Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и её последствия. Учебник
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и её последствия. Учебник

Под редакцией д-ра психол. наук, проф. Н. С. Хрусталёвой

Авторский коллектив: Н. С. Хрусталева (отв. ред., предисл., 7.1), В. В. Бочаров (1.4); А. Ю. Егоров (3.5); Ю. В. Заманаева (гл. 4); Э. Б. Карпова (1.4, 3.1, заключ); О. Г. Мокрецова (7.1); Е. В. Пестерева (гл. 5), Г. В. Пятакова (3.4., гл. 6); В. В. Потявина (3.4.); М. М. Решетников (гл. 2); Ю. Ю. Стрельникова (1.1, 1.2, 3.3); Н. В. Тарабрина (3.2); В. Ф. Федоров (7.2); А. В. Цымбал (1.3, 3.1); В. А. Чулкова (гл. 5), С. П. Шклярук (1.3, 1.4), A. M. Ялов (1.1, 1.2)

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. В. А. Аверин (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет); д-р психол. наук, проф. О. Ю. Щелкова (С.-Петерб. гос. ун-т)

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2013

Предисловие

Настоящее издание является учебником по психологии для новой специализации «Психология кризисных и экстремальных ситуаций», созданной в 2003 г. в рамках специальности «Клиническая психология». Открытие новой кафедры и специализации в стенах старейшего классического Санкт-Петербургского государственного университета обусловлено потребностью в фундаментальной подготовке специалистов, способных оказывать психологическую помощь в условиях стрессовых, кризисных, экстремальных, чрезвычайных ситуаций и связанных с ними последствий.

Авторы учебника являются не только учёными-исследователями, но и практикующими психологами с многолетним опытом работы в различных областях психологии. За последние 10 лет профессорско-преподавательским составом кафедры разработано более 50 новых учебных программ, отражающих весь спектр проблем, связанных с тематикой кафедры: «Введение в специализацию "Психология кризисов и экстремальных состояний"»; «Психология экстремальных состояний», «Психология агрессии», «Психология экстремизма», «Индивидуальные психологические кризисы», «Психология миграции», «Психологическая травма, ее последствия и экстренная психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях», «Психология переговорного процесса», «Рефлексивно-психодинамическая группа», «Судебно-психологическая экспертиза», «Психологическое сопровождение специалистов, работающих в экстремальных условиях», «Этнорелигиозные конфликты и мультикультурализм», «Социально-психологические и культуральные аспекты терроризма», «Психология массового сознания и работа СМИ в чрезвычайных ситуациях», «Психологические проблемы интеграции и адаптации иностранных граждан в РФ», «Психологическая работа с семьей в кризисных и экстремальных ситуациях», «Принципы и методы психологической помощи в кризисных ситуациях», «Психологические основы реабилитации», «Психология человека в экстремальных ситуациях», «Современные теории кризисов и экстремальных ситуаций», «Психология и психофизиология выживания», «Психология конфликта», «Проблемы суицидологии» и др., тренинги групповой динамики и личностного роста, психологического консультирования в кризисных и экстремальных ситуациях, практикумы «Телефон доверия», «Работа с горем и утратой» и др.

Идея создания учебника, состоящего из нескольких частей, родилась на очередном заседании кафедры, когда шло обсуждение уровня подготовки будущих специалистов по специализации «психология кризисных и экстремальных ситуаций». Мы решили обобщить разработанные нами курсы лекций в единый учебник, который помог бы студентам и аспирантам лучше усваивать прослушанные курсы.

Кафедра обеспечивает проведение учебно-ознакомительной, производственной и педагогической практики студентов на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Управления вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центра психофизиологической диагностики медико-санитарной части Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербургского университета МВД РФ, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербургского филиала государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи» МЧС России, Службы телефона доверия МЧС РФ, Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, Медицинской Академии последипломного образования, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта и др.

Так, в 2013 г. в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета была опубликована первая часть нашего учебника (в виде учебного пособия): «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь», в которой обобщены психодиагностический инструментарий для определения кризисных и экстремальных ситуаций, а также различные виды психологической помощи (психологическая помощь в кризисных ситуациях, стратегии поведения в стрессовых ситуациях, психологическая помощь в экстремальных ситуациях, телефонное консультирование, психологическая помощь онкологическим больным и их родственникам, психологическая помощь жертвам насилия, пострадавшим в ДТП и пр.).

