Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:
· императивный;
· диспозитивный;
· поощрительный;
· рекомендательный;
· и другие.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.
Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Или.
Предмет правового регулирования отрасли права - это однородные общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Предмет отвечает на вопрос: какую сферу общественных отношений регулирует та или иная отрасль? Очевидно, каждой отрасли права соответствует свой предмет регулирования, отличающийся своеобразием. Это целый комплекс однородных общественных отношений (конституционных, управленческих, трудовых и т.д.). Предмет регулирования, по сути, - главное основание для распределения норм права по отраслям права. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения - семейного права и т.д.
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли. Это объясняется следующими моментами:
1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, и соответственно, признается материальным критерием деления права на отрасли. Метод, по сути, представляет собой формально-юридический критерий, концентрирует внимание на том, как регулируются общественные отношения.
Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. С этой точки зрения особенность каждой отрасли – наличие особого метода регулирования, ориентированного на использование таких способов регулирования, как дозволения, запрещения, обязывания. Известно, что к дозволениям тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
императивный – метод властных предписаний, субординации, оснований на запретах, обязанностях, наказаниях. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве;
диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях. Широко используется в таких отраслях права, как семейное, гражданское, наследственное, авторское право;
поощрительный - метод стимулирования, вознаграждения за определенное заслуженное поведение. Используется в трудовом праве, где существуют льготные системы стимулирования работников, в административном праве (присвоение почетных званий, присвоение классных чинов, награждение орденами и медалями);
учредительно-закрепительный метод. Используется в конституционном праве;
рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п. В основном используется государством при организации отношений с общественными объединениями, фермерскими структурами, субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью и др.
Вместе с тем в наиболее общем виде методы правового регулирования могут быть отнесены преимущественно либо к императивным, либо к диспозитивным.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 465.