Понятие организационного решения и его виды.
Сущность принятия решения (ПР)– разработка плана действий по разрешению проблемы, т.е. решение – это выбор альтернативы, позволяющей разрешить проблему. Принципы, которых должен придерживаться менеджер при ПР:
1. объективность (избегать субъективного подхода);
2. системность (необходимо учитывать возможные последствия ПР для всех частей организации).
Решение, которое принимает человек, как частное лицо, называют персональным. Организационное решение – это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить задачи, обусловленные его должностью, т.е. решение, которое менеджер принимает в рамках своей должности, в рамках своих полномочий и ответственности. Наилучший вариант действий, обеспечивающий максимальную эффективность, принято называть оптимальны, а процесс поиска такого решения – оптимизацией. Варианты действий, эффективность которых близка к максимально возможной в данных условиях называют целесообразным.
Все организационные решения делят на 2 группы: запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированное - решение, являющееся результатом реализации определенной последовательности шагов или действий. Они принимаются в типичных ситуациях.
Незапрограммированные решения - требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. В практике управления не существует запрограммированных и незапрограммированных решений, они лишь суть крайние отображения спектра принимаемых решений.
В зависимости от характера принятия решений различают:
1. интуитивные решения;
2. решения, основанные на суждениях;
3. рациональные решения. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта.
В зависимости от количества лиц, принимающих решение:
1. единоличные;
2. коллективные;
3. коллегиальные.
По степени определенности информации:
1. принимаемые в условиях определенности;
2. принимаемые в условиях неопределенности;
3. принимаемые в условиях риска.
В зависимости от характера цели и длительности действия:
1. стратегические;
2. тактические;
3. оперативные.
По месту в управляемой системе:
1. общие;
2. локальные;
3. частные
Факторы, влияющие на качество принимаемых решений. Требования, предъявляемые к решениям
Факторы, влияющие на качество принимаемых решений:
1. Среда принятия решения. Она бывает определенная, рисковая или неопределенная.
- Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.
- К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1.
- Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов, т.е. когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий.
2. Информационные ограничения. Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решить — оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации.
3. Личностные оценки руководителя - субъективное ранжирование важности, качества или блага. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия
4. Поведенческие факторы — например, негативное отношение к чему или кому-либо, личностные пристрастия и барьеры восприятия информации, — являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений.
Требования, предъявляемые к решениям .
Требования, предъявляемы к решениям:
1. обоснованность, т.е. они должны опираться на достаточную, релевантную информацию;
2. полномочность и компетентность – решения по конкретным проблемам должны приниматься руководителями, имеющими на это полномочия и обладающими достаточным опытом;
3. директивность – обязательность исполнения;
4. непротиворечивость – согласованность с ранее принятыми решениями;
5. своевременность – с момента возникновения проблемы в управляемой системе не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение не нужным;
6. точность, ясность, лаконичность формулировки – не должна допускаться разная трактовка и понимание принятого решения;
7. экономичность – затраты времени и средств при принятии решения д.б. сведены к минимуму;
8. эффективность – способы и приемы разрешение проблемы должны не противоречить целям организации;
9. комплексность – решение должно позволять разрешить не узкую проблему, а весь комплекс проблем, относящихся к разрешению ситуации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.