Туризм как объект управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Туризм как объект управления

Туризм как объект управления имеет ряд особенностей.

1. Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туриндустрии много предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Туризм как явление существует везде, где живет человек.

2. Вторая особенность – сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию (население, политические структуры, городское управление, туристы).

3. Неотделимость турпродукта от источника формирования, неосязаемость и несохраняемость туристского продукта.

4. Специфика турпродукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос это неоднороден в силу трех причин: а) непостоянство качества турпродукта (на изменчивость качества услуг влияют как сам потребитель, его уникальность, так и тот, кто услугу оказывает); б) разнообразие потребителей услуг; в) высокая значимость общественных факторов (социальных, экономической ситуации в стране, экологии).

5. Комплексность туристских услуг. Этот комплекс турист объединяет в понятие «цель путешествия».

6. Сезонность, т.е. зависимость туристских услуг прежде всего от природно-климатических факторов. Туристские организации принимают меры, направленные на уменьшение сезонных спадов (например, сезонная дифференциация цен), а также на развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой).

В связи с этим можно выделить черты, характерные для управления любым туристским предприятием.

1. При планировании туристкой деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей.

2. Непервичность туристкой услуги. Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно.

1 3. В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг, так как продавец услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон, должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо отлаженной системе маркетинга.

4. В связи с непостоянством качества услуги возникает необходимость ее постоянного контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость.

5. Туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах невозможно, и даже два тура по одному и тому же маршруту у одной фирмы проходят по-разному).

 

Сущность менеджмента

Необходимые для управления организациями ресурсы.

К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;

финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);

людские ресурсы (персонал);

информационные ресурсы;

временные ресурсы.

Понятия функции управления

Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Под функцией управления понимают:

- специализированные виды управленческой деятельности;

- обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

- Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и 9характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

- Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные.

- Общие (основные) функции управления:

- осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

- присущи управлению любой организации;

- разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

- относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

10 Функции планирования

Понятие функция используется в следующих значениях: 1) зависимость какого-либо явления от какой-либо определенной величины, аргумента; 2) роль, назначение чего-либо; 3) обязанности, круг деятельности). Среди функций управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль и учет. Существуют и иные классификации функций управления.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Основоположник научного менеджмента Тейлор так оценивал значение функции планирования: "Завод должен управляться не столько директором-распорядителем, управляющим или начальником мастерской, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайней мере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор- распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца".

В ходе планирования разрабатываются планы. План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, 10последовательности и сроков выполнения. Планы – это не столько директивы, которым надо жестко следовать, а скорее всего индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач управляемой системы в конкретной ситуации ее развития.

Отсутствие планирование ставит управляемую систему в такое положение, когда она не понимает стоящих перед ней целей и задач, теряет ориентацию в современном мире, так как руководствуется в основном краткосрочными интересами и не понимает глубинного смысла происходящих событий, оказывается в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Планирование состоит из следующих стадий:

-объективный анализ состояния всех сторон системы и определение ее возможностей;

-определение цели системы и способов ее достижения. Цель должна быть определена четко, конкретно и содержать цифры, сроки и исполнителей;

10-доведение планов до всех, кто должен их выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.-выбор методов оперативного контроля.

Организационная функция

Поскольку функция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы фирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели. Независимо от типа и масштабов своей деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

□ определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

□ определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

□ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

□ координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член 11группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);

□ единство цели — каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;

□ размах контроля, или размах менеджмента, — каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Относительно последнего принципа можно рассуждать по-разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.

В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), — время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

Таким образом, организация процесса — это вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два определения:

□ организация — это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место тогда, когда люди объединены совместным трудом;

□ организация — это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия.

Пассивное подчинение

Природа и функции конфликта

По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер.

Из сопоставления приведенных точек зрения видно, что они относятся к несколько разным вещам. В действительности конфликт полезен тем, что так или иначе разрешает противоречие. Но какой ценой? Путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и посредством уничтожения одной из сторон?

Лучше, если объективно существующее противоречие, не доводя до конфликта, устранить мирными, цивилизованными средствами. Поэтому о полезности конфликтов, с нашей точки зрения, можно говорить лишь в конкретных случаях и притом достаточно условно.

Разрешение противоречий - объективная функция социального конфликта. Значит ли это, что она совпадает с целями участников? Нет, не значит или во всяком случае не всегда. Если целью одной из сторон конфликта может быть действительное устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта, с позиций его участников, могут быть гораздо более многообразны.

На межличностном уровне функции конфликта также противоречивы. Проблема в том, что в большинстве случаев функции конфликта связывают с его негативными последствиями, так как они ведут в основном к нарушению определенных форм общения, норм, эталонов поведения и т.п. Менее изучена позитивная функция межличностных конфликтов. Конструктивные же функции этого типа конфликтов заключаются в следующем:

1) межличностный конфликт может способствовать мобилизации усилий группы и индивида по преодолению возникающих в ходе совместной деятельности критических ситуаций;

2) "развивающая" функция конфликта выражается в расширении сферы познания личности или группы, в активном усвоении социального опыта, в динамичном обмене ценностями, эталонами и т.д.;

3) конфликт может способствовать формированию антиконформистского поведения и мышления личности;

В целом конфликт выполняет сигнальную, информационную, 30дифференцирующую и другие функции. Что касается его негативного восприятия на уровне здравого смысла, то это объясняется тем, что конфликт легче и приятнее осуждать. В результате обыденные дискуссии о том, полезны или вредны функции конфликта, скорее основаны на чувствах и умозрительности, чем на доказательности

 

Типология конфликтов

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например женщина- руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться во что бы то ни стало.

Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать 31побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение (типичный пример такого конфликта наблюдался в советское время, в эпоху «стахановских вахт», когда энтузиазм одного человека далеко не всегда приветствовался основной массой коллектива, так как вел к увеличению норм выработки).

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать

к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Как правило, взаимодействие очень часто осуществляется в группах, как формальных, так и неформальных.

31Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Туризм как объект управления

Туризм как объект управления имеет ряд особенностей.

1. Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туриндустрии много предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Туризм как явление существует везде, где живет человек.

2. Вторая особенность – сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию (население, политические структуры, городское управление, туристы).

3. Неотделимость турпродукта от источника формирования, неосязаемость и несохраняемость туристского продукта.

4. Специфика турпродукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос это неоднороден в силу трех причин: а) непостоянство качества турпродукта (на изменчивость качества услуг влияют как сам потребитель, его уникальность, так и тот, кто услугу оказывает); б) разнообразие потребителей услуг; в) высокая значимость общественных факторов (социальных, экономической ситуации в стране, экологии).

5. Комплексность туристских услуг. Этот комплекс турист объединяет в понятие «цель путешествия».

6. Сезонность, т.е. зависимость туристских услуг прежде всего от природно-климатических факторов. Туристские организации принимают меры, направленные на уменьшение сезонных спадов (например, сезонная дифференциация цен), а также на развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой).

В связи с этим можно выделить черты, характерные для управления любым туристским предприятием.

1. При планировании туристкой деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей.

2. Непервичность туристкой услуги. Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно.

1 3. В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг, так как продавец услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон, должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо отлаженной системе маркетинга.

4. В связи с непостоянством качества услуги возникает необходимость ее постоянного контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость.

5. Туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах невозможно, и даже два тура по одному и тому же маршруту у одной фирмы проходят по-разному).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.