Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по «Географии» для V-VII классов (базовый уровень) утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).

 Составители:

Кицаева И.Б., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лутугинский учебно-воспитательный комплекс общеобразовательная школа I-II ступеней», учитель-методист.

Тишанинова И.А., учитель географии Государственного учреждения «Луганский лицей иностранных языков», старший учитель.

Тулупова Н.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия», старший учитель.

Сысак Е.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Лутугинская специализированная школа I–III ступеней», старший учитель.

 

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:

1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева, – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).

2. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 7 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).

 

Изучение предмета «География» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

· формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, своего региона и т. д.);

· понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

· формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

· формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;

· формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

· формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

· формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии учащимися;

· понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

· выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а так же формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

·  формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Основными задачами реализации содержания курса являются:

Ø формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;

Ø  топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;

Ø знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

Ø о расселении людей по планете, о государствах и их столицах;

Ø углубление знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты;

Ø развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно примерному учебному плану основного общего образования

образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «География» в основной школе выделяется 136 часов, из них: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 7 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

                                      

                              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностными результатами изучения предмета «География» являются:

· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;

· воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;

·  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

· формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа и мира;

· освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

· формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 

Метапредметными результатами изучения предмета «География» являются:

· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

· формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

· формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

·  формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

· умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

· умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

· умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

· умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

 

Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются:

  Выпускник научится:

ü выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ü ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

ü представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

ü использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

ü проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

ü различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

ü  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

ü оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

ü описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

ü различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

ü  устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

ü объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

ü  уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

ü описывать погоду своей местности;

ü объяснять расовые отличия разных народов мира;

ü уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.

   Выпускник получит возможность научиться:

ü моделировать географические объекты и явления

ü работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

ü подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ü ориентироваться на местности;

ü использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

ü составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях  и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

ü сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

ü оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

ü объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Предметные результаты для V класса:

В результате изучения курса географии «Развитие географических знаний о Земле» ученик 5 класса должен:                                                       

знать/понимать:

·  источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);

·  развитие географических знаний о Земле: география в древности, в эпоху Средневековья, великие географические открытия, современные исследования;

· изображения земной поверхности и их использование: способы ориентирования на местности; способы изображения Земли; масштаб, его виды, основные признаки плана, особые обозначения; понятия географические карты; географические атласы, их практическое значение;

· Земля – планета Солнечной системы: Луна - спутник Земли; движение Земли вокруг Солнца; влияние космоса на нашу планету и жизнь людей;

· земная кора и литосфера: внутреннее строение Земли, методы его изучения;

· рельеф Земли и способы изображение рельефа на планах и картах;

· опасные природные явления, их предупреждение;

· воздействие хозяйственной деятельности на литосферу;

· географические методы изучения окружающей среды;

 

Уметь:

· ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

· наносить на контурные карты основные формы рельефа;

· выделять в записках путешественников географические особенности территории;

· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

· составлять простейший план местности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· работы с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; находить и извлекать необходимую информацию;

· подготовки сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

· определения географической широты и географической долготы, географических координат различных объектов;

· ориентирования на местности;

· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Предметные результаты для VI класса:

В результате изучения курса географии «Природа Земли и человек» ученик 6 класса должен:

Знать/понимать

· гидросфера - водная оболочка Земли: мировой океан и его части, воды суши, особенности Мирового круговорота воды в природе;

· меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности;

· строение, состав и значение атмосферы, как воздушной оболочки Земли: температура и влажность воздуха, атмосферное давление и осадки, ветер, погода, климат, оптические явления, тепловые пояса;

· вода в атмосфере и распределение влаги на поверхности Земли;

· особенности жизни в экстремальных климатических условиях;

· биосфера – живая оболочка Земли, ее границы, особенности растительного и животного мира;

·  жизнь в Океане и на суше;

· строение и состав почв, как особого природного образования, факторы почвообразования; пути повышения плодородия почв;

·  человек – часть биосферы, экологические проблемы;

· свойства и строение географической оболочки, территориальные комплексы;

· природное и культурное наследие, всемирное наследие человечества;

· особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;

уметь:

· использовать карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек;

· строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров; выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения; решать практические задачи на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха;

· измерять элементы погоды с помощью метеорологических приборов;

· давать характеристику основным и переходным климатическим поясам Земли;

