ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использованиеадаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos – поучающий).
Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.
Воспитание и обучение в коррекционной педагогике должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), т.е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами.
Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), т.е. со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
Это составляет взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции
¢ Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.
¢ Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) –
замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные.
¢ Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) –это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.
¢ Абилитация (от лат. abilitas – оборудовать умением, способностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся социального и психофизического развития ребенка.
¢ Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas – восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. По словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с проблемами.
¢ Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.Первая группа – нарушение средств общения.
¢ фонетическое нарушение речи (ФН) – нарушение произношения отдельных звуков;
¢ фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН), наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;
¢ общее недоразвитие речи (ОНР), нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).
2. Вторая группа – нарушение в применении средств общения асстройства речи в зависимости от того, какой вид речи нарушен – устная или письменная.
Дети с нарушениями слуха
¢ глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
¢ ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
¢ позднооглохших. Дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в возрасте, когда речь была сформирована. Главной задачей является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
¢ слабослышащие (тугоухие). Дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
¢ слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;
¢ слабовидящих, которые имеют отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений).
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕНИЯ
¢ Нарушения общения у детей, как указывает К.С. Лебединская, могут возникать по разным причинам:
а) наличие умственной отсталости;
б) наличие невротических расстройств, обусловленных психотравмирующими ситуациями, в результате чего ребенок может бояться общения из-за страха повторных психических травм;
в ) поражение нервной системы, явившееся причиной недостаточности речи или слуха;
г) наличие тяжелых форм психической депривации, когда условия воспитания, жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики (например, феномен Маугли).
Во всех вышеперечисленных случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства, целенаправленном адекватном возможностям ребенка обучении и т.д.
Однако существует отклонение психического развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка. Речь идет о раннем детском аутизме (РДА), от греч. (autos – сам), который представляет собой особый вариант развития.
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Коррекционная педагогика(от лат. correctio – исправление) – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи.
Объект коррекционной педагогики личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.По А.Д. Гонееву (1999)объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лишение), в силу этого испытывающие школьную деза даптацию (нарушение приспособления) и проявляющие девиацию (отклонение в поведении).
Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР ( дети с особенностями психофизического развития), особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации в общество.
К числу целей коррекционной педагогики относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Достижение данных целей возможно только тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка.
Для достижения указанных целей коррекционная педагогика решает следующие задачи:
¢ определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления;
¢ изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
¢ выявляет и преодолевает отклонения в развитии, этиологию(раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней) психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья);
¢ в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные возможности конкретного лица с ОВЗ;
¢ разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность;
¢ определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОВЗ;
¢ определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно-развивающих учреждений;
¢ создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОВЗ.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельныхотраслей:
¢ сурдопедагогика (от греч. surdus – глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
¢ тифлопедагогика (от греч. tiphlos – слепой) – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
¢ олигофренопедагогика (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
¢ логопедия (от греч. logos – слово, paideia – воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи.
¢ дефектоло́гия — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использованиеадаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos – поучающий).
Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.
Воспитание и обучение в коррекционной педагогике должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), т.е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами.
Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), т.е. со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
Это составляет взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции
¢ Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.
¢ Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) –
замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные.
¢ Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) –это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.
¢ Абилитация (от лат. abilitas – оборудовать умением, способностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся социального и психофизического развития ребенка.
¢ Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas – восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. По словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с проблемами.
¢ Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 188.