ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра уголовного права и процесса
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ О.В. Родионова (подпись) «_____»________________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
Уголовная политика социального государства
Уровень высшего образования: | магистратура |
Квалификация выпускника: | магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Социальное государство: проблемы теории и юридической практики |
Тип образовательной программы: | Программа магистратуры |
Иваново
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Уголовная политика социального государства» – формирование у студентов знаний о формах реализации и основных направлениях современной уголовной политики; повышение уровня их профессионального правосознания, развитие навыков самостоятельного юридического мышления и умений принимать обоснованные решения в процессе осуществления организационно-управленческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере борьбы с преступностью; развитие навыков проведения научных исследований в области уголовного права.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина является обязательной, относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы, изучается студентами после освоения дисциплин: «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Философия права».
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия уголовного права, уголовного процесса, криминологии, уголовно-исполнительного права;
- основные признаки и отличительные характеристики уголовно-правовых и уголовно-процессуальных явлений;
- социально-правовое назначение и порядок реализации институтов уголовного права и уголовного процесса;
- современное состояние российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
- нормативную правовую базу в области профилактики преступлений.
Уметь:
- правильно квалифицировать совершенные лицом деяния;
- отграничивать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные явления от явлений других отраслей права;
- анализировать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы;
- анализировать и обобщать практику применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Владеть:
- понятийно-терминологическим языком уголовного права, уголовного процесса и криминологии;
- методами юридического анализа и сравнительного правоведения;
- диалектическим, историческим, системно-структурным, социологическим, формально-логическим методами исследования;
- навыками квалификации уголовно-правовых явлений;
- первичными навыками анализа правоприменительной практики;
- навыками юридического анализа конкретных составов преступлений;
- навыками работы с правовыми актами в области противодействия преступности.
Дисциплина «Уголовная политика социального государства» является предшествующей для дисциплин «Патернализм в уголовном праве», «Защита прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве России», «Несовершеннолетний как объект уголовной политики государства», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков», а также для производственной практики (судебной) и государственной итоговой аттестации.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина
При реализации дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) общекультурные (ОК):
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
б) профессиональные (ПК):
· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
· способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
· готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
· способность осуществлять предупреждение преступлений, иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
· способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
· способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
· способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретной сфере юридической деятельности (ПК-8);
· способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- понятие уголовной политики, ее содержание и формы реализации (ПК-9);
- уголовно-политические принципы, цели и задачи (ПК-9);
- основания и пределы уголовно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);
- принципы криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации (ПК-1);
- тенденции и перспективы современной уголовной политики, ее особенности в сфере предупреждения отдельных видов преступлений (ОК-3, ПК-5);
- основы законодательной техники, принципы и правила построения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных предписаний (ОК-3, ПК-1).
Уметь:
- правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные предписания (ПК-2, ПК-4, ПК-7);
- разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм (ПК-1);
- разрабатывать меры по предупреждению преступлений, иных правонарушений, коррупционного и иного общественно опасного поведения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ОК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6);
- делать теоретические обобщения, аргументированно излагать собственное мнение по спорным вопросам уголовно-политических учений о противодействии конкретным видам преступлениям, а также формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового регулирования общественных отношений (ОК-3, ПК-11);
- принимать обоснованные управленческие решения в области противодействия и предупреждения преступности (ПК-9).
Владеть:
- навыками толкования действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства (ПК-7);
- навыками обобщения практики применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм (ПК-11);
- методикой проведения научных политико-правовых исследований в области предупреждения преступности (ОК-3, ПК-11);
- методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для совершения преступлений, в том числе для проявления коррупции (ПК-5, ПК-8).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа
Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. | 2 | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Опорный конспект. |
2. | Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
3. | Модели уголовной политики. Особенности уголовной политики социального государства. | 2 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
4. | Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. | 2 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
5. | Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. | 2 | 1 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
6. | Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. | 2 | 2 практ. занятие 2 лабор. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Защита лабораторной работы. | |
7. | Современные тенденции уголовной политики. Круглый стол на тему «Современная уголовная политика в оценках российских ученых» | 2 | 1 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол. |
8. | Уголовная политика в сфере предупреждения отдельных видов преступлений. | 2 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
9. | Эффективность уголовной политики. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
10. | Уголовная политика в контексте сравнительного правоведения. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
Итого по дисциплине: | 6 | 28 | Зачет |
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Курс | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по заочной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. | 1 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Опорный конспект. |
2. | Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
3. | Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
4. | Современные тенденции уголовной политики. | 1 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол. |
5. | Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. | 1 | 2 лабор. занятие | Защита лабораторной работы. | |
Итого по дисциплине: | 2 | 10 | Зачет |
4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)
Тема 1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации.
