Тематика выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………. 2 ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………………………………. 2.1 Тематика выпускной квалификационной работы………………………………. 2.2 Пояснительная записка (тектсовая часть)….…………………………………… 2.3 Обложка……………………………………………………………………………. 2.4 Титульный лист…………………………………………………………………… 2.5 Аннотация…………………………………………………………………………. 2.6 Содержание……………………………………………………………………….. 2.7 Введение…………………………………………………………………………… 2.8 Основная часть……………………………………………………………………. 2.9 Заключение………………………………………………………………………... 2.10 Глоссарий и список аббревиатур……………………………………………….. 2.11 Библиографический список…………….……………………………………….. 2.12 Приложения……………………………………………………………………… 3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ… 3.1Основные положения…………………………………………………………….. 3.2 Оформление основных разделлв и подразделов….……………………………. 3.3 Изложение текста…………………………………………………………………. 3.4 Формулы……………………..……………………………………………………. 3.5 Правила написания числительных….…………………………………………… 3.6 Иллюстрации……………………………………………………………………… 3.7 Таблицы..………………………………………………………………………….. 3.8 Даты………………………………………………….…………………………….. 3.9 Листинг исходного кода ………………………………………………………….. 3.10 Сылки на объекты документа …………………………...................................... 3.11 Блок-схемы алгоритмов …………………………………………………………. 3.12 Использование мультимедийных презентаций при защите ВКР……………... 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………………………………… 4.1 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы……………..……. 4.2 Защита выпускной квалификационной работы………………………………… 4.3 Наиболее распространенные ошибки при написании выпускной квалификационной работы……………………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………….. ………………………….…………... ПРИЛОЖЕНИЕ А – Форма заявления на тему ВКР.…………………………..…..……. ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Форма бланка задания……………...………………...…..…………. ПРИЛОЖЕНИЕ В – Форма плана-графика……………………………………..……….... ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Форма обложники……………………………….………..………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Форма титульного листа…………………………..…..……………. ПРИЛОЖЕНИЕ Е- Форма аннотации……….………………………………..……..……. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Пример оформления содержания…………………..…….……….. ПРИЛОЖЕНИЕ З – Форма письма-заказа на тему ВКР......…….…………..…………… ПРИЛОЖЕНИЕ И – Форма справки о результатах внедрения…………..……............... ПРИЛОЖЕНИЕ К – Форма отзыва на ВКР......……………………………..……………. ПРИЛОЖЕНИЕ Л- Форма направления на рецензию……………………..…………….. ПРИЛОЖЕНИЕ М – Форма рецензии на ВКР...……………………………..……….….. ПРИЛОЖЕНИЕ Н– Форма оценочного листа ………………………………..…………. 4   6 6 6 6 7 7 7 7 11 12 12 13 14 16 16 16 18 21 22 23 24 26 26 27 28 32   34 34 37   38 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации содержат требования к выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) выпускников Колледжа педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы». Они призваны сориентировать выпускников по выбору темы исследования, содержанию, организации подготовки, написания и защите ВКР.

ВКР является обязательной составляющей государственной итоговой аттестации выпускников Колледжа педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) в соответствии с Федеральным государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, Положением о государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования".

ВКР представляет собой комплексную, самостоятельную работу студента, главная цель и содержание которой – всесторонний анализ, научные исследования или разработки по одному из вопросов теоретического или практического характера, соответствующих профилю специальности.

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения студента в колледже на соответствующих уровнях среднего профессионального образования и имеет своей целью:

- систематизация, закрепление и расшире­ние теоретических и практических знаний и умений по специальности и применение их при решении конкретных научных и/или прикладных (практических) задач;

- развитие навыков организации самостоятель­ной научно-исследовательской деятельности и овладение методиками исследования/проектирования, экспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- выяснение (выявление) степени профессиональной подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях развития совре­менного производства, прогресса науки, техники и культуры.

В ходе выполнения ВКР в соответствии с заданием на неё решаются одна или несколько следующих задач:

а) систематизируется и анализируется теоретический материал по теме ВКР;

б) определяются объект и методы исследования;

в) осуществляется сбор исходных данных, необходимых для анализа по теме исследования;

г) проводится анализ собранной информации, и формируются решения, исходя из результатов анализа;

д) выполняются теоретические и экспериментальные исследования;

е) создаются математические и компьютерные модели явлений, процессов и т. п.;

ж) выполняются теоретические и инженерные расчеты;

з) осуществляется оптимизация проектно-конструкторских, технологических и экономических решений;

и) осуществляется разработка проектов технических устройств в пакетах САПР;

к) разрабатывается техническая документация;

л) создаются технические устройства.

ВКР состоит из текстовой части и иллюстративного материала.

Текстовая часть ВКР должна быть посвящена всестороннему анализу, научным исследованиям или разработкам, направленным на решение проблем, сформулированных в задании на ВКР.

Иллюстративный материал ВКР выполняется с целью демонстрации при защите ВКР основных моментов работы, отражающих суть выполненных теоретических исследований и прикладных разработок, выводов и рекомендаций. Иллюстративный материал выносится на защиту ВКР в мультимедийном виде (в виде слайдов) с распечаткой раздаточного материала. Допускается использование кино- и видеороликов.

Для подготовки ВКР аттестуемому назначаются научный руководитель и консультанты.

ВКР переплетаются или брошюруются в твёрдую папку с обязательным проколом листов. Последовательность расположения структурных элементов ВКР при брошюровке осуществляется в соответствии с разделом 2.

Защита ВКР осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по соответствующей основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.

За актуальность, соответствие тематики ВКР профилю специальности, руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая предметно-цикловая комиссия и непосредственно научный руководитель работы.

За все сведения, изложенные в ВКР, порядок использования при ее составлении фактического материала и другой информации, обоснованность и достоверность выводов и защищаемых положений ответственность несет автор работы.



ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Обложка

На обложке работы требуется указать (Приложение Г):

а) наименование высшего учебного заведения, колледжа, ПЦК, где выполнялась данная работа;

б) название работы; 

в) фамилию, инициалы, группу студента;

г) учёную степень, учёное звание, фамилию, инициалы научного руководителя;

г) город и год выполнения работы.

Титульный лист

Титульный лист оформляется по определенному образцу (Приложение Д), подписывается студентом-дипломником, научным консультантом, научным руководителем, председателем выпускающей ПЦК.

Аннотация

Текст аннотации должен содержать:

а) актуальность темы ВКР;

б) задачи и цели ВКР;

б) объект и предмет исследования;

в) общую характеристику работы;

в) выводы по итогам работы;

г) практическую значимость.

Аннотация подписывается студентом-дипломником, научным руководителем, председателем выпускающей ПЦК. (Приложении Е).

 

Содержание

Содержание является обязательным элементом ВКР. Располагается оно после аннотации.

Содержание начинается с введения и включает наименование всех разделов и подразделов, заключение, глоссарий, список аббревиатур и библиографический список, наименование и обозначение приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР. В содержание не включают обложку, титульный лист, аннотацию.

Каждую запись содержания оформляют как отдельный абзац, выровненный влево. Номера страниц указывают выровненными по правому краю поля и соединяют с наименованием структурного элемента или раздела посредством отточия.

После заголовка каждого элемента ставят отточие и приводят номер страницы работы, на которой начинается данный структурный элемент.

Обозначения подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно обозначения разделов.

