РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Перечень сведений о рабочей программе дисциплины Учетные данные
Модуль Организация системы государственного и муниципального управления Код модуля 1123090
Образовательная программа Технологии государственного и муниципального управления Код ОП  38.04.04/10.02  
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Код направления и уровня подготовки

38.04.04

Уровень подготовки Магистратура
ФГОС Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 26 ноября 2014г. Приказ №1518

 

Екатеринбург, 2017

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

 

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
1 Александров Олег Григорьевич Кандидат юридических наук доцент Теории, методологии и правового обеспечения ГМУ  

 

 

 

Руководитель модуля                                                                                          Л. Н. Боронина

Рекомендовано учебно-методическим советом института Государственного управления и предпринимательства.

 

Председатель учебно-методического совета      

Протокол № от ____________ г.                                                                                     А.А. Яшин

 

Согласовано:

 

Дирекция образовательных программ                                                             Р.Х. Токарева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

      Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» входит в базовую часть подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» и относится к дисциплинам цикла базового модуля.             Изучение дисциплины направлено на освоение профессиональных компетенций, связанных с применением комплекса современных знаний, умений и навыков в сфере правовых основ обеспечения государственного и муниципального управления. Дисциплина имеет свою систему - это логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание (структуру). Дисциплина не только раскрывает правовые основы государственного и муниципального управления, но и способствует выработки навыков исследования, организации и реализации государственного и муниципального управления в целом.

       Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами модуля: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Управление в социальной сфере».

       В ходе изучения дисциплины студенты освоят правовой понятийный аппарат, определяющий обеспечение государственного и муниципального управления; содержание правовых базовых основ государственного и муниципального управления.

 

1.2. Язык реализации программы – русский.

 

1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Результатом обучения в рамках дисциплины  является формирование у магистранта следующих компетенций:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, настии социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- правовую и нормативную базу, регулирующую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- основы законодательства РФ о государственном и муниципальном управлении;

- основные административные процессы и принципы их регламентации;

- цели, задачи правового обеспечения служебной деятельности специалистов по видам деятельности;

Уметь:

- применять на практике правовую и нормативную базу, регулирующую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- применять знание о законодательстве, подзаконных актах и актах локального характера, действующих в государственном и муниципальном управлении;

- уметь в своей служебной профессиональной деятельности использовать нормативные правовые и локальные акты, регламентирующие служебную профессиональную деятельность как специалиста;

- определять и формировать полномочия, компетенции и предмет ведения органа управления, должностного лица в государственном и муниципальном управлении.

 

Владеть:

- навыками применения правовой и нормативной базы, регулирующей деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- основами правового анализа деятельности государственного и муниципального служащего.

1.4.Объем дисциплины

Таблица 1

Объем дисциплины для студентов очной формы обучения

Виды учебной работы

Объем дисциплины

Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) № п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)* 1 1. Аудиторные занятия 18 18,00 18 2. Лекции 8 8,00 8 3. Практические занятия 10 10,00 10 4. Лабораторные работы       5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации 54 2,70 54 6. Промежуточная аттестация 4 0,25 4 7. Общий объем по учебному плану, час. 72 20,95 72 8. Общий объем по учебному плану, з.е. 2 2 2

 

Таблица 2

Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. с использованием дистанционной технологии обучения

 

Виды учебной работы

Объем дисциплины

Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)* 1
1. Аудиторные занятия 12 12,00 12
2. Лекции 4 4,00 4
3. Практические занятия 8 8,00 8
4. Лабораторные работы      
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации 60 1,80 60
6. Промежуточная аттестация 4 0,25 4
7. Общий объем по учебному плану, час. 72 14,05 72
8. Общий объем по учебному плану, з.е. 2 2 2

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ   

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Тема1. Основы обеспечения правового регулирования в государственно – муниципальном управлении 1.Право и государственно-муниципальное управление. 2. Право, закон и локальные акты в системе государственного и муниципального управления. 3. Правовой статус государственных и муниципальных органов в регулировании общественных отношений.
Тема 2. Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении 1.Правовое регулирование и правоотношения. 2.Правовое регулирование государственного и муниципального управления. 3.Полномочия, компетенции, ведения органов управления. 4. Властеотношения и методы правового регулирования в государственно - муниципальном управлении.
Тема 3. Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении 1. Механизм правового регулирования в государственном и муниципальном управлении. 2. Государственное управление нормами публичного и частного права. 3. Административно - правовое регулирование.
Тема 4.  Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления. 1.Законность и целесообразность в государственном и муниципальном управлении. 2. Принципы, методы и режим законности. 3. Правопорядок и дисциплина в государственном и муниципальном управлении. 4. Способы обеспечения законности и дисциплины: контроль, надзор, принуждение, обжалование, поощрение, ответственность.  