Возникновение и формирование учения об уголовной политике. Труды Ч. Беккариа, А. Фейербаха, И. Бентама, Э. Ферри, Ф. Листа, М.П. Чубинского, С.К. Гогеля, их вклад в развитие теории уголовной политики.
Определение уголовной политики: дискурс и эволюция. Предмет уголовной политики. Содержание уголовной политики. Субъекты уголовной политики. Методы уголовной политики. Соотношение уголовной политики с уголовным правом.
Принципы уголовной политики: справедливости, законности, гуманизма, демократизма и др. Принципы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства.
Различные подходы к выделению форм реализации уголовной политики.
Виды уголовной политики: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и криминологическая политика.
Образовательные технологии
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология учебной дискуссии;
- исследовательские технологии;
- проектная технология;
- технология ситуационного анализа;
- технология развития критического мышления;
- технология «мозговой штурм».
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: технологии смешанного обучения, технологии визуализации (презентационная графика).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа организуется следующими способами:
1) подготовка к практическим занятиям (поиск и изучение учебной и научной литературы, информационных источников по различным темам курса, подготовка опорного конспекта, выполнение практических заданий);
2) подготовка докладов по теме практического занятия;
3) подготовка и защита индивидуальных проектов информационного или исследовательского характера. Защита проекта осуществляется на практическом занятии: необходимо выступление с презентацией;
4) подготовка к сдаче зачета: изучение теоретических вопросов той или иной темы, необходимого нормативного материала;
5) выполнение творческих заданий (по согласованию или под научным руководством преподавателя): подготовка выступления на научном мероприятии, например, на Круглом столе «Современная уголовная политика в оценках российских ученых», написание научной статьи, участие в конкурсе научных работ и др.).
Для организации самостоятельной работы студенту необходимо обратиться к Методическим указаниям для обучающихся по освоению дисциплины «Уголовная политика социального государства». Составитель – к.ю.н., доцент И.Б. Степанова. Иваново, 2018. (размещены в ЭИОС).
7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра уголовного права и процесса
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ О.В. Родионова (подпись) «_____»________________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
Уголовная политика социального государства
Уровень высшего образования: | магистратура |
Квалификация выпускника: | магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Социальное государство: проблемы теории и юридической практики |
Тип образовательной программы: | Программа магистратуры |
Иваново
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Уголовная политика социального государства» – формирование у студентов знаний о формах реализации и основных направлениях современной уголовной политики; повышение уровня их профессионального правосознания, развитие навыков самостоятельного юридического мышления и умений принимать обоснованные решения в процессе осуществления организационно-управленческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере борьбы с преступностью; развитие навыков проведения научных исследований в области уголовного права.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина является обязательной, относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы, изучается студентами после освоения дисциплин: «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Философия права».
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия уголовного права, уголовного процесса, криминологии, уголовно-исполнительного права;
- основные признаки и отличительные характеристики уголовно-правовых и уголовно-процессуальных явлений;
- социально-правовое назначение и порядок реализации институтов уголовного права и уголовного процесса;
- современное состояние российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
- нормативную правовую базу в области профилактики преступлений.
Уметь:
- правильно квалифицировать совершенные лицом деяния;
- отграничивать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные явления от явлений других отраслей права;
- анализировать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы;
- анализировать и обобщать практику применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Владеть:
- понятийно-терминологическим языком уголовного права, уголовного процесса и криминологии;
- методами юридического анализа и сравнительного правоведения;
- диалектическим, историческим, системно-структурным, социологическим, формально-логическим методами исследования;
- навыками квалификации уголовно-правовых явлений;
- первичными навыками анализа правоприменительной практики;
- навыками юридического анализа конкретных составов преступлений;
- навыками работы с правовыми актами в области противодействия преступности.
