ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ    ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ   ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

По специальности

Кинооператорство

(для студентов операторского факультета)

Москва

2018

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. К государственной итоговой аттестации допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы (теоретический и практический курсы) по программе специалитета.

2. Государственная итоговая аттестация включает два аттестационных испытания:

государственный экзамен (междисциплинарный);

• защита выпускной квалификационной работы (виды выпускных квалификационных работ представлены ниже).

3. Государственная итоговая аттестация может проводиться не более 3-х раз.

4. Каждый студент самостоятельно выбирает тему своей выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) и в установленный Институтом срок сдает на кафедру кино-телеоператорского мастерства  заявку требуемой формы. В противном случае тему ВКР определяет Институт.

5. Темы ВКР по представлению кафедры утверждаются на Ученом совете.

6. Каждый студент выполняет ВКР в составе творческого коллектива (совместно с режиссером-постановщиком, звукорежиссером и продюсером) или самостоятельно.

7. Для выполнения ВКР студенты разных специальностей объединяются в съемочные творческие группы (режиссер, оператор, звукорежиссер, продюсер).  Один фильм/передача может являться ВКР студентов нескольких специальностей.

8. Совместная работа над одной ВКР двух студентов-операторов не допускается, за исключением особых случаев, которые утверждаются на заседании кафедры кино-телеоператорского мастерства.

9. ВКР выполняется под руководством преподавателя Института. Один руководитель может работать не более чем над 6 проектами.

10. Создается график контроля за производством выпускной квалификационной работы. Нарушение сроков сдачи ВКР (сроков промежуточной аттестации) может повлечь за собой недопуск студента к защите выпускной квалификационной работы.

11. К государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) студенты допускаются или не допускаются на основании приказа о допуске к ГИА.

12. Защита проводится на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК).

16. Название ВКР и оценка, полученная студентом на защите, вносятся в Приложение к диплому.

 

Содержание пункта 1. Заявка

 

Если работа выполняется в составе съёмочной группы, заявка общая с режиссером.

Если студент снимает авторскую работу, заявка пишется самостоятельно.

Заявка является исходным документом, с которого начинается работа над фильмом, и содержит следующие компоненты (каждый компонент выделяется жирным шрифтом и начинается с новой строки):

Название

Ф.И.О. студента

Руководитель

Хронометраж

Вид

Жанр

Идея

Тема

Содержание

Места съёмок

Материалы

Формат съемок

Состав группы

Дата заполнения заявки

 

Пояснение к пунктам Заявки.

Название фильма пишется в кавычках с большой буквы. На начальном этапе название работы, как правило, является условным и может быть затем в процессе создания фильма заменено на окончательное, однако замена названия может быть осуществлена не позднее даты проведения предзащиты ВКР. Окончательное название фильма вместе с его видовой спецификацией указывается в названии темы на титульном листе теоретической части диплома (Пример 1. Тема: Игровой фильм «Хорошее кино». Пример 2. Тема: Документальный фильм «Очень хорошее кино»).

Ф.И.О. студента и руководителя указываются полностью.

Хронометраж дипломного фильма составляет не более 7 минут для анимационного фильма, не более 17 минут для игрового фильма и не более 13 минут для документального фильма.

Под видом фильма подразумевается его видовая принадлежность. Дипломный фильм может быть одного из семи видов:

игровой фильм,

документальный фильм,

научно-популярный фильм,

учебный фильм,

анимационный фильм,

мультимедиапроект,

телевизионная программа.

Под жанром фильма подразумевается специфика его формосодержательной целостности, выражаемая через принятые условные терминологические обозначения. Каждый из видов имеет своё устойчивое жанровое членение.

Основные жанры игрового кино: трагедия, комедия, трагикомедия, драма, психологическая драма, мелодрама, сатирическая драма, лирическая комедия, эксцентрическая комедия, сатирическая комедия, пародия, комедия положений, вестерн, детектив, триллер, фильм ужасов, исторический фильм, фантастический фильм, утопия, антиутопия, киберпанк, фентази, мокьюментари.

Основные жанры документального кино: проблемный очерк, фильм-портрет, очерк-путешествие, видовой фильм, очерк-памфлет, очерк-фельетон, документальная драма (докудрама).

Научно-популярное и учебное кино не имеют чёткого жанрового деления и поэтому в заявке определяются по той отрасли знания или конкретному предмету, о котором создаётся фильм (Пример 1. Жанр: Фильм о космосе. Пример 2. Жанр: Как утроена связь на космической станции).

Жанры анимационных фильмов, как правило, совпадают с жанрами игрового кино. В случае, если дипломный фильм является анимационным, после его жанрового определения, отдельным пунктом необходимо указать технику, в которой будет создаваться фильм: рисованная анимация, перекладная анимация, кукольная анимация, пластилиновая анимация, песочная анимация, компьютерная анимация. (Пример. Анимационная техника: рисованная анимация).

Основные жанры телевизионных программ: информационно-аналитическая, музыкально-развлекательная, информационно-развлекательная, литературно-драматическая, спортивная, образовательная, игра, ток-шоу, реалити-шоу.

Для мультимедиапроекта жанры отсутствуют – пункт «Жанры» в общем списке Заявки не указывается.

Идея фильма – это главный смысл, выражаемый создаваемым произведением, который проявляется в нём через основной компонент конструктивной целостности: в игровом фильме – через раскрытие конкретной проблемы, актуализируемой сюжетообразующим конфликтом, в документальном фильме – через конкретизацию авторского посыла посредством указания на специфику разрешения лежащего в его основе противоречия.

(Пример для игрового фильма. Сюжетообразующий конфликт фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» реж. Э.Рязанова связан со встречей главным героем женщины, к которой у него возникает серьёзное чувство. Данный конфликт актуализирует проблему необходимости принятия самостоятельного решения в ситуации выбора между имеющимися отношениями и внезапно возникшим чувством. В фильме данная проблема раскрывается через следующую идею: истинное чувство, делающее человека счастливым, в его собственных руках.

Пример для документального фильма. Авторский посыл фильма «Спорт, спорт, спорт» реж. Э.Климова заключается в том, что спорт связан с самой природой человека. В данном посыле содержится противоречие связанное с тем, что спорт может рассматриваться и как то, что не связано с природой человека, а является частью создаваемой им культуры. В фильме это противоречие разрешается через следующую идею: природа человека противоречива и спорт, следуя за ней – за природой человека, так же как и она противоречив в своих проявлениях.)

