ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________ Н.Н.Никитина
«31» августа 2018 г.
Методические рекомендации по подготовке, защите и оценке курсовых работ
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям
Право и организация социального обеспечения»
Право и судебное администрирование»
Рассмотрены на заседании ЦМК профессиональных дисциплин протокол №1 от 17 октября 2015 г. | Обсуждены и рекомендованы на заседании УМС, протокол № 1 от 17.10. 2015 г. Одобрены на заседании Педагогического совета, протокол № 1 от 17.10. 2015 г. |
Одобрены на заседании Педагогического совета, протокол № 3 от 27.10. 2017 г. Одобрены на заседании Педагогического совета, протокол № 1 от 31.08. 2018 г. |
Смоленск - 2018
2
Методические рекомендации по подготовке, защите и оценке курсовых работ. – Смоленск.: Смоленский колледж Международного юридического института, 2018 – 29 с.
Составитель:
Захарова Ю.В. – заместитель директора по учебной работе, ПОА НО Смоленский колледж Международного юридического института
Методические указания призваны оказать помощь обучающимся колледжа в подготовке и защите курсовых работ.
© Смоленский колледж Международного юридического института, 2018
Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается
без письменного разрешения издательства
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 4
2. Этапы подготовки 6
3. Структура и содержание курсовой работы 9
4. Требования к оформлению 10
5. Порядок аттестации по курсовым работам 15
6. Приложения 18
4
Общие положения
Курсовая работа является обязательным элементом самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной учебным планом. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, осмысления и толкования нормативно-правовых актов, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.
В соответствии с учебными планами Смоленского колледжа Международного юридического института обучающиеся обязаны подготовить и защитить курсовые работы по дисциплинам: «Гражданское право», «Уголовное право» и «Право социального обеспечения». Курсовая работа, может выполняться как под руководством преподавателя, ведущего соответствующую учебную дисциплину, так и преподавателя, ведущего дисциплины профессионального цикла, в обязанности которого входит:
• оказание консультационной помощи обучающемуся в определении окончательной темы, в подготовке плана, в подборе литературы и фактического материала;
• содействие в выборе методики исследования;
• осуществление систематического контроля за ходом выполнения работы;
• информирование о случаях неготовности обучающихся к защите курсовой работы и не представления ее в учебный колледжа;
• давать квалифицированные рекомендации обучающемуся по содержанию работы;
• производить оценку качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Курсовая работа является самостоятельным академическим исследованием обучающегося. Выполняя курсовую работу, обучающийся знакомится с публикациями по одной из научных проблем, приобретает опыт исследовательской работы, развивает навыки мышления и письменного изложения результатов своего труда.
Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы как в научном, так и в практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и не носить описательный
5
характер. При выборе темы исследования обучающийся должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности.
Темы курсовых работ разрабатываются преподавательским составом колледжа и утверждаются Цикловой методической комиссией профессиональных дисциплин (ЦМК). Изменение тем курсовых работ возможно только решением ЦМК. Обучающийся может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. В случае, если обучающийся в установленные сроки не избрал тему курсовой работы, ЦМК вправе определить ее по собственному усмотрению.
Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.
Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг, подвергнутых автором в какой-то степени литературной обработке. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое. В курсовой работе могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, локальные нормативные акты какой-либо организации) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы). В работе может быть представлено оригинальное обобщение материалов актуальных публикаций СМИ.
Основная цель выполнения курсовой работы заключается в закреплении, углублении и систематизации полученных обучающимся теоретических знаний в процессе изучения дисциплин: «Право социального обеспечения» и «Гражданское право».
Задачами выполнения курсовой работы являются:
• теоретическое исследование рассматриваемой проблемы (раскрытие ее сущности, содержания, предлагаемых в юридической литературе методов и путей решения конкретных вопросов, связанных с исследуемой проблемой);
• развитие необходимых знаний, умений, навыков, предусмотренных в рамках изучения учебной дисциплины;
• овладение методами научных исследований
6
По итогам выполнения курсовой работы обучающийся должен: уметь:
• оперировать юридическими понятиями и категориями;
• работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;
• анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по актуальным вопросам, рассматриваемым в курсовой работе.
знать:
• понятие и основные источники права социального обеспечения, гражданского права;
• понятие и особенности социально-правовых отношений, гражданско-правовых отношений;
• особенности содержания прав граждан в области социального обеспечения, порядок их реализации и защиты;
• содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты.
