ОСУ – логичное взаимодействие уровней управления и функциональных областей деятельности внутри организации.Все ОСУ можно разделить на бюрократические и адаптивные.
Бюрократический тип исторически сформировался первым. Концепцию рациональной бюрократии в начале ХХ столетия разработал немецкий социолог Макс Вебер. Её характеристики:
1) высокая специализация управления;
2) четкая иерархия полномочий и цепь команд;
3) формальная обезличенность управления, т.е. оценка персонала осуществляется по степени полезности для организации, а не в соответствии с личными предпочтениями руководства.
5) наличие многочисленных правил, процедур, норм.
Т.О. главные отличительные черты бюрократического типа ОСУ - рациональность, ответственность и иерархичность.
Недостатки бюрократии:
- отсутствие гибкости
- неспособность к инновациям
Основными видами бюрократических структур являются линейно-штабные и департаментализованные ОСУ.
ОСУ, в которых сочетаются линейные и штабные полномочия, называются линейно-штабными. Линейно-штабная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывает помощь штабной аппарат. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены штабным руководителям высших ступеней управления.
Виды штабного аппарата:
1.консультативный – консультирующий на постоянной или временной основе линейных руководителей (юрист)
2.обслуживающий – аппарат, организованный для выполнения определенных услуг на постоянной основе. Разновидность обслуживающего – личный аппарат. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.
Департаментализация – деление организации на высшем уровне управления на блоки(которые могут называться отделами, отделениями или секторами) по какому-либо принципу. Функциональная департаментализация — это процесс деления организации на отдельные блоки в соответствии с задачам, которые выполняет персонал. Дивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктоваДивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктовая ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС)или географическим регионам (региональная ДОС)я ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС)или географическим регионам (региональная ДОС)
Отличительная черта адаптивных структур – возможность саморазвития и гибкость:
- Проектная организация предполагает формирование в рамках действующей структуры проектных групп, которые создаются из работников организации или высококвалифицированных специалистов, привлеченных со стороны и работающих по контракту. В течение всего времени работы над заданием члены проектной группы подчиняются только руководителю проекта (или еще и линейному руководителю). После выполнения всего объема работ проектная группа ликвидируется.
- Матричная структура управления представляет собой сеть горизонтальных и вертикальных связей, образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Она устраняет недостатки ДОС. Как правило матричная структура – соединение ФОС и одного из видов ДОС. Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления).
Тема 7. Социально-психологические аспекты менеджмента
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.