Перечислить и дать определение статических характеристик судна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К линейным характеристикам в первую очередь относятся габаритные размерения судна: Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна; L -длина судна (м) или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше; Вех - наибольшая ширина судна (м), измеренная на мидельшпангоуте между наружными кромками шпангоутов; В - ширина судна по ватерлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов; D - высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соединение верх­ней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым; d- осадка судна (м). Расстояние, измеренное по вертикали на миделе от верхней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии.

Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна но­сом d н и кормой d к, которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях. Марки углубления (рис. 1, а) наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту - в футах и обозначают римскими цифрами. Высота цифр на левом борту и расстояние между ними по вертикали равно, 1 фут.

Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 1 дм. Замерен­ные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.

Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок.Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос суд­на погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.

- водоизмещение судна (т) - масса судна или масса воды, вытесненной судном, плавающим по некоторую ватерлинию равновесия. Водоизмещение и объ­емное водоизмещение V, равное объему вытесненной судном воды, связаны зависи­мостью

A = yV = yCBLBd,

где у - плотность морской воды, т/ м3; СВ - коэффициент общей полноты корпуса судна.

Водоизмещение судна в процессе эксплуатации изменяется в широких пределах.

В качестве основных весовых эксплуатационных характеристик судна различа­ют: ∆0 — водоизмещение судна порожнем (т). Масса судна, готового для выхода в море, со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов; ∆max — водоизмещение в полном грузу (т). Водоиз­мещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включаю­щее в себя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, багажа, расходных запасов, топлива, воды и масла; ∆w — дедвейт или полная грузоподъем­ность суда (т), являющаяся разностью водоизмещения в полном грузу и водоизме­щения порожнем:

w =∆max-∆

Рис. 1. Марки углубления, грузовая шкала и грузовая марка: а) марка углубления в метрах и футах; б) грузовая шкала; в) грузовая марка; г) обозначение палубной линии

Дедвейт судна можно также представить как сумму масс груза и запасов, которые можно принять на судно:

w = P + pт + p в + р снаб + рэк + р пр,

где Р - масса груза; рт - масса топлива и масла; рв- масса воды; рснаб - масса всех видов судового снабжения;р эк - масса экипажа и пассажиров с багажом; р пр -масса запаса провизии.

В паспортных данных обычно указывают дедвейт, рассчитанный для плавания судна по летнюю грузовую марку.

Чистая грузоподъемность судна ∆ч (т), или масса груза без запасов топлива, во­ды, масла, снабжения, экипажа и багажа:

∆=∆ -(р + р + р + р + р ).

ч w т в снаб эк пр

Для пассажирских судов в чистую грузоподъемность включают массу пассажи­ров и их багажа.

Объемные характеристики судна:

грузовместимость судна W 3) - объем всех судовых помещений, предназна­ченных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов - в кипах и груза - насыпью (в зерне);

киповая грузовместимость судна Wк 3) - объем всех грузовых помеще­ний между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;

грузовместимость судна насыпью Wз 3) - суммарный объем всех имею­щихся в грузовых помещениях свободных объемов. Грузовместимость суд­на насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;

удельная грузовместимость судна (м3/т), или грузовместимость судна, при­ходящаяся на одну тонну его чистой грузоподъемности;

w = W/∆ч.

Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота устанавли­вают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, кото­рые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м3).

Контейнеровместимость - измеряется в ДФЭ (TEU'S). ДФЭ - двадцатифу­товый эквивалент (TEU'S - twenty feet equivalent unit's), т. е. указывается какое ко­личество двадцатифутовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на па­лубе. СКН/700 - судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцатифутовых контейнеров. На место двух двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно, поставить один сорокафутовый контейнер и наоборот.

На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м3, например, Ro/60 означает вместимость в 60000 м3.
Судно характеризуется рядом эксплуатационных качеств, от которых зависит его экономическая эффективность.

Грузоподъемностью называют массу различного рода грузов, перевозимых судном. Различают чистую грузоподъемность и дедвейт. Дедвейт (или полная грузоподъемность) — это масса перевозимого судном груза, пассажиров с багажом, провизией и водой, а также масса запасов топлива, воды, масла, экипажа с багажом, провизией и водой при загрузке судна по расчетную ватерлинию. Если судно в грузу принимает и жидкий балласт для обеспечения необходимых мореходных качеств (лесовозы, контейнеровозы), то масса этого балласта также включается в дедвейт судна. Дедвейт представляет собой сумму переменных грузов, масса которых может меняться либо в течение рейса (судовые запасы), либо от рейса к рейсу (перевозимый груз). Чистая грузоподъемность включает в себя только массу перевозимого груза и пассажиров с багажом, водой и провизией.

