СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................. 20
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
| в том числе: | |
| лабораторные работы | 12 |
| практические занятия | 12 |
| контрольные работы | 6 |
| курсовая работа | - |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
| в том числе: | |
| - решение задач | |
| - работа с конспектом лекций, составление конспекта | 10 |
| - построение графика (диаграммы) | 2 |
| - решение ситуационных задач | 8 |
| - реферат | 2 |
| - выполнение эскиза | 2 |
| Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение.
| Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и | Объем | Уровень | ||
| разделов и тем | практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | часов | освоения | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основные
Сведения о назначении и
Свойствах металлов и
Сплавов, о технологии
Их производства.
2
Тема 1.1 . Основные сведения о назначении
и свойствах металлов и
сплавов, о технологии
их производства.
Содержание учебного материала
2
Основные сведения о назначении и свойствах металлов и
Сплавов, о технологии их производства.
Общие сведения о металлах и сплавах. Черная и цветная
металлургия. Гидрометаллургия, пирометаллургия. Материалы металлургических процессов. Производство чугуна. Производство стали.
2
Раздел 2. Особенности
Строения металлов и
Сплавов
4
Тема 2.1. Особенности строения металлов и
сплавов.
Содержание учебного материала
4
Особенности строения металлов и сплавов
Элементарная ячейка. Типы элементарных ячеек. Пространственная кристаллическая решетка. Анизотропность. Аллотропические
2
8
| превращения металлов. | ||||
| Раздел 3. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразование металлов и сплавов, защита от коррозии. |
| 4 |
| |
|
Тема 3.1. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии. | Содержание учебного материала | 4 | ||
| 1 | Закономерности процессов кристаллизации и структурообразование металлов и сплавов, защита от коррозии. Кристаллизация металлов и сплавов. Основы теории коррозии металлов и сплавов. Способы предохранения металлов от коррозии. | 2 | ||
| Раздел 4. Методы измерения параметров и определения свойств материалов. |
| 11 |
| |
|
Тема 4.1. Методы измерения параметров и определения свойств | Содержание учебного материала | 6
| ||
| 1 | Методы измерения параметров и определения свойств Материалов. Механические испытания металлов. Методы анализа металлов. | 2 | ||
|
Материалов. | |||||
|
Определение твердости материалов Лабораторные работы по теме: «Методы измерения параметров и определения свойств материалов» | 4 |
| |||
| Лабораторная работа 1: «Определение твердости по методу Бринелля» | 2 | ||||
| Лабораторная работа 2: «Определение твердости по методу Роквелла» | 2 | ||||
|
Определение твердости материалов Контрольная работа по теме: «Методы измерения параметров и определения свойств материалов» | 1 | ||||
| Контрольная работа 1: «Строение и свойства металлов» | 1 | ||||
|
Определение твердости материалов Самостоятельная работа по теме: «Методы измерения параметров и определения свойств материалов» | 2 | ||||
| -Построение диаграмм растяжения хрупких и пластичных материалов. | 2 | ||||
| Раздел 5. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов |
| 6 | |||
|
Тема 5.1. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов | Содержание учебного материала | 6 | |||
| 1 | Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов Понятие о сплаве и основных его структурных составляющих. Диаграммы состояния двойных сплавов. Диаграммы состояния железо-углерод. | 2 | |||
| Раздел 6. Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов. |
| 14 |
| ||
|
Тема 6.1. Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 6 | |||
| 1 | Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов. Основы теории термической обработки. Отжиг и нормализация, закалка и отпуск. Термоциклическая обработка. Химико-термическая обработка. | 2 | |||
| Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали Практические работы на тему: «Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов» | 2 |
| |||
| Практическая работа 1: «Определение режимов термической обработки стали» | 2 | ||||
| Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали Лабораторные работы по теме: «Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов» | 4 | ||||
| Лабораторная работа 3: «Проведение закалки стали» | 2 | ||||
| Лабораторная работа 4: «Проведение отпуска стали» | 2 | ||||
| Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали Контрольная работа по теме: «Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов» | 2 | ||||
|
| Контрольная работа 2: «Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов» | 2 |
| |
|
Тема 7.1. Классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды | Содержание учебного материала | 8
| ||
| 1 | Классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве. | |||
| обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве.
