Тема 2. Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ О.В. Родионова                  (подпись)  «_____»________________20____ г.

Рабочая программа дисциплины

Уголовная политика социального государства

 

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) образовательной программы: Социальное государство: проблемы теории и юридической практики
Тип образовательной программы: Программа магистратуры
   
   

 

 

Иваново


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Уголовная политика социального государства» – формирование у студентов знаний о формах реализации и основных направлениях современной уголовной политики; повышение уровня их профессионального правосознания, развитие навыков самостоятельного юридического мышления и умений принимать обоснованные решения в процессе осуществления организационно-управленческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере борьбы с преступностью; развитие навыков проведения научных исследований в области уголовного права.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина является обязательной, относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы, изучается студентами после освоения дисциплин: «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Философия права».

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия уголовного права, уголовного процесса, криминологии, уголовно-исполнительного права;

- основные признаки и отличительные характеристики уголовно-правовых и уголовно-процессуальных явлений;

- социально-правовое назначение и порядок реализации институтов уголовного права и уголовного процесса;

- современное состояние российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

- нормативную правовую базу в области профилактики преступлений.

Уметь:

- правильно квалифицировать совершенные лицом деяния;

- отграничивать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные явления от явлений других отраслей права;

- анализировать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы;

- анализировать и обобщать практику применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Владеть:

- понятийно-терминологическим языком уголовного права, уголовного процесса и криминологии;

- методами юридического анализа и сравнительного правоведения;

- диалектическим, историческим, системно-структурным, социологическим, формально-логическим методами исследования;

- навыками квалификации уголовно-правовых явлений;

- первичными навыками анализа правоприменительной практики;

- навыками юридического анализа конкретных составов преступлений;

- навыками работы с правовыми актами в области противодействия преступности.

Дисциплина «Уголовная политика социального государства» является предшествующей для дисциплин «Патернализм в уголовном праве», «Защита прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве России», «Несовершеннолетний как объект уголовной политики государства», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков», а также для производственной практики (судебной) и государственной итоговой аттестации.

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина

При реализации дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:

а) общекультурные (ОК):

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

б) профессиональные (ПК):

· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

· способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

· готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);

· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

· способность осуществлять предупреждение преступлений, иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

· способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

· способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

· способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретной сфере юридической деятельности (ПК-8);

· способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятие уголовной политики, ее содержание и формы реализации (ПК-9);

- уголовно-политические принципы, цели и задачи (ПК-9);

- основания и пределы уголовно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);

- принципы криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации (ПК-1);

- тенденции и перспективы современной уголовной политики, ее особенности в сфере предупреждения отдельных видов преступлений (ОК-3, ПК-5);

- основы законодательной техники, принципы и правила построения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных предписаний (ОК-3, ПК-1). 


Уметь:

- правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные предписания (ПК-2, ПК-4, ПК-7);

- разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм (ПК-1);

- разрабатывать меры по предупреждению преступлений, иных правонарушений, коррупционного и иного общественно опасного поведения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ОК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6);

- делать теоретические обобщения, аргументированно излагать собственное мнение по спорным вопросам уголовно-политических учений о противодействии конкретным видам преступлениям, а также формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового регулирования общественных отношений (ОК-3, ПК-11);

- принимать обоснованные управленческие решения в области противодействия и предупреждения преступности (ПК-9).

Владеть:

- навыками толкования действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства (ПК-7);

- навыками обобщения практики применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм (ПК-11);

- методикой проведения научных политико-правовых исследований в области предупреждения преступности (ОК-3, ПК-11);

- методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для совершения преступлений, в том числе для проявления коррупции (ПК-5, ПК-8).

4. Объем и содержание дисциплины

Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).

4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа

Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.

п/п

 

Разделы (темы)

дисциплины

Семестр

Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения)

Формы текущего

контроля успеваемости (по очной форме обучения)

 

Формы промежуточной аттестации

Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа
1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. 2 2 2 практ. занятие Устный опрос. Опорный конспект.
2. Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
3. Модели уголовной политики. Особенности уголовной политики социального государства. 2 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
4. Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. 2 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
5. Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. 2 1 4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
6. Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. 2   2 практ. занятие 2 лабор. занятие Устный опрос. Защита проектов.     Защита лабораторной работы.
7. Современные тенденции уголовной политики. Круглый стол на тему «Современная уголовная политика в оценках российских ученых» 2 1 4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол.
8. Уголовная политика в сфере предупреждения отдельных видов преступлений. 2   4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
9. Эффективность уголовной политики. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
10. Уголовная политика в контексте сравнительного правоведения. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.