При необходимости продолжение записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке выполняют, начиная от уровня начала этого заголовка на первой строке, а продолжение записи заголовка приложения — от уровня записи обозначения этого приложения.  

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется по центру (14 шрифт, полужирный) прописными буквами, без точки в конце, не подчёркивается. (Приложение Ж)

 

Введение

Введение должно содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящён документ. Структурно введение содержит, в зависимости от типа работы, следующие пункты:

- Вступление;

- Актуальность работы;

- Степень разработанности проблемы;

- Цель исследования;

- Объект и предмет исследования;

- Задачи исследования;

- Гипотеза исследования;

- Методы исследования;

- Новизна работы;

- Практическая ценность;

- Апробация и внедрение результатов работы;

- Структура и объём работы.

Вступление должно содержать оценку современного состояния решаемой теоретической или научно-технической проблемы, основание и исходные данные для выполнения работы. Размер вступления не должен превышать страницу, оптимально может составлять три четыре абзаца текста.

 Актуальность темы и степень ее разработанности показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение выбранной студентом темы ВКР.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах первых двух-трех абзацев введения показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы ВКР в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразрешенного в ней, так чтобы было понятно, с какой целью лично студент берется за нее.

Указание на разработанность проблемы позволяет, с одной стороны, выяснить степень знакомства студента со специальной литературой, а с другой - оценить в дальнейшем личный вклад студента в решение поставленных в работе проблем. Рекомендуется в этой части введения привести фамилии наиболее известных авторов, работающих в данной области и кратко указать полученные ими основные результаты, а также вопросы, уровень рассмотрения которых является недостаточным с точки зрения потребностей теории и практики. 

Затем нужно переходить к довольно трудному этапу – формулировке цели, объекта, предмета и задач исследования в ВКР. Формулировка цели должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение – определить стратегию и тактику выполнения научных исследований. Цели и задачи исследования, а также методы исследования формируются и выбираются совместно с руководителем на этапе составления задания на ВКР (Приложение Б) и плана графика (Приложение В). Например, цель может быть такой: «Разработка устройства POST Card для поиска неисправностей и ремонта персональных компьютеров».

Далее описываем объект и предмет исследования. Объектом является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?». Предмет - это изучаемый процесс в рамках изучения объекта исследования. Предмет определяет тему работы. Для его исследования формулируются цель и задачи.

Например:

Объектом исследования является процесс тестирования материнских плат ПК, а предметом исследования – разработка устройства POST Card для поиска неисправностей материнских плат.

Далее можно использовать следующую фразу: «Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: …». А затем перечислить все задачи.

Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы исследователя. В исследовании ставятся следующие задачи, которые связаны с:

1) выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

2) анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий;

3) способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

4) выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы с проблемой управления исследуемым объектом.

Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав ВКР. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Например:

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1) Изучить процесс тестирования материнских плат, тестер материнских плат POST Card PCI и его основные характеристики.

2) Изучить основные виды тестеров материнских плат POST Card PCI , разные исполнения построений тестеров, основные типы разъемов PCI.

3) Сформулировать ряд требований к тестеру.

4) Разработать модель тестера.

5) Спроектировать принципиальную схему, основанную на микросхеме Altera EPM3064ALC44–10, для управления тестером.

6) Составить электрическую модель тестера.

7) Изготовить практичный корпус обеспечивающий безопасность и экранирование от радиопомех.

8) Разработать конечное устройство – тестер материнских плат POST Card PCI .

9) Провести тестирование и отладку технического устройства.

Перечисленные исследователем задачи фактически представляют собой общий план изыскания. В них должно быть отражено все, что предполагает сделать исследователь, чтобы успешно достичь поставленной перед собой цели. Желательно, чтобы они были описаны в логической последовательности.

Гипотеза исследования – это теоретическое предположение, на основе ряда факторов о существовании причины явления или связи между явлениями, истинность которого необходимо проверить. То, что не требует доказательства – не гипотеза.

Например:

Использование тестера материнских плат POST Card PCI повысит эффективность процесса поиска  причин поломки ПК.

Методы исследования – совокупность действий, предпринимаемых исследователем для достижения обозначенной цели и решения поставленных задач.

Среди методов исследования могут быть перечислены такие общенаучные методы, как диалектический, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, имитационного моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования.

Например:

В процессе исследования использовались следующие методы:

1) теоретические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, анализ специальной литературы по проблемам исследования, сравнение существующих технологий и методов решения исследуемой проблемы);

2) эмпирические (проектирование, построение модели исследуемого предмета, эксперимент);

3) статистические методы обработки результатов экспериментальной работы

Новизна работы чаще всего отражается в формулировках: «разработаны…», «раскрыты…», «определены…», «установлены…», «обоснованы…» и т.п. Хотя степень новизны может быть различной, техника её выявления одна и та же: предложенное решение научной или практической задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по техническому существу (по смыслу) и по достигаемому эффекту предшественник разрабатываемого технического устройства. Обычно новизна заключается в следующем:

а) установлении и описании новых объектов исследования;

б) использовании новых подходов, методик, методов исследования;

в) решении вопросов, отражающих специфику и особенности региона;

г) получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа источников литературы.

Практическая значимость – это возможность внедрения результатов работы с указанием конкретных областей применения. Она может проявляться в:

а) публикациях основных результатов изыскания в научной печати;

б) наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику;

в) апробации результатов изыскания на научных конференциях, конгрессах и симпозиумах;

г) использовании научных разработок в производственном процессе различных организаций и учреждений и др.

Апробация и внедрение результатов работы – указание тех мероприятий, где ранее представлялась данная ВКР (семинар в группе, научный семинар, конференции), а также мест и времени уже состоявшегося внедрения работы.

В разделе «Структура и объем работы» указывается: наличие введения, определенного количества разделов, заключения, библиографического списка, приложения; приводится полный объем ВКР в страницах, а также объем, занимаемый списком литературы (с указанием числа наименований, в том числе на иностранном языке), иллюстрациями, приложениями (с указанием их количества).

Например:

Выпускная квалификационная работа выполнена на 52 страницах, состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка (25 наименований работ отечественных и зарубежных авторов), содержит 12 рисунков, 8 таблиц и 4 приложения.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, определены объект и предмет, освещены основные методы, приемы и этапы исследования, раскрыта научная новизна и показана практическая значимость исследования.

В первом разделе ……………………………………………………………………………. .

Во втором разделе ……………………………………………………….………………… .

В третьем разделе …………………………………………………………………………. .

В заключении описаны результаты выполнения ВКР.

 

Поскольку «введение» должно давать общую характеристику ВКР, его можно окончательно оформлять на заключительном этапе составления пояснительной записки. Введение, как правило, короткий раздел – до 4-5 страниц.

Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется по центру прописными буквами (шрифт 14,полужирный), без точки в конце, не подчёркивается.

Введение не должно содержать рисунков, формул и таблиц.

 

Основная часть

Основная часть – наиболее сложная, важная и трудоемкая часть ВКР. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.

В основной части выделяются разделы и подразделы.

Слишком малое и слишком большое количество разделов и подразделов в ВКР свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждом из разделов, должен быть примерно равноценным по объему.

В конце каждого раздела делаются краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и освободить общие выводы по работе от второстепенных деталей.

Текст ВКР должен отвечать основным формальным требованиям, предъявляемым к законченным работам: четкость структуры; логичность и последовательность; точность приведенных сведений; ясность и лаконичность изложения материала; соответствие изложения нормам русского литературного языка.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным разделам основной части ВКР.