 

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий

Код раздела, темы

Наименование раздела, темы

1,6

38,4

0

0

8

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

1

0

 

Всего по дисциплине (час.):

72

18

54

В т.ч. промежуточная аттестация

4

0 0 0

*Суммарный объем в часах на мероприятие

указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации

                                                               

Очная форма обучения

 

Таблица 2

 

Объем модуля (зач.ед.): 20

Объем дисциплины ( зач.ед.): 2

Раздел дисциплины

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий

Код раздела, темы

Наименование раздела, темы

10,2

0,2

10,0

 

 

8

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2

Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении. 15,2

3

1

2

 

12,2

12,2

0,2

12,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р3

Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении. 17,2

3

1

2

 

14,2

12,2

0,2

12,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1

 

Р4

Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления. 16,4

3

1

2

 

13,2

13,4

0,2

13,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего (час), без учета промежуточной аттестации:

68

12

4

8

0

56

48

0,8

47,2

0

0

8

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

1

0

 

Всего по дисциплине (час.):

72

12

 

60

В т.ч. промежуточная аттестация

4

0 0 0

*Суммарный объем в часах на мероприятие

указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации

                                                               

Заочная форма обучения

 

 



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Лабораторные работы

 не предусмотрено

Практические занятия

Таблица 1

Для студентов очной формы обучения

Код раздела, темы Номер занятия Тема занятия

Время на

Проведение

Занятия (час.)

Р1 1 Основы обеспечения правового регулирования в государственно – муниципальном управлении.

2

Р2 2 Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении.

2

Р3 3 Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении.

2

Р4 4-5 Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления.

4

Всего:

10

         

Таблица 2

Для студентов заочной формы обучения, в т.ч. с использованием дистанционной технологии обучения

Код раздела, темы Номер занятия Тема занятия Время на проведение занятия (час.)
Р1 1 Основы обеспечения правового регулирования в государственно – муниципальном управлении. 2
Р2 2 Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении. 2
Р3 3 Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении. 2
Р4 4 Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления. 2

Всего:

8

4.3.Примерная тематика самостоятельной работы

Примерный перечень тем домашних работ

1.Сущность, предмет и метод правового обеспечения правового регулирования государственного и муниципального управления.

2. Правовой статус государственного органа.

3. Юридические средства, приемы и способы правового регулирования государственного (муниципального) управления (на конкретном примере).

4. Правовые и организационные аспекты государственного и муниципального управления (на конкретном примере).

5.Правовые формы правового регулирования в обеспечении государственного и муниципального управления.

6. Правовые акты: нормативные, ненормативные.

Примерный перечень тем графических работ

Не предусмотрено

Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ, доклады, сообщения)

Примерная тематика индивидуальных или групповых проектов

Не предусмотрено.

4.3.5. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)

Не предусмотрено.

Примерный перечень тем расчетно-графических работ

Не предусмотрено.

Примерный перечень тем курсовых проектов (курсовых работ)

Не предусмотрено.

Примерная тематика контрольных работ

1. Механизм правового регулирования отношений в государственном (муниципальном) управлении.

2. Формы правового регулирования государственной (муниципальной) администрации (на конкретном примере).

3. Правовой акт как важнейшая форма правового регулирования (по юридической силе и области применения).

4. Дисциплина в государственном (муниципальном) управлении.

5. Законность в государственном (муниципальном) управлении.

6. Взаимосвязь законности, правопорядка и дисциплины в государственном (муниципальном) управлении.

Примерная тематика коллоквиумов

Не предусмотрено.

