перемещение крана под действием ветра или при наличии уклона местности;
Ø обрыв грузозахватных приспособлений;
Ø выпадения груза из стропов;
Ø неустойчивое положение груза на площадке;
Ø падение с высоты материалов, инструмента, приспособлений и др.;
Ø поражение электрическим током;
Ø острые проволоки на канате и стропах
Требования безопасности перед началом работы
1 . Перед началом работы стропальщик обязан:
Ø предъявить удостоверение руководителю о проверке знаний безопасных методов работы;
Ø надеть каску, спецодежду, спецобувь установленного образца;
Ø получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
2 . После получения задания у бригадира или руководителя стропальщик обязан:
Ø подготовить необходимые средства индивидуальной защиты;
Ø проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;
Ø подобрать грузозахватные приспособления и тару, соответствующие перемещаемому краном грузу, с учетом его массы, числа строповочных узлов, геометрических размеров (угол между строповочными ветвями, образующийся при строповке груза, не должен превышать 90°);
Ø осмотреть элементы строительных конструкций, подлежащих перемещению краном, и убедиться в отсутствии у них дефектов.
3 . Стропальщик не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
Ø неисправности грузозахватных устройств, тары, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение, или их несоответствии характеру перемещаемого груза;
Ø несвоевременном проведении очередных испытаний грузозахватных устройств и тары;
Ø несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств защиты работающих, установленного заводом-изготовителем;
Ø недостаточной освещенности рабочих мест;
Ø дефектах строповочных узлов или нарушении целостности перемещаемых конструкций;
Ø отсутствии указаний о массе поднимаемого груза. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это стропальщик обязан сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности во время работы
1. Перед строповкой груза, подлежащего перемещению грузоподъемным краном, стропальщик обязан проверить его массу по списку груза или маркировке на грузе. Не допускается строповка груза, если его масса превышает грузоподъемность крана. В случае если стропальщик самостоятельно не может определить массу груза, он обязан обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ краном.
2. Строповку или обвязку грузов следует осуществлять в соответствии со схемами строповки. Строповку грузов, на которые отсутствуют схемы строповки, необходимо выполнять под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ краном.
3. При обвязке грузов канатами или цепями их следует накладывать на груз без узлов, перекруток и петель. Под ребра груза следует подкладывать прокладки, предназначенные для предохранения стропов и груза от повреждений. Груз следует обвязывать таким образом, чтобы он не выскальзывал, не рассыпался и сохранял устойчивое положение. Для этого длинномерные грузы следует застропить не менее, чем в двух местах.
4. Строповку строительных конструкций, оборудования и технологической оснастки (подмостей), имеющих строповочные узлы, следует осуществлять за все монтажные петли, рымы, цапфы.
5. Ветви грузозахватного устройства, не использованные при строповке груза, следует закреплять таким образом, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность зацепления их за встречающиеся на пути предметы.
6. При подъеме груза двумя кранами его строповку следует осуществлять под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ краном.
7. Элементы сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке в проектное положение, должны быть очищены от наледи и грязи до начала их строповки.
8. При строповке грузов не допускается:
Ø пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой;
Ø соединять звенья разорванной цепи болтами, проволокой, канатами и другими предметами, а также связывать разорванные канаты;
Ø осуществлять строповку изделий с поврежденными монтажными петлями или рымами;
Ø забивать грузоподъемный крюк стропа в монтажные петли изделий;
Ø поправлять ветви стропов в зеве грузозахватного крюка ударами молотка или других предметов.
9. Для подачи сигналов машинисту крана стропальщик обязан пользоваться знаковой сигнализацией, рекомендуемой Госгортехнадзором России. При обслуживании крана несколькими стропальщиками сигналы машинисту должен подавать старший стропальщик. Сигнал «Стоп» может быть подан любым работником, заметившим опасность.
10. Перед подачей сигнала машинисту крана о подъеме груза стропальщик обязан убедиться:
Ø в отсутствии на грузе незакрепленных деталей, инструмента и других предметов;
Ø в том, что груз не защемлен, не завален другими грузами, не примерз к земле или другим грузам;
Ø в отсутствии людей между поднимаемым грузом и неподвижными предметами (стеной здания, штабелем), а также в отсутствии людей вблизи поворотной части крана.