Тема фильма – это конкретизация идеи в формосодержательных обстоятельствах, в которых раскрывается сюжетообразующий конфликт (в игровом кино) или разрешается противоречие, лежащее в основе авторского посыла (в документальном фильме).

(Пример для игрового фильма. Тема фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» Э.Рязанова – возможность преодоления инертности течения жизни и обретения истинного возвышенного чувства в обыденной – полной компромиссов, унифицированной и распланированной действительности обыкновенных жителей больших городов.

Пример для документального фильма. Тема фильма «Спорт, спорт, спорт» реж. Э.Климова – противоречивость спорта, как и самой природы человека, независимо от исторического времени.)

Под содержанием для игрового и анимационного фильма подразумевается сюжет – последовательность событий, связанные единым конфликтом, а при отсутствии на момент подачи заявки готового сценария – сюжетообразующий конфликт, актуализирующий некую проблему, встающую перед главным героем, и указание на её конкретное разрешение.

Для документального фильма содержанием может быть или также сюжет, или посыл – утверждение, разрешающее потенциальное противоречие.

Для научно-популярного и учебного фильма содержанием является тот же посыл, но который изначально предполагает отсутствие какого-либо противоречия в делаемом утверждении.

Для телевизионной программы и мультимедиапроекта содержанием является концепция, разъясняющая ход, лежащий в основе создаваемого аудиовизуального целого.

Места съёмок – это перечень конкретизированных и условных объектов, в которых планируется проведение съёмок (например: павильон ГИТРа, квартиры, улицы Москвы, Пушкинская площадь, лес в Подмосковье и т.п.)

Материалы фильма могут включать собственный съёмочный материал и архивный материал. В случае намерения использовать архивный материал, необходимо указать предполагаемый источник его обнаружения – Госфильмофонд, Красногорский архив кино-фотодокументов, архив конкретного телеканала, личный архив (автора фильма, стороннего человека), сетевое видео.

В пункте «Формат съемок» указывается видеоформат, в котором будет происходить съёмка фильма (Пример. Формат съёмок: Full HD).

Состав группы приводится с указанием режиссёра, сценариста (при наличии из числа студентов ГИТРа), оператора, звукорежиссёра с указанием курса и факультета, на котором он обучается.

Дата заполнения заявки включает в себя день, месяц и год, соответствующие дате подачи согласованной с предполагаемым научным руководителем заявки декану или заведующему кафедры (Пример. Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года).

 

Пример заполненной заявки на игровой фильм:

Название: «Хорошее кино» (рабочее название)

Ф.И.О. студента: Иванов Иван Иванович

Руководитель: Яковлев Яков Яковлевич

Хронометраж: 17 мин.

Вид: игровой

Жанр: драма

Идея: Успешным режиссёром становится тот, кто готов жертвовать всем ради своего фильма.

Тема: Самопожертвование кинорежиссёра ради своего творчества в прагматичном мире современного кинопроцесса.

Содержание: Сюжет фильма основан на конфликте, связанном с тем, что кинорежиссёр оказывается в таких обстоятельствах, что ради своего фильма он должен пожертвовать многим – родными, любимой, друзьями. Таким образом, актуализируется проблема выбора между успехом в творчестве и не только своим личным счастьем, но и счастьем своих близких. Кинорежиссёр выбирает творческий успех и в финале он достигает желаемого – его фильм оказывается на пике триумфа.

Места съёмок: павильон ГИТРа, квартира, улицы Москвы, поле в Подмосковье.

Материалы: собственный съёмочный материал.

Формат съемок: Full HD

Состав группы:

Режиссёр – Иванов Иван Иванович (5 курс, режиссёрский факультет)

Оператор – Петров Пётр Петрович (5 курс, операторский факультет)

Звукорежиссёр – Сидоров Сидор Сидорович (5 курс, звукорежиссёрский факультет)

Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года.

 

Пример заполненной заявки на документальный фильм:

Название: «Очень хорошее кино» (рабочее название)

Ф.И.О. студента: Иванов Иван Иванович

Руководитель: Яковлев Яков Яковлевич

Хронометраж: 13 мин.

Вид: документальный

Жанр: фильм-портрет

Идея: Истинным творчеством является сама жизнь человека.

Тема: Отказ ради любимого человека от своего творчества в современном мире, где главным является успешная карьера.

Содержание: Основным посылом фильма является то, что никакое творчество не стоит человеческой жизни. Главным героем фильма является кинорежиссёр А.А. Антонов (40 лет), который, имея успешные работы и будучи профессионально востребован, отказывается от всего ради заболевшей жены – специфика её психического заболевания требует постоянного внимания за ней и отсутствие любых стрессовых ситуаций, которые неизбежны при профессиональной работе Антонова (ревность). Близкие, друзья и коллеги Антонова не понимают его выбора и считают его глупой жертвой, тогда как он сам приходит к выводу о том, что любовь к близкому – это и есть настоящее творчество.

Места съёмок: квартира Антонова, дача Антонова, места интервьюирования родственников, друзей и коллег Антонова, Психиатрическая больница №15.

Материалы: собственные съёмки, фотографии и видеозаписи из личного архива героя фильма.

Формат съемок: Full HD

Состав группы:

Режиссёр – Иванов Иван Иванович (5 курс, режиссёрский факультет)

Оператор – Петров Пётр Петрович (5 курс, операторский факультет)

Звукорежиссёр – Сидоров Сидор Сидорович (5 курс, звукорежиссёрский факультет)

Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года.

Содержание пункта 2. Аннотация

Аннотация представляет собой краткий рассказ о ВКР, буквально 7-10 строчек, который должен заинтересовать будущего зрителя. В аннотации упоминается тема произведения и несколько основных сюжетных линий, но при этом не приводится полный пересказ сюжета, чтобы зрителю после прочтения не было понятно, чем закончится фильм.

 

Содержание пункта 3. Литературный сценарий / концептуальный план

Для ВКР в формате игрового или анимационного фильма пунктом три является «Литературный сценарий», для работ в формате документального, научно-популярного и учебного фильма – «Литературный сценарий» (при наличии) для телевизионной программы и мультимедиапроекта – «Концептуальный план».

Первый вариант пункта 3: Литературный сценарий. Литературный сценарий представляет собой текст, написанный в любом из форматов записи – традиционном (прозаическом) или специальном (формализованном) и содержащий драматургическую основу будущего фильма.