Основная часть в соответствии с заданием на ВКР может содержать:

а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку. В этом разделе дается теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования, он выполняется на основании анализа литературных источников, в нем предлагается своя точка зрения по проблеме исследования, делаются выводы по актуальности темы;

б) описание теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы и результаты расчетов, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики. При описании экспериментальной части излагаются общая концепция и основные методы исследования, алгоритмы решения задач.. В теоретических работах приводят известные и предполагаемые методы расчетов, их сравнительные оценки, в экспериментальных - принципы действия и характеристики разработанной аппаратуры, методы оценки погрешностей. В оригинальной части работы с исчерпывающей полнотой излагаются результаты собственных исследований с оценкой того нового, что вносится в разработку проблемы;

в) обобщение и оценку результатов исследований, описание конструкций, схем, технологий и т. п., оценку полноты решения поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и предложения по использованию результатов работы.

Пример содержания ВКР приведен в приложении Ж.

Количество разделов основной части согласовывается с руководителем. Расположение основного материала ВКР по разделам, подразделам основной части определяется автором ВКР.

Заключение

Заключение является логическим завершением ВКР и носит форму синтеза накопленной и основной части научной информации. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последнему разделу. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.

Заключение должно содержать:

а) суть и ценность проведенной работы;

б) преимущества предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения;

в) оценку полноты выполнения задания;

г) конкретные предложения и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.

Заключение строится в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Каждый пункт заключения обычно отражается суть работы, описанной в одном из соответствующих разделов или подразделов пояснительной записки. Однако заключение составляется по всей работе и поэтому его пункты не должны повторять выводы.

Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишется по центру прописными буквами (14 шрифт, полужирный), без точки в конце, не подчёркивается.

В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

 

Библиографический список

При написании ВКР часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.

Библиографический список является обязательным атрибутом работы и должен включать библиографические описания законодательных и нормативных материалов, монографий и других научных трудов, статей из журналов и иных периодических изданий, и информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы.

В выпускных квалификационных работах следует привести 30-50 наименований опубликованных источников. Содержание библиографического списка определяет автор работы исходя из цели и задач ее выполнения. Последовательность расположения в списке может быть различной.

Наиболее известны способы расположения литературы: алфавитный, по видам источников и в порядке упоминания литературы в тексте.

Алфавитное расположение – по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. Алфавитный способ можно использовать, когда список составляется по узкому вопросу, когда число названий невелико.

Расположение по видам источников – все документы делятся на группы:

- документы, формирующие методологическую базу исследования, труды метров науки;

- официальные документы, то есть государственные документы, документы общественных организаций, политических партий;

- конституция, законодательные материалы, документы, исходящие от органов представительной, исполнительской и судебной власти, тематические сборники таких документов;

- документальные материалы, составляющие базу источников исследования;

- перечень отечественной и зарубежной литературы по теме – по алфавиту того языка, на котором дается библиографическое описание документа.

Можно использовать расположение в порядке упоминания литературы в тексте.

Библиографический список нумеруется арабскими цифрами. 

При описании Интернет-ресурсов нежелательно использовать ссылки к ресурсам (сайтам), которые:

а) не имеют публичного доступа, т.е. защищены паролем или являются внутрикорпоративными (недоступными из общей сети);

б) не являются добросовестными правообладателями, т.е. сайты рефератов, дипломных работ, сайты частных лиц, публикующих материалы без согласия авторов.

Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов, сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.

В некоторых случаях следует обязательно указывать дату публикации. Это правило относится к ситуациям, когда используются:

а) электронные версии журналов;

б) электронные версии изданий с сайтов издательств.

В остальных случаях указание на дату публикации не является обязательным, но если дата известна, ее рекомендуется приводить в описании источника.

Объем источника в страницах приводится только для печатных версий Интернет-ресурса, т.е. для файлов, имеющих расширение pdf, rtf, doc. Нельзя для характеристики объема источника приводить его объем в килобайтах и других аналогичных единицах.

Словосочетание «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» пишется по центру прописными буквами (шрифт 14,полужирный) , без точки в конце, не подчёркиваются.

 

Приложения

Материал, дополняющий основную часть ВКР, оформляют в виде приложений. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объёма и/или формата, таблицы большого формата, а также в приложения могут быть включены:

а) материалы, дополняющие ВКР;

б) промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

в) таблицы вспомогательных цифровых данных;

г) тексты программ для ЭВМ, разработанных в процессе выполнения ВКР;

д) иллюстрации вспомогательного характера;

е) материалы о внедрении результатов ВКР (Приложения З-И)

ж) информацию о докладах на конференциях по теме ВКР и др.

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и через пробел его номер.

Приложения нумеруют заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в отчете одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру отдельной строкой с прописной буквы полужирным шрифтом без точки в конце. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц (рис. 1).

Рисунок 1 - Оформление приложений

В случае если приложением является сторонний документ, например, акт приёмки, техническое задание и так далее, то после заголовка приложения лист остаётся пустым, а вкладываемый сторонний документ размещается следующим листом или листами.

В таком приложении может присутствовать собственная нумерация листов вкладываемого документа, сквозная нумерация работы в этом случае не выполняется, но она должна учитывать количество листов вкладываемого документа со следующего за документом листа приложения.

Приложения выполняют на листах формата А4, допускается выполнение приложений на листах формата А3 (297×420) мм.



ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные положения

Текст основной части работы выполняется на одной стороне страницы формата А4 (297×210 мм) печатным шрифтом «Times New Roman» (рис. 2). Цвет шрифта – чёрный. Размер шрифта 14. Интервал основной части документа – полуторный.

Разметка страницы содержит следующие параметры:

· левое поле – 30 мм;

· правое поле – 15 мм;

· верхнее поле – 20 мм;

· нижнее поле – 20 мм;

· ориентация листа книжная для текстовой информации;

· ориентация листа книжная или альбомная для иллюстраций, таблиц, блок-схем, диаграмм;

· допустимо использование формата А3 для графической информации;

· колонка одна;

· номер страницы внизу в центре.

Рисунок 2 - Разметка страницы

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя курсив, полужирный шрифт и подчеркивание.

В тексте ВКР не допустимы ксерокопии документов (кроме приложений).

 

Оформление основных разделов и подразделов

Работа содержит разделы. Их состав и количество определяет бланк - задание. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Все основные разделы нумеруются арабскими цифрами начиная с единицы в пределах всего документа и оформляются как заголовок первого уровня - прописным буквами шрифта «Times New Roman». После номера раздела ставится пробел и указывается наименование текущего раздела (рис. 3).

Цвет шрифта – чёрный. Начертание шрифта – полужирный. Размер шрифта 14. Красная строка размером 12,5 мм. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед - ноль пунктов. Интервал после – 6 пунктов.

Подразделы документа нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела и оформляются как заголовок второго уровня – «Как в предложениях», то есть первая буква прописная, остальные строчные (см. рис. 3). Нумерация подраздела включает: номер раздела, точку, номер подраздела, пробел, и наименование подраздела.

 

Рисунок 3 -  Представление основного абзаца, заголовков первого и второго уровня

 

Шрифт «Times New Roman». Цвет шрифта – чёрный. Начертание шрифта – полужирный. Размер шрифта 14. Красная строка размером 12,5 мм. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед - ноль пунктов. Интервал после – 6 пунктов.

