Ли Куан Ю: «Мы решили перераспределять общественное богатство не через субсидирование потребления, а через накопление собственности. Даже те, кто не смог завоевать высших наград в рыночной конкуренции, получали достаточно ценные подарки за участие в жизненном марафоне. Тот, кто хотел потратить накопленные средства, мог продать активы, которыми он владел. Замечательно, что таких людей было немного. Вместо этого люди предпочитали инвестировать и увеличивать стоимость своих активов, используя на потребление только полученный с них доход… Владение собственностью, вместо выделения субсидий на социальное обеспечение, предоставило людям широкие возможности и возложило на них ответственность за то, на что потратить свои деньги».
Правительство разрешило накопления сверх установленных минимумов на обычном и специальном счетах направлять в определенные финансовые инструменты. По мере развития фондового рынка и увеличения накоплений в CPF увеличивался размер и виды средств, которые могли быть инвестированы, расширялся перечень финансовых инструментов. К примеру, в 1986 году разрешалось инвестировать в акции, фонды и золото только 20–40% средств обычных счетов, превышавших минимальную сумму, в 1993 году – 80%, в 2000–2001 годах – 100%. Сегодня разрешено инвестировать средства в акции и облигации, взаимные фонды, биржевые фонды, банковские депозиты, индивидуальные счета доверительного управления, страховые инвестиционные продукты, золото [4]. Если доход по этим инвестициям превышает сумму процентов, начисляемых на остатки по счетам CPF, владельцы счетов могут снять излишки. С расширением возможностей инвестирования сокращались выплаты участникам CPF по обычным счетам.
Решение использовать инвестиционную схему участник принимает добровольно. И при этом сам несет инвестиционный риск, доходность этих вложений государство не гарантирует. Но оно и не бросает его на произвол судьбы, так как заинтересовано в инвестициях. Правительство создает надежные объекты инвестирования, например, компании Singapore Bus Services и Singapore Telecom.
Ли Куан Ю: «Мы учредили компанию Singapore Bus Services, выпустили ее акции на фондовой бирже и разрешили членам CPF использовать до 5 тыс. долларов на их счетах для покупки акций. Я хотел, чтобы число владельцев компании было максимальным, и ее прибыль возвращалась рабочим, которые пользовались услугами общественного транспорта. У них было меньше стимулов требовать снижения платы за проезд и правительственных субсидий на развитие транспорта».
Ли Куан Ю: «Мы продали значительную часть компании Singapore Telecom всем взрослым гражданам страны за половину стоимости – чтобы перераспределить излишки госбюджета, накопившиеся за годы устойчивого экономического роста. Мы хотели, чтобы наши люди владели акциями крупной сингапурской компании – осязаемой частью материального богатства страны. Чтобы предотвратить немедленную продажу акций для получения прибыли, как случилось в Великобритании при приватизации British Telecom, мы предложили акционерам право на получение бесплатных акций после одного, двух, четырех и шести лет владения акциями при условии, что они не продадут первоначально полученные акции. В результате 90% всех работников владели акциями Singapore Telecom. Вероятно, это наивысший показатель в мире».
Правительство вводит различные ограничения для обеспечения сохранности накапливаемых средств. В частности, не разрешает использовать деньги, находящиеся на счете и активы, приобретенные из этих сбережений, для покрытия долгов участника CPF или судебных исков. Жилье HDB, купленное за счет средств CPF, также не может стать добычей кредиторов. Только само HDB может принимать меры против владельца жилья, который не расплатился по займу, выданному на его приобретение.
Средства CPF (как «длинные деньги» для экономики) размещаются на депозиты в финансовом регуляторе Monetary Authority Singapore (MAS) и направляются на приобретение специальных выпусков государственных облигаций Special Singapore Goverment Securities (SSGS). Эти ценные бумаги на рынок не поступают, выпускаются только для CPF на срок 20 лет. Ставка процента по облигациям соответствует процентной ставке, выплачиваемой CPF по счетам участников. Деньги, привлеченные с помощью SSGS, направляются в Валютное управление Сингапура для конвертации в зарубежные активы. В разные периоды средства CPF составляли 50–70% международных резервов Сингапура.
Ли Куан Ю: «Финансовая стабильность, сбалансированный бюджет, низкие налоги поощряли значительные инвестиции и высокую производительность. С 1960-х годов мы ежегодно сводили бюджет с профицитом. Бюджетных поступлений было достаточно для финансирования текущих расходов и инвестиций, мы оставались конкурентоспособными по отношению к другим странам в налоговой сфере… Мы не допускали расточительных затрат, это позволяло сохранить низкий уровень инфляции и не прибегать к иностранным займам». Правительство удерживало инфляцию на стабильно низком уровне: в среднем 2,3% в 1980–2013 годах. Все это вселяло и вселяет уверенность сингапурцев в том, что завтра их накопления не обесценятся или не будут «позаимствованы» правительством на неотложные нужды, а то и вовсе изъяты.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.