Второй вариант пункта 3: Концептуальный план. Концептуальный план содержит подробное описание формосодержательной целостности создаваемого аудиовизуального продукта:

для телевизионной программы – описание формата, включающего в себя совокупность сведений и материалов, определяющих содержательную концепцию произведения (цель программы, её основное содержание, целевая аудитория) и существенные компоненты её практической реализации (сюжетные линии, правила проведения, типы ведущих и участников, последовательность действий и событий, общее декорационное, сценографическое и музыкальное решение, иные постановочные компоненты);

для мультимедиапроекта – описание принципа формирования и развёртывания содержания, описание самого содержания, а также основных визуальных и звуковых компонентов целого.

 

Содержание пункта 4. Режиссёрский сценарий

 

Режиссерский сценарий пишется подробно с указанием каждого кадра для игровых работ.

Режиссерский сценарий делается совместно участниками съемочной группы, поэтому он у всей группы одинаковый, с той лишь разницей, что оператор в своем отчете по ВКР добавляет отдельную графу, в которой прописывает операторскую технику и различные операторские приспособления (например, дым-машину, или поливальную машину для эффекта дождя). 

 

Графы режиссёрского сценария:

1) № п/п – номер кадра по порядку и номер сцены

2) Хрон. сек. – хронометраж кадра в секундах;

3) Круп., движ. камеры – указание на крупность кадра и возможное движение камеры;

4) Содержание кадра – описание происходящего в кадре; при переходе к следующей сцене, в первом кадре сцены отдельно указывается  натура или интерьер и время суток.

5) Внутрикадровый текст – текст, который будет произноситься в кадре (при наличии);

6) Закадровый текст – текст, который будет произноситься за кадром (при наличии);

7) Звук (музыка, шумы) – предполагаемые звуки, которые будут сопровождать изобразительный ряд кадра;

8) Прим. – примечания, в которых могут быть указаны различные отметки к специфике съёмки кадра;

9) Операторская техника, которую планируется использовать при съемке кадра;

10) Специальные эффекты, например, снег или дым-машина, а также компьютерная графика

Пример таблицы режиссёрского сценария:

 

№ п/п Хрон. Сек. Круп., движ. камеры Содержа-ние кадра Внутри-кадровый текст Закадро-вый текст Звук (музыка, шумы) Прим. Опер. Техни -ка Спец. Эфф. Комп. Графи-к -ка
1                  

 

Для документальной работы прикладывается поэпизодный план с описанием места действия и содержанием предполагаемой сцены. В поэпизодном плане нет точной разбивки на кадры, он составляется приблизительно и каждая строка таблицы делается к новому эпизоду.

Пример таблицы поэпизодного плана:

Графы поэпизодного плана:

1) № п/п – номер эпизода по порядку

2) Хрон. сек. – хронометраж эпизода в секундах;

3) Примерное количество кадров в эпизоде;

4) Содержание эпизода и основных планируемых кадров, обязательно нужно указать натура или интерьер и время суток (день/ночь)

5)  Закадровый текст – текст, который будет произносимый за кадром (при наличии);

6) Звук (музыка, шумы) – предполагаемые звуки, которые будут сопровождать изобразительный ряд кадра;

7) Прим. – примечания, в которых могут быть указаны различные отметки к специфике съёмки эпизода, например, реквизит или грим;

8) Операторская техника, которую планируется использовать при съемке эпизода;

10) Специальные эффекты, например, снег или дым-машина, а также компьютерная графика.

№ п/п Хрон. Сек.   Примерное Кол-во кадров Содержа-ние эпизода Закадро-вый текст Звук (музыка, шумы) Прим. Опер. Техни -ка Спец. Эфф. Комп. Графика
1                

 

Содержание пункта 5. Р аскадровка

Раскадровка делается для игровых работ. Каждый кадр нумеруется, указывается, что изображено в кадре, на полях пишется комментарий, в котором указывается  операторский прием и используемая техника.

При работе над раскадровкой игрового фильма должны быть нарисованы все кадры, за исключением повторяющихся (например, в диалоге, когда по несколько раз виден говорящий). Номера таких кадров прописываются во избежание повторений.    

Раскадровка для документально фильма должна включать в себя ключевые кадры, которые планируют снять авторы, например, интервью героя на фоне чего-то значимого. В целом, количество нарисованных кадров для документально фильма будет исчисляться таким образом, чтобы на каждую сцену приходилось 1-2 кадра. Например, если в поэпизодном плане 10 сцен, то кадров в раскадровке может быть 10-20.

 

Содержание пункта 6. Анализ создания ВКР

Анализ создания ВКР является ключевым элементов теоретической части и  пишется каждым участником съемочной группы отдельно, исходя из специфики его профессии.

В пункте «6.1. Введение» обосновывается выбор темы  и материала для съемок ВКР. Необходимо указать, чем привлек данный литературный сценарий. Описать совместную работу с режиссером, указать, были ли прежде другие творческие проекты с этим режиссером.

В пункте «6.2. Основная часть»  даётся подробный анализ создания ВКР на всех этапах производства:

При описании и анализе подготовительного периода описываются совместные поиски с режиссером и художником визуального решения фильма; работа над режиссерским сценарием и раскадровкой; подбор актеров и проведение актерских проб; поиск и отбор объектов съемки, исходя из творческих и технологических задач; работа с гримом и костюмом; составление списка необходимого оборудования, исходя из поставленных творческих задач, с обязательным обоснованием цели используемой техники и т.д. В дополнение к этой части отчета необходимо приложить фотографии с актерских проб, фотографии объектов, костюмов, реквизита, полный список операторской техники и света. Если художник делал эскиз объектов съемки и декораций, то нужно добавить их в отчет.

При описании и анализе съемочного периода указывается общее количество смен. Отмечается, удалось ли провести съемки по задуманному КПП. Необходимо пройти по наиболее интересным, с точки зрения автора работы, сценам, которые получились наиболее выразительно. Отмечаются интересные находки, которые были сделаны во время съемок. Если происходили какие-то форс-мажорные обстоятельства, то следует указать, как они повлияли на ход съемок и визуальное решение. Требуется подробно описать, как во время съемок использовалась операторская техника. Указать, как велся экспонометрический контроль и какие уровни сигнала задумывались при съемке. Если во время съемок был допущен технический брак, то пишется, как это произошло и по каким причинам и т.д. В качестве дополнительного материала необходимо приложить к этой части отчета операторские карты и фотографии со съемочной площадки.