Водоизмещение (масса) порожнего судна представляет собой сумму всех постоянных масс построенного судна (масса корпуса, судовых устройств, систем, энергетической установки, электроэнергетических систем, внутрисудовой связи и управления), массы запасных частей, снабжения и имущества. В водоизмещение порожнего судна включаются также массы тех частей запасов топлива, воды и масла, которые находятся в котлах, механизмах и трубопроводах, подготовленных к запуску энергетической установки судна, и масса тех остатков различных жидких грузов в цистернах, которые не могут быть удалены при откачке (постоянные жидкие грузы и постоянный жидкий балласт). Твердый балласт, находящийся на судне постоянно для обеспечения мореходных качеств, также входит в водоизмещение порожнем.

Сумма водоизмещения порожнего судна и дедвейта называется полным водоизмещением, иливодоизмещением с полным грузом D = DПОР+DW, где D — полное водоизмещение, т; DПОР — водоизмещение порожнего судна, т; DW — дедвейт, т.

При расчетах мореходных качеств кроме полного водоизмещения используются водоизмещения при различных вариантах нагрузки судна.

Во избежание недопустимой перегрузки судна на грузовых судах наносят знак грузовой марки,определяющий минимальную допустимую величину надводного борта в зависимости от размеров и конструкции судна, района его плавания и времени года. Грузовая марка (рис. 14) наносится в соответствии с Правилами Регистра основанными на Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Знак грузовой марки наносят на правом и левом бортах в средней части судна. При приеме груза судно не должно погружаться глубже соответствующей марки. На некоторых судах (например, на лесовозах) наносят помимо обычных марок специальную. Грузовместимость — объем помещений судна, предназначенных для размещения перевозимого груза, измеренный в м3. Различают вместимость по сыпучему и штучному грузу. Вместимость по сыпучему грузу (зерновая вместимость) равна теоретическому объему всех грузовых помещений за вычетом объемов набора и других конструкций внутри этих помещений. Обычно этот объем составляет 4-5 % теоретического объема грузового помещения. Вместимость по штучному грузу (киповая вместимость) равна зерновой за вычетом объемов между набором, который не может быть использован для размещения ящиков, бочек, мешков и пр.

 

Для единообразной оценки размеров помещений судна в мировой практике принято понятие регистровой вместимости, или регистрового тоннажа. За единицу измерения регистровой вместимости принята регистровая тонна, равная 2,83 м3 (100 куб. футам).

По Правилам обмера судов, принятым в международной практике, различают валовую вместимость (брутто) и чистую вместимость (нетто). Валовая вместимость BRT (брутто-регистровый тоннаж) включает объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (камбуза, радиорубки, световых люков, шахт и пр.). Чистая вместимость NRT (нетто-регистровый тоннаж) получают путем вычета из валовой вместимости объемов помещений, не предназначенных для перевозки коммерческого груза, пассажиров и запасов (жилые, общественные и санитарные помещения экипажа, румпельное отделение, штурманская рубка, МКР и т. п.).

Каждое судно получает мерительное свидетельство, в котором указывается его валовая и регистровая вместимости, определенные по действующим в стране национальным Правилам обмера. Взимаемые с судна пошлины берутся в зависимости от регистровой вместимости.

Скорость — важнейшее эксплуатационное качество судна, обеспечивающее заданную эффективность транспортных операций. Скорость морских судов измеряют в узлах. Узел равен одной морской миле в час (1,852 км/ч или 0,514 м/с). Скорость речных судов измеряется в км/ч.

Дальностью плавания называют расстояние, которое может пройти судно с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, питательной воды и масла.

Автономность — это длительность пребывания судна в море (в сутках) без пополнения запасов топлива, а также пресной воды и провизии, необходимых для нормальной деятельности людей, находящихся на нем.

Оснащенность судна характеризуется количеством и качеством оборудования, обеспечивающего эффективное использование судна в соответствии с его назначением.

Надежностью называют свойство судна выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени в установленных условиях использования, технического обслуживания и ремонтов. Надежность включает в себя такие понятия, как долговечность, ремонтопригодность и др.

Долговечность — это способность судна сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния (при котором дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна) при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность судна — это его приспособленность к предупреждению и обнаружению повреждений, а также к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 326.