Конституционный статус Президента, порядок его избрания и основание прекращений полномочий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий на территории страны не 10 лет. Конституция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности.

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г. Подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования и т.д. Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Досрочные выборы в случае прекращения полномочий до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательные объединения, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей (на субъект не более 70 тысяч подписей).

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не можут занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Основания прекращения полномочий Президента РФ

  • 1. по истечении установленного срока его пребывания в должности после принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (когда оба обстоятельства вместе)
  • 2. досрочное прекращение полномочий Президента РФ, т.е. до истечения срока может произойти по нескольким основаниям:

ь в случае отставки Президента РФ (о своей отставке Президент может заявить путем обращения к народу (так как присягу он приносит ему), изложив соответственно обстоятельства своего решения.)

ь в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия (связано с медицинским заключением соответствующих учреждений, а также решением суда на основании этих документов о дееспособности Президента РФ;

ь в случае отрешения Президента РФ от должности (принимается палатами Федерального Собрания РФ без какой-либо связи с волеизъявлением Президента, напротив - вопреки нему.)

Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняют Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции

Вопрос 16

Иные федеральные органы исполнительной власти

Наряду с Правительством в структуру органов исполнительной федеральной власти включаются органыспециальной компетенции. Это отраслевые или межотраслевые (функциональные) органы. Их структуру Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ не позднее недельного срока после назначения на должность (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).

В настоящее время в России несколько организационно-правовых форм органов исполнительной федеральной власти:

1) федеральное министерство;

2) государственный комитет РФ;

3) федеральная комиссия России, федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор;

4) иные органы*.

* Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 18 августа 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 34. Ст. 4223.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, которое руководит ими и контролирует их деятельность, за исключением тех, чья деятельность направлена на обеспечение конституционных полномочий Президента РФ. Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации по­следствий стихийных бедствий и ряда других органов (всего на 18 ав­густа 1999 г. таких органов было 15), утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руково­дителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Глав­нокомандующий Вооруженными Силами России и Председатель Со­вета Безопасности. Правительство координирует деятельность этих ор­ганов.

Все другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правовой основой деятельности федеральных органов исполни­тельной власти служат (наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента) специальные положе­ния. Положения о каждом из федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех из них, которыми руководит непосредст­венно Президент РФ, утверждаются Правительством РФ.

Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, других руководителей феде­ральных органов исполнительной власти и их заместителей, руководи­телей органов и организаций при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов ис­полнительной власти.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол­нительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Федеральные органы исполнительной власти могут быть общефе­деральными и совместными.

Общефедеральные органы осуществляют управление в отраслях и сферах деятельности, которые находятся в ведении РФ (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Служба внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.). Они руководят подведомственными отраслями как непосредственно, так и через территориальные управленческие струк­туры и назначаемых должностных лиц.

Совместные федеральные ведомства упорядочивают деятельность в отраслях и сферах управления совместного ведения РФ и ее субъектов. Они осуществляют общее руководство, а непосредственное — управ­ленческие структуры, находящиеся на территории субъектов Федера­ции. К совместным ведомствам относятся, например, Министерство образования, Министерство культуры, Министерство труда и социаль­ного развития.

Организационно-правовые формы органов исполнительной власти имеют определенные особенности.

1. Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Глава министерства (министр) входит по должности в состав Правительства, он функционирует на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей, издает приказы. В министерствах имеют­ся совещательные органы — коллегии.

2. Государственный комитет РФ осуществляет на основе коллегиаль­ности межотраслевое регулирование. Его председатель входит по долж­ности в состав Правительства. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим нормативный характер, прини­маются совместно членами комитета и оформляются в видепостанов­ления . Члены государственного комитета утверждаются и освобожда­ются Правительством РФ.

3. Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агент­ства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти. Эти структуры исполнительной власти обладают функциональ­ной или смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую ко­ординацию по вопросам, находящимся в их ведении, специальные ис­полнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функ­ции. Руководители этих органов не всегда входят по должности в состав Правительства. Федеральные комиссии, федеральные службы, россий­ские агентства не входят в состав министерств и государственных ко­митетов. Руководители министерств и государственных комитетов ко­ординируют деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их совместной компетенции, в соответствии с положениями о каждом из них.

