Функции менеджмента предприятия сферы туризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функции управления обладают специфическим характером, имея особое содержание, а также могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть, неразрывно связаны между собой, либо вовсе не связанными, однако, чаще всего они являються как бы взаимопроникаемыми. К примеру, информация, которая собрана посредством осуществления функции контроля, «гласит» 8менеджерам о том, каким образом выполняются их планы. Контроль, в то же время, должен быть должным образом организован, а также мотивирован (функция организации и мотивации). Другими словами, в системе управления все функции управления являются объединенными в целостный и единый процесс.

Функции управления осуществляется специальными приемами и способами, являются конкретными видами управленческой деятельности при соответствующей, также, организацией работы.

Для эффективного выполнения той или иной работы заранее необходимо четко обозначить, что именно следует получить в итоге, каким образом лучше всего организовать дело, а также мотивировать и проконтролировать его выполнение. В этом и кроется смысл функций управления [2].

Если менеджер хочет обеспечить успешное будущее своей фирме, то ему необходимо непрерывно выполнять управленческие функции (или контролировать их выполнение другими участниками дела). Начинать, при этом, следует, конечно же, с планирования. Если работа является четко спланированной, то ей следует быть также и организованной. Качество труда наибольшей мере будет зависть от побуждающих мотивов, которые предложил менеджер исполнителям. И, наконец, для определения точности выполнения планов, следует проконтролировать также и процесс труда.

Каждая из вышеперечисленных функций менеджмента является в одинаковой мере с другими жизненно важной для организации. Вместе с тем, как функция управления, планирование считается главнейшей, обеспечивая основу для других функций и, а функции организации, мотивации и контроля, при этом, являются ориентированными на выполнение тактических и стратегических планов фирмы.

Управление туристской фирмой должно базироваться на стратегическом видении и предвидении, то есть - должно быть спроецированным на будущее. На основе видения, своеобразного образа будущего компании, который является ведущей идеей менеджмента, и разрабатывается политика туристского предприятия. Последняя представляет собой общие цели и нормы отношений, которые обеспечивают жизнеспособность и развитие фирмы.

Формирование политики фирмы производится в первую очередь (и чаще всего) на самом верхнем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, в основном, в виде ведущего образа, который содержит 8в себе долгосрочные цели, философию, политику (основные принципы взаимоотношений с разнообразными заинтересованными группами), культуру фирмы, а также систему её прав [5, с. 41].

Планирование является одним из основных этапов управленческого процесса, на котором определяются цели какой-либо туристской структуры, а также и методы для их достижения.

В ряде случаев предприятие логично завершает свое существование после осуществления поставленных целей, в других же ставятся более значимые и новые цели. Такое положение вещей может указывать на то, что планирование собой не представляет какого-то определенного одноразового действия, являясь непрерывным процессом. Также, по сути, планирование, как одна из стадий процесса управления, является процессом изучения все новых путей и методов совершенствования деятельности предприятия благодаря выявленным возможностям, условиям и факторам.

Конкретно функция планирования содержит в себе такие составляющие:

* участие в разработке целей развития региона, которые устанавливаются управлениями туризма;

* текущий анализ конкурентоспособности (прямые и косвенные конкуренты, особенности рынка, величина спроса, поставщики, особенности отрасли);

* разработку стратегии конкурентоспособности региона, а также его особой позиции;

* внедрение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона, оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

Понятия функции управления

Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Под функцией управления понимают:

- специализированные виды управленческой деятельности;

- обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

- Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и 9характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

- Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные.

- Общие (основные) функции управления:

- осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

- присущи управлению любой организации;

- разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

- относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

10 Функции планирования

Понятие функция используется в следующих значениях: 1) зависимость какого-либо явления от какой-либо определенной величины, аргумента; 2) роль, назначение чего-либо; 3) обязанности, круг деятельности). Среди функций управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль и учет. Существуют и иные классификации функций управления.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Основоположник научного менеджмента Тейлор так оценивал значение функции планирования: "Завод должен управляться не столько директором-распорядителем, управляющим или начальником мастерской, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайней мере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор- распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца".

В ходе планирования разрабатываются планы. План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, 10последовательности и сроков выполнения. Планы – это не столько директивы, которым надо жестко следовать, а скорее всего индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач управляемой системы в конкретной ситуации ее развития.

Отсутствие планирование ставит управляемую систему в такое положение, когда она не понимает стоящих перед ней целей и задач, теряет ориентацию в современном мире, так как руководствуется в основном краткосрочными интересами и не понимает глубинного смысла происходящих событий, оказывается в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Планирование состоит из следующих стадий:

-объективный анализ состояния всех сторон системы и определение ее возможностей;

-определение цели системы и способов ее достижения. Цель должна быть определена четко, конкретно и содержать цифры, сроки и исполнителей;

10-доведение планов до всех, кто должен их выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.-выбор методов оперативного контроля.

Организационная функция

Поскольку функция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы фирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели. Независимо от типа и масштабов своей деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

□ определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

□ определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

□ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

□ координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член 11группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);

□ единство цели — каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;

□ размах контроля, или размах менеджмента, — каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Относительно последнего принципа можно рассуждать по-разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.

В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), — время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

Таким образом, организация процесса — это вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два определения:

□ организация — это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место тогда, когда люди объединены совместным трудом;

□ организация — это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.