ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по «Географии» для V-VII классов (базовый уровень) утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).
Составители:
Кицаева И.Б., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лутугинский учебно-воспитательный комплекс общеобразовательная школа I-II ступеней», учитель-методист.
Тишанинова И.А., учитель географии Государственного учреждения «Луганский лицей иностранных языков», старший учитель.
Тулупова Н.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия», старший учитель.
Сысак Е.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Лутугинская специализированная школа I–III ступеней», старший учитель.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева, – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).
2. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 7 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).
Изучение предмета «География» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
· формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, своего региона и т. д.);
· понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;
· формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
· формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
· формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
· формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
· формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии учащимися;
· понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
· выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а так же формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
· формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Ø формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;
Ø топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;
Ø знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
Ø о расселении людей по планете, о государствах и их столицах;
Ø углубление знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты;
Ø развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно примерному учебному плану основного общего образования
образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «География» в основной школе выделяется 136 часов, из них: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 7 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения предмета «География» являются:
· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;
· воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
· формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа и мира;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
· формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами изучения предмета «География» являются:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
· формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
· формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
· формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
· умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
· умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
· умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
· умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются:
Выпускник научится:
ü выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ü ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
ü представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
ü использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
ü проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
ü различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
ü использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
ü оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
ü описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
ü различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
ü устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
ü объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
ü уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
ü описывать погоду своей местности;
ü объяснять расовые отличия разных народов мира;
ü уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.
Выпускник получит возможность научиться:
ü моделировать географические объекты и явления
ü работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
ü подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ü ориентироваться на местности;
ü использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
ü составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
ü сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
ü оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
ü объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Предметные результаты для V класса:
В результате изучения курса географии «Развитие географических знаний о Земле» ученик 5 класса должен:
знать/понимать:
· источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);
· развитие географических знаний о Земле: география в древности, в эпоху Средневековья, великие географические открытия, современные исследования;
· изображения земной поверхности и их использование: способы ориентирования на местности; способы изображения Земли; масштаб, его виды, основные признаки плана, особые обозначения; понятия географические карты; географические атласы, их практическое значение;
· Земля – планета Солнечной системы: Луна - спутник Земли; движение Земли вокруг Солнца; влияние космоса на нашу планету и жизнь людей;
· земная кора и литосфера: внутреннее строение Земли, методы его изучения;
· рельеф Земли и способы изображение рельефа на планах и картах;
· опасные природные явления, их предупреждение;
· воздействие хозяйственной деятельности на литосферу;
· географические методы изучения окружающей среды;
Уметь:
· ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· наносить на контурные карты основные формы рельефа;
· выделять в записках путешественников географические особенности территории;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· составлять простейший план местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· работы с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; находить и извлекать необходимую информацию;
· подготовки сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· определения географической широты и географической долготы, географических координат различных объектов;
· ориентирования на местности;
· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Предметные результаты для VI класса:
В результате изучения курса географии «Природа Земли и человек» ученик 6 класса должен:
Знать/понимать
· гидросфера - водная оболочка Земли: мировой океан и его части, воды суши, особенности Мирового круговорота воды в природе;
· меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности;
· строение, состав и значение атмосферы, как воздушной оболочки Земли: температура и влажность воздуха, атмосферное давление и осадки, ветер, погода, климат, оптические явления, тепловые пояса;
· вода в атмосфере и распределение влаги на поверхности Земли;
· особенности жизни в экстремальных климатических условиях;
· биосфера – живая оболочка Земли, ее границы, особенности растительного и животного мира;
· жизнь в Океане и на суше;
· строение и состав почв, как особого природного образования, факторы почвообразования; пути повышения плодородия почв;
· человек – часть биосферы, экологические проблемы;
· свойства и строение географической оболочки, территориальные комплексы;
· природное и культурное наследие, всемирное наследие человечества;
· особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;
уметь:
· использовать карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек;
· строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров; выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения; решать практические задачи на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха;
· измерять элементы погоды с помощью метеорологических приборов;
· давать характеристику основным и переходным климатическим поясам Земли;
· наблюдать за растительностью и животным миром, как способом определения качества окружающей среды;
· подготавливать сообщения (презентации) об оболочках Земли;
Содержание программы
по географии
Класс: 5-6
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
5 класс | ||
1. | Развитие географических знаний о Земле | 5 |
2. | Планета Земля | 3 |
3. | План и карта | 12 |
4. | Человек на Земле | 3 |
5. | Литосфера - твёрдая оболочка Земли | 11 |
Всего | 34 | |
6 класс | ||
1. | Повторение тем, изученных в 5 классе | 4 |
2. | Гидросфера – водная оболочка Земли | 11 |
3. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 |
4. | Биосфера – живая оболочка Земли. | 3 |
5. | Географическая оболочка | 6 |
Всего | 34 |
Содержание программы
по географии
Класс: 7
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Повторение тем, изученных в 6 классе | 4 |
2. | Введение | 3 |
3. | Население Земли | 5 |
4. | Природа Земли | 14 |
5. | Природные комплексы и регионы | 6 |
6. | Материки и страны | 36 |
Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 5
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
1. Развитие географических знаний о Земле - 5ч | |||||
1 | 1 | Что изучает география. Задачи географии. | 06.09 | ||
2 | 2 | Как люди открывали Землю. Эпоха великих географических открытий. | 13.09 | ||
3 | 3 | Открытие материков. Когда на Земле не осталось неоткрытых мест. | 20.09 | ||
4 | 4 | География сегодня. Как собирают, получают и хранят информацию о Земле. | 27.09 | ||
5 | 5 | Практическая работа №1 Анализ источников географической информации. | 04.10 | ||
Планета Земля – 3ч
План и карта – 12ч
Человек на Земле – 3ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 6
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||||
по плану | по факту | |||||||
Входная контрольная работа
25.09
Практическая работа №1
Описание реки и озера по плану.
27.11
Подземные воды. Минеральные воды. Ледники.
04.12
Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.
11.12
Контрольная работа №2
18.12
Практическая работа №2
Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
05.03
Влияние погодных условий на здоровье людей. Охрана воздуха — охрана жизни.
12.03
Практическая работа №3
Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Описание одного растения или животного своей местности.
09.04
Практическая работа №4
Подготовка сообщения «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».
07.05
Контрольная работа №2
14.05
Итоговый урок
21.05
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 7
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
Введение – 3ч
Население Земли – 5ч
Природа Земли – 14ч
Материки и страны – 36ч
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественных
дисциплин
от «___» ________ 2018 г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Л.А. Мишарина
«____» ______________ 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по «Географии» для V-VII классов (базовый уровень) утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).
Составители:
Кицаева И.Б., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лутугинский учебно-воспитательный комплекс общеобразовательная школа I-II ступеней», учитель-методист.
Тишанинова И.А., учитель географии Государственного учреждения «Луганский лицей иностранных языков», старший учитель.
Тулупова Н.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия», старший учитель.
Сысак Е.Н., учитель географии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Лутугинская специализированная школа I–III ступеней», старший учитель.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева, – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).
2. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 7 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 (Полярная звезда).
Изучение предмета «География» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
· формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, своего региона и т. д.);
· понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;
· формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
· формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
· формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
· формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
· формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии учащимися;
· понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
· выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а так же формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
· формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Ø формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;
Ø топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;
Ø знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
Ø о расселении людей по планете, о государствах и их столицах;
Ø углубление знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты;
Ø развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно примерному учебному плану основного общего образования
образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «География» в основной школе выделяется 136 часов, из них: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), 7 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения предмета «География» являются:
· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;
· воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
· формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа и мира;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
· формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами изучения предмета «География» являются:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
· формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
· формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
· формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
· умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
· умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
· умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
· умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами изучения предмета «Географии» являются:
Выпускник научится:
ü выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ü ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
ü представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
ü использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
ü проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
ü различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
ü использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
ü оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
ü описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
ü различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
ü устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
ü объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
ü уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
ü описывать погоду своей местности;
ü объяснять расовые отличия разных народов мира;
ü уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.