2. Этапы подготовки
В ходе выполнения курсовой работы обучающийся должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы.
Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы.
2. Подбор, изучение и анализ нормативных правовых актов, научной литературы по избранной теме.
3. Составление плана курсовой работы.
4. Обработка фактического и нормативного материала.
5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.
6. Подготовка первого варианта курсовой работы и сдача его руководителю.
7. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление в учебный отдел колледжа с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.
8. Аттестация курсовой работы.
7
При выборе темы обучающийся может столкнуться со сложностью выбора темы курсовой работы. В основном, это связано с тем, что написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим обучающемуся целесообразно проконсультироваться с преподавателем, который направит поиск обучающегося в нужное русло, но, в то же время, консультации не заменят работы обучающегося на стадии выбора темы.
Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, также необходимо использовать юридические базы информационных справочных систем типа «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п. При подборе нормативных правовых актов следует учитывать, что в библиотеке колледжа имеются комплекты ряда периодических изданий (Российская газета; Российские вести; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Вестник Конституционного Суда РФ; Бюллетень Минюста России и другие ведущие федеральные и региональные юридические издания).
Подбор литературы лучше начинать с работ более общего характера (учебники, учебные пособия и монографии), а затем переходить к источникам, освещающим конкретные проблемы по выбранной теме курсовой работы.
На основе подбора, изучения и ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть, использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы, который необходимо согласовать с руководителем. По итогам консультации составляется окончательный вариант плана курсовой работы, который должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план обучающийся согласовывает с руководителем курсовой работы.
Структурно курсовая работа должна состоять из двух частей:
- теоретической, где необходимо провести анализ нормативных правовых актов, научной литературы по рассматриваемому вопросу;
- практической, где раскрываются выявленные обучающимся проблемные вопросы по тематике курсовой работы.
8
При анализе литературы и нормативных правовых актов целесообразно производить записи, в той или иной форме фиксирующие главную мысль и систему доказательств автора. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.
Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала.
При написании текста курсовой работы не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. При этом курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование использовать неопределенно-личных предложений, формы изложения от третьего лица («По мнению автора…»). В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний таких как: во-первых, во-вторых…; однако, между тем надо отметить, что…; надо полагать, возможно; таким образом; следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что и т.п.
Не смотря на то, что курсовая работа должна быть написана авторским стелем, это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008.
Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых
вопросов;
9
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Первоначальный текст курсовой работы необходимо предоставить руководителю для ознакомления, выявления недочетов и дальнейшей доработки обучающимся.
Доработанный (итоговый) вариант текста курсовой работы с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы передается на факультет СПО (отделение СПО филиала).
Завершающий этап – защита курсовой работы.
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, уровень оригинальности курсовой работы должен быть не менее 30%.
3. Структура и содержание курсовой работы
Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме.
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1. На нем указываются: название колледжа, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы.
На следующей странице размещается содержание (Приложение 2) курсовой работы. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, четкими и точно отражающими внутреннюю логику работы.
Во введении (Приложение 3) отражаются следующие основные моменты:
общая формулировка темы;
актуальность темы;
цель и конкретные задачи курсовой работы;
использованные в работе источники информации;
структура курсовой работы.
Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким.
10
В основной части курсовой работы (обычно – 20–25 страниц) раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, организаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.
В заключении (Приложение 4) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц). Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы.
Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.
Библиографический список (Приложение 5) оформляется в соответствии ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008. Список должен включать только те источники, которые использовались и цитировались при написании курсовой работы.
Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор иллюстрирует тот или иной вывод таблицами, диаграммами, графиками и т.п. При этом в тексте необходимо сделать ссылку на информацию, отраженную в том или ином приложение. Все приложения нумеруются. Объем приложений не ограничивается.
Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.
4. Требования к оформлению
Курсовая работа должна включать в себя: титульный лист (Приложение 1); содержание (Приложение 2);
введение – обоснование темы и ее актуальности, цель и задачи работы; объект и предмет исследования (Приложение 3);
11
основное содержание с разбивкой на главы, со сносками на используемую литературу, оформленными в соответствии с ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008.
заключение (Приложение 4);
библиографический список (Приложение 5);
приложения (при необходимости - Приложения 6, 7).
Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.
Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с полями: левое – 25 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
- шрифт – Times New Roman;
- размер шрифта – 14;
- интервал – полуторный;
- нумерация страниц – сквозная; страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см.
Оформление постраничных сносок
Постраничные сноски оформляются через один интервал, шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 10; нумерация сносок – сквозная.
Примеры оформления сносок:
В 2009 году на опеку и попечительство приходилось 55,2 % от всех случаев семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей[1].
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей: воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; создавать необходимые условия
12
для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии; осуществлять защиту прав и интересов ребенка; обеспечивать уход за ребенком и лечение; обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах); извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.
Существует ряд подписанных и ратифицированных Россией международных конвенций и договоров, касающихся усыновления. Среди них – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., ратифицированная на территории РФ[2].
При выборе ребенка соответствующий оператор выдает потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение — и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребенка. Как правило, иностранные граждане приезжают в Россию дважды. В первый приезд они осуществляют подбор и знакомятся с ребенком, подают документы в суд. Второй раз кандидаты в усыновители приезжают непосредственно на судебное заседание. Это связано с тем, что с момента подбора ребенка до судебного заседания может пройти не один месяц.
Оформление таблиц, графиков, схем, иллюстраций
В случае использования таблиц, иллюстраций, схем, графиков следует
учитывать, что каждая таблица, иллюстрация, схема, график должен иметь заголовок, который размещается непосредственно под таблицей, иллюстрацией и т.д.
13
В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « – » либо писать «нет», «нет данных». Единственная иллюстрация или таблица не нумеруются.
Пример оформления таблиц:
Женщины в возрасте | 2014г. | 2015г. |
до 20 | 6,1 | 5,6 |
20 – 24 | 20,8 | 20,2 |
25 – 29 | 15,0 | 15,8 |
30 – 49 | 40, 9 | 40,5 |
50 – 54 | 10,6 | 11,2 |
55 – 59 | 4,3 | 4,6 |
Структура численности безработных по возрастным группам, % (данные Федеральной службы государственной статистики РФ)
Рис.3.1. Численность детей в возрасте 0–17 лет и число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оформление библиографического списка (Приложение 5)
Необходимо придерживаться требований, касающихся оформления списка литературы. Нормативные акты следует располагать в следующей последовательности:
международные акты, действующие на территории РФ – по хронологии;
Конституция Российской Федерации;
кодексы – по алфавиту;
Законы Российской Федерации – по юридической силе (сначала федеральные конституционные законы, далее федеральные законы), а затем – по хронологии;
Указы Президента Российской Федерации – по хронологии;
акты Правительства Российской Федерации – по хронологии;
акты министерств и ведомств – по хронологии;
решения иных государственных органов – по алфавиту, а затем – по хронологии;
15
нормативные акты иностранных государств, не действующие на территории Российской Федерации.
В библиографии необходимо указать: полное название акта, дату его принятия, номер, а также официальный источник опубликования.
Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.
Оформление приложений (Приложения 6, 7)
В случае использования приложений следует учитывать:
1. каждый структурный элемент приложений необходимо пронумеровать и снабдить подписью;
2. нумерация листов приложения продолжает общую нумерацию страниц текста курсовой работы;
3. в основном тексте делаются пометки, указывающие, к какому фрагменту относится то или иное приложение.
Некоммерческая организация
Смоленский колледж
Петрова Алина Дмитриевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Гражданское право»
Тема: «Виды гражданско-правовой ответственности»
Руководитель:___________________________________/Захарова Ю.В./
Студент (ка): ________________________________________/Петрова А.Д./
Смоленск – 2018 г.
Приложение 2 СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие гражданско-правовой ответственности……………....5
§1. Понятие, условия и основные признаки гражданско-правовой ответственности………………………………………………………………....5
§ 2. Применение гражданско-правовой ответственности……………...8
Глава 2. Виды гражданско–правовой ответственности………………….10
§ 1. Клaссификация видов грaжданско-прaвовой ответственности….10
§ 2. Ответственность за имущественные правонарушения…………...12
З a ключение…………………………………………………………….……….19
Библиографический список………………………………………….……….20
20
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в нашей стране выявляется более 100 тысяч таких детей. В 2009 году их общее количество составило 750 тысяч3. Основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране проблема устройства таких детей, а также защита их прав и интересов приобретает крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации признает за каждым ребенком право жить и воспитываться в семье, но большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.
