Свойства внимания и их обусловленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объем внимания

Это количество объектов, которые воспринимаются одновременно и с достаточной

ясностью.

Объем внимания взрослого человека: от 4 до 6 объектов.

Физиологическая основа: расширение или сужение очага оптимальной возбудимости.

Распределение внимания – это способность выполнять несколько видов деятельности.

Распределенное внимание можно понимать как быстро проходящее переключение внимания

с одного объекта на другой.

Человек одновременно может совершать две работы, но только при том условии, если одна

из этих работ происходит по преимуществу автоматически, только время от времени оно

контролируется сознанием. Такая распределяемость внимания объясняется тем, что привычная

работа, не вызывающая особого напряжения, может «управляться» участками коры,

находящимися в известной степени торможения.

Концентрация внимания – это степень сосредоточенности внимания на объекте,

позволяющая полностью сосредоточить внимание на деятельности.

Примеры максимальной концентрации внимания: ювелир,хирург, часовщик.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо

деятельности.

Чем выше устойчивость внимания, тем выше продолжительность деятельности.

Физиологическое объяснение: очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив или

колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность.

Зависит от интереса, от целесообразности, от особенностей личности и предмета, от условий

и деятельности.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с

одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных

процессов, т.е. от типа нервной системы.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре

головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

При наличие быстрой переключаемости внимания, человек может быстро ориентироваться в

окружающей обстановке, быстро учесть и определить значимость различных элементов

изменяющейся обстановки. При быстрой переключаемости внимания быстрее происходит и

работа человека.

Расстройство внимания – рассеянность – это черта личности при которой человек не может

сосредоточить внимание на объекте, переключить его и т.д.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

 

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации.

Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.

Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.

Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.

Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.

Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.

Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным). Первый тип относится к осознанной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно концентрируется на изучении материала, восприятии информации и сосредоточении на определенном вопросе или предмете. Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, обоснованный на восприятии и ощущениях, когда заинтересованность больше связана с эмоциональной сферой.

 

14) Речь, как основа общения. Понятие о языке и речи. Виды речи. Восприятие и понимание речи. Расстройство речи.

Речь - это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. В речи фиксируется то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила). Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей.

Выделяют 4 основные функции речи :

o Выражение-высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

o Сообщение – посредством слов идёт обмен информацией между людьми.

o Обозначение– называем предметы и явления.

o Воздействие – оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

 

- Содержательность–объем и глубина выраженной в речи информации.

- Понятность– умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

- Выразительность –эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.

- Воздейственность – способность влиять на других людей ) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Речь предполагает использование языка –средство общения людей друг с другом; система знаков.

В психологии различают два вида речи :

- внешняя;

- внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем о своём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической - это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

- персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

- спонтанность и непринуждённость - собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

- ситуативность речевого поведения - непосредственный контакт говорящих;

- эмоциональность - ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

- информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

 

- убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

 

- побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест

 

                                                        

Понимание— это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; это процесс превращения воспринимаемой речи в лежащий за ней смысл. В ходе пониманияреципиент устанавливает между словами смысловыесвязи, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания. В результате осмысления слушатель может прийти к пониманию или непониманию смыслового содержания высказывания. Важно отметить, что само понимание психологически характеризуется разной глубиной, разным качеством.

1. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания — того, О ЧЁМ идёт речь. Находящийся на этом уровне понимания слушатель может только сказать, о чём ему говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание услышанного служит как бы фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания.

2. Второй уровень — уровень понимания смысловогосодержания — определяется пониманием всего хода изложения мысли продуциента, её развития, аргументации. Он характеризуется пониманием не только того, о чём говорилось, но и того, ЧТО было сказано.

3. Высший уровень определяется пониманием не только того, о чём и что было сказано, но самое главное — ЗАЧЕМ это говорилось и какими языковыми средствами это сделано. Такое проникновение в смысловое содержание говоримого позволяет слушателю понять мотивы, побуждающие говорящего говорить так, а не иначе, понять всё, что подразумевает говорящий, внутреннюю логику его высказывания. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.

Выделяют две основные формы нарушений устной речи: А) формы, обусловленные психическими расстройствами (аффектом, бредом, помрачением сознания и т.д.) и Б) формы, обусловленные органическим поражением мозга, при которых страдают в первую очередь сенсорно- моторные "инструменты" речи. Иногда выделяют также нарушения речи, обусловленные невротическими состояниями.

15) Общение как процесс и его функции. Виды общения . Структура общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

3 – б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

2. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

2. Когнитивное (обмен знаниями)

3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

1. Непосредственное. Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д. Опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий.

2. Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное– осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

2. Функции общения

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

1. Организация совместной деятельности

2. Управление поведением и деятельностью

3. Контроль

2. Психологические функции общения

1. Функция обеспечения психологического комфорта личности

2. Удовлетворение потребности в общении

3. Функция самоутверждения

Другая классификация:

  • коммуникативная
  • когнитивная (представление о чем-либо, картина мира)
  • эмотивная (создание фона, от нее зависит желание общаться)
  • мотивационная
  • креативная
  • воспитательная

Другой вариант. По критерию цели

  • контактная функция
  • информационная
  • побудительная
  • координационная
  • функция понимания
  • эмотивная функция
  • функция установления отношений
  • функция оказания влияний

Каган, 4 ситуации общения:

Цель общения Функция общения
1 Находится вне взаимодействия людей Обслуживание предметной деятельности
2 В самом общении Общение ради общения
3 В приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения Приобщение другого к своим ценностям, воспитание
4 Приобщение инициатора к ценностям партнера Приобщение к ценностям другого, самовоспитание

4. Вербальные и невербальные средства общения

1. Вербальные средства

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Характерно, что люди обращают внимание, в основном, на невербальное поведение партнера, а не собственное, стараясь контролировать при этом свое вербальное.

2. Невербальные средства

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

3. Взаимоотношение между ними

Взаимоотношение между речью и невербальной коммуникацией (Казаринова, Погольша, 2000).

Невербальная коммуникация может выступать как:

- средство, дополняющее речь;

- «автономный, самостоятельный текст», существующий параллельно с речью и иногда противоречащий ему;

- единственное средство общения.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения.

При определенном соотношении речевой и невербальной коммуникации может наступить «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым». В этом случае общение подчиняется другим закономерностям.

1. Происходит переструктурирование коммуникативного процесса, изменение его динамики, стратегии и тактики:

- снижение коммуникативной насыщенности взаимодействия;

- смещение основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращение партнеров или преждевременная реакция, приводящие к усилению непонимания);

- нарастание эллиптичности диалога, усиление эмоционально-оценочного акцентирования;

- «раскрепощение» жестов;

- неадекватное интонирование;

- исчезновение подтекста;

- спонтанное повышение информационной избыточности сообщений.

Такое взаимодействие между речевым и неречевым поведением приводят к полному разрушению общения, к крайним формам затрудненного взаимодействия.

2. Кроме эффекта затрудненного общения возникает эффект недоверия к партнеру в результате рассогласования речевой и невербальной коммуникации. Это было показано в исследовании, в котором респонденты оценивали искренность коммуникатора, представленного специалистом по тренингу. Он постоянно изменял содержание своей речи и невербальное поведение. Оно было то позитивное (контакт глаз, определенная ориентация тела, наклон туловища вперед, ноги вытянуты вперед по направлению к партнеру и т. д.), то негативное (нечастый контакт глаз, неподвижная поза и неизменная ориентация тела, наклон туловища назад со скрещенными ногами, направленными в сторону). Результаты показали, что негармоничное сочетание речи и невербального поведения является фактором снижения оценки искренности «консультанта», особенно в том случае, когда невербальный паттерн соответствовал негативному отношению, а речь позитивному.

5. Проблема компетентности

Коммуникативная компетентность – спрособность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим верить”). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеколм столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, посколку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутсьтвие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщекния, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1. открытое – закрытое общение;

2. монологическое – диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности “низкой стороны”; в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). “Одностороннее выспрашивание” - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. “Истерическое предъявление проблемы” - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек “войти в чужие обстоятельства”, слушать “излияния”.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только "внешних" сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

 

16) Представление о человеке как об индивиде, субъекте, личности, индивидуальности, универсальности.

Индивид – это человек как единичное, природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные свойства индивида: возрастно-половые. (возраст или фаза жизни, половой диморфизм, свойства конституции); индивидуально-типические свойства (нейродинамические свойства мозга) и особенности функциональной геометрии больших полушарий мозга. Высшей интеграцией свойств человека как индивида является, с одной стороны темперамент, с другой стороны задатки.

 

Общие характеристики личности. Другое понятие, характеризующее человека как социальное существо – это понятие «личность». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация, темперамент, способности и характер.

Отличительные черты человека как субъекта деятельности. от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Сознание определяет возможность познания, формирования целенаправленного поведения и преобразования окружающего мира.

Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с точки зрения их уникальности, своеобразия и неповторимости образует индивидуальность. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных особенностей человека порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность – результат гармонического развития свойств человека как индивида, личности и субъекта.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.