Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.

 

Основой античного философствования стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Античные философы находились в поиске первопричины и первичного закона мира (с этим связываются темы поиска оснований единства), в поиске истины (с этим связываются темы бытия), в поиске истинного познания. Специфический взгляд на человека повлек за собой установку на исследование его природы, его нравственного предназначения и свойств его души, на определение добра, добродетели и достижения счастья.
Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию. Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?
Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) — этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции.
Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид высказал предположение о том, что бытие есть, небытия же нет.
Гераклит одним из первых попытался выяснить внутренние причины изменения вещей, утверждая качественное различие элементов. Он полагал, что все находится в постоянном движении. (Позднее для обобщения его учения использовали выражение — все течет» (греч. pdnta rhei).) Вещи возникают благодаря противоположности; над всем же преходящим господствует мировой закон или мировой разум (от греч. logos). Объяснение Гераклита носило динамический (механический) характер. Механическое объяснение обращалось к внешним причинам изменений и, наряду с качественным различием элементов, все в большей степени прибегало к их количественному различию.
Атомисты (Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними — пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей.


 







БИОЭТИКА

Этика как наука

Этика - философская наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Этика, как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека.Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, следует отметить, что этика как теоретическое обоснование и объяснение морали не только описывает и объясняет мораль, но и учит морали. С одной стороны, этика, подобно другим наукам, решает сугубо теоретическую задачу: пытается правильно понять свой собственный предмет, воспроизвести нравственность идеально как совокупность абстрактных определений. С другой стороны, этика дает критически ценностный анализ реальных нравов и моральных представлений, одни из которых утверждает, другие отрицает, сама формулирует определенные нормативные выводы. Этика не ограничивается выяснением того, как ведут себя люди, но и стремится объяснить, как они должны себя вести.


 


Структура морали

См. 5, 6, 7


Моральные действия

Мотив — это побуждение к активности, деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Естественно, нравственные действия связаны с определенными моральными потребностями (в самом широком смысле—принести добро или причинить зло). Поскольку человек является существом теолеологическим, то каждое его действие сопряжено с какой-либо целью. Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации. Нравственная сторона целей выражается в том, как скажется результат деятельности на других людях (здесь варианты опять распределяются по шкале «добро — зло»). Всякая цель подразумевает для своего осуществления использо- вание определенных средств. Одним из принципиальных является вопрос о соотношении целей и средств. Существуют два противопо- ложных подхода к этой проблеме. Согласно первому, для достижения благородной цели хороши все средства. Второй подход подразумевает, что благородные цели предполагают использование только нравственно оправданных средств. Этот подход представляется логически более обоснованным, но практически трудно реализуемым. Желание достичь цели у людей обычно оказывается силь- нее стремления найти пригодные для этого средства. Любое нравственное действие только тогда является благом, когда и мотив, и цель, и средства являются благородными. Это правило можно рассматривать как нравственный идеал, к которому необходимо стре- миться.


Моральное сознание

Фундаментом нашей нравственности, безусловно, является пред- ставление о добре, зле и долге. В проблеме добра, зла и долга следует помнить о двух принципи- альных моментах. Первый — то, что для одного человека является до- бром, для другого оказывается злом. С этим парадоксом связан принцип наименьшего зла, лежащий в основе принципа сберегательного лечения в медицинской деонтологии. Второй момент — понятие долга неразрывно связано с представле- ниями о возможностях человека. «Должен, подразумевает, способен»,— говорил Эммануил Кант.
Из представлений о добре, зле и долге вырастают представления о моральных качествах людей. Понятие «хороший человек» общезна- чимо, хотя каждый вкладывает в него, видимо, собственный смысл. Но дальше уже идет конкретизация, и оценки приобретают более субъек- тивный характер: честный, порядочный, благородный, веселый, хоро- ший семьянин, завистливый, несговорчивый, безответственный и т.д. Все моральные качества—парные. Если есть положительное (желаемое) ка- чество, то есть и его антагонист.
Нравственные принципы — это наиболее общие установки, которыми человек руководствуется в течение всей жизни. Раз вырабо- тавшись (примерно к 14 годам), моральные принципы уже практически не поддаются пересмотру. В этом заключается одна из проблем челове- ческого общения: невозможность отказаться от собственных принципов люди часто воспринимают как необходимость навязать их всем осталь- ным.
Самым общим нравственным ориентиром является идеал. Идеал недостижим, на то он и идеал. Но если бы его не было, жизнь потеряла бы смысл. Для одних нравственным идеалом является реаль- ный человек, которому они стремятся подражать, для других — литера- турный или киногерой, но больше всего таких, которые создают идеал сами из комплекса наиболее желательных черт, которые они хотели бы в себе выработать.
Главными же структурными компонентами морального сознания, в которых со всей очевидностью реализуются функции морали, высту- пают нормы и оценки. Нравственные нормы возникают только в результате длительного опыта совместной жизни людей в обществе. В них закрепляется то, без чего общество бы развалилось. Сюда относятся прежде всего нормы поведения в группе, отношение к роди- телям и детям, отношение к труду, собственности, власти и т.д. Прак- тически все наши действия строго регламентированы общепринятыми нормами, но мы этого часто не замечаем, поскольку они усваиваются на уровне подсознания. Отступление от нормы влечет за собой санкции со стороны группы.