Выпускник получит возможность научиться:
ü моделировать географические объекты и явления
ü работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
ü подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ü ориентироваться на местности;
ü использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
ü составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
ü сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
ü оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
ü объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Предметные результаты для V класса:
В результате изучения курса географии «Развитие географических знаний о Земле» ученик 5 класса должен:
знать/понимать:
· источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);
· развитие географических знаний о Земле: география в древности, в эпоху Средневековья, великие географические открытия, современные исследования;
· изображения земной поверхности и их использование: способы ориентирования на местности; способы изображения Земли; масштаб, его виды, основные признаки плана, особые обозначения; понятия географические карты; географические атласы, их практическое значение;
· Земля – планета Солнечной системы: Луна - спутник Земли; движение Земли вокруг Солнца; влияние космоса на нашу планету и жизнь людей;
· земная кора и литосфера: внутреннее строение Земли, методы его изучения;
· рельеф Земли и способы изображение рельефа на планах и картах;
· опасные природные явления, их предупреждение;
· воздействие хозяйственной деятельности на литосферу;
· географические методы изучения окружающей среды;
Уметь:
· ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· наносить на контурные карты основные формы рельефа;
· выделять в записках путешественников географические особенности территории;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· составлять простейший план местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· работы с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; находить и извлекать необходимую информацию;
· подготовки сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· определения географической широты и географической долготы, географических координат различных объектов;
· ориентирования на местности;
· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Предметные результаты для VI класса:
В результате изучения курса географии «Природа Земли и человек» ученик 6 класса должен:
Знать/понимать
· гидросфера - водная оболочка Земли: мировой океан и его части, воды суши, особенности Мирового круговорота воды в природе;
· меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности;
· строение, состав и значение атмосферы, как воздушной оболочки Земли: температура и влажность воздуха, атмосферное давление и осадки, ветер, погода, климат, оптические явления, тепловые пояса;
· вода в атмосфере и распределение влаги на поверхности Земли;
· особенности жизни в экстремальных климатических условиях;
· биосфера – живая оболочка Земли, ее границы, особенности растительного и животного мира;
· жизнь в Океане и на суше;
· строение и состав почв, как особого природного образования, факторы почвообразования; пути повышения плодородия почв;
· человек – часть биосферы, экологические проблемы;
· свойства и строение географической оболочки, территориальные комплексы;
· природное и культурное наследие, всемирное наследие человечества;
· особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;
уметь:
· использовать карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек;
· строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров; выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения; решать практические задачи на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха;
· измерять элементы погоды с помощью метеорологических приборов;
· давать характеристику основным и переходным климатическим поясам Земли;
· наблюдать за растительностью и животным миром, как способом определения качества окружающей среды;
· подготавливать сообщения (презентации) об оболочках Земли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· чтения карты погоды; прогнозирования погоды;
· составления описания природного комплекса, выдвигая гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
· рационального использования воды;
· сопоставления существующих в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
· сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; правил обеспечения личной безопасности, во время стихийных бедствий, неблагоприятных и опасных явлений в природе.
Предметные результаты для VII класса:
В результате изучения географии ученик VII класса должен:
знать/ понимать
· заселение человеком Земли, расы;
· численность населения Земли, её изменение во времени; факторы, влияющие на рост численности населения;
· размещение людей на Земле; факторы, влияющие на размещение населения; хозяйственную деятельность людей в разных природных условиях;
· народы и религии мира;
· современный облик Земли: планетарные географические закономерности;
· материки, океаны и страны;
· океаны Земли;
· памятники природного и культурного наследия человечества;
· океаны Земли, их характерные черты природы, отличительные особенности;
· глобальные проблемы человечества;
уметь:
· составлять характеристику населения мира;
· анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас;
· ориентироваться на карте, находить материки, океаны, страны и их столицы;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· создавать презентационные материалы о материке на основе различных источников информации;
· описывать климатические условия материка по климатическим диаграммам (климатическим картам);
· выявлять влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах материка;
· давать характеристику природным зонам на маршруте путешествия на основе различных источников информации;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 323.