Итого по дисциплине:

6 28 Зачет

 

п/п

 

Разделы (темы)

дисциплины

Курс

Виды занятий, их объем (в ак.часах, по заочной форме обучения)

Формы текущего

контроля успеваемости (по заочной форме обучения)

 

Формы промежуточной аттестации

Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа
1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. 1 1 2 практ. занятие Устный опрос. Опорный конспект.
2. Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. 1   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
3. Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. 1   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
4. Современные тенденции уголовной политики. 1 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол.  
5. Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. 1   2 лабор. занятие Защита лабораторной работы.

Итого по дисциплине:

2 10 Зачет

4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)

Тема 1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации.

Возникновение и формирование учения об уголовной политике. Труды Ч. Беккариа, А. Фейербаха, И. Бентама, Э. Ферри, Ф. Листа, М.П. Чубинского, С.К. Гогеля, их вклад в развитие теории уголовной политики.

Определение уголовной политики: дискурс и эволюция. Предмет уголовной политики. Содержание уголовной политики. Субъекты уголовной политики. Методы уголовной политики. Соотношение уголовной политики с уголовным правом.

Принципы уголовной политики: справедливости, законности, гуманизма, демократизма и др. Принципы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства.

Различные подходы к выделению форм реализации уголовной политики.

Виды уголовной политики: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и криминологическая политика.

 

Образовательные технологии

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология учебной дискуссии;

- исследовательские технологии;

- проектная технология;

- технология ситуационного анализа;

- технология развития критического мышления;

- технология «мозговой штурм».

Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: технологии смешанного обучения, технологии визуализации (презентационная графика).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа организуется следующими способами:

1) подготовка к практическим занятиям (поиск и изучение учебной и научной литературы, информационных источников по различным темам курса, подготовка опорного конспекта, выполнение практических заданий);

2) подготовка докладов по теме практического занятия;

3) подготовка и защита индивидуальных проектов информационного или исследовательского характера. Защита проекта осуществляется на практическом занятии: необходимо выступление с презентацией;

4) подготовка к сдаче зачета: изучение теоретических вопросов той или иной темы, необходимого нормативного материала;

5) выполнение творческих заданий (по согласованию или под научным руководством преподавателя): подготовка выступления на научном мероприятии, например, на Круглом столе «Современная уголовная политика в оценках российских ученых», написание научной статьи, участие в конкурсе научных работ и др.).

Для организации самостоятельной работы студенту необходимо обратиться к Методическим указаниям для обучающихся по освоению дисциплины «Уголовная политика социального государства». Составитель – к.ю.н., доцент И.Б. Степанова. Иваново, 2018. (размещены в ЭИОС).

 

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.

Промежуточная аттестация

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ О.В. Родионова                  (подпись)  «_____»________________20____ г.

Рабочая программа дисциплины

Уголовная политика социального государства

 

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) образовательной программы: Социальное государство: проблемы теории и юридической практики
Тип образовательной программы: Программа магистратуры
   
   

 

 

Иваново


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Уголовная политика социального государства» – формирование у студентов знаний о формах реализации и основных направлениях современной уголовной политики; повышение уровня их профессионального правосознания, развитие навыков самостоятельного юридического мышления и умений принимать обоснованные решения в процессе осуществления организационно-управленческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере борьбы с преступностью; развитие навыков проведения научных исследований в области уголовного права.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина является обязательной, относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы, изучается студентами после освоения дисциплин: «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Философия права».

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия уголовного права, уголовного процесса, криминологии, уголовно-исполнительного права;

- основные признаки и отличительные характеристики уголовно-правовых и уголовно-процессуальных явлений;

- социально-правовое назначение и порядок реализации институтов уголовного права и уголовного процесса;

- современное состояние российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

- нормативную правовую базу в области профилактики преступлений.

Уметь:

- правильно квалифицировать совершенные лицом деяния;

- отграничивать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные явления от явлений других отраслей права;

- анализировать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы;

- анализировать и обобщать практику применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Владеть:

- понятийно-терминологическим языком уголовного права, уголовного процесса и криминологии;

- методами юридического анализа и сравнительного правоведения;

- диалектическим, историческим, системно-структурным, социологическим, формально-логическим методами исследования;

- навыками квалификации уголовно-правовых явлений;

- первичными навыками анализа правоприменительной практики;

- навыками юридического анализа конкретных составов преступлений;

- навыками работы с правовыми актами в области противодействия преступности.

