История возникновения и статус центральных банков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История возникновения и статус центральных банков

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

Статус Национального банка

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Его полное наименование:

  • на русском языке – Национальный банк Республики Беларусь;
  • на белорусском языке – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;
  • на английском языке – National Bank of the Republic of Belarus.

Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений.

Законы денежного обращения

Деньги - универсальное средство обмена и платежа. Они выполняют множество функций, среди которых можно выделить обращение и накопление. Если деньги не расходуются, то они хранятся владельцем в специализированных финансовых учреждениях. Равновесие между потреблением и накоплением денежных средств и есть идеальное решение формулы человеческого удовлетворения.

Понятие денежного обращения

Денежный оборот - представляет собой процесс непрерывного движения денег, осуществляющих свои функции. Движение происходит как в наличной (преимущественно у физических лиц), так и в безналичной форме (между организациями). Денежное обращение является непрерывным процессом. Оно обеспечивает бесперебойное функционирование всех учреждений, начиная от сферы индивидуального предпринимательства и заканчивая государственным бюджетом.

·

·

·

·

·

 

Значительный поток денежной массы циркулирует в товарном обороте, так как в первую очередь люди тратят деньги на материальные блага (еду и одежду), однако по удельному весу большая часть расходуемых средств проходит в сфере нетоварного характера.

Сущность закона

 Закон денеж. обр. - количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

При осуществлении товарных операций деньги постоянно обращаются между налично-денежными и безналичными операциями, которые образуют тесную связь между собой и не могут существовать отдельно. Прежде чем принять вещественную форму, деньги проходят путь по безналичным банковским счетам в виде депозитов, переводов, расчетов. Оба способа расчетов формируют общую денежную массу страны. Сущность закона денежного обращения открыл Карл Маркс. Она состоит в том, что необходимо обеспечить такое количество денег в обращении, чтобы они смогли в полной мере выполнять свои функции.

Согласно теории закона, количество денег, необходимое для бесперебойного выполнения поставленных задач, можно определить с учетом следующих показателей:

  • количество реализованных товаров и предоставленных услуг;
  • характер роста цен и тарифов;
  • скорость денежного обращения.

Все три фактора зависят от производственной сферы. Именно в ней задействована большая часть трудовых ресурсов. Чем выше производительность труда, тем меньше затраты. Чем меньше затраты, тем ниже цены. Чем ниже цены, тем больше объем реализации товаров и услуг на рынке.

Расчет денежного обращения

Существует алгоритм, при помощи которого интерпретируется закон денежного обращения. Формула выглядит таким образом:

Д=Т*Ц/V, где

  • Д — масса денежная;
  • Т — масса товарная;
  • Ц — цена;
  • V — скорость оборачиваемости денежных средств.

Закон денежного обращения определяет соотношение между объемом выпускаемых товаров и услуг, их ценовым уровнем и скоростью оборачиваемости денежных средств.

Если рассматривать функцию денег как средства платежа в денежном обращении, то на ее объем влияют следующие факторы:

  • общее количество выпускаемых товаров и услуг;
  • уровень цен и тарифов на товары и услуги;
  • уровень развития безналичных расчетов;
  • скорость оборачиваемости денежных средств.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке.

Третий антиинфляционный инструмент - операции Центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, Центральный банк сокращает денежную массу, а покупая - увеличивает.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высоким и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

История возникновения и статус центральных банков

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.