 

СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ, тем ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

 

Код раздела, темы дисциплины

Активные методы обучения

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение

Проектная работа Кейс-анализ Деловые игры Проблемное обучение Командная работа Другие (доклады, сообщения) Сетевые учебные курсы Виртуальные практикумы и тренажеры Вебинары и видеоконференции Асинхронные web-конференции и семинары Совместная работа и разработка контента Другие (указать, какие) Р1 Основы обеспечения правового регулирования в государственно – муниципальном управлении.       *   *             Р2 Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении.     * *   *             Р3 Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении.           *             Р4 Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления   *       *            

 

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (Приложение 1)

ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ (Приложение 2)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Приложение 3)

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины

9.1.Рекомендуемая литература

9.1.1.Основная литература:

  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный .— Москва : Юнити-Дана, 2015 .— 511 с. — ISBN 978-5-238-02188-1 .— <URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117035>.
  2. Прудников, А. С. Муниципальное право России / А.С. Прудников ; И.А. Алексеев ; И.Н. Зубов ; Д.С. Белявский ; М.С. Трофимов .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2012 .— 321 с. — (Dura lex, sed lex) .— ISBN 978-5-238-01538-5 .— <URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116718>.

 

 

9.1.2.Дополнительная литература

  1. Андриченко, Л. В. Конституционное право России / Л.В. Андриченко ; Р.Ч. Бондарчук ; В.А.идр. Виноградов .— Москва : Юнити-Дана, 2015 .— 551 с. — ISBN 978-5-238-01882-9 .— <URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115389>.
  2. Барабашев А. Г., Клименко А. В. Ретроспективный анализ основных направлений модернизации системы государственного управления и государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3. С.47. (Электронный ресурс) режим доступа:   https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-osnovnyh-napravleniy-modernizatsii-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-i-gosudarstvennoy-sluzhby

3. Большой юридический словарь. (Электронный ресурс).- Режим доступа: http://www.jur-words.info/

  1. Васильев, В. И. Муниципальное право России / В.И. Васильев .— 2 изд., перераб. и доп. — Москва : Юридический Дом «Юстицинформ», 2012 .— 680 с. — ISBN 978-5-7205-1113-5 .— <URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209769>.

 

Нормативно – правовые акты

1. Конституция РФ (12 декабря 1993г.) (Электронный ресурс) режим доступа: http://constrf.ru/

2. Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 г.г.(в ред.Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р, от 28.03.2008 N 221, Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) . (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/559571

3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.05.2016) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Электронный ресурс) режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/

4. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 30.04.2016) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". (электронный ресурс). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901890322

  1. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (действующая редакция, 2017) (электронный ресурс). Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/

 

Методические разработки

 не используются

Программное обеспечение

 не используются

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием

Помещения для проведения занятий должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа. Помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду УрФУ.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

Наличие и возможность использования электронной библиотеки. В случае неиспользования электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в данной программе и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся.

Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к рабочей программе дисциплины

 

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1. Весовой коэффициент значимости дисциплины – утверждается ученым советом института

6.2.Процедуры текущей и промежуточной аттестации по дисциплине

1.Лекции: коэффициент значимости совокупных результатов лекционных занятий – 0.5

Текущая аттестация на лекциях Сроки – семестр, учебная неделя Максимальная оценка в баллах
Посещение и работа на лекциях 1 семестр, 1-4 неделя 24
Мини-контрольные 1 семестр, 1-4 неделя 16
Контрольная работа 1 семестр, 3 неделя 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к рабочей программе дисциплины

 

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В РАМКАХ БРС

       В рамках БРС применяются утвержденные на кафедре критерии оценивания достижений студентов по каждому контрольно-оценочному мероприятию. Система критериев оценивания, как и при проведении промежуточной аттестации по модулю, опирается на три уровня освоения компонентов компетенций: пороговый, повышенный, высокий.

Компоненты компетенций

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

8.3.1. Примерные задания для проведения мини-контрольных мероприятий в рамках учебных занятий

Примерные проверочные тесты:

1. Выберите и вставьте пропущенное слово или слова.

Правовое регулирование - юридическая функция, реализуемая государством в процессе воздействия на общественные отношения, посредством которой поведение участников этих отношений приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права, легитимность и обязательность исполнения которых поддерживается ….. и обеспечивается возможностями применения властной силы.

1) обществом;

2)органами исполнительной власти;

3)органами законодательной власти;

4)органами судебной власти;

5)государством.

2. Дополните.

В общем понимании правовое регулирование общественными отношениями в государственном управлении - это _______.