Дисциплина «Уголовная политика социального государства» является предшествующей для дисциплин «Патернализм в уголовном праве», «Защита прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве России», «Несовершеннолетний как объект уголовной политики государства», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков», а также для производственной практики (судебной) и государственной итоговой аттестации.

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина

При реализации дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:

а) общекультурные (ОК):

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

б) профессиональные (ПК):

· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

· способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

· готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);

· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

· способность осуществлять предупреждение преступлений, иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

· способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

· способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

· способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретной сфере юридической деятельности (ПК-8);

· способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятие уголовной политики, ее содержание и формы реализации (ПК-9);

- уголовно-политические принципы, цели и задачи (ПК-9);

- основания и пределы уголовно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);

- принципы криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации (ПК-1);

- тенденции и перспективы современной уголовной политики, ее особенности в сфере предупреждения отдельных видов преступлений (ОК-3, ПК-5);

- основы законодательной техники, принципы и правила построения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных предписаний (ОК-3, ПК-1). 


Уметь:

- правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные предписания (ПК-2, ПК-4, ПК-7);

- разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм (ПК-1);

- разрабатывать меры по предупреждению преступлений, иных правонарушений, коррупционного и иного общественно опасного поведения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ОК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6);

- делать теоретические обобщения, аргументированно излагать собственное мнение по спорным вопросам уголовно-политических учений о противодействии конкретным видам преступлениям, а также формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового регулирования общественных отношений (ОК-3, ПК-11);

- принимать обоснованные управленческие решения в области противодействия и предупреждения преступности (ПК-9).

Владеть:

- навыками толкования действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства (ПК-7);

- навыками обобщения практики применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм (ПК-11);

- методикой проведения научных политико-правовых исследований в области предупреждения преступности (ОК-3, ПК-11);

- методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для совершения преступлений, в том числе для проявления коррупции (ПК-5, ПК-8).

4. Объем и содержание дисциплины

Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).

4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа

Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.

п/п

 

Разделы (темы)

дисциплины

Семестр

Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения)

Формы текущего

контроля успеваемости (по очной форме обучения)

 

Формы промежуточной аттестации

Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа
1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. 2 2 2 практ. занятие Устный опрос. Опорный конспект.
2. Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
3. Модели уголовной политики. Особенности уголовной политики социального государства. 2 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
4. Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. 2 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
5. Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. 2 1 4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
6. Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. 2   2 практ. занятие 2 лабор. занятие Устный опрос. Защита проектов.     Защита лабораторной работы.
7. Современные тенденции уголовной политики. Круглый стол на тему «Современная уголовная политика в оценках российских ученых» 2 1 4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол.
8. Уголовная политика в сфере предупреждения отдельных видов преступлений. 2   4 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
9. Эффективность уголовной политики. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
10. Уголовная политика в контексте сравнительного правоведения. 2   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.

Итого по дисциплине:

6 28 Зачет

 

п/п

 

Разделы (темы)

дисциплины

Курс

Виды занятий, их объем (в ак.часах, по заочной форме обучения)

Формы текущего

контроля успеваемости (по заочной форме обучения)

 

Формы промежуточной аттестации

Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа
1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. 1 1 2 практ. занятие Устный опрос. Опорный конспект.
2. Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. 1   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
3. Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. 1   2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов.
4. Современные тенденции уголовной политики. 1 1 2 практ. занятие Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол.  
5. Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. 1   2 лабор. занятие Защита лабораторной работы.

Итого по дисциплине:

2 10 Зачет

4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)

Тема 1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации.

Возникновение и формирование учения об уголовной политике. Труды Ч. Беккариа, А. Фейербаха, И. Бентама, Э. Ферри, Ф. Листа, М.П. Чубинского, С.К. Гогеля, их вклад в развитие теории уголовной политики.

Определение уголовной политики: дискурс и эволюция. Предмет уголовной политики. Содержание уголовной политики. Субъекты уголовной политики. Методы уголовной политики. Соотношение уголовной политики с уголовным правом.

Принципы уголовной политики: справедливости, законности, гуманизма, демократизма и др. Принципы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства.

Различные подходы к выделению форм реализации уголовной политики.

Виды уголовной политики: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и криминологическая политика.

 

Тема 2. Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 146.