– это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного термина могут выступать: «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии» и др.
¢ 60% составляют дети с нарушениями речи;
¢ 19% – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития;
¢ 15% – дети с умственными ограничениями;
¢ 6% – дети с нарушениями зрения;
¢ 4% – дети с нарушениями опорно-двигательного аппара-та;
¢ 2% – дети с комбинированными нарушениями;
¢ 2% – дети с нарушениями слуха.
¢ В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.
¢ Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая как следствие немота – вторичным дефектом.
¢ Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
¢ Третичные недостатки – недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоцио-нально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Таким образом, на развитие ребенка с проблемами в развитии будут влиять следующие факторы:
1. вид (тип) нарушения;
2. степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть – ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие развития;
3. срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие – повреждение речевых, сенсорных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте, ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.
Классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.
q Дети с нарушением слуха и зрения:
1.с недостатками слуха:
а) глухие (неслышащие) дети; б) слабослышащие (тугоухие) дети.
2. со стойкими дефектами зрения:
а) слепые (незрячие) дети; б) слабовидящие дети. в) косоглазие.
q Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:
1. умственно отсталые:
а) олигофрения; б)деменция;
2.интеллектуальная недоразвитость:
а) идиотия; б) имбецильность; в)дебильность.
3. с задержкой психического развития (ЗПР):
q Дети с тяжелыми нарушениями речи:
1. нарушения устной речи (заикание);
q Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).
q Дети со смешанным (сложным) дефектом
(умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.д.).
q Дети с искаженным развитием
Психопатия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.