1) регулирование нормами права общественными отношениями, которые складываются по поводу осуществления государственной власти;

2) административно – властное регулирование обществом, человеком;

3) административное управление по поводу реализации исполнительными органами власти своих функций;

4) действия подзаконных актов, принятых исполнительными органами власти.

3. Добавьте в определение недостающее выражение.

Урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственной власти в связи с необходимостью управления делами государства и общества – это ….

1) административно – публичное управление;

2) правовые отношения государственного управления;

3) законодательно – правовое управление;

4) законодательные правоотношения;

5) юридическое государственное управление.

4. Исключите не нужное выражение.

В современных условиях правовое регулирование государственного управления в России преимущественно фокусируется на:

1) разработке правовых механизмов реализации государственной политики, выражающейся, например, в общефедеральных и региональных (субъектов федерации) целевых программах, проектах;

2) установление правовых основ хозяйственной деятельности, например, государственного стимулирования предпринимательства, обеспечения равноправия всех форм собственности, охраны прав собственника, защиты прав потребителя, пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.;

3) создание нормативной базы для эффективного управления предприятиями, организациями и учреждениями государственного сектора; регулировании функционирования различных объектов негосударственного сектора;

4) обеспечение и реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

5) формирование административно - государственного воздействия на управляемые и регулируемые сферы общественной жизнедеятельности.

5. Добавьте в определение недостающее слово.

Метод правового регулирования отношений государственного управления - это комплекс приемов, способов и средств ……. воздействия на социально-правовую сферу в целом, ее отдельные сегменты и соответствующие элементы в процессе упорядочения общественных отношений по поводу государственной власти и управления.

1) административного;

2)политического;

3)юридического;

4)волевого;

5)организационного.

6. Выберите правильные ответы.

Цель ведения – это _______.

1) разграничить полномочия и предметы (объекты) правового регулирования;

 2) упорядочить деятельность различных государственных структур и соответствующую нормативную систему;

3) определить права и обязанности государственных структур;

4) выражение совокупности выполняемых функций;

5) разграничить властно – управленческие функции.

7. Установите соответствие в видах правовых норм, используемых при правовом регулировании государственного управления.

1.По предмету регулирования 1. Постоянные, временные;  
2.По характеру предписания 2. Административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.;
3.По форме предписания или методу воздействия  3. Категорические (императивные), рекомендательные, диспозитивные;  
4. По назначению    4. Общегосударственные - федеральные, региональные - субъектов федерации, местные - локально-территориальные, межрегиональные - в пределах нескольких территориальных образований, международные - трансграничные, т.е. действующие в разных государствах безотносительно их суверенитета;  
5.По действию в пространстве 5. Регулятивные, процессуальные, охранительные, специализированные, оперативные, коллизионные.
6.По времени действия 6. Материальные и процессуальные;  
7.По субъектам регулирования  7. Абсолютно определенные, относительно определенные, дефинитивные, декларативные, ситуационные, альтернативные, факультативные, основные (генеральные), детализирующие, вариативные, общие, особенные.  
8.По нормативному содержанию (текстуальному смыслу)  8. общие и специальные — регулируют поведение граждан (физических лиц), деятельность госорганов, субъектов различных видов деятельности (юридических лиц);  
9.По отраслям права  9. Обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие .

8. Дополните.

 Правовой механизм регулирует общественные отношения. Отношения рассматриваются ___________.

1) как отношения внутриорганизационные, связанные с отношениями между органами государственной власти, между должностными лицами, государственными служащими, работниками государственных учреждений и организаций;

2) как государственно – управленческие отношения, когда государство управляет человеком, общественными организациями, общество в целом;

3) как отношения внутриорганизационные, так и государственно – управленческие;

4) как отношения административного регулирования.

     9. Дополните.

Правовой акт – это ______.

1) распоряжение, выражающее властные веления и направленное на регулирование (управление) общественных отношений, исходящее от представителя государственной власти, имеющее официальный характер и общеобязательную силу;

 2) письменный документ, принятый субъектом права (референдумом, органом государственной власти или органом местного самоуправления);

3) воздействие на участников общественных отношений по поводу реализации государственной власти и управления;

4) принятые представительно – законодательными органами решения.

10. Дополните.

Интерпретационный акт – это ______.