При описании ключевых кадров в теоретическую часть должны быть обязательно вставлены операторские карты, которые включают в себя:

-фотографию стоп-кадра из фильма с указанием уровня яркостей от ключа, например +2, -1 и т.д.;

-схему расположения объекта съемки и камеры, на ней же схема света;

-указание технических параметров: камера, объектив, если была использована дополнительная техника, диафрагма, частота кадров, выдержка, индекс светочувствительности, установленный на камере, цветовой баланс, возможно,  какие-то дополнительные настройки.

При описании и анализе монтажно-тонировочного периода (постпродакшен) следует указать, как проходила дальнейшая работа с материалом, все ли эпизоды вошли в монтаж; подробно рассказать о цветокоррекции, обязательно приложить несколько показательных кадров «до» и «после» цветокоррекции; написать о том, что удалось исправить или изменить при обработке изображения; если использовалась компьютерная графика, то написать о том, как работали с ней при съемках, и как соединяли компьютерные кадры с кадрами, снятыми впрямую при цветокоррекции.  

В пункте «6.3. Заключение» обязательно указывается, что задумывалось по изображению при работе над фильмов и что получилось в итоге. Необходимо разобрать основные удачные и неудачные моменты и, в случае неудачных, обязательно указать причину. Интересно проанализировать те эпизоды, которые были полностью сняты по первоначальному плану, но в картине получились менее яркими, чем ожидалось; проанализировать, удалось ли выдержать задуманный визуальный стиль; разобрать работу с искусственным светом; указать, что удалось сделать с движением камеры и насколько хорошо оно смотрится в картине; написать, удалось ли реализовать цветовые решение и т.д. 

В пункте «6.4. Список литературы» указываются источники, которые были задействованы в процессе работы как над самим дипломным аудиовизуальным продуктом, так и над данной аналитической частью.

При создании игрового и анимационного фильма могут быть включены книги и статьи по драматургии и режиссуре, в случае работы над экранизацией – литературоведческие, культурологические и исторические исследования. 

При создании документального фильма – материалы (книги и статьи), связанные с тематикой фильма, которые подтверждают погружённость автора в тот предмет, с которым он работает.

При создании иных видов аудиовизуального продукта – книги и статьи, связанные со спецификой конкретной формы и той тематики, которая оказывается в режиссёрском фокусе.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список литературы формируется по алфавиту и последовательно нумеруется. Для удобства правильного составления библиографической записи рекомендуется пользоваться электронным каталогом Российской государственной библиотеки – РГБ (https://www.rsl.ru/). Из полного библиографического описания, которое выдаёт электронный каталог необходимо брать начальную часть, заканчивая указанием на количество страниц.

Пример работы с библиографической записью из электронного каталога РГБ.

Скриншот с полным библиографическим описанием:

 

 

 

Библиографическая запись после удаления излишних компонентов (так она должна выглядеть в списке литературы:

Базен, Андре. Что такое кино? [Текст] : Сборник статей : [Пер. с фр.] / [Вступ. статья И. Вайсфельда, с. 3-38]. – Москва : Искусство, 1972. – 383 с.

 

Иные примеры библиографического описания.

Для книг: 1. Поэтика кино / Под ред. Б. М. Эйхенбаума. – Москва; Ленинград: Киноизд-во РСФСР Кинопечать, 1927. – 192 с.

Для статей: 2. Шемякин А.М. О методологии и логике науки киноведения / А.М. Шемякин // Наука телевидения. – 2018. – №14.1. – С. 10-40. DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.1-10-40

 

Примеры обращения к электронным ресурсам:

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) [Электронный ресурс] : мемориальный сайт / сост. и ред. Татьяна Лиханова ; информ. группа «Europeen». – [СПб.] : Изд. дом Арс Лонга, [2004]. – URL : http: // http: // www.pro-meteus.nsv.ru/biblio/vitte/index.ssi (дата обращения: 21.01.2012).

 

Электронные документы в логистике [Электронный ресурс] : сайт / А. М. Календарев. – СПб., 2008. – URL : http: // http: // edocs.al.ru/ (дата обращения: 27.02.2011).

 

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Влас Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1999. – URL : http: // www.rsl.ru (дата обращения: 05.06.2012).

 

Вол, В. Ю. Физическая культура [Электронный ресурс] : курс дистанционного обучения / В. Ю. Вол ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб., 2003. – Доступ из локальной сети Фундамент. б-ки СПбГПУ. – Систем. требования : Power Point. – URL : http: // www.uni-lib/neva/ru/dl/locai/407/oe/ppt (дата обращения: 11.08.2010).

 

Содержание пункта 7. Приложение

7.1. Календарно-постановочный план

Календарно-постановочный план представляет собой описание последовательности основных этапов работы над ВКР, сроков их реализации, с указанием участников процесса и отчётности.

 

Пример таблицы календарно-постановочного плана:

Срок производства

Участники

1

Подготовительный период Апрель - Май     1. Заявка на ВКР Апрель Оператор, комиссия   2. Режиссёрский сценарий (для игровых и анимационных фильмов), поэпизодный план (для документальных, научно-популярных и учебных фильмов), концептуальный план (для телевизионных программ и мультимедиапроектов). Предварительный КПП. Май Оператор, комиссия  

2.

Съёмочный период (вкл. отбор хроники, компдизайн, анимации и пр.) Июнь-Октябрь Руководитель ВКР, оператор   1. Показ чернового материала руководителю ВКР. Сентябрь Руководитель ВКР, оператор   2. Досъёмки. Октябрь Руководитель ВКР, оператор  

3.

Монтажно-тонировочный период Ноябрь-Март   1. Просмотр чернового монтажа. Январь Руководитель ВКР, оператор   2. Цветокоррекция Февраль Оператор   3.КАФЕДРАЛЬНАЯ ПРЕДЗАЩИТА Апрель Комиссия, оператор   4. Внесение поправок в работу ВКР и папку к ВКР Апрель-Май Руководитель ВКР, оператор   4. Сдача готовой ВКР руководителю Май Руководитель ВКР, оператор   5. ИНСТИТУТСКАЯ ПРЕДЗАЩИТА Май Комиссия, оператор   6. Сдача готовой ВКР в Учебную студию 20 мая Оператор   7. ЗАЩИТА ВКР Июнь Все съёмочные группы  

 

Паспорт съёмочной работы

Паспорт съёмочной работы включает в себя такие компоненты как

– тип учебной работы (для всех ВКР независимо от вида и жанра фильма – Выпускная квалификационная работа);

– название темы работы (Пример. Игровой фильм «Хорошее кино);

– авторство фильма (Пример. Оператор: Петров Петр Петрович);

– основного технического средства, с использованием которого осуществлялась съёмка (Пример. Работа снималась на Canon 70D);

– указание на основные технические данные фильма, включающие в себя название видеоконтейнера, кодека, разрешения изображения, формата изображения, частоты кадров (Пример.

