Тема 4 семинара. Национальная идея в новое время и эволюция национальной государственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность

На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в новый этап своего интеллектуального развития. Адаптация традиционного казахского общества к условиям и потребностям рыночно-капиталистических отношений, охватившим аул и аграрный сектор экономики, рост социально-культурной общности народов Евразийского пространства обусловили рождение казахской интеллигенции новой формации. В общественном сознании она утвердилась под названием «оқығандар» - «образованные».
       Социальная среда формирования интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» находились вчерашние бедняки Ж. Аймауытов, М. Дулатов

дети среднего слоя С. Мендешев, А. Байтурсынов

потомки степной аристократии М. Шокай, Ш. Кудайбердиев.

Казахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы, не переставая в то же время оказывать внимание и поддержку мектебам и медресе. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века..В итоге можно сказать, что формирование интеллигенции Казахстана в период с ХІХ по н. ХХ века был неоднозначным, представлял собой сложное явление. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М. Дулатова: «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»)

Поэтами, журналистами, переводчиками были М.Сералин, С. Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

 

2. Движение Алаш и казахская национальная идея. Личность Алихана Букейханова

Крупнейшим общественным и политическим деятелем конца XIX – начала ХХ века является Алихан Нурмухамедович Букейханов (1866-1937). В своих острых бескомпромиссных выступлениях он подвергал резкой критике власть предержащих, переселенческую политику царизма русских и украинских крестьян в Казахстан, насильственное изъятие земель у казахов и пр. Вместе с тем, он стремился к развитию просвещения среди казахского населения, созданию национальной газеты, и партии «Алаш» с программой учреждения казахской автономии в составе России.

До сих пор современных людей поражает величайшая гражданская позиция и смелость Алихана Букейханова, который в период страшнейшей реакции в Российской империи, открыто выступал против бездумной переселенческой политики русского и украинского крестьянства на территорию Казахстана, против насильственного изъятия плодородных пахотных и пастбищных угодий у казахов, против грубого отношения русской администрации к местному населению. Букейханов открытым текстом говорил о том, что местная администрация во главе, которой стоял генерал-губернатор Западной Сибири (Н.Н. Сухотин), устраивала провокационные шествия в Омске в 1906 г., тем самым дискредитируя истинные действия русских и казахских трудящихся, чем, собственно, стремилась разобщить народы по национальному признаку.

Алашское движение – неотъемлемая часть политической и творческой деятельности Алихана. 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алащ». Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: «Алаш» партия национальной демократической интеллигенции, «Уш-Жуз» партия радиального, пробольшевистски настроенных слоёв населения и «Шуро – и – Исламия» организация, проповедующая идеи исламизма и тюркизма. Алихан Букейханов в своём прекрасном научном творении «Киргизы» отмечал, что в движении «принимали участие, с одной стороны, интеллигенция, воспитанная на русской литературе. С другой стороны, выступала и интеллигенция, воспитывавшаяся в духе национально-религиозной исключительности... Если провести некоторую аналогию с русской интеллигенцией, то первую группу казахской интеллигенции можно было бы назвать западниками, а вторую тюркофилами и поборниками панисламизма». Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» метко замечает: «Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается, тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и его адаптацию к современным реалиям...».

 

3. Значение и роль газеты «Казах» в становлении национального самосознания. Личность Ахмета Байтурсынова

Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды.

С именем Байтурсынова связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без его алфавита и учебников, без его книг «Кырык мысал», «Маса», и газеты «Казах» не могло того всплеска национального самосознания, которое испытал наш народ в начале ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его книгами и общенациональной газетой «Казах» был университетом для всех, кто умел читать в казахской степи в этот исторический период, он являлся активным членом партии «Алаш», которая боролась за воссоздания казахского государства. После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками преследовал исключительно цели защиты национальных интересов казахского народа. Царский режим лишил его права жить и работать на родной земле, в 1910 году Байтурсынов был сослан в Оренбург. Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти.

 

4. Основные политические движения в казахской степи: взаимоотношения между алашовцами и пантюркистами

Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичнаясистема политических отношений, базировавшаяся на номадном способепроизводства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Таким образом, социально-политическая мысль на территории Казахстана в описываемый период была представлена в форме философских концепций, отражающих особенности становления и развития государственности и представляла собой своеобразную предысторию социально-политических концепций, получивших развитие в последующие эпохи.

 

5. Казахстан в период Февральской революции. Временное правительство и алашская интеллигенция

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая это как удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г.

Руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов телеграфировал: «Взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание».

Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии.

В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) национальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие.

Временное правительство считало, что к развитому капитализму необходимо идти реформистским путем. Отражавшее интересы буржуазии и помещиков Временное правительство не смогло подготовить и представить альтернативную программу возрождения России.

Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены ограничения в правах российских граждан по вероисповеданию или национальности. Это решение было направлено на установление национального согласия. Временное правительство приняло решение о возвращении на Родину реквизированных рабочих-тыловиков. Февральская революция 1917 г., заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству. Но не решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления.

Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами.

В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат и казахов-тыловиков объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию», в Петропавловске организовали Союз молодых извозчиков. Тыловики стали опорой оппозиции Временному правительству.

 

6. Всеказахские съезды и их итоги. Программа партии Алаш.

Весной и летом 1917 года в Казахстане возникли рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. 21-28 июля 1917г в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Щура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченекои области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию.

По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш».

Программа «Алаш» была составлена А. Букейхаповым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой.

Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу. Президента, Совет министров.

Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям.

Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары-Арка», также издавался журнал «Абай».

Лидером партии был А. Букейханов, в пес входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тыиышпасв, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов, Ж. и X. Досмухамедовы и другие.Осень 1917г - партия «Уш-Жуз», Казахская социалистическая партия.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 1116.