1) документ, адресованный неконкретному лицу;

2) документ, содержащий разъяснение действующих юридических норм, устанавливающий новые нормы;

3) документ индивидуального (ограниченного) содержания, адресованный конкретному лицу (органу, организации);

4) документ, содержащий разъяснение действующих юридических норм, но не устанавливающий новые нормы.

21. Дополните.

Один из принципов законности - всеобщность законности, что означает ______________.

1) равенство всех перед законом, которое распространяется на всех должностных лиц и на всех граждан;

2) требования, чтобы подзаконные нормативно – правовые акты и другие правовые акты не противоречили и не расходились с законодательством;

3) на всей территории государства нормативно – правовые акты должны пониматься, толковаться и применяться единообразно;

4) действие юридической силы на все юридические и физические лица.

11. Дополните.

Общее понятие нарушение законности или правонарушение в государственном управлении рассматривается как _______________.

1) не реализация властно – управленческих решений;

2) не исполнение или не надлежащее исполнение государственно – управленческих функций;

3) неисполнение своих обязанностей и функций;

4) поведение, противоречащее официальным правилам.

 

8.3.2. Примерные контрольные задачи в рамках учебных занятий

Не предусмотрено

Примерные контрольные кейсы

 Задание «В чем выражается роль и значение правового регулирования в государственном управлении?»

Инструкция: Правовое регулирование государственного управления определяется через взаимосвязь государства и права, понимания правового регулирования, правовых отношений в государственном управлении, через объект, предмет, метод правового регулирования. Их понимание раскрывает сущностью правового регулирования государственного управления.

Теоретическое осмысление роли и значения правового регулирования в государственном управлении раскрывается в ответах на представленные вопросы, анализе этих ответов и в окончательном выводе.

В ходе решения задания необходимо воспользоваться учебником под редакцией В.А. Козбаненко «Государственное управление: основы теории и организации», т.2, изучить Раздел 2 «Система организации государственного управления России». На основании главы 8 «Правовое регулирование отношений государственного управления», ответить на вопросы задания.

Задача.

С юридической точки зрения государственное управление представляет собой особую сферу правоотношений, которые складываются между государством и обществом, органами государственной власти, их должностными лицами, государственными служащими и гражданами, их организациями при их взаимодействии по поводу осуществления государственной власти и управления делами общества и государства. Взаимодействие органов государственной власти и общества - реализация государственного управления. Для понимания сущности государственного управления необходимо понять, в чем выражается роль и значение правового регулирования в государственном управлении?

 Ситуация.

  Концепция государственного строительства подразумевает строительство правового государства. В правовом государстве, в основе государственного управления лежит правовое регулирование. Право, как основа всех отношений, заложено во всех взаимоотношениях власти и общества, во всех общественных отношениях. Однако государственно - административное управление может заменить правовое регулирование, вследствие чего будет формироваться бюрократизм, будет происходить административное властвование на основе нормативно – правовых актов. Правовое регулирование в государственном управлении будет рассматриваться как деятельность исполнительных органов власти, т.е. как административное управление. Реализация властных отношений будет происходить через администрирование, т.е. через административный метод - прямое воздействие на общественные отношения, на граждан, на человека. При этом в основе административного государственного управления будут лежать организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления, не будет уделяться внимание роли и значению правового регулирования в государственном управлении. Концепция правового государства будет заменена концепцией административно – бюрократического государства. Чтобы не допустить возможности подмены концепции правового государства на административно – бюрократическое необходимо знать роль, значение и сущность правового регулирования в государственном управлении.

 

Литература:

Козбаненко В.А. «Государственное управление: основы теории и организации» Т.2, М: «Статус»,2002. -366с.

http://lawbook.org.ua/biblioteka/download/11-administrativnoe-pravo/608-401

 

Вопросы:

1.Каким образом соотносятся государство и право?

2. Какова роль правового регулирования в общественных отношениях?

3. В чем выражаются правоотношения?

4. Что такое правовые отношения государственного управления?

5. Чем определяется сфера правового регулирования государственного правления?

6. На что направлено правовое регулирование государственного управления?

7. Что такое правовое регулирование государственного управления? В чем выражается его сущность и главный смысл?

8. Почему совершаемые в процессе осуществления государственной власти и государственного управления действия должны быть урегулированы правовыми нормами?