| Классификация стали, цветных металлов и сплавов. Их маркировка, область применения, обработка, назначение. |
|
| |||
|
| ||||||
|
Тема 9.1. Основные свойства полимеров и их применение. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
| 1 | Основные свойства полимеров и их применение. Свойства полимеров. Реактопласты. Термопласты. Состав полимеров. Применение полимеров в производстве. | |||||
| Раздел 10. Свойства смазочных и абразивных материалов. |
| 2 | ||||
|
Тема 10.1. Свойства смазочных и абразивных материалов. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
| 1 | Свойства смазочных и абразивных материалов. Свойства смазочных материалов, их состав, назначение. Свойства абразивных материалов, их состав, назначение. | |||||
| Раздел 11. Способы получения композиционных материалов. | 2 | |||||
|
| Практическая работа 6: «Подбор режимов обработки металлов давлением для заданных материалов» | 2 |
| |
| Подбор способов и режимов обработки металлов(литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей. Контрольная работа на тему: «Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием» | ||||
| Контрольная работа 5: «Подбор режимов обработки металлов для изготовления заданных деталей» | 1 | |||
| Подбор способов и режимов обработки металлов(литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей. Самостоятельные работы на тему: «Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием» | 8 | |||
| -Реферат на тему: «Высокоэнергетические методы штамповки». | 2 | |||
| -Подбор способов получения заготовки заданного профиля. | 2 | |||
| -Выполнение эскизов видов обработки металлов резанием. | 2 | |||
| -Конспектирование темы «Металлообрабатывающие станки» | 2 | |||
|
Всего | 80 | |||
|
Тема 11.1. Способы получения композиционных материалов. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
| 1 | Способы получения композиционных материалов. | ||||
| Строение композиционных материалов, свойства композиционных | |||||
| материалов, способы получения композиционных материалов. | |||||
| Раздел 12. |
| 13 | |||
| Сущность | |||||
| технологических | |||||
| процессов литья, | |||||
| сварки,обработки | |||||
| металлов давлением и | |||||
| резанием. | |||||
|
Тема 12.1. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. | Содержание учебного материала | 6 | |||
| 1 | Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. | ||||
| Литейное производство. Сущность технологических процессов | |||||
| обработки металлов давлением, сварки, обработки металлов резанием. | |||||
|
Деталей. | |||||
| Практические работы на тему: «Сущность технологических процессов | |||||
| литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием» | |||||
| Практическая работа 4: «Выбор и обоснование методов литья для | 2 | ||||
| изготовления партии деталей заданной конфигурации» | |||||
| Практическая работа 5: «Выбор способов получения заготовок из | 2 | ||||
| заданных материалов» | |||||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лабораторий «Материаловедение»
Оборудование лаборатории:
- твердомер ТШ
- твердомер ТК
- микроскоп металлографический МИМ
- лупа метрическая МПБ
- микрометры
- штангенциркули Коллекции форм:
- алюминий
- металлы и сплавы
- волокна
- каменный уголь
- минералы и горные породы
- чугун и сталь
- стекло и изделия из стекла
- каучук
- полезные ископаемые
- микрошлифы
- пленочные материалы Макеты:
- маятниковый копер
- кристаллические решетки Плакаты:
- диаграмма «железо-цементит»
- чугуны
- определение твердости по Бринеллю, Роквеллу и Виккерсу
- испытание на ударную вязкость
- доменная печь
- цементация Альбомы:
- микроструктуры сталей и сплавов
- микроструктуры цветных металлов и их сплавов
- припои и флюсы Технические средства обучения:
- мультимедиопроектор
- персональный компьютер
18
- видеомагнитофон
- телевизор
- видеофильм на тему: «Цветные металлы и сплавы»
- презентации: «Основные свойства металлов и сплавов. Кристаллические решетки»; «Получение чугуна»; «Производство стали»; «Химико-термическая обработка»; «Абразивные материалы»; «Коррозия металлов»; «Диаграмма железо-цементит»; «Маркировка сталей и цветных металлов».