Технические данные работы:

Quick time (mov.)

H.264

1920|1080 (Full HD)

16:9

25 FPS

– перечень членов съёмочной группы (Пример. Список съемочной группы:

Автор сценария – Иван Иванов

Режиссёр – Иван Иванов

Оператор – Пётр Петров

Звукорежиссёр – Семён Семёнов).

В конце Паспорта съёмочной работы ставится подпись студента и указывается дата сдачи работы на Учебную студию.

7.4. Справка об использованных архивных материалах

В случае использования в дипломном фильме не только собственного съёмочного материала необходимо обязательное указание по пунктам всех задействованных в фильме визуальных/аудиовизуальных фрагментов в формате: Название материала, автор (режиссёр, оператор) – при наличии, правообладатель, источник материала (архив, сетевое размещение).

В случае, если архивные материалы не планировалось использовать, пишется: «Архивные материалы не предусмотрены».

 

7.5. Справка об использованной музыке

В случае использования в фильме музыки, которая не была специально написана к фильму, необходимо перечислить её в формате: Автор музыки, Название композиции (при наличии), исполнитель или исполнители, правообладатель фонограммы.

 

7.6. Смета (если в работе принимает участие продюсер)

При использовании в процессе производства фильма собственных средств студента их расход может быть представлен в форме сметы, создаваемый продюсером в формате, утверждаемом кафедрой продюсерского мастерства.

Содержание пункта 8. Резюме

Резюме представляется в виде таблицы и должно включать в себя следующие сведения: ФИО полностью, квалификация (после получения диплома ГИТРа), место проживания (точный адрес), дата рождения, семейное положение, контактная информация (телефон и e-mail), сведения об образовании (школа, художественна и/или музыкальная школа, колледж, ВУЗ), информация об опыте трудовой деятельности (при наличии), описание личных качеств.

Пример условного резюме:

Иванов Иван Иванович

Квалификация Режиссёр
Место проживания Москва, ул. Мира, дом 5, корп. 5, кв. 5.
Дата рождения 01.01.1996
Семейное положение Не женат
Контактная информация ivanov@yandex.ru 8-903-333-33-33

Образование:

2003-2009 2009-2012 2012-2013 ГБОУ СОШ №1 (до 5 класса) ГБОУ СОШ №2 (6-9 класс) ГБОУ ОСОШ №3 Экстернат (10,11 класс)
2013-2018 Студент Института кино и телевидения (ГИТР), операторский факультет, очная формалюучения.

Опыт трудовой деятельности:

2017-2018   РТР-планета, опертор.
Личные качества Коммуникабельность, исполнительность, целеустремленность, ответственность, деловой этикет, умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение принимать решение в кратчайшие сроки, стремление в получении нового опыта в сфере кино и ТВ.

3.   Требования, предъявляемые к  ВКР

3.1 Общие:

1. ВКР должна подтверждать профессиональную способность выпускника самостоятельно работать  в кинематографе и на телевидении  по избранной специальности.

2. Работа должна показать умение дипломника  пользоваться широким арсеналом изобразительных приемов и технических средств.

3. ВКР должна подтверждать способность выпускника работать в сложных условиях современного кино- и телепроизводства в заданные сроки.

4. В ходе работы выпускник должен показать себя в качестве специалиста, хорошо понимающего технологические особенности  процесса создания аудиовизуального произведения.

5. В процессе работы над ВКР выпускник должен показать свое умение работать в творческом коллективе.

6. Короткометражный фильм, представляемый в качестве выпускной квалификационной работы, должен обязательно состоять из ряда сцен (не менее 7-10), если это телепрограмма или серия репортажей, то должно быть представлено 4-5 различных сюжета, чтобы выпускник мог показать свое умение снимать в различных световых ситуациях. В работе должны быть сцены, снятые с естественным и искусственным освещением. А также кадры, снятые при помощи различной вспомогательной операторской техники.

7.  Хронометраж ВКР должен составлять 13 минут, в редких случаях для достижения лучшего художественного результата, хронометраж может быть изменен по решению кафедры кино-телеоператорского мастерства, но не более чем на 30%.

8. Работа должна состоять из 90% оригинального материала, отснятого самим автором.

9. Хроникального материала допускается не более 10%.

10.  Хроникальный или архивный материал, снятый не автором оператором, должен быть подписан на изображении как «Архивный Материал» в левом нижнем углу на изображении.

11.  Если работа незначительно отличается от вышеперечисленных требований (в пункте 3.1), то она может быть допущена к обсуждению на кафедре по усмотрению мастера. По решению комиссии в составе заведующего кафедрой, декана и мастера-руководителя ВКР будет решаться ее дальнейшая судьба.

 

3.2. Творческие требования:

1. В ВКР дипломник должен показать свое умение раскрывать драматургию фильма при помощи визуального ряда. Для этого должен быть выбран определенный изобразительный стиль картины, соответствующий главной идее произведения.

2. Работа должна смотреться целостно по изображению, то есть исключать монтажный брак по свету, композиции, тональности и т.д., когда кадры плохо стыкуются между собой из-за плохой операторской работы.

3.  Обязательно должна быть сделана цветокоррекция.

4. В ВКР должно быть видно

- умение выпускника  работать с различными типами композиции кадра;

- умение выстраивать сложные динамичные кадры с глубинной мизансценой и движением камеры при помощи современной операторской техники;

- умение снимать на натуре в дневное, режимное и ночное время, грамотно используя возможности естественного освещения и подсветки;

- с искусственным светом в интерьере и павильоне;

- с портретным светом в различных световых ситуациях;

- с тональным единством кадра;

- с цветом в кадре и колоритом кадра всего фильма;

- умение снимать синхроны героев (в документальной работе);

- снимать методом скрытого наблюдения (в документальном и научно-популярном кино)­­;

- снимать stand-up при съемке телевизионных;

-  снимать детали и перебивки при документальной съемке (в авторской работе).