Располагается подраздел на текущей странице, непосредственно за предыдущим подразделом или разделом. Не рекомендуется использование трёхуровневой нумерации подразделов, в этом случае третий уровень, если это действительно необходимо, рекомендуется представлять полужирным ненумерованным заголовком, основанным на стиле «Основной текст», чтобы при генерировании содержания MS Word не включал подразделы третьего уровня в содержание.

Стандартный абзац документа выравнивается по ширине, содержит красную строку размером 12,5 мм (см. рис. 3). Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед и после ноль пунктов. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Размер шрифта 14.

Каждый основной раздел завершается выводом, который может содержать один или несколько стандартных абзацев текста. Если вывод состоит из одного абзаца, он не нумеруется и в качестве заголовка используется слово «Вывод», оформленное курсивом. Если из нескольких, то абзацы нумеруются строчными буквами кириллицы и используется слово «Выводы». Оформление представлено на рисунке 4.

Компоновка листа раздела выполняется в соответствии с правилами:

В конце скомпонованного листа не допустимо наличие пустоты, но допустимо присутствие пустот в нижней части раздела менее 20 мм.

- Нетекстовые объекты: таблицы, иллюстрации, листинг исходного кода, должны располагаться после ссылки на этот объект, на текущей или последующей странице, но до выводов текущего раздела, при этом допускается отдельные объекты документа или их совокупность выносить в приложения;

- Рекомендуется большие объекты документа: таблицы, иллюстрации, листинг исходного кода выносить в приложения к работе;

- В приложениях листинг исходного кода файлов допустимо и рекомендуется приводить мелким шрифтом, например, размером 6-8 пунктов.

Страница, на которой завершается раздел заполняется полностью. Допускается неполное заполнение страницы, при этом страница должна быть заполнена не менее одной трети, ближе к половине, листа.

Все остальные промежуточные страницы раздела, содержащие текст, листинг файла, таблицы или иллюстрации, должны быть заполнены полностью, допустимо присутствие пустот в нижней части раздела менее 20 мм, для текста, это отсутствие последней строки.

 

 

Рисунок 4 - Оформление выводов в конце раздела

Структурные элементы не следует путать с заголовками первого и второго уровней. К структурным элементам относятся: «Содержание», «Введение», «Заключение», «Глоссарий», «Список аббревиатур», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПриложениЕ».

Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце, прописными буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Все остальные требования те же, что и к заголовкам разделов.

Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации в пределах всего документа в нижнем колонтитуле по центру страницы. Размер шрифта 14. Начертание шрифта – обычный. Обложка, титульный лист и аннотация не имеют нумерации, но на листе «СОДЕРЖАНИЕ» нумерация начинается с учётом общего количества листов.

При наличии в приложениях вложенных документов, эти документы могут иметь собственную нумерацию страниц, но по окончании такого документа, следующее приложение нумеруется с соблюдением сквозной нумерации в пределах всего документа с учётом количества страниц вложенного документа.

 

Изложение текста

Текст ВКР должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

а) последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, итак);

б) переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратившись к, рассмотрев, остановимся на, рассмотрев, перейдя, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

в) обязательные требования (следует, необходимо, требуется, не допускается, запрещается, не следует);

г) противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

д) причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

е) отношение (конечно, разумеется, действительно, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

ж) итог, вывод (итак; таким образом; в заключение следует отметить; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, рассмотрев следующие факторы, влияющие на формирование ……..).

Изложение текста приводится в безличной форме. Например: «…значение коэффициента принято…», или «принимается».

Сокращения в тексте допускаются только общепринятые:

а) в середине предложений – «см.», «т. е.»;

б) в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»;

в) при фамилии или названии учреждения – сокращения ученых степеней и званий, например, дтн Иванов К.М.; кф-мн Петров Ю.С.; проф. ХГУ; акад. Смирнов; доц. Семенов; ст. (мл.) науч. сотр. ХГУ Сидоров И.М.;

г) при наличии цифрового обозначения – «г.» (год), «гг.» (годы), например, 2014 г.

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».

В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименование и обозначение, установленные в ГОСТ 8.417.

Интервалы чисел в тексте записывают со словами «от» и «до» (имея в виду «от и до... включительно»), если после чисел указана единица физической величины или числа представляют безразмерные коэффициенты, или через тире, если числа представляют порядковые номера.

Примеры:

1) толщина слоя должна быть от 0,5 до 2,0 мм.

2) рисунки 1 – 14.

Использование цитат требует соблюдения правил, включающих как общие требования к цитатному материалу, так и указания на иные особенности его оформления.

К общим требованиям нужно отнести следующие:

а) цитируемый текст должен приводиться в кавычках без малейших изменений. Недопустим пропуск слов, предложений или абзацев без указания на то, что такой пропуск делается (такие пропуски обычно обозначаются многоточием). Недопустима замена слов, так как замена всего одного слова даже очень близким ему синонимом может существенно изменить смысл высказывания. Должны сохраняться все особенности авторских написаний, так как изменение таких написаний приводит к искажению смысла высказывания, стиля авторского изложения (исправляются слова, написанные по старой орфографии, а также опечатки);

б) цитирование должно быть полным;

в) нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест цитируемого источника (хотя эти выдержки могут быть и логически связанными, и однородными по материалу). Каждая такая выдержка оформляется как отдельная цитата;

г) все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник. Это позволяет при необходимости проверить правильность цитирования, повышает ответственность автора за точность цитирования. Ссылки оформляются по общим правилам составления библиографических описаний, например, [3, с. 5], [2, с. 4-6], [2, с. 1, 4, 6].

Оформление перечислений.

Перед каждым элементом перечисления следует ставить тире. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления, вместо символа тире ставят строчные буквы русского алфавита со скобкой, начиная с буквы «а» (за исключением букв ё, э, й, о, ч. ъ. ы, ь). Простые перечисления отделяются запятой, сложные - точкой с запятой. В случае наличия нескольких предложений в абзаце перечислений ставят точку.

При наличии конкретного числа перечислений допускается перед каждым элементом перечисления ставить арабские цифры, после которых ставится скобка.

Перечисления приводятся с абзацного отступа в столбик, как представлено на рисунке 5.  

Рисунок 5 -Списки

 

Формулы

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну целую строку, то оно должно быть перенесено после математического знака, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Формулы и уравнения в документе располагаются по левому краю страницы с отступом – красная строка размером 12,5 мм, в круглых скобках по правому краю листа выполняется нумерация формулы в круглых скобках, которая состоит из номера раздела и номера формулы в данном разделе.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Если приводится описание компонентов формулы, то этот текст начинается с красной строки, словом «где», после которого ставится запятая (рис. 6). Начертание шрифта – обычный. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед - и после – ноль пунктов.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках

Рисунок 6 - Оформление сложной формулы

Если формула не имеет большого значения для расчёта, то есть на неё нет ссылок в документе, то она не нумеруется. Размер шрифта может быть изменён при её расположении в приложениях. Формула может быть выполнена при помощи инструмента MS Word для построения формул. Если формула создана при помощи других программных продуктов, в этом случае формулу следует представлять в документе в виде объекта MS Word: - «надпись».

 

Иллюстрации

Иллюстрации документа могут содержать: рисунки, чертежи, диаграммы, блок-схемы, фотографии и другие графические материалы. В тексте документа все эти объекты называются рисунками и нумеруются арабскими цифрами и располагаются после ссылки на этот объект, на текущей или последующей странице, но до выводов текущего раздела или выносятся в приложения. Большие иллюстрации рекомендуется выносить в приложения и представлять, в том числе, и в формате А3.

