Задания для 1-го рейтинга
Задания для 1-го рейтинга
Тема 1 семинара . Особенности современной государственности республики в отличие от древних государств и Казахского ханства
1. Особенности исторического развития кочевой государственности и социума
В степях центральной азии кочевое скотоводство выделилось из первобытного земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства. Первое государственное образование на этой территории - Ш тыс. до н.э. (гунны). Затем - сяньби (НИ вв. н.э.), Жужаньский каганат (IV-VI вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Уйгурский каганат (745-840 гг.), киданская империя Ляо (X-XI вв.). Все это - сильные государственные образования, с кочевым скотоводством в основе хозяйства. Известны были и земледелие, ремесло, торговля, появлялись поселения городского типа.
Более 1000 лет продолжался на территории Монголии процесс поочередного выдвижения ранних кочевых гос. образований, пока не появились предки современных монголов. В китайских источниках монг. Племена назывались черными и белыми татарами. По некоторым версиям, черные татары в 13 веке получили общее название «монголов».
Основное богатство племен - овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. Давали стада питание, шерсть, кожу. Жили они в войлочных разборных юртах.
XI-ХП вв. - разложение общинно-родовых институтов, классовое расслоение. Племенные объединения этого времени - политические общности с классовыми чертами. Предводители обществ - ханы, наследственные правители, местами правителей выбирали представители родоплеменной аристократии, В племенах выделялась степная знать - нойоны, носившие титулы богатырь, силач, мудрый. Кочевали куренями - лагерь, в состав которого входило около 1000 кибиток.
Земля и скот изначально частной собственностью не являлись. Но постепенно внутри родовой общины стала выделяться патриархальная семья - айла, в собственность которой стал переходить скот, появилось имущественное неравенство. Богачи стали пасти скот обособленно, завели слуг, рабов. Форма кочевания стала аильной, хотя земля до поры до времени оставалась общей. Родовые общины теряли влияние, утрачивали право собственности на землю. В условиях кочевого скотоводства собственность на землю находила выражение в том, что знатные семьи все больше и больше закрепляли за собой право регулировать перекочевки и распределять пастбища. Завершился этот процесс в ходе создания единого гос-ва во главе с Чингисханом.
2. Значение конституциональности современного Казахстана
Конституцией 1993 года провозглашено суверенное, демократическое государство, закреплена незыблемость национальной государственности. Она явилась ярким отражением переходного периода и была направлена на решение первоочередных задач. Благодаря принятию Конституции успешно было преодолено противостояние в обществе социальных сил и групп с различной идеологической и политической ориентацией по нескольким узловым проблемам: государственному устройству, судебной власти, формам собственности, статусу государственного языка. Историческое значение Конституции 1993 года заключается прежде всего в том, что в ней был определён и закреплён новый государственный и общественный строй Казахстана. В Конституцию 1993 года были включены правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, принятых после провозглашения суверенитета, независимости государства: о главе государства – Президенте, о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, о признании казахского языка государственным и т.д
30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум, на котором была принята пятая Конституция Республики Казахстан, вступившая в силу 5 сентября того же года. Данная Конституция явилась новым этапом конституционного строительства Казахстана.
По структуре Конституция 1995 года состоит из Преамбулы и 98 статей, объединённых в IX Разделов. Данная Конституция внесла существенные изменения в систему организации государственной власти Республики Казахстан. Казахстан окончательно стал президентской республикой, где основные направления внутренней и внешней политики государства, ключевые вопросы образования исполнительных и других органов государства, назначения судей и другие важные сферы государственной жизни оставались за Президентом Республики Казахстан. Впервые Конституция Казахстана 1995 года употребила понятие «президентская форма правления» (п.1 ст.2). Поэтому центральной и ключевой фигурой в системе государственной власти по Конституции Казахстана 1995 года стал Президент Республики Казахстан. Специфика принципа разделения государственной власти на ветви в Республике Казахстан по Конституции 1995 года такова, что указанный принцип предусматривает нахождение единственного высшего должностного лица – Президента Республики вне ветвей государственной власти. Конституция 1995 года установила исключительно сложный порядок импичмента Президента Республики Казахстан. Кроме того, по Конституции 1995 года правовое регулирование общественных отношений предусматривается теми нормами, которые содержатся в перечисленных в пункте 1 статьи 4 Конституции правовых актах, нормы которых охватываются понятием «Действующее право в Республике Казахстан».
3. Светскость в государственном устройстве: исторический опыт формирования государства современного типа
Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою страну и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данной страны религии.
Казахстан – светское государство. Это положение отражает отношение казахстанского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (Конституция РК). Государство обеспечивает свободу законной деятельности религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства.
Формирование светского типа гуманизма будет влиять в свою очередь на формирование нового типа религиозной культуры страны, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.
4. Гражданство как основа национальной идентичности
Казахстанская идентичность основана на принципе гражданства.
Гражданская идентичность - это феномен надличностного сознания; это осознание личной ответственности за благополучие общества и будущее страны. Гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов государства.
Государственные и общественные интересы должны быть выше узкоэтнических, корпоративных и личных.
Казахстанская гражданская идентичность: не призвана унифицировать многообразие и не направлена против этнической самобытности.
Она призвана сформировать общие для всех ценности: политико-правовые, социальноэкономические и духовно-культурные.
Казахстанская идентичность будет строиться на системе равенства экономических, социальных и культурных возможностей.
В современных условиях именно принцип гражданства позволяет обеспечить устойчивость и безопасность гражданина и государства, эффективность их взаимодействия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 945.