7. Какой принцип правового регулирования действует в государственном управлении?

8. Что является предметом правового регулирования государственного управления?

9.  В чем выражаются его особенности?

10. Что является предметом правового регулирования государственного управления?

11.Что является методом правового регулирования государственного управления?

12.Раскройте вывод по заданию.

На основе полученных ответов, проанализируйте роль и значение правового регулирования в государственном управлении. Сделайте вывод.

 

8.3.4. Перечень примерных вопросов для зачета

1.Роль и значение право в организации государственного или муниципального управления.

2. Закон и подзаконные акты в системе государственного и муниципального управления.

3. Локальные акты в организации деятельности управленческой структуры.

4. Правовой статус управленческой организации (должностного лица).

5.Полномочия, компетенции и предмет ведения в организации и обеспечения деятельности управленческой организации (должностного лица).

6. Сущность правового регулирования общественными отношениями.

7. Правоотношения в государственном или муниципальном управлении.

8.Методы и принципы правового обеспечения в государственном или муниципальном управлении.

9.Право в обеспечении властеотношений в государственном или муниципальном управлении.

10.Механизм правового регулирования в государственном и муниципальном управлении.

11. Публичное право в государственном или муниципальном управлении.

12. Частноправовые отношения в государственном или муниципальном управлении.

13. Сущность административно - правового регулирования в государственном или муниципальном управлении.

14. Роль и значение законности и целесообразности в государственном или муниципальном управлении.

15. Законность в управленческой деятельности.

16. Режим законности в государственно – муниципальном органе или учреждении.

17. Правопорядок в государственном или муниципальном управлении.

18. Дисциплина в государственном и муниципальном управлении.

19. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении.

20. Роль и значение права в обеспечении легальности и легитимности государственного или муниципального управления.

8.3.5. Перечень примерных вопросов для экзамена

Не предусмотрено

Интернет-тренажеры

Не предусмотрено

8.3.9. Примерные задания для выполнения домашней работы

Задание на тему: «Правовой статус государственного органа».

Цель задания: развить у студентов навык определения функций, компетенций роли и значения во властной и управленческой деятельности на основе правового статуса государственного органа в системе государственного управления.

Задания для работы:

- раскрыть понятие государственный орган;

-выявить государственный орган в системе государственных органов, в системе разделения властей;

-определить властные и управленческие функции государственных органов;

-раскрыть правовой статус государственного органа.

-дать характеристику государственного органа, его связь с общественными организациями и гражданами.

Требования к оформлению: задание сдается в виде развернутых ответов на вопросы, объем не более 4-5 страниц.

Критерии оценки: полнота, конкретность, использование и указание источников. В конце работы охарактеризовать правовой статус государственного органа.

 

8.3.10. Примерные задания для выполнения контрольной работы

Аналитическая работа

Алгоритм работы:

1. Выберите 7-10 научных статей в научных периодических изданиях (рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК РФ) по выбранной теме.

2. Внимательно прочитайте найденные и отобранные статьи, в том числе аннотации к каждой из них.

3. Оформите из данных статей аннотированный список. На каждую публикацию необходимо оформить библиографическую ссылку. Далее следует по каждой статье составить аннотацию по той части, проблеме, данным, выводам статьи, которые, на Ваш взгляд, представляют ценность для выбранной Вами темы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Перечень сведений о рабочей программе дисциплины Учетные данные
Модуль Организация системы государственного и муниципального управления Код модуля 1123090
Образовательная программа Технологии государственного и муниципального управления Код ОП  38.04.04/10.02  
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Код направления и уровня подготовки

38.04.04

Уровень подготовки Магистратура
ФГОС Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 26 ноября 2014г. Приказ №1518

 

Екатеринбург, 2017

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

 

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
1 Александров Олег Григорьевич Кандидат юридических наук доцент Теории, методологии и правового обеспечения ГМУ  

 

 

 

Руководитель модуля                                                                                          Л. Н. Боронина

Рекомендовано учебно-методическим советом института Государственного управления и предпринимательства.