Цель настоящего учебника «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия» – помочь разобраться в сложной картине видов психической травмы, а также различных форм реакций на нее.

В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д. Подробно анализируется психическая травматизация у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). В качестве последствий психической травматизации описываются различные виды зависимостей и факторы риска их возникновения.

В настоящее время готовится к изданию третья часть учебника, в которую включены такие темы, как психология агрессии и терроризма, психология индивидуальных жизненных кризисов, психология экстремальных состояний, психология толпы и СМИ, психология выживания и другие темы.

Усвоение теоретических курсов и прохождение различных видов практик позволяют выпускникам кафедры обладать целым набором специальных компетенций и профессиональных навыков. Перечислим лишь некоторые из них. Так, молодые специалисты должны владеть знаниями о современных концепциях жизненных кризисов и психологических ресурсах, позволяющих сохранять стрессоустойчивость, саморегуляцию и рациональные копинг-стратегии. Одной из самых важных задач в подготовке студентов специализации являются глубокое понимание психической травмы и психологии травматического стресса, а также владение методами диагностики и психологической помощи. Использование широкого спектра клинико-психологических методов позволяет выпускникам кафедры распознавать различные жизненные кризисы и последствия пережитых экстремальных ситуаций. Весьма важными для специалистов являются методы кризисной интервенции в ситуациях потери близких, распада семьи, безработицы, неизлечимых заболеваний, различных видов зависимостей, вынужденной миграции, религиозно-этнических и социальных конфликтов. Умение работать со СМИ и паническими реакциями людей в условиях природных, техногенных и экологических катастроф, военных действий, террористических актов и др. – также одна из важнейших компетенций наших выпускников.

Мы надеемся, что материал, изложенный в данном учебнике, поможет студентам, аспирантам и молодым специалистам использовать полученные теоретические навыки в их практической деятельности.

Н. С. Хрусталева

Глава 1

Роль среды в ситуации

Рассмотрим понятие среды, в которой проходят жизнедеятельность и деятельность человека, и определим внешние факторы возникновения экстремальных, чрезвычайных или трудных ситуаций.

Роль среды подробно рассмотрена в экологии, она оценивается с позиции принципа Шелфорда, который звучит следующим образом: «Среди значений любого условия есть определенный диапазон толерантности – тот промежуток, в котором может существовать рассматриваемый организм. Оптимальное значение условия находится внутри этого диапазона. Чем дальше значение условия отклоняется от оптимума, тем сильнее его неблагоприятное действие на организм. Лимитирующим оказывается то из существенных для организма условий, значение которого сильнее всего отклоняется от оптимального» (Биолог, энцикл. словарь, 1986).

Принцип лимитирующего звена, известный из биологии как закон минимума Ю. Либиха, определяет роль отдельных функциональных элементов-ресурсов, что позволяет оценить их место в поддержании стабильности системы или в ее перестройке. Выявляется не только само наличие или отсутствие ресурсов, но также их объем как обеспечивающий адекватное реагирование на среду и определяющий возможность вредоносного влияния при его недостатке или избытке.

В связи с этим традиционно среду обитания человека, условия в которых протекает его жизнедеятельность и деятельность, классифицируют по влиянию их на человека и разделяют на:

комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха, к которым человек приспособлен в большей степени, это та «экологическая ниша», в которой проявляется наивысшая работоспособность, гарантируется сохранение здоровья, в том числе репродуктивного. В окружающей среде оптимум ресурсов, объем вредоносных факторов минимальный;

допустимые условия, характеризующиеся отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Условия труда и жизнедеятельности не оказывают негативного воздействия на здоровье, не вызывают необратимых процессов деструкции у человека и среды обитания, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Человек может адаптироваться к ним, преодоление негативного воздействия среды, как правило, является условием развития. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных или моральных нормах;

опасные условия, потоки веществ, энергии, информации превышают допустимые уровни отклонения воздействия (избыточны или недостаточны для функционирования) и оказывают существенное вредоносное влияние на организм и психику, и в итоге представляют угрозу для жизни человека при пороговой экспозиции;

особо опасные условия, определяемые отсутствием достаточного объема ресурсов и наличием значительного объема вредоносных воздействий, способны за короткий срок повредить организм или психику и привести к смерти.