Дисциплина «Уголовная политика социального государства» является предшествующей для дисциплин «Патернализм в уголовном праве», «Защита прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве России», «Несовершеннолетний как объект уголовной политики государства», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков», а также для производственной практики (судебной) и государственной итоговой аттестации.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина
При реализации дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) общекультурные (ОК):
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
б) профессиональные (ПК):
· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
· способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
· готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
· способность осуществлять предупреждение преступлений, иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
· способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
· способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
· способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретной сфере юридической деятельности (ПК-8);
· способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- понятие уголовной политики, ее содержание и формы реализации (ПК-9);
- уголовно-политические принципы, цели и задачи (ПК-9);
- основания и пределы уголовно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);
- принципы криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации (ПК-1);
- тенденции и перспективы современной уголовной политики, ее особенности в сфере предупреждения отдельных видов преступлений (ОК-3, ПК-5);
- основы законодательной техники, принципы и правила построения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных предписаний (ОК-3, ПК-1).
Уметь:
- правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные предписания (ПК-2, ПК-4, ПК-7);
- разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм (ПК-1);
- разрабатывать меры по предупреждению преступлений, иных правонарушений, коррупционного и иного общественно опасного поведения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ОК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6);
- делать теоретические обобщения, аргументированно излагать собственное мнение по спорным вопросам уголовно-политических учений о противодействии конкретным видам преступлениям, а также формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового регулирования общественных отношений (ОК-3, ПК-11);
- принимать обоснованные управленческие решения в области противодействия и предупреждения преступности (ПК-9).
Владеть:
- навыками толкования действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства (ПК-7);
- навыками обобщения практики применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм (ПК-11);
- методикой проведения научных политико-правовых исследований в области предупреждения преступности (ОК-3, ПК-11);
- методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для совершения преступлений, в том числе для проявления коррупции (ПК-5, ПК-8).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
4.1. Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью занятий лекционно-семинарского типа
Объем иной контактной работы и самостоятельной работы обучающегося по дисциплине указан в учебном плане образовательной программы.
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. | 2 | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Опорный конспект. |
2. | Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
3. | Модели уголовной политики. Особенности уголовной политики социального государства. | 2 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
4. | Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. | 2 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
5. | Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. | 2 | 1 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. |
6. | Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. | 2 | 2 практ. занятие 2 лабор. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Защита лабораторной работы. | |
7. | Современные тенденции уголовной политики. Круглый стол на тему «Современная уголовная политика в оценках российских ученых» | 2 | 1 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол. |
8. | Уголовная политика в сфере предупреждения отдельных видов преступлений. | 2 | 4 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
9. | Эффективность уголовной политики. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
10. | Уголовная политика в контексте сравнительного правоведения. | 2 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
Итого по дисциплине: | 6 | 28 | Зачет |
№ п/п |
Разделы (темы) дисциплины | Курс | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по заочной форме обучения)
Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | ||||
1. | Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации. | 1 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Опорный конспект. |
2. | Криминализация и декриминализация деяний: понятие, основание, принципы. | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
3. | Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. | |
4. | Современные тенденции уголовной политики. | 1 | 1 | 2 практ. занятие | Устный опрос. Защита проектов. Круглый стол. |
5. | Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России. | 1 | 2 лабор. занятие | Защита лабораторной работы. | |
Итого по дисциплине: | 2 | 10 | Зачет |
4.2. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)
Тема 1. Уголовная политика: понятие, содержание, принципы, виды и формы реализации.
Возникновение и формирование учения об уголовной политике. Труды Ч. Беккариа, А. Фейербаха, И. Бентама, Э. Ферри, Ф. Листа, М.П. Чубинского, С.К. Гогеля, их вклад в развитие теории уголовной политики.
Определение уголовной политики: дискурс и эволюция. Предмет уголовной политики. Содержание уголовной политики. Субъекты уголовной политики. Методы уголовной политики. Соотношение уголовной политики с уголовным правом.
Принципы уголовной политики: справедливости, законности, гуманизма, демократизма и др. Принципы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства.
Различные подходы к выделению форм реализации уголовной политики.
Виды уголовной политики: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и криминологическая политика.
Тема 2. Исторический анализ основных этапов развития уголовной политики России.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 164.