Пояснительная записка (текстовая часть) ВКР, размером 60-80 страниц, должна содержать:
- обложку-1 страница;
- титульный лист- 1 страница;
- аннотацию- 1-2 страницы;
- содержание- 1-2 страницы;
- введение по заданной форме- 7-10 страниц;
- разделы основного содержания работы с выводами по каждому разделу- по 10-15 страниц на каждый раздел (всего 40-50 страниц);
- заключение – 1,5-2 страницы;
- глоссарий- 2-3 страницы;
- список аббревиатур- 1-2 страницы;
- библиографический список (не менее 20 наименований)- 3-4 страницы.
Обложка
На обложке работы требуется указать (Приложение Г):
а) наименование высшего учебного заведения, колледжа, ПЦК, где выполнялась данная работа;
б) название работы;
в) фамилию, инициалы, группу студента;
г) учёную степень, учёное звание, фамилию, инициалы научного руководителя;
г) город и год выполнения работы.
Титульный лист
Титульный лист оформляется по определенному образцу (Приложение Д), подписывается студентом-дипломником, научным консультантом, научным руководителем, председателем выпускающей ПЦК.
Аннотация
Текст аннотации должен содержать:
а) актуальность темы ВКР;
б) задачи и цели ВКР;
б) объект и предмет исследования;
в) общую характеристику работы;
в) выводы по итогам работы;
г) практическую значимость.
Аннотация подписывается студентом-дипломником, научным руководителем, председателем выпускающей ПЦК. (Приложении Е).
Содержание
Содержание является обязательным элементом ВКР. Располагается оно после аннотации.
Содержание начинается с введения и включает наименование всех разделов и подразделов, заключение, глоссарий, список аббревиатур и библиографический список, наименование и обозначение приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР. В содержание не включают обложку, титульный лист, аннотацию.
Каждую запись содержания оформляют как отдельный абзац, выровненный влево. Номера страниц указывают выровненными по правому краю поля и соединяют с наименованием структурного элемента или раздела посредством отточия.
После заголовка каждого элемента ставят отточие и приводят номер страницы работы, на которой начинается данный структурный элемент.
Обозначения подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно обозначения разделов.
При необходимости продолжение записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке выполняют, начиная от уровня начала этого заголовка на первой строке, а продолжение записи заголовка приложения — от уровня записи обозначения этого приложения.
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется по центру (14 шрифт, полужирный) прописными буквами, без точки в конце, не подчёркивается. (Приложение Ж)
Введение
Введение должно содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящён документ. Структурно введение содержит, в зависимости от типа работы, следующие пункты:
- Вступление;
- Актуальность работы;
- Степень разработанности проблемы;
- Цель исследования;
- Объект и предмет исследования;
- Задачи исследования;
- Гипотеза исследования;
- Методы исследования;
- Новизна работы;
- Практическая ценность;
- Апробация и внедрение результатов работы;
- Структура и объём работы.
Вступление должно содержать оценку современного состояния решаемой теоретической или научно-технической проблемы, основание и исходные данные для выполнения работы. Размер вступления не должен превышать страницу, оптимально может составлять три четыре абзаца текста.
Актуальность темы и степень ее разработанности показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение выбранной студентом темы ВКР.
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах первых двух-трех абзацев введения показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы.
Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы ВКР в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразрешенного в ней, так чтобы было понятно, с какой целью лично студент берется за нее.
Указание на разработанность проблемы позволяет, с одной стороны, выяснить степень знакомства студента со специальной литературой, а с другой - оценить в дальнейшем личный вклад студента в решение поставленных в работе проблем. Рекомендуется в этой части введения привести фамилии наиболее известных авторов, работающих в данной области и кратко указать полученные ими основные результаты, а также вопросы, уровень рассмотрения которых является недостаточным с точки зрения потребностей теории и практики.
Затем нужно переходить к довольно трудному этапу – формулировке цели, объекта, предмета и задач исследования в ВКР. Формулировка цели должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение – определить стратегию и тактику выполнения научных исследований. Цели и задачи исследования, а также методы исследования формируются и выбираются совместно с руководителем на этапе составления задания на ВКР (Приложение Б) и плана графика (Приложение В). Например, цель может быть такой: «Разработка устройства POST Card для поиска неисправностей и ремонта персональных компьютеров».
Далее описываем объект и предмет исследования. Объектом является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?». Предмет - это изучаемый процесс в рамках изучения объекта исследования. Предмет определяет тему работы. Для его исследования формулируются цель и задачи.
Например:
Объектом исследования является процесс тестирования материнских плат ПК, а предметом исследования – разработка устройства POST Card для поиска неисправностей материнских плат.
Далее можно использовать следующую фразу: «Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: …». А затем перечислить все задачи.
Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы исследователя. В исследовании ставятся следующие задачи, которые связаны с:
1) выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
2) анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий;
3) способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;
4) выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы с проблемой управления исследуемым объектом.
Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).
Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав ВКР. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.
Например:
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1) Изучить процесс тестирования материнских плат, тестер материнских плат POST Card PCI и его основные характеристики.
2) Изучить основные виды тестеров материнских плат POST Card PCI , разные исполнения построений тестеров, основные типы разъемов PCI.
3) Сформулировать ряд требований к тестеру.
4) Разработать модель тестера.
5) Спроектировать принципиальную схему, основанную на микросхеме Altera EPM3064ALC44–10, для управления тестером.
6) Составить электрическую модель тестера.
7) Изготовить практичный корпус обеспечивающий безопасность и экранирование от радиопомех.
8) Разработать конечное устройство – тестер материнских плат POST Card PCI .
9) Провести тестирование и отладку технического устройства.