Литература

Основная

Бочаров В. В., Карпова Э. Б., Чуйкова В. А., Ялов A. M. Экстремальные и кризисные ситуации с позиций клинической психологии // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2010. Сер. 12. Вып.1.С.9–17.

Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие. М., 2007.

Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. М., 2002.

Дополнительная

Биологический энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. / гл. ред. М. С. Гиляров; редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. М., 1986.

Гублер Е. В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. Л., 1990.

Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

Коган А. Б., Наумов Н. П., Режабек В. Г., Чароян О. Г. Биологическая кибернетика. М., 1972.

Семичев С. Б. Группировка состояний психического здоровья // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. С. 8–17.

Глава 2

История появления термина

Понятие психической травмы впервые появилось в научной литературе в конце XIX в., но ее признание в качестве самостоятельной формы психического страдания растянулось почти на 100 лет, а дискуссия вокруг этой проблемы была настолько захватывающей, что заслуживает отдельного изложения и анализа.

Эмиль Крепелин был выдающимся учеником гениального психолога Вильгельма Вундта, который пытался создать свою концепцию психиатрических расстройств на основе методов экспериментальной психологии. Его самый известный труд «Введение в психиатрическую клинику» (1900) до настоящего времени остается одним из самых ярких психологических описаний различных форм психопатологии. Однако, как отмечали позднее историки психиатрии, в последующих изданиях его книги психология занимала хотя и почетное, но чисто декоративное место – это была психология без души, в том числе без души самого Крепелина, интересы которого обратились в иную сторону. Следует признать, что попытки найти какие-то анатомические, инфекционные или биохимические факторы, приводящие к развитию психопатологии, предпринимаются до настоящего времени, несмотря на отсутствие сколько-нибудь значимых результатов. Сосредоточившись на изучении мозга как субстрата мышления, ученые сделали крупнейшую методическую ошибку, так как представления о том, что мы думаем головным мозгом, имеют такое же основание, как и заключение, что «мы ходим спинным мозгом», выводимое из того, что все двигательные импульсы замыкаются именно на этом уровне.

Жан Мартен Шарко

Эмиль Крепелин

Гипотеза о психогенном происхождении некоторых психических расстройств была сформулирована выдающимся французским психиатром Жаном Мартеном Шарко еще в начале 1880-х годов при исследовании истерических параличей и парезов. В этот период уже было хорошо известно, что нарушения в чувствительной и/или двигательной сфере, возникающие вследствие физических травм, обусловлены повреждением нервных волокон. Эти нарушения имели четкую локализацию только на область нарушенной иннервации и в последующем оставались стабильными. В отличие от этого психогенные параличи оказывались совершенно не связанными с зонами иннервации, а поражали те или иные органы так, как они были представлены в обыденном понимании пациентов, т. е. страдали не те или иные зоны чувствительно-двигательной иннервации руки или ноги, а рука или нога как целое. При этом такие параличи то появлялись, то исчезали, они могли успешно излечиваться внушением, а также искусственно вызываться с помощью гипноза. Ж. М. Шарко неоднократно демонстрировал такие опыты, что нашло свое отражение в изобразительном искусстве. Однако ни сам Ж. М. Шарко, ни большинство других психиатров в то время не придали этому феномену существенного значения. Причина такого невнимания носила сугубо мировоззренческий характер. В этот период в психиатрии практически безраздельно господствовали примитивно-материалистические представления о том, что все психические расстройства, так же как и соматические болезни, могут вызываться только физическими травмами, токсинами или инфекциями. Эти идеи, опираясь на авторитет выдающегося психиатра Эмиля Крепелина, были постулированы как единственно верные и на столетие определили трагический для психиатрии отказ от лежавших в ее основе наиболее продуктивных психологических концепций.

