Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь как составная часть экономической политики государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежно-кредитная политика РБ - составная часть единой государственной экономической политики. Самостоятельную денежно-кредитную политику РБ начала проводить с момента обретения независимости.

В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику.

С принятия названных законодательных актов, которые определили банковскую систему республики как двухуровневую и установили правовые основы деятельности Национального банка РБ как Национального банка и работы всех банков, и начинается ее "новейшая история".

Законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь" были определены цели и задачи его деятельности, основные функции. В их число вошли следующие: выработка и проведение денежно-кредитной политики, осуществление надзора и лицензирование банковской деятельности, а также выполнение функции финансового агента Правительства, обеспечение нормальной работы банковской системы и платежного процесса, участие в работе международных организаций по вопросам денежно-кредитной политики и ряд других. Закон Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" определил правовые и экономические основы работы банков, их статус, порядок создания и прекращения деятельности, открытия филиалов и представительств, установил перечень операций, определил другие важнейшие правовые аспекты организации и работы банков.

Принятие данных законов создало правовые основы для проведения денежно-кредитной политики, функционирования банковской системы. Однако это было только начало долгой и кропотливой работы. В соответствии с Основными направлениями важнейшей стратегической целью социально-экономических преобразований в республике стало повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств.

Для реализации этой цели, учитывая сложившиеся традиции, исторический опыт Беларуси, была определена модель социально-ориентированной рыночной экономики, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования при обеспечении высокой степени социальной защиты населения и активной роли государства в регулировании социально-экономических процессов.

Эта модель является европейской в своих основных чертах и предполагает проведение взвешенной экономической политики, направленной на формирование рыночной экономики, при минимизации негативных последствий для населения от возможных разного рода "шоковых потрясений". К основным приоритетам государственной социально-экономической политики были отнесены: экспорт, жилье, продовольствие, реализация которых была направлена на обеспечение экономического роста, достижение сбалансированности и стабильности.

Таким образом, начиная с 1996 года наиболее важной задачей денежно-кредитной политики стало обеспечение благоприятных условий для развития реального сектора экономики, достижения положительных темпов экономического роста, необходимых для повышения уровня жизни граждан республики, путем реализации принятых экономических приоритетов, достижения финансовой стабильности. Важнейшим документом, определяющим политику Национального банка, стали ежегодно разрабатываемые и утверждаемые "Основные направления денежно-кредитной политики" на очередной год, а ее конкретные методы и механизмы постоянно совершенствовались. В целом денежно-кредитная политика последовательно ужесточалась.

Банковский кодекс объединил и упорядочил в одном нормативно-правовом акте большое число нормативных предписаний, ранее содержавшихся в многочисленных актах законодательства разного уровня. Наряду с этим в Кодексе нашли отражение и нормы, не урегулированные ранее банковским законодательством, регламентация которых позволит обеспечить совершенствование банковской деятельности, повышение контроля.

По сравнению с Законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь" в Кодексе значительно расширен перечень выполняемых Национальным банком функций и более детально проработаны вопросы его прав при их осуществлении.

В Банковском кодексе законодательно закрепляется подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь. Это повышает правовой статус Национального банка и будет способствовать более эффективному проведению денежно-кредитной политики.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь заключается в том, что Глава государства назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Председателя и членов Правления Национального банка, освобождает их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания.

Национальный банк, в соответствии с Банковским кодексом, совместно с Правительством представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также годовой отчет о своей работе.

Все это гарантирует проведение в республике единой денежно-кредитной и в целом экономической политики, повышает ответственность руководства Национального банка за результаты работы, обеспечивает тесную координацию деятельности Правительства и Национального банка.

Учитывая, что основу банковской системы составляют именно банки, регулированию их деятельности посвящена основная часть Банковского кодекса. Вместе с тем не исключается возможность существования и небанковских кредитно-финансовых организаций, порядок создания и деятельность которых регламентируются Кодексом. В связи с этим уточнены понятия банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Таким образом, принятие Банковского кодекса обеспечивает систематизацию законодательства, регламентирующего работу банковской системы, разработку и проведение денежно-кредитной политики, устанавливает четкую и оперативную систему контроля и ответственности за результаты работы, создает необходимые условия для повышения надежности деятельности банков.

Правовой основой денежно-кредитной политики РБ являются Основные направления денежно-кредитной политики РБ, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 387.