· наблюдать за растительностью и животным миром, как способом определения качества окружающей среды;

· подготавливать сообщения (презентации) об  оболочках Земли;

Содержание программы

по географии

Класс: 5-6

Содержание программного материала (разделы, темы программы) Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы
  5 класс  
1. Развитие географических знаний о Земле 5
2. Планета Земля 3
3. План и карта 12
4. Человек на Земле 3
5. Литосфера - твёрдая оболочка Земли 11
  Всего 34
  6 класс
1. Повторение тем, изученных в 5 классе 4
2. Гидросфера – водная оболочка Земли  11
3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли      10
4. Биосфера – живая оболочка Земли.      3
5. Географическая оболочка   6
  Всего 34

Содержание программы

по географии

Класс: 7

Содержание программного материала (разделы, темы программы) Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы
1. Повторение тем, изученных в 6 классе 4
2. Введение 3
3. Население Земли 5
4. Природа Земли 14
5. Природные комплексы и регионы 6
6. Материки и страны 36
  Всего 68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 5

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану по факту

1. Развитие географических знаний о Земле -

1 1 Что изучает география. Задачи географии. 06.09    
2 2 Как люди открывали Землю. Эпоха великих географических открытий. 13.09    
3 3 Открытие материков. Когда на Земле не осталось неоткрытых мест. 20.09    
4 4 География сегодня. Как собирают, получают и хранят информацию о Земле. 27.09    
5 5 Практическая работа №1 Анализ источников географической ин­формации. 04.10    

Планета Земля – 3ч

6 1 Как устроена Солнечная система. 11.10     7 2 Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. 18.10     8 3 Практическая работа №2 Распределение света и тепла по поверхности Земли. 25.10    

План и карта – 12ч

9 1 Ориентирование на местности. План местности. 08.11     10 2 Условные знаки и масштаб. 15.11     11 3 Изображение неровностей земной поверхности на плане местности и карте. 22.11     12 4 Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. 29.11     13 5 Глобус. Географические карты. Атлас. 06.12     14 6 Градусная сетка на глобусе и картах. Отсчёт параллелей и меридиан. 13.12     15 7 Контрольная работа №1 20.12     16 8 Географические координаты. Определение географической широты точки. 27.12     17 9 Географическая долгота. Часовые пояса. Определение географической долготы. 17.01     18 10 Работа с картой. 24.01     19 11 Практическая работа №3 Работа с картой и глобусом. 31.01     20 12 Обобщение темы 07.02    

Человек на Земле – 3ч

21 1 Как и почему люди расселялись на Земле. Приспособление людей к новым условиям жизни. 14.02     22 2 Расы и народы. 21.02     23 3 Практическая работа №4 Сравнение стран мира. Работа с картой. 28.02    

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 6

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Входная контрольная работа

25.09

 

 

Практическая работа №1

Описание реки и озера по плану.

27.11

 

  13 9

Подземные воды. Минеральные воды. Ледники.

04.12

 

  14 10

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.

11.12

 

  15 11

Контрольная работа №2

18.12

 

 

Практическая работа №2

Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

05.03

 

  25 10

Влияние погодных условий на здоровье людей. Охрана воз­духа — охрана жизни.

12.03

 

 

Практическая работа №3

Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Описание одного растения или животного своей местности.

09.04

 

 

Практическая работа №4

Подготовка сообщения «При­способленность людей к жизни в различных природных зонах».

07.05

 

  33 5

Контрольная работа №2

14.05

 

  34 6

Итоговый урок

21.05

 

                   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 7

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану по факту

Введение – 3ч

5 1 Как будем изучать географию в 7 классе. 18.09     6 2 Географическая исследовательская практика. 19.09     7 3 Географические карты. Способы изображения явлений и процес­сов на картах. 25.09    

Население Земли – 5ч

8 1 Народы, языки и религии мира. Языковые семьи. 26.09     9 2 Города и сельские поселения. 02.10     10 3 Изучение населения по кар­там и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность. 03.10     11 4 Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Зависи­мость стран друг от друга. 09.10     12 5 Практическая работа №1 Анализ карты «Народы и плотность на­селения мира». 10.10    