Содержание понятия «психическая травма»

Зигмунд Фрейд (1856–1939) в своих подходах намного опережал современные ему представления и, скорее всего, именно поэтому его идеи так трудно входили в психиатрическую науку и практику. Стажируясь в Париже в клинике у Ж. Шарко (1885), он увлекся идеей психической травмы и затем в течение нескольких лет занимался изучением этого феномена. В монографии «Исследование истерии» (1895) Фрейд подчеркивает, что термин «травматический» само собой предполагает, что тот или иной синдром вызван именно психической травмой, при этом травматическое воздействие может оказать любое событие, которое вызывает мучительное чувство ужаса, страха, стыда или душевной боли. Еще более значимым является уточнение автора по поводу того, приобретет ли это событие характер травмы, зависит от «индивидуальной восприимчивости». Как показано далее, это положение будет официально признано медицинской и психологической наукой только в 1980 г.

Зигмунд Фрейд

З. Фрейд проводит аналогию между травмой психической и физической: «психическая травма или воспоминание о ней действует подобно чужеродному телу, которое после проникновения вовнутрь (психики) еще долго остается действующим фактором».

В этой же работе автор теории психической травмы утверждает, что травма не всегда проявляется в чистом виде как болезненное воспоминание или переживание о конкретном событии. Она становится только «возбудителем болезни» и вызывает, казалось бы, никак не связанные с психической травмой психопатологические симптомы. В качестве таких симптомов автор упоминает тики, заикание, нарушения сна, навязчивые представления, фантазии или действия, снижение энергичности и ограничение интересов и т. д. Затем этот симптом, который может вообще никак не указывать на предшествующую психическую травму, обретает самостоятельность и может оставаться неизменным в течение всей жизни.

Описывая автономные механизмы и специфику психодинамики психической травмы, 3. Фрейд отмечает, и это, с одной стороны, кажется удивительным, что даже очень давние переживания могут оказывать столь ощутимое воздействие, а с другой – что воспоминания о них с годами не становятся менее значимыми или менее болезненными. Одновременно с этим указывается, что в норме любое (даже самое негативное) воспоминание постепенно блекнет и лишается своей аффективной составляющей, но снижение остроты переживаний существенно зависит от того, последовала ли сразу после травматического воздействия энергичная реакция на него или же для такой реакции не было возможности или она была вынужденно подавлена.

Индивидуальные психические и поведенческие реакции на травму имеют чрезвычайно широкий диапазон отреагирования: от немедленного до отставленного на многие годы и даже десятилетия, от обычного плача по утрате до жестокого акта мести обидчику. Но только если удается отреагировать событие в достаточной и индивидуальной для каждого мере (в том числе – в процессе психотерапии), аффект постепенно убывает. 3. Фрейд характеризует это выражениями «выплеснуть чувства» или «выплакаться». При этом особенно подчеркивается, что оскорбление, на которое удалось ответить хотя бы на словах, припоминается иначе, чем то, которое пришлось стерпеть, так как язык служит для человека суррогатом поступка (и именно на этом феномене основаны экстренная психологическая помощь и ее отставленные варианты).

Все эти данные были получены в процессе изучения последствий детской психосексуальной травмы и восприняты (достаточно пуританским) научным сообществом XIX века весьма скептически. В настоящее время особая патогенность такой травмы является общепризнанной, так как при нанесении подобной травмы (особенно значимым взрослым) ребенок оказывается уязвленным в своих самых светлых чувствах, причем именно тем взрослым, от которого он в первую очередь ожидал любви и защиты.

Качественно новое звучание теория психической травмы приобретает в период Первой мировой войны, когда разом несколько выдающихся психопатологов поставили вопрос о травматическом неврозе, причем сразу с признанием сугубо психологического происхождения последнего (без какого-либо анатомического субстрата, гистологических изменений, предшествующей интоксикации, инфекционного или травматического повреждения мозговой ткани). В целом, следовало бы признать, что прежде понятие «психической травмы» в официальной науке фактически не существовало.