Дополнительной литературы
Основные источники:
1. Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных
материалов. - Санкт-Петербург, 2010
Дополнительные источники:
2. Адаскин А.М., Материаловедение - М.: Высшая школа, 2005
3. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка) -М.: «Академия», 2001
4. Арзамасцев Б.П. Конструкционные материалы (справочник) - М.: «Машиностроение», 1990
5. Журавлев В.Н., Николаева О.И. «Машиностроительные стали». Справочник. -М.: Машиностроение, 1981
6. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение -М.: «Академия», 2004
7. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка). - М.: «Академия», 2007
8. Кузьмин Б.А., Самохотский А.И. Металлургия, металловедение и конструкционные материалы. - М.: Высшая школа, 1987
9. Пейсахов А.М., Кучер А.М. Материаловедение и технология конструкционных материалов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005
10. Соломенцева Ю.М. Материаловедение - М.: Высшая школа, 2005
11. Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А. Материаловедение - М.: «Академия», 2007.
12. Харламов Г.А., Тарапанов А.С. Припуски на механическую обработку (справочник), - М.: «Машиностроение», 2006
13. Черепахин А.А. Материаловедение - М.: «Академия», 2004
19
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований. ___ __
| Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
| Должен уметь: | ||
| - определять свойства | ||
| конструкционных и сырьевых | ||
| материалов, применяемых в | ||
| производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, |
Входной контроль
Тестирование.
| их назначении и свойствах, |
|
| принципы их выбора для | |
| применения в производстве; | |
| - методы измерения параметров и | |
| определения свойств материалов; | |
| - основные сведения о | |
| кристаллизации и структуре | |
| расплавов; | |
| - основные сведения о назначении | |
| и свойствах металлов и сплавов, о | |
| технологии их производства; | |
| - основные свойства полимеров и | |
| их использование; | |
| - особенности строения металлов и | |
| сплавов; | |
| - свойства смазочных и | |
| абразивных материалов; | |
| - способы получения | |
| композиционных материалов; | |
| - сущность технологических | |
| процессов литья, сварки, обработки | |
| металлов давлением и резанием. |
| Результаты | Основные показатели оценки | Формы и |
| (освоенные ОК и ПК) | результата | методы контроля и оценки |
| ОК 1. Понимать сущность социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -знает содержание деятельности в |
Входной контроль: Тестирование Текущий контроль: Оценка практических и самостоятельных работ, рефератов, внеаудиторной работы. Тематический контроль: Оценка контроль- ных работ,тести- рование. Рубежный контроль: Оценка тестовых работ. Итоговый контроль: Итоговая аттестация в форме экзамена. |
| рамках специальности «Технология | ||
| машиностроения»; | ||
| -знаком с ситуацией на рынке труда | ||
| по специальности «Технология | ||
| машиностроения»; | ||
| -демонстрирует интерес к дисциплине | ||
| в рамках специальности «Технология | ||
| машиностроения»; | ||
| -способен понять социальное | ||
| значение специальности «Технология | ||
| машиностроения»; | ||
| -способен непрерывно повышать | ||
| квалификацию по специальности | ||
| «Технология машиностроения»; | ||
| -готов работать в специальности | ||
| «Технология машиностроения»; | ||
| -готов к карьерному росту в | ||
| специальности «Технология | ||
| машиностроения»; | ||
| ОК 2. Организовывать | -понимает необходимость | |
| собственную | организовывать собственную | |
| деятельность, | деятельность в рамках специальности; | |
| выбирать типовые методы | -знаком с типовыми методами и | |
| и способы выполнения | способами выполнения | |
| профессиональных | профессиональных задач в | |
| задач, | специальности «Технология | |
| оценивать их | машиностроения»; | |
| эффективность | -осознает необходимость выбора | |
| и качество. | методов с точки зрения их эффективности и качества. |
(Ж 3. Принимать
| -знает о необходимости принятия |
|
| решения в | решения в стандартных и | |
| стандартных и | нестандартных ситуациях; | |
| нестандартных | -знает об ответственности за | |
| ситуациях и нести за | принятые им решения; | |
| них ответственность. | -умеет планомерно работать в стандартном режиме; -умеет отличать нестандартную ситуацию от стандартной; -способен определять степень последствий от принятых решений в рамках специальности «Технология машиностроения»; -способен определять меру ответственности за принимаемые решения; -готов принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; -готов нести ответственность за принимаемые решения. | |
| ОК 4.Осуществлять | -знает о поисковых системах; | |
| поиск и использование | -понимает значимость навыков | |
| информации, | поиска и использования найденной | |
| необходимой для | информации в специальности | |
| эффективного | «Технология машиностроения»; | |
| выполнения | -умеет осуществлять поиск | |
| профессиональных | информации в библиотечной и | |
| задач, | глобальной сети; | |
| профессионального и | -умеет использовать найденную | |