1 1. До перемещения груза краном стропальщик обязан подать сигнал крановщику о подъеме груза на ограниченную высоту (0,2 - 0,3 м), проверить правильность строповки груза, равномерность натяжения стропов, убедиться в соответствии массы поднимаемого груза, подлежащего перемещению, грузоподъемности крана и, только убедившись в отсутствии нарушений требований безопасности, выйти из опасной зоны и подать сигнал для дальнейшего перемещения груза к месту назначения. При замеченных нарушениях стропальщик обязан дать сигнал для опускания груза в исходное положение.
1 2.При перемещении груза краном стропальщику, а также другим людям запрещается:
Ø находиться на грузе;
Ø находиться под грузом или стрелой крана;
Ø осуществлять оттяжку поднятого груза;
Ø нагружать и разгружать транспортные средства при нахождении в кабине людей.
1 3. Перемещать сыпучие и мелкоштучные грузы следует в таре, специально предназначенной для этих грузов и заполненной не выше ее бортов.
1 4. При выполнении работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи стропальщику необходимо руководствоваться мероприятиями, предусмотренными в наряде-допуске. Перед каждым перемещением груза стропальщик должен убедиться в том, что стрела или канаты крана находятся на безопасном расстоянии от проводов линии электропередачи.
1 5. При складировании груза на приобъектном складе стропальщик обязан:
Ø осмотреть место для складирования груза;
Ø уложить подкладки и прокладки на место расположения груза, не нарушая габаритов, установленных для складирования, и не занимая мест, отведенных для прохода людей и проезда транспорта;
Ø освободить груз от грузозахватных устройств только после того, как груз будет находиться в устойчивом положении или закреплен согласно указаниям руководителя работ;
Ø убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза после его расстроповки.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1 . При обнаружении неисправностей крана, рельсового пути, грузозахватных устройств или тары стропальщику необходимо дать команду машинисту крана «Опустить груз», приостановить работу крана и поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ краном.
2. При обнаружении неустойчивого расположения грузов на транспортных средствах или месте складирования стропальщик должен поставить в известность об этом руководителя работ или бригадира.
Требования безопасности по окончании работы
1 . По окончании работы стропальщик обязан:
Ø сложить в отведенное для хранения место все грузозахватные устройства и другие приспособления, применяемые при выполнении работы;
Ø очистить и привести в порядок рабочее место;
Ø сообщить руководителю работ или бригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.
СТРОПАЛЬЩИК
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ
И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Лекционный материал
Стропальщик — профессия востребованная. На производстве используются различные машины и механизмы для подъема и перемещения тяжестей. Зона работы такой машины является зоной повышенной опасности, так как бывают случаи падения перемещаемых грузов, самой стрелы или крана. От умения правильно принять груз, своевременно его отправить зависит не только эффективность работы стропальщика, но и здоровье людей. Поэтому для обеспечения безопасности и успешной деятельности требуются специальные знания.
Изучив данное пособие, вы будете знать:
Ø как стать стропальщиком;
Ø типы и общее устройство грузоподъемных кранов, основные параметры кранов;
Ø причины опрокидывания кранов;
Ø приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов;
Ø конструкции стальных канатов;
Ø назначение и конструктивные особенности съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Ø требования к изготовлению и применению стропов;
Ø порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений и тары;
Ø нормы заполнения тары;
Ø основные сведения о безопасной эксплуатации кранов;
Ø обязанности и права руководителя стропальщика.
Изучив данное пособие, вы будете уметь:
Ø читать грузовую характеристику крана;
Ø определять грузоподъемность крана в зависимости от вылета;
Ø обнаруживать неисправность грузозахватных органов кранов, кранового пути, стальных канатов;
Ø читать условное обозначение стальных канатов и стропов;
Ø находить бирку (клеймо) стропа и читать ее содержание;
Ø определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары.
Профессия – стропальщик
Ежегодно в России погибает около 100 стропальщиков и крановщиков, еще большее их число получает тяжелые травмы. Нередко аварии и несчастные случаи происходят по вине стропальщиков, не знающих или грубо нарушающих требования безопасности. Поэтому к обучению, аттестации и допуску к работе стропальщиков предъявляются особые требования.
ПОМНИТЕ, от того, насколько хорошо вы усвоите теоретические знания и примените их в работе, зависит жизнь и здоровье людей!
Общие сведения о профессии
Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.