Нумерация иллюстрации включает: слово «Рисунок», пробел, номер раздела, в котором находится рисунок, точку, номер рисунка в этом разделе, пробел, символ тире, пробел, наименование рисунка, оформленное «Как в предложениях», то есть первая буква прописная, остальные строчные. Например, «Рисунок 3.1 - Схема данных проекта». Размер шрифта 14. Выравнивание - «по центру». Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед и после шесть пунктов. Начертание шрифта – обычный.

Если рисунок располагается в одном из приложений, то в нумерацию, после конструкции «Рисунок » вставляется дополнительно: прописная буква – номер приложения, указывающая, что рисунок располагается в приложении, а затем точка, и номер рисунка в приложении. Например, «Рисунок Б.1 - Схема данных проекта».

При необходимости наименование рисунка может содержать подрисуночный текст, непосредственно сразу после наименования рисунка (рис. 7). В этом случае после имени рисунка ставится двоеточие, а затем, с новой строки подрисуночный текст, как указано на данном рисунке. Допустимо и рекомендуется воспользоваться альтернативным решением – использовать легенду, которая является частью рисунка. В этом случае под рисунком помещается только его нумерация и наименование. Например, «Рис. 3.1. Схема данных проекта».

Иллюстрации выравниваются по центру страницы, как и подпись к ней. Недопустимо располагать графические объекты в две и более колонки.

Допустимо иллюстративные листы располагать в альбомной ориентации. Для этого, например, в MS Word 2013, на вкладке «Разметка страницы» выбрать «Разрывы\ Разрывы разделов\ Следующая страница\» дважды, то есть создать два раздела. Затем вернуться на предыдущий созданный раздел и выбрать на вкладке «Разметка страницы» «Ориентация\ Альбомная». Таким образом создаётся один лист с альбомной ориентацией между двумя листами с книжной ориентацией.

Рисунок 7 - Иллюстрация с подрисуночным текстом

Таблицы

Таблицы документа содержат объёмный цифровой и многомерный текстовой материал оформляется в виде таблиц. Эта форма представления информации достаточно информативна и при этом позволяет значительно экономить место в документе. Размер шрифта для заголовков и содержимого ячеек таблицы 14, но допустимо уменьшать шрифт внутри таблицы до 12. Если таблица располагается в приложении, то размер шрифта для заголовков и содержимого ячеек таблицы может быть иным.

Таблица располагаются внутри раздела после ссылки на эту таблицу в тексте документа или на следующей странице, на одном или нескольких листах, до выводов данного раздела или выносится в приложения.

Все таблицы должны иметь название, отражающее их содержание и порядковую нумерацию. Таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами.

Заголовок таблицы не содержит красную строку, выравнивается по ширине, (рис. 8). Заголовок содержит конструкцию «Таблица», пробел, номер раздела, точку, номер таблицы в разделе, пробел, символ тире, пробел, наименование таблицы, которое начинается с прописной буквы, точка в конце не ставится. Например, «Таблица 3.5 – Список сотрудников». Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед и после шесть пунктов. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Начертание шрифта – обычный.

Если таблица находится в приложении, вместо номера раздела указывается номер приложения, например, «Таблица А.2 – Назначение инвентаря».

Если таблица занимает более одной страницы, то перед таблицей на последующих за первым листах наименование таблицы пропускается, но используется следующий текст, содержащий нумерацию, например, «Продолжение таблицы 3.1», или «Продолжение таблицы В.2» для приложений (рис. 9). Кроме того, на новой странице, в таблице повторяется «шапка таблицы», то есть её заголовок или при наличии строки с нумерацией столбцов в начале таблицы приводится эта нумерация столбцов.

Таблица со всех сторон, ограничивается линиями. «Шапка» таблицы отделена линией от остальной части таблицы. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и столбцы таблицы, допускается не приводить, если это не затрудняет изучение таблицы. Использовать диагональные разделяющие линии в таблице недопустимо.

Заголовки и подзаголовки столбцов таблицы выравниваются по центру по горизонтали и по вертикали. Допускается перпендикулярное расположение текста.

Рисунок 8 - Оформление небольшой таблицы

Заголовки и подзаголовки столбцов указывают в единственном числе. Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. В конце заголовков и подзаголовков точка не ставится.

Рисунок 9 - Оформление таблиц в приложении

Обозначение единицы измерения, общей для всех данных в столбце или строке, указывают через запятую вслед за заголовком столбца или строки.

Если таблица текстовая, то текст в ячейках таблицы всегда начинается с прописной буквы без точки в конце. Однако все промежуточные знаки препинания проставляются, в том числе и точки между предложениями. Недопустимо разрывать слова при переносе, в разрез правил языка.

Числовое значение показателя проставляется так, чтобы цифры одного разряда в столбце располагалось точно друг под другом. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Допускается объединение нескольких ячеек в одну ячейку и проставление параметра один раз. Если данные в ячейке не приводятся, в ней ставится прочерк, символ «-».

 

Даты

Учебный, хозяйственный, бюджетный, операционный год пишут через косую линейку: в учебном 2007/08 г., в зиму 2007/08 г. В остальных случаях между годами ставится тире: в 2007 – 2008 гг.

Века следует писать римскими цифрами, используя принятые при этом условные сокращения (VI – IX вв.). Столетия принято записывать арабскими цифрами, например, во 2-м столетии н.э., 70 – 80-е гг. XX в.

При написании дат не допускается отделение от цифр переносом на другую строку обозначений «г.», «вв.» и т. д.

Листинг исходного кода

Листинг исходного кода файлов может располагаться как в основной части, так и в приложениях документа. Листинг располагается после ссылки на него в тексте документа, на одном или нескольких листах, до выводов данного раздела или выносится в приложения. Размер шрифта для заголовков листинга 14, текст листинга в основной части документа выполняется 12 шрифтом. Допускается уменьшение междустрочного интервала до 1 пт. Если листинг располагается в приложении, то текст листинга выполняется 6-8 шрифтом, главное требование он должен быть читабелен. Листинг исходного кода оформляется как таблицы, то есть имеет наименование, отражающее его содержание и порядковую нумерацию. Листинг нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами.

Заголовок листинга, выравнивается по ширине, содержит красную строку размером 12,5 мм. Отступы справа и слева ноль пунктов. Интервал перед и после 6 пунктов. Межстрочный интервал 1,5 пункта. Размер шрифта 14. Начертание шрифта – обычный (рис. 10). Нумерация листинга содержит номер раздела и номер листинга в разделе. Например, «Листинг 3.1».

 

Рисунок 10 - Оформление листинга исходного кода файлов в приложении

Если листинг находится в приложении, вместо номера раздела указывается номер приложения, например, «Листинг А.2». Если листинг занимает более одной страницы, то перед продолжением листинга на следующем листе наименование пропускается, но выполняется следующий текст, содержащий нумерацию, например, «Продолжение листинга 3.1», или «Продолжение листинга А.2» для приложений.