 

3.3 Технические требования

1. Работа должна быть выполнена на высоком техническом уровне с соблюдением основных норм ОТК (отдел технического контроля), которые установлены на современном телевидении и в кинематографе.

2. ВКР должна соответствовать следующим техническим характеристикам:

- высокая четкость изображения — наличие на экране мелких деталей объекта, хорошая контурная резкость

- хорошая цветовая насыщенность и правильное воспроизведение известных зрителю цветов (цвет лица, зелени, неба)

- отсутствие дефектов видеозаписи (полосы на изображении, искривление вертикальных линий)

- вертикальный размер шрифта должен быть не менее 3,5 % от телевизионного поля изображения

- цветные титры должны иметь достаточное градационное различие с фоном, при недостаточном яркостном различии титра и фона необходимо применять контур вокруг титров

- ВКР может быть снята в различных форматах, но при разрешении не меньше 1080i.  Недопустимы форматы, использующие цветовое кодирование по системе 4:2:0 (DV, miniDV, Digital8, HDV, AVCHD в режиме 576i), а также использование  сотовых телефонов (за исключением специальных художественных задач).

- если стоит задача цветокоррекции отснятого материала, желательно не использовать съемочную технику, кодирующую компрессором H.264 и MPEG2.

3. В картине не допускаются планы в браке (по резкости, по экспозиции, по стабилизации изображения и т.д.), если они не является творчески обоснованными, о чем должно быть обязательно написано в отчете к ВКР.

4. Если на предзащите выпускник показывает работу плохого технического качества, то такая работа к защите не допускаются.

5. В ВКР дипломник должен показать свое умение:

- пользоваться вспомогательной операторской техникой (телегой, слайдером, краном и т.д.);

- плавно снимать с рук, при этом сохраняя композицию кадра;

- правильно выбирать и применять  различную оптику,  оптические насадки и накамерные фильтры;

- правильно выбирать и использовать источники искусственного света;

-  в работе желательно применить специальные виды киносъемок (макросъемка, покадровая съемка, воздушная съемка и т.д.), для научно-популярного кино – это необходимая составляющая;

- в работе желательно применить комбинированные съемки и компьютерную графику, чтобы разнообразить изобразительную палитру фильма.

6. Требования к звуку:

 Качество звука оценивается:

 объективно: по прибору—измерителю уровня,

субъективно: с громкоговорителя на слух.

Объективная оценка качества звукового сигнала производится на основе измерений параметров сигнала двухканальным квазипиковым измерителем уровня (соответствующим ГОСТ 21185), имеющим основные технические характеристики: номинальный входной уровень 1,55 В (0 дБ); время интеграции 5 мс; время возврата 1,7 ± 0,3 с. Рекомендованные уровни аналогового звукового сигнала (максимально допустимый уровень и минимальный уровень

- речевые информационные передачи 0 дБ (100%) -3 дБ (70%)

- речевые художественные передачи 0 дБ (100%) -14 дБ (20%)

- музыкальные передачи 0 дБ (100%) -25 дБ (≈5%)

- музыкальные заставки

- концовки -6 дБ (50%) не более

Браком (оценка «плохо») при объективной оценке записи считается:

- помехи в виде фона и шума свыше минус 40 дБ;

- завышение квазипикового уровня более чем на +3 дБ от максимально допустимого (номинального) значения более 3-х раз в минуту;

- занижение рекомендованных минимальных уровней на время свыше 5 секунд.

Установка уровня для обработки звука на цифровых устройствах (в компьютере) производится на синусоидальном сигнале частоты 1000 Гц номинального уровня 1,55 В (0 дБ по шкале аналогового квазипикового измерителя уровня). При этом показания цифрового измерителя уровня на входе компьютера должны быть -9 дБ относительно полной шкалы (0 dBFS). Динамический диапазон записанной программы не должен превышать 40 ÷ 45 дБ. Для этого уровни записи по шкале цифрового измерителя должны поддерживаться в следующих пределах: максимальный уровень записи — не выше -2 дБ (допускаются понижения максимального понижения уровня до -6 дБ); минимальный уровень записи — не ниже -35 ÷ -45 дБ.

Субъективная оценка качества звука.

Браком (оценка «плохо») считаются:

- несоблюдение баланса между репликами, музыкой и шумами;

- отклонение уровня сигнала от установленных норм;

- заметные на слух искажения (нелинейные, частотные);

- заметные на слух изменения уровня и частотной окраски (если это не соответствует режиссерскому замыслу);

- помехи и фон, мешающие восприятию;

-  пропадание (выпадение) части текста или музыкальной фразы,

- многократные кратковременные пропадания.

Для стереофонии:

-несовместимость (проверяется субъективно путем прослушивания через сумматор моноварианта и объективно с помощью стереогониометра);

- нарушение стереофонического баланса, изменение положения сторон.

Сдача материалов

4.1 Для оцифровки и монтажа:

Сдача отснятого материала возможна на твердотельных накопителях: P2, SDHC, HDD (контейнер Quick Time компрессор Prores HQ, DV50, DVCPRO).

Носители, требующие оцифровки своими силами: Digital BETACAM, BETACAM SX, DVCPRO HD.

 

4.2 Сдача готовой работы в архив или для показа:

Сдача завершенной ВКР работы возможна на твердотельных и оптических носителях.

Твердотельные накопители: SDHC, HDD (контейнер Quick Time компрессор Prores HQ).

Оптические: SD-DVD Double Layer 8.5gb в режиме данных (контейнер Quick Time компрессор Prores HQ), Bluray для материалов 1080i/p в режиме данных (контейнер Quick Time компрессор Prores HQ).

 

ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА

Предподготовительный

1. Составление заявки, написание литературно-художественного материала осуществляется во II семестре IV курса у очного отделения, и в первом семестре V курса у очно-заочного и заочного отделения.

2. За полтора года до защиты ВКР студенты института самостоятельно формируют съемочные коллективы и размещают их на сайте Института, в противном случае после утверждения темы ВКР на заседании кафедры (примерно за год до защиты), Институт может в принудительном порядке сформировать съемочные группы для работы над ВКР.

2. Утверждение заявки производится на заседании кафедры кино-телеоператорского мастерства и Ученым советом института в сентябре для очного и в марте-апреле для очно-заочного и заочного отделений. На заседании кафедры студенту назначается руководитель ВКР, который курирует работу над созданием аудиовизуального произведения вплоть до защиты ВКР.

