Свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения. 1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы». На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его. На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Бытовая и трудовая деятельность в раннем детстве

В раннем детстве проявляется ярко выраженное стремление ребенка действовать, как взрослые. Ребенок наблюдает за трудовыми действиями взрослых, результат которых ощущает на самом себе (вкусная еда, чистая одежда и т.д.). Ребенка привлекает деятельность взрослых и он часто выражает стремление, чтобы ему позволили выполнять какое-либо трудовое задание. При этом сам смысл трудовых действий и их назначение не всегда осознанны ребенком. Эмоциональная привлекательность совместных действий со взрослым выражена значительно сильнее, чем объективная полезность результата – качество трудовых действий ребенка часто является низким. Важно, что у ребенка есть желание выполнять трудовые действия, которые являются для него интересными и привлекательными. Поэтому именно на этом возрастном этапе начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых. В начале периода ребенок не способен выделять результата своих действий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Цель трудовых действий для ребенка заключается в самих действиях: не вымыть посуду, а мыть ее, не выстирать одежду, а стирать ее и т.д. В конце раннего детства в самосознании ребенка появляется важное новообразование – гордость за собственные достижения. Ребенок начинает выделять результат своих трудовых действий и хочет получить позитивную оценку со стороны взрослого. Действия с орудиями труда способствуют проявлению у детей раннего возраста стремления к самостоятельности. Взрослый направляет ребенка на получение качественного результата и помогает ему осознать общественную значимость труда, подчеркивая смысл и результат его трудовых действий. Это способствует становлению общественных мотивов труда. В целом развитие предпосылок трудовой деятельности ребенка раннего возраста связано с потребностью выполнять совместную с кем-то общую деятельность, действовать, как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности и связаны с освоением орудийных действий и стремлением к достижению результата и получению его оценки взрослым.

Ранее детство – период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, тесно связанных с предметными действиями. Для детей в этом возрасте представляют интерес функции, назначение и способы использования различных предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Благодаря этим знаниям ребенку открывается бытовая сторона мира взрослых и формируются культурно-гигиенические навыки. Развиваются навыки самообслуживающего труда, направленные на самого ребенка (табл. 5.4). Они способствуют самоутверждению и удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.