Понятие ресурсов и вредоносных факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания того, как влияет среда на человека, вначале определим, что в окружении человека является существенным фактором, влияющим на его жизнедеятельность и деятельность.

Человек существует в постоянном взаимодействии с окружающей средой, в которой находятся как необходимые для его существования вещества, энергия, информация, так и негативно влияющие факторы, создающие угрозу для его существования.

Среда обеспечивает его внешними ресурсами, тем, что необходимо для существования и деятельности, объем и качество которых определяют качество жизнедеятельности и деятельности, при этом проявляется принцип лимитирующего фактора. Неблагоприятными (и лимитирующими) могут быть как высокие, так и низкие значения факторов, необходимых для существования. Избыток или недостаток одного фактора может повлечь за собой ограничение функционирования, даже если значения других факторов оптимальны.

Требуется оптимум ресурсов: избыток или недостаток ресурсов не обеспечивает жизнедеятельность, проявляется вредоносное влияние среды. Так, например, опасны как отсутствие кислорода, так и атмосфера с избытком кислорода, отсутствие информации или её избыток.

В среде необходимо рассматривать пространство, оказывающее влияние на его существование: вещественные, энергетические и информационные проявления материи и временные факторы взаимодействия.

Факторами, влияющими на человека, могут являться ресурсы (то, что необходимо человеку для его существования, жизнедеятельности и деятельности, что обеспечивает его существование, эффективность и комфортность). С другой стороны, на человека воздействуют вредоносные факторы (то, что оказывает повреждающее или разрушающее действие на организм или его функционирование). Понятие ресурсов и вредоносных факторов позволяет выделить существенные собственно факторы, определяющие функционирование объекта из множества окружающих.

Ресурсы – источники и предпосылки получения необходимых для существования людей материальных и духовных благ, определяющих как само существование человека, так и эффективность его функционирования в разных системах.

Ресурсы – это то, что необходимо для существования человека, что помогает преодолевать трудные ситуации, разрешать экстремальные и кризисные, выживать в чрезвычайных ситуациях. Ресурсами являются и средства защиты от вредоносных факторов. Источник ресурсов – внешняя среда, в процессе потребления которой человек накапливает внутренние ресурсы.

Ресурсы делятся на внешние и внутренние:

А. Внешние ресурсы:

1) материальные – обеспечивающие жизнедеятельность (элементарные: пища, вода, кислород, а также доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши);

2) информационные – источники информации о материальных объектах, их свойствах, о наличии, расположении, доступности способов потребления, наличии вредоносных факторов, способах защиты от них;

3) социальные – создающие функционирование в рамках социальных групп (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус, регулирование допуска к материальным ресурсам);

4) технологические – доступные в деятельности уровни технологии, обеспечивающие возможность и результативность деятельности.

Необходимо отметить, что человек как целостная система обладает своими собственными внутренними ресурсами. Они обеспечивают его определенную независимость (способность сохранять гомеостаз, постоянство внутреннего состояния вне зависимости от внешней среды).

Б. Внутренние ресурсы:

1) материальные – объем материальных ресурсов в организме, обеспечивающих устойчивость (гомеостаз) процессов ассимиляции – диссимиляции: кислород, питательные вещества, вода и т. п.;

2) информационные: объем знаний, умений, навыков, то, что является элементами внутреннего мира;

3) психофизиологические или психосоматические: продуктивность, быстрота, объем, стабильность, переключаемость внимания и другие характеристики рабочей памяти, эмоциональная регуляция, вегетативная регуляция, физические состояния, а также морфотип, физическая сила и т. п.;

4) личностные: интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), обеспечивающие, как правило, осознаваемые волевые, эмоциональные и энергетические характеристики.

Вредоносные факторы по причине или источнику делятся на: природные, техногенные, социальные. По характеру – на материальные: механические, термические, электромагнитные, химические, биологические, а также на человеческий фактор и информационный. Вредоносные факторы характеризуются интенсивностью своего воздействия, наличием порогов или их отсутствием, тотальностью или избирательностью вредоносного воздействия на организм, характером повреждения. В литературных источниках их часто называют стрессорами, стрессогенными факторами. Необходимо учитывать, что недостаток ресурсов также оказывает вредоносное воздействие.

Сочетание ресурсов и вредоносных факторов независимо от реакции человека могут создавать среду, обладающую позитивным, санатогенным влиянием на человека (оптимальные условия, среда рекреации), повышающим качество здоровья человека, и патогенным, снижающим качество здоровья, создавая угрозу для здоровья и жизни человека, закономерно реализуемую с течением времени (допустимая, опасная и особо опасная). В то же время воздействие факторов среды не носит фатального характера, а, скорее, отражает уровень приспособленности человека к данной среде и уровень его внутренних ресурсов, ориентированности в среде. Даже особо опасных условий часто можно избежать или избавиться от них, если ориентироваться в окружающих условиях. Они не наносят вреда, если у человека достаточно внешних и внутренних ресурсов защиты.

Примером может быть космическое путешествие, а в современном мире это уже и туризм, когда человек сталкивается с вакуумом, крайне низкими температурами за пределами космического корабля и сверхвысокими температурами при возвращении на Землю, радиацией, отсутствием силы тяжести, собственно, находится в особо опасной среде, несовместимой с жизнью, и, тем не менее, современная технология позволяет не только выжить, но и обеспечивает жизнедеятельность с минимумом негативных воздействий, позволяет осуществлять деятельность, но и испытывать ранее недоступные впечатления. Путешественник получает спектр необыкновенных переживаний при невысоком уровне риска.

Предложенная выше классификация не идеальна, она отражает подход к оценке среды, в большей степени рассматривая среду с позиции ее вредоносности. Даже комфортная среда, да и другие тоже, по последствиям не так однозначны, в них всегда необходимо учитывать характер активности человека. В среде присутствует конкуренция между возможностью получения ресурсов, их потреблением или доступом к ним и затратой сил на это, а также угрозой получения ущерба для жизни и здоровья. Это создает вероятностную оценку воздействия и такую характеристику среды для человека, как риск упустить выгоду или риск получить ущерб, что более четко определяется через приведенные выше понятия различия ситуаций.

Контрольные вопросы

1. Какова ведущая цель психологии кризисных и экстремальных ситуаций?

2. Что является объектом психологии кризисных и экстремальных ситуаций?

3. Что является предметом психологии кризисных и экстремальных ситуаций?

4. Каковы отличительные признаки экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций?

5. В чем коренные отличия трудных жизненных ситуаций и экстремальных ситуаций?

6. Как влияют «объективные» и «субъективные» факторы на поведение человека в разных ситуациях?

7. Что такое ресурсы и вредоносные факторы?

Литература

Основная

Бочаров В. В., Карпова Э. Б., Чуйкова В. А., Ялов A. M. Экстремальные и кризисные ситуации с позиций клинической психологии // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2010. Сер. 12. Вып.1.С.9–17.

Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие. М., 2007.

Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. М., 2002.

Дополнительная

Биологический энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. / гл. ред. М. С. Гиляров; редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. М., 1986.

Гублер Е. В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. Л., 1990.

Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

Коган А. Б., Наумов Н. П., Режабек В. Г., Чароян О. Г. Биологическая кибернетика. М., 1972.

Семичев С. Б. Группировка состояний психического здоровья // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. С. 8–17.

Глава 2

Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.