6.2 Подготовительный период включает в себя:

1.Работу над режиссерский сценарием, раскадровками, отбором натуры и

объектов съемки, перечнем участников, подбором реквизита и тд.

2. Выбор техники для съемок

3.Составление календарно-постановочного план.

Сроки проведения подготовительного периода могут составлять 2-3 месяца, но не позднее утверждения темы на кафедре.

По окончании подготовительно периода руководитель ВКР просматривает все материалы, прописанные выше, и подписывает заявку для Учебной студии, которая позволяет студентам брать оборудование для съемок.

Съемочный период

• Заявка на съемку

• Материальный пропуск.

• Акт об окончании съемочного периода.

• Заявка на монтаж и озвучивание.

Сроки съемочного периода (количество смен) могут быть увеличены на 50 % за счет квоты кафедры на выполнение фестивальных работ, при съемках в летнее время.

В конце съемочного периода рабочий материал показывается руководителю ВКР, который должен убедиться в качестве изображения. В случае недостаточного материала или его плохого качества руководитель ВКР может указать на необходимость провести досьемку или даже пересъемку некоторых частей работы. 

Предзащита и защита ВКР

Защита ВКР проходит в конце обучения у очного отделения в конце 5-го курса, и у  очно-заочного и заочного в середине 6-го курса обучения.

На первом этапе предзащиты комиссия (заведующий кафедрой кино-телеоператорского мастерства, декан операторского факультета, мастер курса и руководитель ВКР) обсуждает достоинства и недостатки работы и принимает  решение о допуске или недопуске к защите.

Помимо видеоработы комиссия изучает теоретическую часть ВКР.

На втором этапе предзащиты ректорат просматривает папки ВКР и по их качеству может принять решение о допуске или недопуске дипломников к защите.

Защита проходит в заранее обозначенный срок (см. выше), точная дата и время защиты опубликовывается не позднее, чем за 1 месяц до проведения защиты и размещается  на официальном сайте и информационном стенде Института.

6.7 Особые случаи изменения сроков работы над ВКР:

Изменение сроков производства по объективным причинам:

• уходящий объект, натура;

• болезнь героя;

• предоставление объектов в иные, чем предусмотрено КПП сроки, по независящим от дипломника причинам.

Оформляется по представлению исполнителя в форме докладной на имя декана факультета с предложением конкретных сроков возобновления работ.

Изменение сроков производства по субъективным причинам:

• болезнь одного из членов съемочной группы.

Оформляется в форме докладной на имя декана факультета с последующей консервацией и пролонгацией сроков производства на срок предъявленной медицинской справки.

• непредоставление объектов, техники, материалов, повлекшее за собой срыв сроков.

Оформляется в форме докладной на имя зав. кафедрой для последующего рассмотрения ректором.

Ликвидационный период

(сдача исходных материалов) — 8 дней

• Акт об окончании производства фильма/ТВ передачи.

• Справка об использованной музыке.

• Справка об использованных архивных материалах.

• Составление дипломной папки.

Москва — 2018

Приложение №2

Содержание ВКР:

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе обнаружен следующий брак: Timecode:

☐ Несоответствие техническим требованиям

☐ Сильная компрессия изображения

☐ Смена соотношения сторон по ходу работы

☐ Низкая резкость изображения

☐ Несоблюдение зон сохранения (title safe) на титрах

☐ Несоответствие заявленному формату изображения

☐ Переэкспонированное изображение

☐ Дефекты изображения

☐ Несинхронность звука и изображения

☐ Сильная компрессия звука

☐ Искажения на звуковой дорожке

Начальник Учебной студии __________ Дата экспертизы ____.____.______

К звуку

(уровень цифрового сигнала)

1. Показания цифрового индикатора не

выше минус 12 дБ.

2. Речевая фонограмма – в интервале от

минус 12дБ до минус 19 дБ.

3. Уровень фоновой музыки не ниже

минус 37 дБ.

4. Уровень шума – не выше минус 52 дБ.

К изображению

1. Высокая четкость изображения.

2. Хорошая цветовая насыщенность и правильная передача цветов.

3. Отсутствие шумов и помех на изображении.

4. Читаемость титров. Вертикальный

размер шрифта – не менее 3,5 % от

телевизионного поля изображения

(20 пикселей).

Приложение №4

Правила оформления съемочных работ, сдаваемых в учебную студию:

1. ГЦП или черное поле 60 сек. (DVCPRO и Betacam).

Для Р2 и др. камер  или черное поле 60 сек. не требуется.

2. Информация о работе (название, хронометраж, Ф.И.О.,группа).

3. 3 сек. черного поля.

4. Сама работа.

5. © Copyright (на сайте www.gitr.ru).

6. 3 сек. черного поля.

7. Все звуковые дорожки должны сводиться в режиме «Stereo».

8. Работы, оформленные с нарушением правил, будут возвращены обратно.

9. Кассеты и диски должны быть подписаны (жанр, название работы, хронометраж, Ф.И.О., группа, год).

 

 

Приложение №5

Курсовых и учебных работ.

1. Все заявки подаются в учебную студию через специальную форма на сайте

ГИТРа, но не позднее чем за 24 часа до выезда.

2. Продюсер может заказывать оборудование на всю съемочную группу для выполнения работы

3. Оператор может заказывать операторское оборудование

4. Звукорежиссер может заказывать звуковое оборудование

5. Журналисты и Режиссеры могут заказывать оцифровку материала и монтаж в компьютерном классе

6. На все курсовые и дипломные работы установлены ограничения по количеству смен.

7. Заявку можно отменить за 12 часов на сайте или позвонив в учебную студию.

8. В случае неявки на получения техники – смена считается использованной.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ    ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ   ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

По специальности

Кинооператорство

(для студентов операторского факультета)

Москва

2018

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. К государственной итоговой аттестации допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы (теоретический и практический курсы) по программе специалитета.

2. Государственная итоговая аттестация включает два аттестационных испытания:

государственный экзамен (междисциплинарный);

• защита выпускной квалификационной работы (виды выпускных квалификационных работ представлены ниже).

3. Государственная итоговая аттестация может проводиться не более 3-х раз.

4. Каждый студент самостоятельно выбирает тему своей выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) и в установленный Институтом срок сдает на кафедру кино-телеоператорского мастерства  заявку требуемой формы. В противном случае тему ВКР определяет Институт.

