Историческая периодизация морали
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

-Традиционное общество (моральная регуляция закреплена в традициях и обычаях, действует через стереотипы поведения, жесткий контроль за их выполнением)
- Индустриальное общество (социальное расслоение порождает поливариантность моральных норм для различных слоев, групп, классов). Возникновение и развитие этики как науки о морали
- Постиндустриальное (информационное) общество (приоритет свободы выбора моральных норм, расцвет корпоративной морали). Возникновение и развитие биоэтики

Периодизация медицинской этики в принципе совпадает с периодизацией общечеловеческой морали:
1)догиппократовский период (до 6 в. до нашей эры, который известен как век становления прасовременных государств, утверждения господства товарно-денежных отношений и окончательного перехода к металлическим орудиям труда).
2)гиппократовский — связан с утверждением всеобщего права на медицинскую помощь (расцвет античной демократии).
3)распад медицинской этики на отдельные проблемы, отсутствие единых медицинских канонов поведения врача (совпадает с периодом феодальной раздробленности во всем мире).
4)связан с расцветом храмовой медицины (в эпоху слияния церкви и государства в Западной Европе).
5)начался, когда медицина вышла за рамки монастырей и образовались самостоятельные медицинские школы (одновременно шел процесс отделения церкви от государства).
6)связан с началом промышленной революции и превращением медицины в отдельную сферу социальной жизни. Он интересен формированием социального слоя – медицинской интеллигенции и выработкой ею новых постулатов медицинской этики – о гражданской ответсвенности врача.
7)связан с активным внедрением в медицину научно-ехнических достижения и с новым представлением о ценности жизни.


 











Медицинская этика и исторические этапы ее развития

Периодизация медицинской этики в принципе совпадает с периодизацией общечеловеческой морали:
1)догиппократовский период (до 6 в. до нашей эры, который известен как век становления прасовременных государств, утверждения господства товарно-денежных отношений и окончательного перехода к металлическим орудиям труда).
2)гиппократовский — связан с утверждением всеобщего права на медицинскую помощь (расцвет античной демократии).
3)распад медицинской этики на отдельные проблемы, отсутствие единых медицинских канонов поведения врача (совпадает с периодом феодальной раздробленности во всем мире).
4)связан с расцветом храмовой медицины (в эпоху слияния церкви и государства в Западной Европе).
5)начался, когда медицина вышла за рамки монастырей и образовались самостоятельные медицинские школы (одновременно шел процесс отделения церкви от государства).
6)связан с началом промышленной революции и превращением медицины в отдельную сферу социальной жизни. Он интересен формированием социального слоя – медицинской интеллигенции и выработкой ею новых постулатов медицинской этики – о гражданской ответсвенности врача.
7)связан с активным внедрением в медицину научно-ехнических достижения и с новым представлением о ценности жизни.


 









Структура морали

См. 5, 6, 7


Моральные действия

Мотив — это побуждение к активности, деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Естественно, нравственные действия связаны с определенными моральными потребностями (в самом широком смысле—принести добро или причинить зло). Поскольку человек является существом теолеологическим, то каждое его действие сопряжено с какой-либо целью. Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации. Нравственная сторона целей выражается в том, как скажется результат деятельности на других людях (здесь варианты опять распределяются по шкале «добро — зло»). Всякая цель подразумевает для своего осуществления использо- вание определенных средств. Одним из принципиальных является вопрос о соотношении целей и средств. Существуют два противопо- ложных подхода к этой проблеме. Согласно первому, для достижения благородной цели хороши все средства. Второй подход подразумевает, что благородные цели предполагают использование только нравственно оправданных средств. Этот подход представляется логически более обоснованным, но практически трудно реализуемым. Желание достичь цели у людей обычно оказывается силь- нее стремления найти пригодные для этого средства. Любое нравственное действие только тогда является благом, когда и мотив, и цель, и средства являются благородными. Это правило можно рассматривать как нравственный идеал, к которому необходимо стре- миться.