Вопрос17

Место Федерального Собрания в системе государственных органов рф

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена гл. 5 Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер Федерального собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное собрание выражает государственную волю многонационального народа Российской Федерации. Оно придает этой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены. Федеральное собрание - двухпалатный законодательный орган. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Двухпалатная структура Федерального собрания объясняется, прежде всего, федеративным устройством России. Традиционно федерации имеют двухпалатный законодательный орган. Но две палаты российского парламента составляют единый орган государственной власти, хотя эти палаты различаются по своему правовому статусу и по порядку формирования. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в журналистском обиходе.

Фед Собрание рф: структура, порядок формирования палат.

Это парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Фед Собрание являетсяпарла.ментом РФ..Признаки и черты ФС как парламента1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.

 

 

Вопрос 18

Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс

Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.

Согласно Конституции Федеральное Собрание — постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.

Стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта — законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ — это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушиваются доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

5.В этом случае может возникнуть дополнительный этап —преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3 — 8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Вопрос 19

Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

В соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они обладают правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами. Депутат и член Совета Федерации принимает личное участие в заседании палаты, депутатом и членом которой он является.

Депутат и член Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.

Вопрос 20

Конституционные принципы осуществления судебной власти в Рос-сийской Федерации.

Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.

Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.

В Конституции сформулированы след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).

2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Вопрос 22

Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту правомочий собственников и случае их нарушения.

Триада права собственности включает в себя:

Под владением стоит понимать нахождение, вещи в хозяйстве владельца, фактическое обладание вещью, удержание ее в своей воле (например, имущество, числится на балансе юридического лица).

Владение может быть законным или титульным (титул - предусмотренное законом основание владения) и незаконным. Незаконное владение в свою очередь делится на добросовестное, т. е. такое, когда владелец не знал и не мог знать о том, что владеет имуществом без достаточного основания, и на недобросовестное, когда владелец знал или мог знать об этом (например, при скупке краденого, при присвоении найденного клада).

Правомочие пользования - это возможность эксплуатации, использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Чаще всего правомочие пользования неразрывно связано с правомочием владения.

Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния, назначения и т. п. Так, собственник может продать вещь (изменить ее принадлежность), сдать ее в аренду, отдать в залог, уничтожить, переработать и т. п.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие интересы других лиц. Он может на основании ст. 209 ГК РФ:

· отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;

· передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь его собственником;

· передавать имущество в доверительное управление другому лицу;

· отдавать его в залог и обременять его другими способами;

· распоряжаться им иными способами.

Разберем триаду права собственности на примере владения гражданином автомобилем на праве собственности:

· право владения (гражданин владеет автомобиль, гражданин имеет соответствующие документы, где он указан в качестве владельца автомобилем);

· право пользования (гражданин вправе использовать автомобиль для собственного передвижения, перевозить на нем мебель, фрукты-овощи с огорода);

· право распоряжения (гражданин вправе по своему усмотрению продать, сдать в аренду, подарить, завещать по наследству это имущество).

Форма собственности – это ее вид, определяемый ее субъектом.Выделяют следующие формы собственности:

1. Частная собственность гражданина.Объектами права частной собственности граждан признаются земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, а также предприятия, средства массовой информации и иные имущественные комплексы производственного назначения, здания, сооружения, транспортные средства, оборотные средства и иные средства производства.

2. Частная собственность юридического лица: имущество, необходимое для уставной деятельности; здания, оборудование, денежные средства и другое.

3. Государственная собственность: любое имущество, необходимое для выполнения функций государства, в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации.

Круг объектов права государственной собственности неограничен: государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В числе объектов выделяются объекты, составляющие федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащая исключительно государству. К ним относятся имущество органов власти и управления РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета, имущество вооруженных сил, объекты оборонного производства и др. В число объектов, составляющих государственную собственность субъектов федерации, включается имущество их органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов, проживающих на территории республики, краев, областей и др. субъектов федерации, средства их бюджета. а также предприятия и учреждения, которым имущество передано на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

4. Собственность субъекта Федерации: имущество органов власти и управления, культурные и исторические ценности; средства бюджетов, предприятия и другое. Отнесение государственного имущества к собственности субъектов Федерации осуществляется в соответствии с законом.

5. Муниципальная собственность: имущество местных органов власти и самоуправления, предназначенное для коммунального обслуживания населения.

В состав объектов этой формы собственности входит имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд и нежилые помещения, предприятия производственного назначения и сфера обслуживания, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.

