Основные категории диалектики: единичное, особенное и общее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходным пунктом, началом научного познания выступает единичное. Любая единичная вещь есть объективно существующая качественная определенность, есть способ бытия действительности, необходимая форма бытия всеобщности. Следовательно, единичное связано с всеобщим, переходит в него. Эти противоположности тождественны и различны.

Все вещи и события различны между собой, единичны в своем бытии. В появлении единичных вещей участвует несметное множество неповторимых условий и масса случайностей. Природа неистощима в творчестве индивидуального: она не терпит штампов. Единичное, таким образом, есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Итак, единичное – это категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Но как нет двух абсолютно тождественных вещей, так и нет двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что, хотя все люди и индивидуальны, тем не менее мы без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии «человек». Никакая деятельность, никакая наука не были бы возможны, если бы объективно не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. В нем выражаются определенные свойства или отношения, характерные для данного класса предметов или событий.

Единичное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к всеобщему. Всеобщее существует лишь в единичном, через него. Всякое единичное есть всеобщее, и наоборот. Как возникновение, так и развитие единичного обусловлено всеобщим, всеобщими закономерностями развития, которым подчиняется множество других единичных явлений. Поэтому нельзя понять (познать) единичного, если изолировать его от всеобщего. Разумеется, путь к познанию всеобщего лежит через изучение единичного.

Познание начинается с анализа эмпирически данного и подтверждаемого практической деятельностью людей единичного, и, опираясь на полученный результат, оно неизбежно восходит к всеобщему. Объективной основой самого этого восхождения является предметная деятельность людей. Она ставит перед познанием постоянную задачу восхождения к всеобщему, к открытию новых закономерностей развития. И чем глубже и шире фронт предметной деятельности, тем сложнее эта задача, а чем успешнее реализуется эта задача, тем эффективнее, действеннее практическое изменение действительности.

Как сходство признаков вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий и теорий. Несмотря на то что закон включает в себя понятие общего и формируется на его основе, тем не менее обратное утверждение, а именно то, что общее есть закон, неверно. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности вещей, тем не менее нельзя смешивать общее с сущностью. Между общим и сущностью нельзя поставить знак равенства, потому что общее, характеризуя достаточно высокую степень распространенности качества или свойства, соотносится не со всей сущностью объекта как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо одним атрибутом этого целого. При этом надо иметь в виду, что общие признаки объекта могут быть как существенными, так и несущественными. К несущественным относятся внешние признаки объектов.

Общее не существует отдельно, а проявляется как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении. Действие закономерности выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного.

Как говорилось ранее, познание начинается с единичного, отдельного. Но вместе с тем абстрактное мышление, «просвечивая» единство многообразного, вычленяет всеобщее, которое, выступая в форме научных абстракций и определений, является кроме того и ступенью познания конкретного, т.е. возвратного движения мысли к синтезу абстрактных определений, к мысленно-конкретному. Научное мышление, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному и от него к мысленно-конкретному не отходит от предмета исследования, а подходит к нему, вернее, полнее, воспроизводит его в научных абстракциях.

Надо сказать, что всеобщее в познании имеет два аспекта: всеобщее как внешнее сходство, как внешнее абстрактное тождество и всеобщее как внутреннее конкретное тождество, тождество многообразного, как сущность, закон, проявляющийся особо в единичном многообразии.

Абстрактно всеобщее имеет важное значение в познании, поскольку оно является «понятием рассудка». Оно не выходит за рамки рассудка, не восходит к разуму и, следовательно, не наполняется конкретным противоречивым содержанием, не отражает объективно всеобщего. Поэтому, не следует отрицать значения абстрактного всеобщего в познании, но следует указать на его ограниченность.

Конкретно всеобщее является «понятием разума». Оно объективная реальность, существующая независимо от сознания, как внутреннее конкретное тождество явлений, как объективный источник, основание, закон единичных явлений. Форма всеобщности – это закон, это форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечном.

Диалектика единичного и общего. Над единичным «властвует» общее, которое безжалостно «заставляет» последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого: единичное умирает, но род живет. Восхождение от единичных явлений к их всеобщему, а затем от последнего к конкретному в познании есть не что иное, как движение мысли от эмпирии к теоретическому обобщению, к открытию сущности, закона, конкретного всеобщего и далее преломление последнего через практику в единичном особо, специфически. Обнаружение особенного непременно предполагает установление различия, поскольку оно есть форма, в которой реализуется единичное и всеобщее, переходя друг в друга. Особенное есть синтез, единство единичного и всеобщего, их взаимопереход, который всегда протекает особо, имманентен только данному случаю. Не может быть никакого взаимоперехода единичного и общего без особенного. Односторонность единичного и всеобщего снимается в особенном. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Оно мыслится как специфика в реализации общего, характерная для данного объекта.

Категории общего, особенного и единичного, будучи отражением свойств, сторон реальных предметов, являются логическими формами и ступенями познания. Познать всеобщее, установить закон можно только путем изучения, сопоставления и обобщения многих единичных явлений. Поэтому научное познание есть восхождение от единичного через особенное к всеобщему, от менее общего к более общему, от абстрактно-общего к конкретно-общему. Отыскав сущность, закон изучаемого предмета, познание движется затем в обратном направлении – от общего к единичному и объясняет особенную природу каждого конкретного предмета или предсказывает специфику еще неизвестного явления, относящегося к тому же классу.

Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. Но для успешной практической деятельности необходимо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное, что крайне важно для практического применения фундаментальной науки. Творческая мысль не допускает никаких шаблонов, якобы пригодных везде и всюду и применяемых однозначно, без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего.

В познании сущности явления можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей своей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное,– это «типажные» индивидуальности.

Диалектика единичного, общего и особенного помогает глубже понять сущность изучаемых явлений в природе и обществе, а также понять принципы деятельности и познающего мышления. Но диалектика единичного, общего и особенного только тогда может помочь проникнуть в сущность явлений, когда она достигает конкретизации в необходимом и случайном.

34. Основные категории диалектики: форма и содержание

Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.