 

Ссылки на объекты документа

Ссылки на рисунок, таблицу, листинг исходного кода и формулу в тексте документа выполняются по едином правилам:

- Если ссылка присутствует в конце предложения, то она располагается перед точкой, указывается в круглых скобках, начинается со строчной буквы, соответственно: (рис. 3.1), (табл. 3.2), (листинг 3.4), (формула 3.4);

- Если ссылка присутствует в середине предложения, то ссылка имеет полный текст, соответственно: «… на рисунке 3.2 представлены ...», «… в таблице 3.2 определены ...», «… текст программы представлен в листинге 3.2 ...», «… в формуле 3.2 определены ...»;

- Если необходимо сослаться на объект, расположенный в приложениях, то вместо номера раздела указывается номер предложения. Например, для рисунка это выглядит так: (рис. А.1), если ссылка располагается в конце предложения, или так: «… на рисунке А.2 представлены ...», если ссылка располагается в середине предложения.

- Если в тексте документа используется повторная ссылка на объект, когда ссылка располагается в конце предложения добавляется сокращение «см.», например, (см. рис. 3.4) или (см. рис. А.2);

- Если необходимо сослаться сразу на несколько объектов имеющих последовательную нумерацию, то указывается первый и последний объект через тире, например, (рис. 3.1 - 3.5) или (рис. А.2 - 6) или «… на рисунках 3.2 - 3.5 представлены ...» или «… на рисунках А.2 - 23 представлены ...»;

- Если необходимо сослаться сразу на несколько объектов имеющих не последовательную нумерацию, то указывается все объекты через запятую, например, (рис. 3.1, 3.5) или (рис. А.2, А.6) или «… на рисунках 3.2, 3.5 представлены ...» или «… на рисунках А.2, А.23 представлены ...»;

- Возможен комбинированный вариант, например, (рис. 3.1, 3.4 - 3.5) или (рис. А.2, А.4 - 6).

Ссылки на первоисточники библиографического списка выполняется в квадратных скобках, в конце предложения перед точкой. Например, «… «…компонент построения завершён» [5]. Каждая сущность предметной области…». Ссылка содержит номер первоисточника в списке. Недопустима ссылка сразу на несколько первоисточников. Текст цитаты из первоисточника должен быть оформлен согласно правил цитирования русского языка.

Блок-схемы алгоритмов

В работах студентов могут присутствовать блок-схемы алгоритмов.

Блок-схема — это визуальное представление записи алгоритма в графической форме, которое не зависит от формальных правил различных языков программирования.

Блок-схема любого алгоритма состоит из отдельных элементов, связанных между собой линиями связи или стрелками. Блок-схема не допускает двойственности, имеет только один элемент «начало», один или несколько элементов «конец», в зависимости от её сложности.

Схемы могут использоваться на различных уровнях детализации, причем число уровней зависит от размеров и сложности задачи обработки данных. Уровень детализации должен быть таким, чтобы различные части и взаимосвязь между ними были понятны в целом.

Если, от предыдущего элемента к последующему, направление движения вправо или вниз, и нет перелома, элементы соединяются отрезками, в противном случае, в конце чертится стрелка. Переломы на стрелке имеют прямой угол. Линии и стрелки имеют горизонтальное или вертикальное направление.

Количество наиболее употребительных элементов блок-схемы невелико, и они имеют строго определённую форму и размер (табл. 1-2).

Для определения размеров элементов используются две зависимые друг от друга переменные «а» и «b». Размер «a» должен выбираться из ряда 10, 15, 20 мм. Допускается увеличивать размер «a» на число, кратное 5. Размер «b» равен «1,5 a».

При ручном выполнении схем алгоритмов и программ допускается устанавливать «b» равным «2 a». При выполнении условных графических обозначений автоматизированным способом размеры геометрических элементов символов округляются до значений, определяемых техническими возможностями используемых устройств. В таблицах кратко приведены правила построения отдельных элементов блок-схемы.

 

 

Таблица 1 - Простые элементы для заполнения блок-схем алгоритма

Наименование элемента

Обозначение на блок-схеме

Примечания
  «Пуск». Начало.

Определяет начало данной программы или подпрограммы. В алгоритме может быть только один элемент «Начало». Нет входа, только один выход. После или перед словом «начало» может быть указано имя программы, подпрограммы
  «Конец», «Останов», «Ошибка», «Прерывание». Конец

Элемент предназначен для завершения алгоритма или одной из его ветвей. Нет выхода только один вход. В одной программе может быть несколько элементов «Конец», по одной на каждую ветвь алгоритма, но пользователь может сводить несколько ветвей к одному элементу «Конец». Вместо слова конец, в зависимости от ситуации могут быть приведены слова: «Прерывание», «Останов», «Ошибка». В этом случае их следует прокомментировать на блок-схеме при помощи элемента «комментарий»
  «Процесс». Присваивание.

Служит для присваивания значений различным объектам программы на основе конкретных значений или на основе результата вычисления некоторого выражения. Имеет один вход и один выход. Это наиболее часто используемый элемент блок-схемы. ГОСТ допускает выполнение одной операции или группы операций. Но существует требование культуры программирования – одна операция в одном графическом элементе.

 

«Комментарий».

Комментарий

Позволяет пояснить любой из элементов блок–схемы или группу элементов. Группа, выделяется прямоугольником, который ограничен прерывистой линией, в противном случае прямоугольник отсутствует.
       

 

Окончание таблицы 1

Наименование элемента Обозначение на блок-схеме Примечания
  «Ввод-вывод». Ввод-вывод Обеспечивает ввод-вывод данных в программу. Один вход, один выход. Определить, что это, ввод или вывод, можно либо исходя из контекста алгоритма, либо из комментария операции при помощи дополнительного элемента «комментарий». Элемент предусматривает ввод-вывод с или на неопределённый носитель. ГОСТ дополнительно определяет ряд специальных элементов блок-схемы для организации ввода-вывода с носителя определённого типа, например, перфокарта, перфолента, дисплей и т.д. В данной таблице эти элементы не приводятся.
  «Соединитель». Метка Указывает на разрыв в одной из веток алгоритма, когда закончился лист бумаги или, когда автор хочет вынести часть алгоритма на отдельный лист, с целью упрощения восприятия алгоритма. Имеется либо вход, либо выход. Метка нумеруется целыми последовательными числами или буквами алфавита. В одной и той же программе, и всех её подпрограммах метка не может повторяться.
  «Предопределенный процесс» Вызов подпрограммы   Этот элемент позволяет вызвать подпрограмму, и указать ей параметры, которые необходимо передать. Содержит один вход и один выход.
  «Документ» Документ Ввод-вывод данных, носителем которых служит бумага. Содержит один вход и один выход. На практике, очень часто вместо данного элемента используют элемент «ввод-вывод»

 

 

Таблица 2 - Сложные элементы для заполнения блок-схем алгоритма

Наименование элемента Обозначение на блок-схеме Примечания
  «Решение». Условие или ветвление Элемент «условие» предназначен для разделения алгоритма, в зависимости от приведенного условия, на две или более ветки. Существует два типовых элемента, с тремя или двумя выходами и только одним входом. Но ГОСТ предлагает и многовариантный выбор, но в данной таблице он не приведен. Во многих языках программирования чаще присутствует второй вариант с двумя выходами. В этом варианте ГОСТ регламентирует использовать для указания истинности условия слова «ДА» и «Нет». При выполнении элемента «условие» исполнитель не выполняет обе ветки алгоритма, а выбирает только одну, в зависимости от выполнения данного выражения, приведенного в этом элементе.
  «Модификация» Цикл.   Элемент «Цикл» позволяет многократно производить вычисление одного из участков алгоритма, всякий раз меняя один из его параметров. Элемент «Цикл» имеет внешний вход, внутренний выход, внутренний вход и внешний выход. В различных языках программирования чаще всего существует несколько вариантов для организации циклов. Специальный элемент для блок-схем описывает только один вариант. Этот вид цикла называется цикл с параметром или простой счётчик. Элемент «цикл» является сложным элементом, состоит из заголовка цикла и тела цикла. Заголовок цикла определяет - сколько раз будет пройдено тело цикла при его выполнении. Тело цикла содержит набор простых и сложных операторов, которые выполняются всякий раз при выполнении одного из проходов тела цикла. Однократное выполнение тела цикла называется итерацией цикла. Кроме специального элемента цикла, его можно организовать при помощи элемента «условие» и обычной стрелки, которая соответствует во всех языках программирования оператору безусловного перехода.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Для оформления блок схем

ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».