Моральное сознание

Фундаментом нашей нравственности, безусловно, является пред- ставление о добре, зле и долге. В проблеме добра, зла и долга следует помнить о двух принципи- альных моментах. Первый — то, что для одного человека является до- бром, для другого оказывается злом. С этим парадоксом связан принцип наименьшего зла, лежащий в основе принципа сберегательного лечения в медицинской деонтологии. Второй момент — понятие долга неразрывно связано с представле- ниями о возможностях человека. «Должен, подразумевает, способен»,— говорил Эммануил Кант.
Из представлений о добре, зле и долге вырастают представления о моральных качествах людей. Понятие «хороший человек» общезна- чимо, хотя каждый вкладывает в него, видимо, собственный смысл. Но дальше уже идет конкретизация, и оценки приобретают более субъек- тивный характер: честный, порядочный, благородный, веселый, хоро- ший семьянин, завистливый, несговорчивый, безответственный и т.д. Все моральные качества—парные. Если есть положительное (желаемое) ка- чество, то есть и его антагонист.
Нравственные принципы — это наиболее общие установки, которыми человек руководствуется в течение всей жизни. Раз вырабо- тавшись (примерно к 14 годам), моральные принципы уже практически не поддаются пересмотру. В этом заключается одна из проблем челове- ческого общения: невозможность отказаться от собственных принципов люди часто воспринимают как необходимость навязать их всем осталь- ным.
Самым общим нравственным ориентиром является идеал. Идеал недостижим, на то он и идеал. Но если бы его не было, жизнь потеряла бы смысл. Для одних нравственным идеалом является реаль- ный человек, которому они стремятся подражать, для других — литера- турный или киногерой, но больше всего таких, которые создают идеал сами из комплекса наиболее желательных черт, которые они хотели бы в себе выработать.
Главными же структурными компонентами морального сознания, в которых со всей очевидностью реализуются функции морали, высту- пают нормы и оценки. Нравственные нормы возникают только в результате длительного опыта совместной жизни людей в обществе. В них закрепляется то, без чего общество бы развалилось. Сюда относятся прежде всего нормы поведения в группе, отношение к роди- телям и детям, отношение к труду, собственности, власти и т.д. Прак- тически все наши действия строго регламентированы общепринятыми нормами, но мы этого часто не замечаем, поскольку они усваиваются на уровне подсознания. Отступление от нормы влечет за собой санкции со стороны группы.

 





Моральные отношения

Основой нравственных отношений являются отношения между двумя индивидами. Здесь особенно четко просматривается моральная сторона всех наших действий. На межличностном уровне типичными являются такие нравственные отношения, как дружба, любовь, ненависть, верность, взаимопони- мание и т.п. Нравственные отношения врача и больного — это разновид- ность межличностных нравственных отношений. Здесь общей для обоих субъектов является одна ценность — здоровье.
Нравственные отношения «индивид — группа» — это то, что при- нято, хотя и не совсем корректно, именовать «нравственно-психологи ческим климатом коллектива». Не корректно верно потому, что человек может не общаться непосредственно с членами своей группы, но иметь с ними моральные отношения.
В системе отношений «человек — общество» нравственная сторона связана преимущественно с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы социальных групп, к которым они принадлежат. В этой системе отношений типичными являются такие нравственные отношения, как патрио- тизм, массовый энтузиазм, уважение к власти.


 




Нормы и оценки в морали

Главными же структурными компонентами морального сознания, в которых со всей очевидностью реализуются функции морали, высту- пают нормы и оценки. Нравственные нормы возникают только в результате длительного опыта совместной жизни людей в об- ществе. В них закрепляется то, без чего общество бы развалилось. Сюда относятся прежде всего нормы поведения в группе, отношение к роди- телям и детям, отношение к труду, собственности, власти и т.д. Прак- тически все наши действия строго регламентированы общепринятыми нормами, но мы этого часто не замечаем, поскольку они усваиваются на уровне подсознания. Отступление от нормы влечет за собой санкции со стороны группы. Они, как уже говорилось, носят неформальный ха- рактер. Но потерять доверие и доброжелательность людей, а то и быть исключенным из группы — это слишком страшное наказание, поэтому нормы соблюдаются не только подсознательно или добровольно, но и из страха перед санкциями.

Человек не является рабом норм не только потому, что у него всегда есть выбор: следовать норме или нет. Он свободен в поле нрав- ственности еще и потому, что нормы не распространяются на об- ласть чувств, а только на действия. Человек может ненавидеть дру- гого и даже желать ему смерти, но если это никак не отражается на поступках, то он не несет никакой моральной ответственности за эти мысли и переживания. То, как человек выполняет нормы, фиксируется в оценках его по- ведения. Оценка в морали, как уже указывалось, носит неформальный характер. Они представляют собой соотнесение реальных поступков с нормами, нравственными качествами (желаемыми) моральными прин- ципами и, наконец, с идеалом. Шкала оценок четко распределяется в ка- тегориальном поле «добро — зло», при этом оценки служат установкой последующих нравственных действий, структура, характер и содержа- ние оценок всегда связаны с определенной системой ценностей, усвоен- ной человеком


 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.