Психодинамика травмы

Психическая травма может вызываться не только внешними событиями, но и интрапсихической трансформацией тех или иных фантазий или переживаний даже при полном отсутствии внешних стимулов. Но когда травматический процесс уже запущен, начинается внутренняя работа психики, и этот процесс имеет весьма специфическую динамику (Калшед Д., 2001). Во-первых, психика трансформирует внешнюю травму во внутреннюю «самотравмирующую силу»; во-вторых, происходит малигнизация («озлокачествение») защит, которые из системы самосохранения психики превращаются в систему ее самоуничтожения, поэтому обращение к рациональной части психики оказывается весьма затруднительным, а в остром периоде психической травмы даже бесполезным. В ряде случаев психическая жизнь пострадавших в результате ЧС или других психических травм в это время редуцируется до минимальных или стереотипных реакций, наиболее ярко проявляющихся в утрате смыслов. Поэтому вся коррекционная работа откладывается на будущее.

В задачи этой главы не входит описание психологических защит, поэтому лишь отметим, что эти психические структуры частью предопределены генетически, частью формируются в процессе воспитания и жизни. Важнейшей формой защиты является уже упомянутое вытеснение, т. е. перевод неприемлемых для личности психических содержаний из сознательной сферы в бессознательную и удержание их там. Эта форма защиты иногда определялась как «универсальное средство избегания конфликта», когда неприемлемые воспоминания, мысли, желания или влечения вообще устраняются из сознания (но они все равно остаются в психике).

Когда стандартные варианты защиты не срабатывают, проявляется «вторая линия защит», так называемые примитивные защиты, основное предназначение которых состоит в том, чтобы непереносимая травма вообще не была пережита, т. е. происходит не переработка неприемлемой реальности, а уход от нее. Это проявляется в таких симптомах, как аутизм, трансовые состояния, множественные идентичности или расщепление личности вплоть до шизофренического спектра.

Собственная работа горя

Представление о том, что у переживания горя имеются своя собственная динамика и психическая задача, которая должна быть выполнена, было введено З. Фрейдом в работе «Тотем и табу» (1912). В современной психологии одна из наиболее последовательных разработок этой проблемы принадлежит Дж. Боулби (2004).

В результате подробного исследования более двух десятков случаев психических травм автором было выявлено несколько последовательных фаз в «собственной работе» горя, в которую следовало бы добавить еще одну, самую первую, фазу «отрицания», так как первая реакция на внезапную психическую травму и поведенчески, и даже вербально обычно выражается «формулой»: «Нет! Этого не может быть!». Для этой и последующих фаз достаточно характерна склонность к самобичеванию и демонстрации собственной вины в смерти близкого человека, включая воспоминания о каких-то малозначимых оплошностях, допущенных ошибках или неисполненных обещаниях. А как известно, неизбывное чувство вины – это очень тревожный симптом, который в ряде случаев может достаточно быстро провоцировать развитие какого-либо психического расстройства.

Последовательность, наименование и краткая характеристика фаз следующие:

1) оцепенение – длится от нескольких часов до недели, сопровождается интенсивными переживаниями страдания и гнева;

2) острая тоска и поиск утраченного объекта с соответствующими поведенческими феноменами (длится несколько месяцев или лет);

3) дезорганизация и отчаяние;

4) реорганизация – адаптация к жизни или в более тяжелых случаях – существованию без утраченного объекта.

Многолетние исследования подобных ситуаций позволили сформировать четкие представления, что после психической травмы всегда есть потребность в ее вербализации, но это отторжение воспоминаний и горя становится эффективным только тогда, когда она реализуется с участием терпеливых слушателей, которые не были ее непосредственными свидетелями или участниками личной или массовой трагедии.