Перечисленные исследователем задачи фактически представляют собой общий план изыскания. В них должно быть отражено все, что предполагает сделать исследователь, чтобы успешно достичь поставленной перед собой цели. Желательно, чтобы они были описаны в логической последовательности.
Гипотеза исследования – это теоретическое предположение, на основе ряда факторов о существовании причины явления или связи между явлениями, истинность которого необходимо проверить. То, что не требует доказательства – не гипотеза.
Например:
Использование тестера материнских плат POST Card PCI повысит эффективность процесса поиска причин поломки ПК.
Методы исследования – совокупность действий, предпринимаемых исследователем для достижения обозначенной цели и решения поставленных задач.
Среди методов исследования могут быть перечислены такие общенаучные методы, как диалектический, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, имитационного моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования.
Например:
В процессе исследования использовались следующие методы:
1) теоретические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, анализ специальной литературы по проблемам исследования, сравнение существующих технологий и методов решения исследуемой проблемы);
2) эмпирические (проектирование, построение модели исследуемого предмета, эксперимент);
3) статистические методы обработки результатов экспериментальной работы
Новизна работы чаще всего отражается в формулировках: «разработаны…», «раскрыты…», «определены…», «установлены…», «обоснованы…» и т.п. Хотя степень новизны может быть различной, техника её выявления одна и та же: предложенное решение научной или практической задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по техническому существу (по смыслу) и по достигаемому эффекту предшественник разрабатываемого технического устройства. Обычно новизна заключается в следующем:
а) установлении и описании новых объектов исследования;
б) использовании новых подходов, методик, методов исследования;
в) решении вопросов, отражающих специфику и особенности региона;
г) получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа источников литературы.
Практическая значимость – это возможность внедрения результатов работы с указанием конкретных областей применения. Она может проявляться в:
а) публикациях основных результатов изыскания в научной печати;
б) наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику;
в) апробации результатов изыскания на научных конференциях, конгрессах и симпозиумах;
г) использовании научных разработок в производственном процессе различных организаций и учреждений и др.
Апробация и внедрение результатов работы – указание тех мероприятий, где ранее представлялась данная ВКР (семинар в группе, научный семинар, конференции), а также мест и времени уже состоявшегося внедрения работы.
В разделе «Структура и объем работы» указывается: наличие введения, определенного количества разделов, заключения, библиографического списка, приложения; приводится полный объем ВКР в страницах, а также объем, занимаемый списком литературы (с указанием числа наименований, в том числе на иностранном языке), иллюстрациями, приложениями (с указанием их количества).
Например:
Выпускная квалификационная работа выполнена на 52 страницах, состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка (25 наименований работ отечественных и зарубежных авторов), содержит 12 рисунков, 8 таблиц и 4 приложения.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, определены объект и предмет, освещены основные методы, приемы и этапы исследования, раскрыта научная новизна и показана практическая значимость исследования.
В первом разделе ……………………………………………………………………………. .
Во втором разделе ……………………………………………………….………………… .
В третьем разделе …………………………………………………………………………. .
В заключении описаны результаты выполнения ВКР.
Поскольку «введение» должно давать общую характеристику ВКР, его можно окончательно оформлять на заключительном этапе составления пояснительной записки. Введение, как правило, короткий раздел – до 4-5 страниц.
Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется по центру прописными буквами (шрифт 14,полужирный), без точки в конце, не подчёркивается.
Введение не должно содержать рисунков, формул и таблиц.
Основная часть
Основная часть – наиболее сложная, важная и трудоемкая часть ВКР. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.
В основной части выделяются разделы и подразделы.
Слишком малое и слишком большое количество разделов и подразделов в ВКР свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждом из разделов, должен быть примерно равноценным по объему.
В конце каждого раздела делаются краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и освободить общие выводы по работе от второстепенных деталей.
Текст ВКР должен отвечать основным формальным требованиям, предъявляемым к законченным работам: четкость структуры; логичность и последовательность; точность приведенных сведений; ясность и лаконичность изложения материала; соответствие изложения нормам русского литературного языка.
Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным разделам основной части ВКР.
Основная часть в соответствии с заданием на ВКР может содержать:
а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку. В этом разделе дается теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования, он выполняется на основании анализа литературных источников, в нем предлагается своя точка зрения по проблеме исследования, делаются выводы по актуальности темы;
б) описание теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы и результаты расчетов, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики. При описании экспериментальной части излагаются общая концепция и основные методы исследования, алгоритмы решения задач.. В теоретических работах приводят известные и предполагаемые методы расчетов, их сравнительные оценки, в экспериментальных - принципы действия и характеристики разработанной аппаратуры, методы оценки погрешностей. В оригинальной части работы с исчерпывающей полнотой излагаются результаты собственных исследований с оценкой того нового, что вносится в разработку проблемы;
в) обобщение и оценку результатов исследований, описание конструкций, схем, технологий и т. п., оценку полноты решения поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и предложения по использованию результатов работы.
Пример содержания ВКР приведен в приложении Ж.
Количество разделов основной части согласовывается с руководителем. Расположение основного материала ВКР по разделам, подразделам основной части определяется автором ВКР.
Заключение
Заключение является логическим завершением ВКР и носит форму синтеза накопленной и основной части научной информации. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последнему разделу. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.
Заключение должно содержать:
а) суть и ценность проведенной работы;
б) преимущества предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения;
в) оценку полноты выполнения задания;
г) конкретные предложения и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.
Заключение строится в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Каждый пункт заключения обычно отражается суть работы, описанной в одном из соответствующих разделов или подразделов пояснительной записки. Однако заключение составляется по всей работе и поэтому его пункты не должны повторять выводы.
Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишется по центру прописными буквами (14 шрифт, полужирный), без точки в конце, не подчёркивается.
В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.