Несмотря на то, что вопрос устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи либо в учреждения для детей-сирот,
3 Российский статистический ежегодник 2009. – М.: Росстат, 2010. – С.215.
21
законодательно урегулирован, количество сирот в России с каждым годом растет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.
Целью данной работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявление и анализ проблемных вопросов в данной области, а также предложение возможный путей решения выявленных проблем.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотрение института устройства детей-сирот на разных этапах
исторического развития российского государства, а также выявление
существующих в настоящее время форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей;
2) исследование норм российского и международного
законодательства об усыновлении (удочерении);
3) изучение законодательного закрепления опеки и попечительства над
детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) рассмотрение института приемной и патронатной семьи в российском праве;
5) выявление проблемных моментов в области российского и международного усыновления, опеки и попечительства, передачи в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) анализ эффективности применения существующих форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для
детей-сирот.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.
22
Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.
При изучении темы были использованы труды таких российских юристов как: Пчелинцева Л. М., Завражнов В. Г., Лиханов А. А., Михеева Л. Ю., Залунина Н.Б. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
23
Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования темы курсовой работы были получены следующие выводы:
1) различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существовали в нашем государстве еще с языческих времен. Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и в настоящее время существует в России как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Институт опеки и попечительства над детьми длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так затем и в РСФСР. В целом же, законодательство российского государства находилось в непрерывном развитии и постоянно изменялось, но, несмотря на это, в нашей стране издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи;
2) согласно действующему в настоящее время СК РФ, существуют следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную либо патронатную семью. При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) при невозможности устройства ребенка в семью осуществляется его передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и /или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
24
учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
В этом случае обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на администрацию этих учреждений.
После выпуска из таких учреждений большинство сирот испытывают различные психологические и материальные трудности, среди них – проблема с жильем и проблема социальной адаптации. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую изолируют детей от общества, поэтому они должны становиться более открытыми для общения с населением. В этой связи необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы обратиться за поддержкой. Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и попечительства и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях;
4) Невысокая эффективность системы социальной защиты детей связана с тем, что большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. Меры профилактики детского неблагополучия приводят к разрыву семейных отношений. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать, а работа с родителями сводится к минимуму. Существует дефицит своевременной психологической и юридической помощи неблагополучным семьям. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи. В этой связи целесообразно уделять больше внимания профилактике социального
25
сиротства. Решению этой задачи может помочь создание дополнительных специализированных служб по сопровождению неблагополучных семей;
5) неразвитость в России социально-реабилитационной инфраструктуры для инвалидов создает проблему устройства детей- инвалидов в семьи. В этой связи целесообразно на законодательном уровне развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
6) другая не менее важная проблема на сегодняшний день – это вторичное сиротство, которое появляется после отказа опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. Причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных институтов контроля, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей. Решить эту проблему поможет обязательное обучение замещающих родителей в профессиональных службах и последующее сопровождение приемных семей до совершеннолетия детей;
Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что сложившаяся к настоящему времени в России система жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершенна. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, от решения которой в значительной мере зависят перспективы развития любого общества. Именно поэтому повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми должно стать одной из приоритетных задач государства.
26
Приложение 5
Материалы судебной практики
25. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 20 апреля 2006г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень ВС РФ. – 2006г. - №6.
27
Монографии, учебные пособия и справочные издания
30. Беляева Л. И. Патронат в России (19 – начало 20 в.). – М.: Книжный мир, 2007. – 154 с.
31. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М.: Книжный мир, 2008. – 98 с.
32. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М.: АГРАФ, 2009. – 233 с.
33.Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. – М.: Норма, 2010. – 704 с.
35………………………………………………………………………………… 36. ……………………………………………………………………………….
Периодические издания
43. Глухарева В. Г. История развития института усыновления (удочерения) в России // История государства и права. – 2007. – № 1. – С. 38 – 42.
44. Завражнов В. Г. Усыновление иностранцами детей – российских граждан // Российская юстиция. – 2010. – № 9. – С. 32 – 35.
Электронные ресурсы
45.Википедия - Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/
28
Приложение 6
Приложение 7
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________ Н.Н.Никитина
«31» августа 2018 г.
Методические рекомендации по подготовке, защите и оценке курсовых работ
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям
Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.