 





Моральные отношения

Основой нравственных отношений являются отношения между двумя индивидами. Здесь особенно четко просматривается моральная сторона всех наших действий. На межличностном уровне типичными являются такие нравственные отношения, как дружба, любовь, ненависть, верность, взаимопони- мание и т.п. Нравственные отношения врача и больного — это разновид- ность межличностных нравственных отношений. Здесь общей для обоих субъектов является одна ценность — здоровье.
Нравственные отношения «индивид — группа» — это то, что при- нято, хотя и не совсем корректно, именовать «нравственно-психологи ческим климатом коллектива». Не корректно верно потому, что человек может не общаться непосредственно с членами своей группы, но иметь с ними моральные отношения.
В системе отношений «человек — общество» нравственная сторона связана преимущественно с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы социальных групп, к которым они принадлежат. В этой системе отношений типичными являются такие нравственные отношения, как патрио- тизм, массовый энтузиазм, уважение к власти.


 




Нормы и оценки в морали

Главными же структурными компонентами морального сознания, в которых со всей очевидностью реализуются функции морали, высту- пают нормы и оценки. Нравственные нормы возникают только в результате длительного опыта совместной жизни людей в об- ществе. В них закрепляется то, без чего общество бы развалилось. Сюда относятся прежде всего нормы поведения в группе, отношение к роди- телям и детям, отношение к труду, собственности, власти и т.д. Прак- тически все наши действия строго регламентированы общепринятыми нормами, но мы этого часто не замечаем, поскольку они усваиваются на уровне подсознания. Отступление от нормы влечет за собой санкции со стороны группы. Они, как уже говорилось, носят неформальный ха- рактер. Но потерять доверие и доброжелательность людей, а то и быть исключенным из группы — это слишком страшное наказание, поэтому нормы соблюдаются не только подсознательно или добровольно, но и из страха перед санкциями.

Человек не является рабом норм не только потому, что у него всегда есть выбор: следовать норме или нет. Он свободен в поле нрав- ственности еще и потому, что нормы не распространяются на об- ласть чувств, а только на действия. Человек может ненавидеть дру- гого и даже желать ему смерти, но если это никак не отражается на поступках, то он не несет никакой моральной ответственности за эти мысли и переживания. То, как человек выполняет нормы, фиксируется в оценках его по- ведения. Оценка в морали, как уже указывалось, носит неформальный характер. Они представляют собой соотнесение реальных поступков с нормами, нравственными качествами (желаемыми) моральными прин- ципами и, наконец, с идеалом. Шкала оценок четко распределяется в ка- тегориальном поле «добро — зло», при этом оценки служат установкой последующих нравственных действий, структура, характер и содержа- ние оценок всегда связаны с определенной системой ценностей, усвоен- ной человеком


 


Принципы медицинской этики

Правило информированного согласия призвано обеспечить уважительное отношение к пациентам или испытуемым в биомедицинских экспериментах как к личностям, а также, разумеется, минимизировать угрозу их здоровью, социально-психологическому благополучию и моральным ценностям вследствие недобросовестных или безответственных действий специалистов. Цели и суть правила:
- обеспечить уважительное отношение к пациенту или испытуемому как к автономной личности;
- минимизировать возможность морального или материального ущерба пациенту или испытуемому;
- повышение чувства ответственности медицинских работников за моральное и физическое благополучие пациентов или испытуемых.

Правило конфиденциальности и законодательное оформление врачебной тайны.
Права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5488-1 (с изменениями на 27 февраля 2003 года)
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.


 












Принципы биоэтики

1. Принцип "не навреди ". (124 ст. УК).

В латинской формулировке он звучит так: "primum non nocere", что переводится на русский как "прежде всего — не навреди", где слова "прежде всего" могут быть истолкованы и в том смысле, что этот принцип является наиболее важным в деятельности врача.В этом смысле, можно различить такие формы вреда: вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается; - вред, вызванный недобросовестностью, злым и корыстным умыслом; - вред, вызванный неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями; - вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

 2. Принцип "делай добро".

Этот принцип является продолжением предыдущего и расширением его содержания. "Делай благо" или "твори добро" — это не запрет, а такая норма, которая требует некоторых позитивных действий. Смысл данного принципа созвучен словам — благодеяние, благотворительность, милосердие. Эти действия предполагают в первую очередь не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции, как сострадание, жалость, иногда оскорбительные для пациента и унижающие его достоинство. Принцип "делай благо" акцентирует необходимость не просто избегать нанесения вреда, но активных действий по его предотвращению или исправления. Но, очевидно, было бы неразумно и, более того, безнравственно требовать от человека самопожертвования и крайнего альтруизма (например, предложить для пересадки незнакомому человеку собственную почку). Принцип "делай благо" понимается как моральный идеал, а не моральное обязательство.

3. Принцип справедливости.

Принцип справедливости, как он понимается в биомедицинской этике, можно сформулировать так: каждый должен получить то, что ему причитается. " Каждый" при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию. Будет справедливым распределять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедливым раздавать его всем подряд. В отличие от рассмотренных ранее принципов данный принцип предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.

4. Принцип уважения автономии пациента.

Этот принцип один из основополагающих в настоящее время в биомедицинской этике, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Только автономная личность может делать свободный выбор, и только там, где есть такой выбор, можно говорить об ответственности, вообще применять какие бы то ни было этические категории. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если тот, кто его осуществляет, действует преднамеренно, т. е. в соответствии с некоторым замыслом, с пониманием, того, что он делает и без внешних влияний, определяющих результат действия. Выбор, на котором остановится пациент, будет именно его собственным и, значит, автономным решением.



Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества.

Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм -Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в своем жизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится. Основные усилия осознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы основные проблемы философской мысли.
Структура философии: Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
-онтология — учение о бытии;
-гносеология — учение о познании;
-диалектика — учение о развитии
-аксиология (теория ценностей);
-герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.


 

2.Философия как наука и мировоззрение.
Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Первую попытку обрисовать круг задач философии в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Он назвал эту область знания  «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами  «королева наук» и «наука наук».
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функции, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания.
Философия как тип мировоззрения
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Типы мировоззрения: миф, религия, философия.























Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.