 

Председатель учебно-методического совета      

Протокол № от ____________ г.                                                                                     А.А. Яшин

 

Согласовано:

 

Дирекция образовательных программ                                                             Р.Х. Токарева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

      Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» входит в базовую часть подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» и относится к дисциплинам цикла базового модуля.             Изучение дисциплины направлено на освоение профессиональных компетенций, связанных с применением комплекса современных знаний, умений и навыков в сфере правовых основ обеспечения государственного и муниципального управления. Дисциплина имеет свою систему - это логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание (структуру). Дисциплина не только раскрывает правовые основы государственного и муниципального управления, но и способствует выработки навыков исследования, организации и реализации государственного и муниципального управления в целом.

       Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами модуля: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Управление в социальной сфере».

       В ходе изучения дисциплины студенты освоят правовой понятийный аппарат, определяющий обеспечение государственного и муниципального управления; содержание правовых базовых основ государственного и муниципального управления.

 

1.2. Язык реализации программы – русский.

 

1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Результатом обучения в рамках дисциплины  является формирование у магистранта следующих компетенций:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, настии социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- правовую и нормативную базу, регулирующую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- основы законодательства РФ о государственном и муниципальном управлении;

- основные административные процессы и принципы их регламентации;

- цели, задачи правового обеспечения служебной деятельности специалистов по видам деятельности;

Уметь:

- применять на практике правовую и нормативную базу, регулирующую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- применять знание о законодательстве, подзаконных актах и актах локального характера, действующих в государственном и муниципальном управлении;

- уметь в своей служебной профессиональной деятельности использовать нормативные правовые и локальные акты, регламентирующие служебную профессиональную деятельность как специалиста;

- определять и формировать полномочия, компетенции и предмет ведения органа управления, должностного лица в государственном и муниципальном управлении.

 

Владеть:

- навыками применения правовой и нормативной базы, регулирующей деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

- основами правового анализа деятельности государственного и муниципального служащего.

1.4.Объем дисциплины

Таблица 1

Объем дисциплины для студентов очной формы обучения

Виды учебной работы

Объем дисциплины

Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) № п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)* 1 1. Аудиторные занятия 18 18,00 18 2. Лекции 8 8,00 8 3. Практические занятия 10 10,00 10 4. Лабораторные работы       5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации 54 2,70 54 6. Промежуточная аттестация 4 0,25 4 7. Общий объем по учебному плану, час. 72 20,95 72 8. Общий объем по учебному плану, з.е. 2 2 2

 

Таблица 2

Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. с использованием дистанционной технологии обучения

 

Виды учебной работы

Объем дисциплины

Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)* 1
1. Аудиторные занятия 12 12,00 12
2. Лекции 4 4,00 4
3. Практические занятия 8 8,00 8
4. Лабораторные работы      
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации 60 1,80 60
6. Промежуточная аттестация 4 0,25 4
7. Общий объем по учебному плану, час. 72 14,05 72
8. Общий объем по учебному плану, з.е. 2 2 2

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ   

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Тема1. Основы обеспечения правового регулирования в государственно – муниципальном управлении 1.Право и государственно-муниципальное управление. 2. Право, закон и локальные акты в системе государственного и муниципального управления. 3. Правовой статус государственных и муниципальных органов в регулировании общественных отношений.
Тема 2. Правовые отношения в государственно – муниципальном управлении 1.Правовое регулирование и правоотношения. 2.Правовое регулирование государственного и муниципального управления. 3.Полномочия, компетенции, ведения органов управления. 4. Властеотношения и методы правового регулирования в государственно - муниципальном управлении.
Тема 3. Механизм правового регулирования в государственно – муниципальном управлении 1. Механизм правового регулирования в государственном и муниципальном управлении. 2. Государственное управление нормами публичного и частного права. 3. Административно - правовое регулирование.
Тема 4.  Законность и дисциплина в правовом обеспечении государственно – муниципального управления. 1.Законность и целесообразность в государственном и муниципальном управлении. 2. Принципы, методы и режим законности. 3. Правопорядок и дисциплина в государственном и муниципальном управлении. 4. Способы обеспечения законности и дисциплины: контроль, надзор, принуждение, обжалование, поощрение, ответственность.  

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

3.1. Распределение аудиторной нагрузки и мероприятий самостоятельной работы по разделам дисциплины

 


Таблица 1

 

Объем модуля (зач.ед.):20

Объем дисциплины (зач.ед.): 2

Раздел дисциплины

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий

Код раздела, темы

Наименование раздела, темы


Дата: 2019-02-19, просмотров: 508.