Природа Земли – 14ч

13 1 Развитие земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипо­тезы А. Вегенера. 16.10     14 2 Платформа и ее строение. Размещение на Земле гор и равнин. 17.10     15 3 Природные ресурсы земной коры. 24.10     16 4 Практическая работа №2 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположения возможного перемещения материков и океанов через миллионы лет. 06.11     17 5 Температура воздуха и распределе­ние её на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. 07.11     18 6 Давление воздуха. Рас­пределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. 13.11     19 7 Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. 14.11     20 8 Климатические пояса и области Земли. Зональность климата. 20.11     21 9 Океанические течения. Океан и атмосфера. 21.11     22 10 Реки и озера Земли. Крупнейшие реки и озера мира. 27.11     23 11 Практическая работа №3 Анализ схем круговоротов веществ и энергии. 28.11     24 12 Географическая исследовательская практика : характеристика течения Западных Ветров с использованием карты. 04.12     25 13 Растительный и животный мир Земли. Охрана природы. 05.12     26 14 Почвы. Типы почв и их особеннос­ти. Охрана почв. 11.12    

Материки и страны – 36ч

33 1 Африка. 16.01     34 2 Африка в мире. 18.01     35 3 Путешествие по Африке. 22.01     36 4 Путешествие по Африке. 23.01     37 5 Египет. Памятники Всемирного культурного наследия. 29.01     38 6 Австралия. Австралийский Со­юз. 30.01     39 7 Путешествие по Австралии. Практическая работа №4 Сравнение географического положения Австралии и Африки. 05.02     40 8 Антарктида. 06.02     41 9 Южная Америка. 12.02     42 10 Климат Южной Аме­рики. Внутренние воды. Анды.Растительный и живот­ный мир. 13.02     43 11 Латинская Америка  в мире. 19.02     44 12 Путешествие по Южной Америке 20.02     45 13 Путешествие по Южной Америке. Амазония. 26.02     46 14 Бразилия. Место в мире. 27.02     47 15 Северная Америка. 05.03     48 16 Англо-Саксонская Америка. США и Канада. 06.03     49 17 Путешествие по Северной Америке. 12.03     50 18 Путешествие по Северной Америке. 13.03     51 19 Соединенные Штаты Америки. 19.03     52 20 Евразия. 20.03     53 21 Практическая работа №5 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки. 02.04     54 22 Европа в мире. Европейский союз (ЕС). 03.04     55 23 Путешествие по Европе. 09.04     56 24 Путешествие по Европе. 10.04     57 25 Германия. 16.04     58 26 Франция. 17.04     59 27 Великобритания. 23.04     60 28 Азия. 24.04     61 29 Путешествие по Азии. 30.04     62 30 Путешествие по Азии. 01.05     63 31 Китай. 07.05     64 32 Индия. 08.05     65 33 Россия в мире. 14.05     66 34 Проектная деятельность Проект  «Традиции и обычаи народов мира». 15.05     67 35 Контрольная работа №3. 21.05     68 36 Итоговый урок. 22.05    

РАССМОТРЕНО                                                                                   

Протокол заседания                                                                     

методического объединения                                               

учителей естественных

дисциплин                       

от «___» ________ 2018 г. № ____

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Л.А. Мишарина

 «____» ______________ 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по «Географии» для V-VII классов (базовый уровень) утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).

 Составители:

Кицаева И.Б., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лутугинский учебно-воспитательный комплекс общеобразовательная школа I-II ступеней», учитель-методист.

Тишанинова И.А., учитель географии Государственного учреждения «Луганский лицей иностранных языков», старший учитель.

Тулупова Н.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия», старший учитель.

Сысак Е.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Лутугинская специализированная школа I–III ступеней», старший учитель.

 

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:

1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева, – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).

2. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 7 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).

 

Изучение предмета «География» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

· формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, своего региона и т. д.);

· понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

· формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

· формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;

· формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

· формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

· формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии учащимися;

· понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

· выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а так же формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

·  формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Основными задачами реализации содержания курса являются:

Ø формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;

Ø  топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;

Ø знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

Ø о расселении людей по планете, о государствах и их столицах;

Ø углубление знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты;

Ø развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно примерному учебному плану основного общего образования

образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «География» в основной школе выделяется 136 часов, из них: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 7 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

                                      

                              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностными результатами изучения предмета «География» являются:

· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;

· воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;

·  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

· формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа и мира;

· освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

· формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 

Метапредметными результатами изучения предмета «География» являются:

· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

· формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

· формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

·  формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

· умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

· умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

· умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

· умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

 

Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются:

  Выпускник научится:

ü выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ü ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

ü представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

ü использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

ü проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

ü различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

ü  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

ü оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

ü описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

ü различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

ü  устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

ü объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

ü  уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

ü описывать погоду своей местности;

ü объяснять расовые отличия разных народов мира;

ü уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.