Фиксация на травме

Несмотря на то, что соматизация способствует (пусть и патологическим путем) разрядке возникшего психического напряжения, в той инстанции психики, где произошла «трансформация» одной энергии в другую, формируется специфическое «ментальное ядро», или «пункт переключения». Это «ядро» остается ассоциативно связанным со всей имеющейся в памяти «атрибутикой» полученной психической травмы и будет всегда активизироваться на любой стимул, хотя бы отдаленно напоминающий ранее полученную психотравму одновременно запуская патологические механизмы отреагирования. Именно поэтому люди, пережившие катастрофические события, избегают фильмов-катастроф, похорон, книг и рассказов о несчастных случаях и т. д. Именно этот феномен имелся в виду, когда мы говорили о «навязчивом возвращении» к воспоминаниям о трагических событиях. Таким образом, пациенты страдают преимущественно от воспоминаний и патологических паттернов поведения, реализуемых бессознательно. Они не только постоянно находятся в плену болезненных переживаний (нередко – чрезвычайно далекого прошлого), но и отчаянно цепляются за них, потому что они обладают некой особой (пусть и трагической) ценностью. Например, можно ли забыть о счастливых минутах появления своего первенца, даже если его давно уже нет; можно ли вспомнить об этих счастливых минутах без того, чтобы еще раз не вернуться к событиям и переживаниям его трагической утраты? В ряде случаев пациенты не только не могут освободиться от своего трагического (пугающего или даже мерзкого) прошлого, но готовы ради него отказаться от настоящего и будущего – и вообще от всего, что происходит в реальности. Данный феномен получил не совсем верное наименование «ухода в болезнь». Точнее было бы определять его как «фиксацию на травме», которая может простираться на многие месяцы и годы, а иногда – на всю жизнь, провоцируя различные формы психопатологии, которая в этом случае может рассматриваться как еще один вариант патологической психологической защиты от неприемлемой реальности.

Литература

Основная

Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания. М., 2007. Решетников М. М.Психическая травма. СПб., 2006.

Фрейд 3. Девятнадцатая лекция: Фиксация на травме // Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991.

Дополнительная

Грин А. Мертвая мать // Французская психоаналитическая школа. СПб., 2005.

Решетников М. М. Психология войны: от локальной до ядерной. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей. СПб., 2011.

Фрейд 3. Шестнадцатая и семнадцатая лекция: Психоанализ и психиатрия. Смысл симптомов // Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991.

Глава 3

Литература

Александровский Ю. А., Лобастое О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.

Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия. М., 2006.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2000.

Кристал Г. Травма и аффект. Электронный ресурс: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articlekid=1723

Оказание психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Научные разработки и практический опыт ВЦМК «Защита» и НИИ психиатрии МЗ РФ. Электронный ресурс: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=718

Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М., 1997.

Решетников М. М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты). Электронный ресурс: http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108725875&archive=0212&start_from=&ucat=l&

Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и её последствия. Учебник

Под редакцией д-ра психол. наук, проф. Н. С. Хрусталёвой

Авторский коллектив: Н. С. Хрусталева (отв. ред., предисл., 7.1), В. В. Бочаров (1.4); А. Ю. Егоров (3.5); Ю. В. Заманаева (гл. 4); Э. Б. Карпова (1.4, 3.1, заключ); О. Г. Мокрецова (7.1); Е. В. Пестерева (гл. 5), Г. В. Пятакова (3.4., гл. 6); В. В. Потявина (3.4.); М. М. Решетников (гл. 2); Ю. Ю. Стрельникова (1.1, 1.2, 3.3); Н. В. Тарабрина (3.2); В. Ф. Федоров (7.2); А. В. Цымбал (1.3, 3.1); В. А. Чулкова (гл. 5), С. П. Шклярук (1.3, 1.4), A. M. Ялов (1.1, 1.2)

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. В. А. Аверин (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет); д-р психол. наук, проф. О. Ю. Щелкова (С.-Петерб. гос. ун-т)

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2013

Предисловие

Настоящее издание является учебником по психологии для новой специализации «Психология кризисных и экстремальных ситуаций», созданной в 2003 г. в рамках специальности «Клиническая психология». Открытие новой кафедры и специализации в стенах старейшего классического Санкт-Петербургского государственного университета обусловлено потребностью в фундаментальной подготовке специалистов, способных оказывать психологическую помощь в условиях стрессовых, кризисных, экстремальных, чрезвычайных ситуаций и связанных с ними последствий.