6. Иные формы собственности: совместная с иностранными предприятиями, иностранных граждан и организаций, зарубежных государств и другие.

Способы приобретения права собственностиможно разделить на первоначальные и производные.

Первоначальные - это такие способы, когда право собственности на имущество устанавливается впервые либо возникает помимо воли прежнего собственника (изготовление вещи, конфискация имущества).

Производные - когда право собственности на имущество возникает по воле предшествующего собственника и с согласия самого приобретателя (договоры, наследование).

Вопрос 23

1) договорные обязательства – возникают на основе заключения договора, определяется не только законом, но и соглашением лиц, участвующих в обязательстве. Юридическая общность этих обязательств позволяет выделить значительное количество общих норм права, в равной мере применимых ко всем многочисленным и разнообразным договорным обязательствам. Совокупность этих правовых норм образует общую часть института договорного права. В договорные обязательствах, в зависимости от характера перемещения материальных благ, выделяются следующие группы: обязательства по реализации имущества; обязательства по предоставлению имущества в пользование; обязательства по выполнению работ; обязательства по страхованию; обязательства по совместной деятельности; обязательства по расчетам и кредитованию; смешанные обязательства;

2) внедоговорные обязательства – предполагают в качестве своего основания другие юридические факторы, зависящие только от закона или закона и воли одной из сторон в обязательстве. Внутри договорных обязательств можно выделить две группы: обязательства из односторонних сделок и охранительные обязательства. Входящие в отдельные группы обязательства, наряду с объединяющими признаками, характеризуются определенными различиями, предполагающими их последующую классификацию. Отдельные виды обязательств, в свою очередь, могут выступать в различной форме или подразделяться на различные подвиды. Конкретный вид обязательства может быть представлен и различными подвидами, если в пределах данного вида специфические особенности приобретают содержание обязательственных правоотношений. Так, внутри одного и того же вида обязательства – обязательства аренды транспортных средств – различают два ее подвида: аренду транспортного средства с экипажем и аренду транспортного средства без экипажа.

Значение такой классификации состоит в том, что содержание договорных обязательств определяется не только законом, но и соглашением сторон, участвующих в обязательстве, а содержание внедоговорных обязательств зависит только от закона и воли одной из сторон, например, деликатные обязательства. Сам факт причинения вреда (деликт) при наличии других предусмотренных законом условий является основанием возникновения обязательства, в силу которого потерпевший вправе требовать от причинителя или лица, которое за него отвечает, возмещения понесенного ущерба.

Основаниями ответственности за нарушение договорных обязательств являются:

· неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

· наличие вины (в виде умысла или неосторожности);

· неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, независимо от наличия его вины, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор) — чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств.

К числу основных форм ответственности за нарушение обязательств относятся:

· уплата неустойки — применяется как форма ответственности за нарушение обязательства в случаях, когда это предусмотрено договором;

· возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора кредитору. Является обязанностью должника, если это предусмотрено законом или договором. Убытки определяются как сумма реального ущерба (расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, стоимость утраченного или поврежденного имущества) и упущенной выгоды (неполученных доходов, которые были бы получены при обычных условиях, если бы право кредитора не было нарушено);

· уплата процентов. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица предусмотрена ответственность в форме уплаты процентов на сумму указанных средств. Если размер процентов не установлен законом или договором, то они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на день исполнения обязательства.

Убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка), если законом или договором не предусмотрены иные виды ответственности, например:

· взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка);

· взыскание неустойки и полной суммы убытков сверх неустойки (штрафная неустойка);

· взыскание либо неустойки, либо суммы убытков по выбору кредитора (альтернативная неустойка);

·
уплата процентов и возмещение убытков в части, превышающей сумму процентов.

В случае, когда уплата неустойки и возмещение убытков связаны с ненадлежащим исполнением обязательства, должник не освобождается от исполнения обязательства в натуре. Иными словами, обязательство должника по договору не прекращается: он должен его исполнить надлежащим образом, например, заменить некачественный товар, поставить недостающий товар, устранить недоделки в строящемся объекте и т.п.

Если же уплата неустойки и возмещение убытков вызваны неисполнением обязательства, то должник освобождается от исполнения обязательства. Например, если поставщик не поставил товар вовсе, то он уплачивает неустойку, возмещает убытки заказчику и на этом его обязательство прекращается.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.