Принципы организации, объекты и границы денежно-кредитного регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих.

Принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает сис­тему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство прин­ципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

1) Принцип независимости центрального банка от испол­нительной власти и подотчетности его органам законодатель­ной власти. Это предполагает:

- институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики; - материальную независимость – осуществление деятель­ности за счет собственных доходов; - личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.

2) Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Это предполагает постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикации статистики, отчетов и т.д., с тем чтобы це­ли, задачи, а также действия центрального банка были про­зрачными и понятными обществу.

3) Принцип безусловности денежно-кредитной политики, т.е. безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:

- центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать; - число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;          - планируемые показатели должны быть реально выпол­нимыми;          - необходимо предусматривать пространство для маневра на стадии утверждения целевых показателей (с учетом возмож­ных прогнозируемых отклонений). Последние два принципа используются центральными бан­ками для целей регулирования инфляционных (девальвационных) ожиданий субъектов экономики.

4) Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования означает, что:

- деятельность всей системы управляется из единого цен­тра – центрального банка; - все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

5) Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы, который должен учитывать:

- специфику экономики государства и особенности этапа развития;     - ориентацию на достижение долгосрочного макроэконо­мического эффекта.

6) Единство и взаимодополняемость денежно-кредитной политики другими состав­ляющими государственной макроэкономической политики.

Объектами денежно-кредитного регулирования называ­ются конкретные показатели денежного оборота, изменяющие­ся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. Это могут быть объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежной базы, уровень и структура процен­тных ставок, скорость оборота денег, денежный мультиплика­тор, кредитные вложения и т.д.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведе­ния денежно-кредитного регулирования – совокупности ме­роприятий центрального банка, направленных на достижение целей денеж­но-кредитной политики.

В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулиро­вания:

1) гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализа­ция этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректи­ровке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной;

2) жесткое регулирование, предполагающее сохранение не­изменным объема денежной массы. В этом случае любое изме­нение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного про­цента, оставляя фиксированной денежную массу;

3) промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономичес­кими условиями.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.