ГОСТ 19.002-80 Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.

ГОСТ 19.003-80. Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические.

Для оформления библиографического списка, формирования ссылок, сносок, и формирования библиографической записи

ГОСТ Р 7.0.5-2008. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления. (Для библиографических ссылок)

ГОСТ 7.1 – 2003. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления. (Для списка литературы)

ГОСТ 7.80 – 2000. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. ЗАГОЛОВОК. Общие требования и правила составления. (формат записи)

Для оформления чертежей, схем и т.д.

ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов [Текст]: ГОСТ 2.102–68 (2001).

ЕСКД. Основные надписи [Текст]: ГОСТ 2.104-2006.

ЕСКД. Текстовые документы [Текст]: ГОСТ 2.106-96.

ЕСКД. Основные требования к чертежам [Текст]: ГОСТ 2.109–73.

ЕСКД. Форматы [Текст]: ГОСТ 2.301–68.

Для оформления отчёта о научно-исследовательской работе

ГОСТ 7.32-2017. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25.09.2017 г. №9103*П).

ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. (Дата ввода 01.07.2004)

 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Форма бланка задания

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

Специальность 09.02.01- Компьютерные системы и комплексы

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК _______________

«___»______________20______г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

_______________________________________________________________________________

(ФИО студента)

Тема: __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Утверждена на заседании ПЦК ЕНДМ и И от «____»____________20___г. №_____________

 

1. Срок сдачи студентом законченной работы: «___»  ______ 20__ г.___________________

2. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Содержание: _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перечень иллюстрационного и графического материала: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Использование информационных технологий:

- при оформлении работы: ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

- при подготовке иллюстрационного материала: ______________________________________

_______________________________________________________________________________

- при презентации работы: ________________________________________________________

 

6. Консультанты:

Этап Ф.И.О. консультанта Подпись Дата
       

7. Дата выдачи задания _________________ Руководитель____________

 

Задание принял к исполнению____________________________

(подпись)



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Форма плана-графика

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

Специальность 09.02.01- Компьютерные системы и комплексы

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК _______________

«___»______________20______г.

 

ПЛАН - ГРАФИК

выполнения выпускной квалификационной работы

 

_____________________________________________________________________________

(ФИО студента)

 

Тема выпускной квалификационной работы: __________________________________

________________________________________________________________________

 

Этапы работы Содержание этапа работы Сроки выполнения Отметка о выполнении
Сбор исходного материала. Проведение эксперимента.      
Систематизация, обработка и анализ полученных результатов.      
Составление выводов, заключения и рекомендаций.      
Оформление работы и подготовка ее к защите.      

 

 

Дата составления плана-графика «_____» ______________ 20____ г.

 

Руководитель выпускной квалификационной работы                     __________________

 

Исполнитель выпускной квалификационной работы                      __________________

 

 

Консультанты выпускной квалификационной работы                    __________________                                                                                                                                                                                                                                                          __________________

 (если есть ученая степень, ученое звание)



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Форма обложки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

 

ПЦК естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Форма титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Пример оформления реферата

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК естественнонаучных дисциплин, математики и информатики

АННОТАЦИЯ

выпускной квалификационной работы на тему: _______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

 (наименование темы выпускной квалификационной работы)

Студента(ки) ____________________________________________________________________________________

(ФИО)

Группы ____________________                          курса __________________

(номер группы)                                                        (номер курса)

Специальность ___________09.02.01- Компьютерные системы и комплексы___________

Руководитель ____________________________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

Актуальность темы

Актуальность настоящей работы заключается в _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Цель, задачи

Целью работы является: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1.______________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________

………………

Предмет исследования: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Объект исследования: ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика работы

Выпускная квалификационная работа состоит из  _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

(данные об объеме работы, количество разделов/глав, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников)

В первом разделе рассмотрены ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Во втором разделе рассмотрены____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

…………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Пример оформления содержания

 



ПРИЛОЖЕНИЕ З

Письмо-заказ

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Справка о результатах внедрения

В процессе выполнения дипломного проекта по теме: «_______________________

____________________________________________________________________________» студент ________________________________, обучающийся по специальности 09.02.01

                          (ФИО)

- Компьютерные системы и комплексы (___________) принял непосредственное

                                                                               (№ группы)

 участие в разработке следующих вопросов:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Полученные им результаты нашли отражение в технических разработках, в докладных и аналитических записках ________________________________________________

                                                        (наименование органа, организации, предприятия)

 

В настоящее время разработанный программный продукт, ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                                                                         «____» _____________ 20___ г.

 

Руководитель организации _______________________  ________________________

(подпись)                                                         (ФИО)

 

М.П.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ К

Форма отзыва на ВКР

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

 

ОТЗЫВ

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

НАПРАВЛЕНИЕ НА РЕЦЕНЗИЮ

Рецензенту _______________________________________________________

 

Председатель ПЦК ЕНД и М ________________________________________

просит дать рецензию на выпускную квалификационную работу

студента (ки)_______________________________________________________

 

на тему ___________________________________________________________________

 

Рецензию в письменной форме требуется представить

к « ____» __________________ г.

Председатель ПЦК ЕНД и М _____________

«___» ___________________ 20__ г.



ПРИЛОЖЕНИЕ М

Форма рецензии на ВКР

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

Форма оценочного листа

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

Содержание критериев

Отметка

Выбор темы работы.

Актуальность разработки (необходимость и своевременность). Новизна проведенных исследований или работы (отсутствие аналогичных разработок по данной теме).

Практическое значение разработки.

Требования к объему, структуре и оформлению текстовой части ВКР.

Соответствие требованиям к объему пояснительной записки.

Правильность структуры пояснительной записки.

Соответствие правилам оформления текста и иллюстративного материала пояснительной записки.

Требования к уровню освещения темы исследования.

Качество содержания понятийного аппарата.

Наличие методов научного исследования в работе и умение их использовать.

Умение анализировать и обобщать полученные результаты. Умение правильно делать выводы и заключение работы. Соответствие выводов и заключения целям и задачам исследования.

Логичность построения плана изложения пояснительной записки. Полнота раскрытия основных вопросов темы работы.

Соответствие библиографического списка требованиям полноты и глубины изученности проблемы.

Уровень технической разработки.

Качество технического устройства (совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенной потребности в соответствии с ее назначением).

Надежность (способность сохранять работоспособность в течение определенного периода времени, в определенных условиях эксплуатации и с учетом последствий для пользователя при каждом отказе). Эффективность (выполнение требуемых функций при минимальных затратах аппаратных и программных ресурсов). Учет человеческого фактора. Понятность (возможность легко вникать в смысл сопровождающей документации). Апробация работы.

Степень практического внедрения результатов работы. Наличие и количество публикаций по теме исследования. Наличие и количество выступлений на конференциях.

Представление работы.