Авторы учебника являются не только учёными-исследователями, но и практикующими психологами с многолетним опытом работы в различных областях психологии. За последние 10 лет профессорско-преподавательским составом кафедры разработано более 50 новых учебных программ, отражающих весь спектр проблем, связанных с тематикой кафедры: «Введение в специализацию "Психология кризисов и экстремальных состояний"»; «Психология экстремальных состояний», «Психология агрессии», «Психология экстремизма», «Индивидуальные психологические кризисы», «Психология миграции», «Психологическая травма, ее последствия и экстренная психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях», «Психология переговорного процесса», «Рефлексивно-психодинамическая группа», «Судебно-психологическая экспертиза», «Психологическое сопровождение специалистов, работающих в экстремальных условиях», «Этнорелигиозные конфликты и мультикультурализм», «Социально-психологические и культуральные аспекты терроризма», «Психология массового сознания и работа СМИ в чрезвычайных ситуациях», «Психологические проблемы интеграции и адаптации иностранных граждан в РФ», «Психологическая работа с семьей в кризисных и экстремальных ситуациях», «Принципы и методы психологической помощи в кризисных ситуациях», «Психологические основы реабилитации», «Психология человека в экстремальных ситуациях», «Современные теории кризисов и экстремальных ситуаций», «Психология и психофизиология выживания», «Психология конфликта», «Проблемы суицидологии» и др., тренинги групповой динамики и личностного роста, психологического консультирования в кризисных и экстремальных ситуациях, практикумы «Телефон доверия», «Работа с горем и утратой» и др.

Идея создания учебника, состоящего из нескольких частей, родилась на очередном заседании кафедры, когда шло обсуждение уровня подготовки будущих специалистов по специализации «психология кризисных и экстремальных ситуаций». Мы решили обобщить разработанные нами курсы лекций в единый учебник, который помог бы студентам и аспирантам лучше усваивать прослушанные курсы.

Кафедра обеспечивает проведение учебно-ознакомительной, производственной и педагогической практики студентов на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Управления вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центра психофизиологической диагностики медико-санитарной части Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербургского университета МВД РФ, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербургского филиала государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи» МЧС России, Службы телефона доверия МЧС РФ, Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, Медицинской Академии последипломного образования, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта и др.

Так, в 2013 г. в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета была опубликована первая часть нашего учебника (в виде учебного пособия): «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь», в которой обобщены психодиагностический инструментарий для определения кризисных и экстремальных ситуаций, а также различные виды психологической помощи (психологическая помощь в кризисных ситуациях, стратегии поведения в стрессовых ситуациях, психологическая помощь в экстремальных ситуациях, телефонное консультирование, психологическая помощь онкологическим больным и их родственникам, психологическая помощь жертвам насилия, пострадавшим в ДТП и пр.).

Цель настоящего учебника «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия» – помочь разобраться в сложной картине видов психической травмы, а также различных форм реакций на нее.

В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д. Подробно анализируется психическая травматизация у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). В качестве последствий психической травматизации описываются различные виды зависимостей и факторы риска их возникновения.

В настоящее время готовится к изданию третья часть учебника, в которую включены такие темы, как психология агрессии и терроризма, психология индивидуальных жизненных кризисов, психология экстремальных состояний, психология толпы и СМИ, психология выживания и другие темы.

Усвоение теоретических курсов и прохождение различных видов практик позволяют выпускникам кафедры обладать целым набором специальных компетенций и профессиональных навыков. Перечислим лишь некоторые из них. Так, молодые специалисты должны владеть знаниями о современных концепциях жизненных кризисов и психологических ресурсах, позволяющих сохранять стрессоустойчивость, саморегуляцию и рациональные копинг-стратегии. Одной из самых важных задач в подготовке студентов специализации являются глубокое понимание психической травмы и психологии травматического стресса, а также владение методами диагностики и психологической помощи. Использование широкого спектра клинико-психологических методов позволяет выпускникам кафедры распознавать различные жизненные кризисы и последствия пережитых экстремальных ситуаций. Весьма важными для специалистов являются методы кризисной интервенции в ситуациях потери близких, распада семьи, безработицы, неизлечимых заболеваний, различных видов зависимостей, вынужденной миграции, религиозно-этнических и социальных конфликтов. Умение работать со СМИ и паническими реакциями людей в условиях природных, техногенных и экологических катастроф, военных действий, террористических актов и др. – также одна из важнейших компетенций наших выпускников.

Мы надеемся, что материал, изложенный в данном учебнике, поможет студентам, аспирантам и молодым специалистам использовать полученные теоретические навыки в их практической деятельности.

Н. С. Хрусталева

Глава 1

Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.