| личностного развития. | информацию в рамках специальности; -имеет опыт поиска информации в различных источниках; -имеет опыт отбора информации, необходимой для работы в специальности; -способен находить и использовать информацию в целях профессионального роста; -способен находить и использовать информацию в целях личностного |
|
| -готов осуществлять поиск и |
|
| использование информации, | ||
| необходимой для эффективного | ||
| личностного развития. | ||
| (Ж 5. Использовать | -знает о необходимости использования | |
| информационно- | информационно-коммуникационных | |
| коммуникационные | технологий в специальности | |
| технологии в | «Технология машиностроения»; | |
| профессиональной | -знаком с составляющими | |
| деятельности. | информационно-коммуникационных технологий в объеме специальности; -умеет отличать информационно-коммуникационные технологии от других технологий; -умеет работать с программным обеспечением по специальности; -имеет опыт по ограничения передачи конфиденциальной информации; -имеет опыт по ограничению доступа к получению конфиденциальной информации в рамках специальности; -способен создавать и сохранять информацию; -способен обрабатывать полученные информационные данные; -готов сохранять информацию и управлять ею; -готов обрабатывать полученные информационные данные и управлять ими. | |
| ОК 7. Брать на себя | -знает об ответственности за работу | |
| ответственность за работу | членов команды; | |
| членов команды, за | -знает о зависимости эффективности | |
| результат выполнения | работы команды от исполнения своих | |
| заданий. | обязанностей всеми членами команды; -имеет представление о работе команды; -умеет доказывать важность работы каждого члена команды; -способен нести ответственность за достижение поставленной командой |
|
| цели; |
|
| - способен нести ответственность за | ||
| выбор методов и приемов в решении | ||
| практических задач, поставленных | ||
| перед командой; | ||
| -готов брать на себя ответственность за | ||
| работу членов команды; | ||
| -готов брать на себя ответственность за | ||
| результат выполнения заданий в рамках | ||
| специальности. | ||
| ОК 8.Самостоятельно | -знает о необходимости | |
| определять задачи | профессионального и личностного | |
| профессионального и | развития; | |
| личностного развития, | -знает о необходимости осознанного | |
| заниматься | планирования повышения | |
| самообразованием, | квалификации; | |
| осознанно планировать | -может работать над самообразованием | |
| повышение | в рамках специальности «Технология | |
| квалификации. | машиностроения»; -умеет определять пробелы в образовании по специальности; - способен самостоятельно определять задачи профессионального развития; -самостоятельно определить задачи личностного развития; -готов к самообразованию; -готов осознанно планировать повышение квалификации. | |
| ОК 9. Ориентироваться в | -знает основные методы | |
| условиях частой смены | формообразования заготовок; | |
| технологий в | -знает основные методы обработки | |
| профессиональной | металлов резанием; | |
| деятельности. | -умеет пользоваться нормативно-справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки; -умеет выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; -способен ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; |
| -способен правильно принимать |
|
| решения в условиях частой смены | ||
| технологий в профессиональной | ||
| деятельности; | ||
| ПК 1.1. Использовать | - знает виды конструкторской | |
| конструкторскую | документации; | |
| документацию при | - имеет представление об использовании | |
| разработке | конструкторской документации при | |
| технологических | разработке технологических процессов | |
| процессов изготовления | изготовления деталей; | |
| деталей. | - умеет разделять виды конструкторских документов; - умеет разрабатывать конструкторскую документацию; - демонстрирует точность и скорость чтения чертежей; - имеет опыт в анализировании качества конструктивно- технологических свойств детали, исходя из ее служебного назначения; - способен предложить рекомендации по повышению технологичности детали; - демонстрирует точность и грамотность оформления технологической документации; - готов производить выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента; - готов разрабатывать эскизы операции технологических процессов обработки деталей. | |
| ПК 1.2 Выбирать метод | - знает методы получения заготовок; | |
| -знает схемы базирования заготовок; | ||
| -умеет выбирать методы получения заготовок; -умеет выбирать схемы базирования заготовок; -способен правильно выбрать метод получения заготовок; | ||
| -способен правильно выбрать схему |
| базирования; |
|
| ПК 1.3 Составлять | - знает о способах получения заготовок; | |
| маршруты изготовления | - знает о методах базирования заготовок | |
| деталей и проектировать | при их обработке на металлорежущем | |
| технологические | оборудовании; | |
| операции. | - умеет определить вид и способы получения заготовок; - умеет составлять схемы базирования заготовок при обработке на металлорежущих станках; - имеет опыт в производстве расчетов и проверке величины припусков и размеров заготовок; - имеет опыт в выборе метода получения заготовок и расчете коэффициента использования материала; -способен грамотно выбрать метод получения заготовки; - способен определить схему базирования заготовки ; - готов определить способ получения заготовки в рамках специальности «Технология машиностроения»; - готов определить схему базирования заготовки при обработке на металлорежущих станках в рамках специальности «Технология машиностроения» | |
| ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. | - знает о необходимости работы | |
| структурного подразделения; | ||
| - знает о работе структурного | ||
| подразделения; | ||
| - умеет разграничивать виды работ структурного подразделения; - умеет планировать и организовывать работу структурного подразделения; - имеет опыт в планировании работ структурного подразделения - имеет опыт имеет опыт в организации работ структурного подразделения; - способен выделять главное в работе структурного подразделения; |
| - способен принять решение в организации работы структурного подразделения; - готов осуществлять работу по организации работы структурного подразделения; - готов осуществлять работу по участию в планировании работ структурного подразделения. |
| |
| ПК 2.2. Участвовать в | - знает о необходимости работы | |
| руководстве работой | структурного подразделения; | |
| структурного | - знает о работе структурного | |
| подразделения. | подразделения; - умеет координировать работу структурного подразделения; - умеет разграничивать виды работ структурного подразделения; - имеет опыт в координировании и организации работы структурного подразделения; - имеет опыт в принятии решений в работе структурного подразделения; - способен выделять главное в работе структурного подразделения; - демонстрирует способность руководства работой структурного подразделения. - готов принять решение в организации работы структурного подразделения; -готов участвовать в руководстве работой структурного подразделения и определять объем работы структурного подразделения; | |
| ПК 2.3 Участвовать в | - знает о процессе деятельности | |
| анализе процесса и | подразделения; | |
| результатов деятельности | - знает о результатах деятельности | |
| подразделения. | подразделения; - умеет определить работу структурного подразделения; - умеет разграничивать виды работ подразделения; - имеет опыт в анализе решений | |
| стандартных и нестандартных |
|
| профессиональных задач в области |
|
| разработки технологических | ||
| процессов изготовления деталей | ||
| машин; | ||
| - имеет опыт по участию в анализе | ||
| процесса и результатов деятельности | ||
| подразделения; | ||
| - способен определить сущность и | ||
| значимость работы подразделения; | ||
| - способен производить самоанализ | ||
| и коррекцию результатов работы | ||
| структурного подразделения; | ||
| - готов участвовать в анализе | ||
| процесса подразделения; | ||
| - готов способствовать в получении | ||
| результатов деятельности | ||
| подразделения. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................. 20
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
140448 Технологическая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих:
18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
1.3.1. В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;
- определять твердость материалов;
-определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;
должен знать:
- виды механической, химической и термической обработки металлов и
сплавов;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов;
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразование
металлов и сплавов, защиты от коррозии;
- классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о
технологии их производства;
- основные свойства полимеров и их использование;
- особенности строения металлов и сплавов;
- свойства смазочных и абразивных материалов;
- способы получения композиционных материалов;
- сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов
давлением и резанием.
1.3.2. В результате освоения дисциплины должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и
электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт
электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при
эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации,
обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния
бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты
электробытовой техники.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
| в том числе: | |
| лабораторные работы | 12 |
| практические занятия | 12 |
| контрольные работы | 6 |
| курсовая работа | - |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
| в том числе: | |
| - решение задач | |
| - работа с конспектом лекций, составление конспекта | 10 |
| - построение графика (диаграммы) | 2 |
| - решение ситуационных задач | 8 |
| - реферат | 2 |
| - выполнение эскиза | 2 |
| Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение.
| Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и | Объем | Уровень | ||
| разделов и тем | практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | часов | освоения | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основные
Сведения о назначении и
Свойствах металлов и
Сплавов, о технологии
Их производства.
2
Тема 1.1 . Основные сведения о назначении
и свойствах металлов и
сплавов, о технологии
их производства.
Содержание учебного материала
2
Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.