Представление работы, раскрытие наиболее значимых положений.

Аргументированность ответов на вопросы, обоснование позиций, владение материалом исследования.

Итого:

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………. 2 ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………………………………. 2.1 Тематика выпускной квалификационной работы………………………………. 2.2 Пояснительная записка (тектсовая часть)….…………………………………… 2.3 Обложка……………………………………………………………………………. 2.4 Титульный лист…………………………………………………………………… 2.5 Аннотация…………………………………………………………………………. 2.6 Содержание……………………………………………………………………….. 2.7 Введение…………………………………………………………………………… 2.8 Основная часть……………………………………………………………………. 2.9 Заключение………………………………………………………………………... 2.10 Глоссарий и список аббревиатур……………………………………………….. 2.11 Библиографический список…………….……………………………………….. 2.12 Приложения……………………………………………………………………… 3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ… 3.1Основные положения…………………………………………………………….. 3.2 Оформление основных разделлв и подразделов….……………………………. 3.3 Изложение текста…………………………………………………………………. 3.4 Формулы……………………..……………………………………………………. 3.5 Правила написания числительных….…………………………………………… 3.6 Иллюстрации……………………………………………………………………… 3.7 Таблицы..………………………………………………………………………….. 3.8 Даты………………………………………………….…………………………….. 3.9 Листинг исходного кода ………………………………………………………….. 3.10 Сылки на объекты документа …………………………...................................... 3.11 Блок-схемы алгоритмов …………………………………………………………. 3.12 Использование мультимедийных презентаций при защите ВКР……………... 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………………………………… 4.1 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы……………..……. 4.2 Защита выпускной квалификационной работы………………………………… 4.3 Наиболее распространенные ошибки при написании выпускной квалификационной работы……………………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………….. ………………………….…………... ПРИЛОЖЕНИЕ А – Форма заявления на тему ВКР.…………………………..…..……. ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Форма бланка задания……………...………………...…..…………. ПРИЛОЖЕНИЕ В – Форма плана-графика……………………………………..……….... ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Форма обложники……………………………….………..………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Форма титульного листа…………………………..…..……………. ПРИЛОЖЕНИЕ Е- Форма аннотации……….………………………………..……..……. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Пример оформления содержания…………………..…….……….. ПРИЛОЖЕНИЕ З – Форма письма-заказа на тему ВКР......…….…………..…………… ПРИЛОЖЕНИЕ И – Форма справки о результатах внедрения…………..……............... ПРИЛОЖЕНИЕ К – Форма отзыва на ВКР......……………………………..……………. ПРИЛОЖЕНИЕ Л- Форма направления на рецензию……………………..…………….. ПРИЛОЖЕНИЕ М – Форма рецензии на ВКР...……………………………..……….….. ПРИЛОЖЕНИЕ Н– Форма оценочного листа ………………………………..…………. 4   6 6 6 6 7 7 7 7 11 12 12 13 14 16 16 16 18 21 22 23 24 26 26 27 28 32   34 34 37   38 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации содержат требования к выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) выпускников Колледжа педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы». Они призваны сориентировать выпускников по выбору темы исследования, содержанию, организации подготовки, написания и защите ВКР.

ВКР является обязательной составляющей государственной итоговой аттестации выпускников Колледжа педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) в соответствии с Федеральным государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, Положением о государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования".

ВКР представляет собой комплексную, самостоятельную работу студента, главная цель и содержание которой – всесторонний анализ, научные исследования или разработки по одному из вопросов теоретического или практического характера, соответствующих профилю специальности.

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения студента в колледже на соответствующих уровнях среднего профессионального образования и имеет своей целью:

- систематизация, закрепление и расшире­ние теоретических и практических знаний и умений по специальности и применение их при решении конкретных научных и/или прикладных (практических) задач;

- развитие навыков организации самостоятель­ной научно-исследовательской деятельности и овладение методиками исследования/проектирования, экспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- выяснение (выявление) степени профессиональной подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях развития совре­менного производства, прогресса науки, техники и культуры.

В ходе выполнения ВКР в соответствии с заданием на неё решаются одна или несколько следующих задач:

а) систематизируется и анализируется теоретический материал по теме ВКР;

б) определяются объект и методы исследования;

в) осуществляется сбор исходных данных, необходимых для анализа по теме исследования;

г) проводится анализ собранной информации, и формируются решения, исходя из результатов анализа;

д) выполняются теоретические и экспериментальные исследования;

е) создаются математические и компьютерные модели явлений, процессов и т. п.;

ж) выполняются теоретические и инженерные расчеты;

з) осуществляется оптимизация проектно-конструкторских, технологических и экономических решений;

и) осуществляется разработка проектов технических устройств в пакетах САПР;

к) разрабатывается техническая документация;

л) создаются технические устройства.

ВКР состоит из текстовой части и иллюстративного материала.

Текстовая часть ВКР должна быть посвящена всестороннему анализу, научным исследованиям или разработкам, направленным на решение проблем, сформулированных в задании на ВКР.

Иллюстративный материал ВКР выполняется с целью демонстрации при защите ВКР основных моментов работы, отражающих суть выполненных теоретических исследований и прикладных разработок, выводов и рекомендаций. Иллюстративный материал выносится на защиту ВКР в мультимедийном виде (в виде слайдов) с распечаткой раздаточного материала. Допускается использование кино- и видеороликов.

Для подготовки ВКР аттестуемому назначаются научный руководитель и консультанты.

ВКР переплетаются или брошюруются в твёрдую папку с обязательным проколом листов. Последовательность расположения структурных элементов ВКР при брошюровке осуществляется в соответствии с разделом 2.

Защита ВКР осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по соответствующей основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.

За актуальность, соответствие тематики ВКР профилю специальности, руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая предметно-цикловая комиссия и непосредственно научный руководитель работы.

За все сведения, изложенные в ВКР, порядок использования при ее составлении фактического материала и другой информации, обоснованность и достоверность выводов и защищаемых положений ответственность несет автор работы.



ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тематика выпускной квалификационной работы

Тематика ВКР определяется ПЦК в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности, соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечает определенным требованиям.

Тематика ВКР разрабатывается преподавателями выпускающей ПЦК при участии или по заявкам работодателей, в том числе руководителей баз практик, и ориентирована на актуальные проблемы региона. Студент также может предложить тему ВКР при условии обоснования целесообразности ее разработки. Студентам предоставляется право выбора темы.

В целях усиления связи обучения с практикой, повышения востребованности результатов исследований, выполняемых студентами, выпускающая ПЦК согласовывает тематику ВКР с органами государственного и муниципального управления, ассоциациями работодателей, отдельными работодателями и организует получение заявок на выполнение ВКР. Заказ на разработку конкретной темы в качестве ВКР оформляется письмом.

Тематика ВКР на текущий учебный год утверждается Советом колледжа. Тема ВКР закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению (Приложение А). Решение о закреплении темы ВКР, научного руководителя и, при необходимости, консультанта принимает Совет колледжа по представлению председателя ПЦК, оформляется распоряжением по колледжу и доводится до сведения студентов.

 В процессе выполнения ВКР тема может корректироваться. Окончательно сформулированные и согласованные с научным руководителем темы ВКР (с указанием научного руководителя и консультантов по разделам) утверждается приказом ректора по представлению Совета колледжа не позднее 2-х месяцев до защиты ВКР в государственной аттестационной комиссии. После издания приказа тема ВКР изменению не подлежит.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 432.