   Выпускник получит возможность научиться:

ü моделировать географические объекты и явления

ü работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

ü подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ü ориентироваться на местности;

ü использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

ü составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях  и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

ü сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

ü оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

ü объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Предметные результаты для V класса:

В результате изучения курса географии «Развитие географических знаний о Земле» ученик 5 класса должен:                                                       

знать/понимать:

·  источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);

·  развитие географических знаний о Земле: география в древности, в эпоху Средневековья, великие географические открытия, современные исследования;

· изображения земной поверхности и их использование: способы ориентирования на местности; способы изображения Земли; масштаб, его виды, основные признаки плана, особые обозначения; понятия географические карты; географические атласы, их практическое значение;

· Земля – планета Солнечной системы: Луна - спутник Земли; движение Земли вокруг Солнца; влияние космоса на нашу планету и жизнь людей;

· земная кора и литосфера: внутреннее строение Земли, методы его изучения;

· рельеф Земли и способы изображение рельефа на планах и картах;

· опасные природные явления, их предупреждение;

· воздействие хозяйственной деятельности на литосферу;

· географические методы изучения окружающей среды;

 

Уметь:

· ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

· наносить на контурные карты основные формы рельефа;

· выделять в записках путешественников географические особенности территории;

· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

· составлять простейший план местности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· работы с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; находить и извлекать необходимую информацию;

· подготовки сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

· определения географической широты и географической долготы, географических координат различных объектов;

· ориентирования на местности;

· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Предметные результаты для VI класса:

В результате изучения курса географии «Природа Земли и человек» ученик 6 класса должен:

Знать/понимать

· гидросфера - водная оболочка Земли: мировой океан и его части, воды суши, особенности Мирового круговорота воды в природе;

· меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности;

· строение, состав и значение атмосферы, как воздушной оболочки Земли: температура и влажность воздуха, атмосферное давление и осадки, ветер, погода, климат, оптические явления, тепловые пояса;

· вода в атмосфере и распределение влаги на поверхности Земли;

· особенности жизни в экстремальных климатических условиях;

· биосфера – живая оболочка Земли, ее границы, особенности растительного и животного мира;

·  жизнь в Океане и на суше;

· строение и состав почв, как особого природного образования, факторы почвообразования; пути повышения плодородия почв;

·  человек – часть биосферы, экологические проблемы;

· свойства и строение географической оболочки, территориальные комплексы;

· природное и культурное наследие, всемирное наследие человечества;

· особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;

уметь:

· использовать карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек;

· строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров; выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения; решать практические задачи на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха;

· измерять элементы погоды с помощью метеорологических приборов;

· давать характеристику основным и переходным климатическим поясам Земли;

· наблюдать за растительностью и животным миром, как способом определения качества окружающей среды;

· подготавливать сообщения (презентации) об  оболочках Земли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· чтения карты погоды; прогнозирования погоды;

· составления описания природного комплекса, выдвигая гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

· рационального использования воды;

· сопоставления существующих в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; правил обеспечения личной безопасности, во время стихийных бедствий, неблагоприятных и опасных явлений в природе.

 

Предметные результаты для VII класса:

В результате изучения географии ученик VII класса должен:

знать/ понимать

· заселение человеком Земли, расы;

· численность населения Земли, её изменение во времени; факторы, влияющие на рост численности населения;

· размещение людей на Земле; факторы, влияющие на размещение населения; хозяйственную деятельность людей в разных природных условиях;

· народы и религии мира;

· современный облик Земли: планетарные географические закономерности;

· материки, океаны и страны;

· океаны Земли;

· памятники природного и культурного наследия человечества;

· океаны Земли, их характерные черты природы, отличительные особенности;

· глобальные проблемы человечества;

уметь:

· составлять характеристику населения мира;

· анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас;

· ориентироваться на карте, находить материки, океаны, страны и их столицы;

· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

· создавать презентационные материалы о материке на основе различных источников информации;

· описывать климатические условия материка по климатическим диаграммам (климатическим картам);

· выявлять влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах материка;

· давать характеристику природным зонам на маршруте путешествия на основе различных источников информации;

Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.