5. Темы ВКР по представлению кафедры утверждаются на Ученом совете.

6. Каждый студент выполняет ВКР в составе творческого коллектива (совместно с режиссером-постановщиком, звукорежиссером и продюсером) или самостоятельно.

7. Для выполнения ВКР студенты разных специальностей объединяются в съемочные творческие группы (режиссер, оператор, звукорежиссер, продюсер).  Один фильм/передача может являться ВКР студентов нескольких специальностей.

8. Совместная работа над одной ВКР двух студентов-операторов не допускается, за исключением особых случаев, которые утверждаются на заседании кафедры кино-телеоператорского мастерства.

9. ВКР выполняется под руководством преподавателя Института. Один руководитель может работать не более чем над 6 проектами.

10. Создается график контроля за производством выпускной квалификационной работы. Нарушение сроков сдачи ВКР (сроков промежуточной аттестации) может повлечь за собой недопуск студента к защите выпускной квалификационной работы.

11. К государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) студенты допускаются или не допускаются на основании приказа о допуске к ГИА.

12. Защита проводится на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК).

16. Название ВКР и оценка, полученная студентом на защите, вносятся в Приложение к диплому.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выпускная квалификационная работа состоит из 2-х частей:

ВКР (видеоработа) на носителе;

теоретическая часть ВКР (дипломная папка).

2.1. Виды ВКР:

 

Кино-, телеоператоры работают в составе съемочных групп совместно с режиссерами и звукорежиссерами, в случае необходимости в съемочную группу могут включаться художники и продюсеры.

Совместно с режиссером студент операторского факультета может представить к защите следующие виды ВКР

- телевизионную программу, - мультимедиапрограмму (хронометраж 13 мин.)

- документальный фильм (хр. 13 мин.)

- серию рекламных роликов (хр. 13 мин.)

- анимационный фильм (хр. 13 мин.)

- игровой фильм (хр. 13 мин.)

В особых случаях при согласовании с кафедрой  режиссуры кино, телевидения и мультимедиа и кафедрой кино-телеоператорского мастерства хронометраж работы может быть незначительно изменен (не более чем на 30%) для достижения более выразительного художественного результата. 

В отдельных случаях (в основном для студентов очно-заочного и заочного отделения) операторы могут выполнять ВКР самостоятельно в качестве авторов, но к съемкам они допускаются только после представления литературного и режиссерского сценария ВКР кафедре кино-телеоператорского мастерства.

Хронометраж самостоятельно выполненной работы должен составлять 13 минут.

 

2.2 Содержание теоретической части ВКР (дипломной папки):

 

Титульный лист (см. приложение №1)

Содержание (с номерами страниц, нумерация начинается с титульного листа) (приложение №2)

1. Заявка

2. Аннотация 

3. Литературный сценарий (для игровых работ) или концептуальный план для телевизионной программы

4. Режиссерский сценарий (для игровой работы) поэпизодный план (для документальной работы

5. Раскадровка

6. Анализ создания ВКР

6.1. Введение

6.2. Основная часть

6.3. Заключение

6.4. Список литературы

7. Приложение

7.1. Календарно-постановочный план

7.2. Список использованной операторской техники 

7.3. Паспорт съемочной работы

7.4. Справка об использованных архивных материалах

7.5. Справка об использованной музыке

7.6. Смета (если в работе принимает участие продюсер)

8. Резюме

 

Приложение к папке ВКР:

Выписка из протокола заседания Ученого совета

Выписка из протокола заседания кафедры

Отзыв руководителя ВКР

Рецензия на ВКР (внешняя)

 

Папка к ВКР требуется в бумажном и электронном виде.

К папке прикладывается видеоработа на CD или флешке в 1-м экземпляре.

Формат папки - А4, кегль 14, шрифт Times New Roman, левое поле – 3 см., все остальные поля по 2 см. с каждой стороны.

 

Содержание пункта 1. Заявка

 

Если работа выполняется в составе съёмочной группы, заявка общая с режиссером.

Если студент снимает авторскую работу, заявка пишется самостоятельно.

Заявка является исходным документом, с которого начинается работа над фильмом, и содержит следующие компоненты (каждый компонент выделяется жирным шрифтом и начинается с новой строки):

Название

Ф.И.О. студента

Руководитель

Хронометраж

Вид

Жанр

Идея

Тема

Содержание

Места съёмок

Материалы

Формат съемок

Состав группы

Дата заполнения заявки

 

Пояснение к пунктам Заявки.

Название фильма пишется в кавычках с большой буквы. На начальном этапе название работы, как правило, является условным и может быть затем в процессе создания фильма заменено на окончательное, однако замена названия может быть осуществлена не позднее даты проведения предзащиты ВКР. Окончательное название фильма вместе с его видовой спецификацией указывается в названии темы на титульном листе теоретической части диплома (Пример 1. Тема: Игровой фильм «Хорошее кино». Пример 2. Тема: Документальный фильм «Очень хорошее кино»).

Ф.И.О. студента и руководителя указываются полностью.

Хронометраж дипломного фильма составляет не более 7 минут для анимационного фильма, не более 17 минут для игрового фильма и не более 13 минут для документального фильма.

Под видом фильма подразумевается его видовая принадлежность. Дипломный фильм может быть одного из семи видов:

игровой фильм,

документальный фильм,

научно-популярный фильм,

учебный фильм,

анимационный фильм,

мультимедиапроект,

телевизионная программа.

Под жанром фильма подразумевается специфика его формосодержательной целостности, выражаемая через принятые условные терминологические обозначения. Каждый из видов имеет своё устойчивое жанровое членение.

Основные жанры игрового кино: трагедия, комедия, трагикомедия, драма, психологическая драма, мелодрама, сатирическая драма, лирическая комедия, эксцентрическая комедия, сатирическая комедия, пародия, комедия положений, вестерн, детектив, триллер, фильм ужасов, исторический фильм, фантастический фильм, утопия, антиутопия, киберпанк, фентази, мокьюментари.

Основные жанры документального кино: проблемный очерк, фильм-портрет, очерк-путешествие, видовой фильм, очерк-памфлет, очерк-фельетон, документальная драма (докудрама).

Научно-популярное и учебное кино не имеют чёткого жанрового деления и поэтому в заявке определяются по той отрасли знания или конкретному предмету, о котором создаётся фильм (Пример 1. Жанр: Фильм о космосе. Пример 2. Жанр: Как утроена связь на космической станции).

Жанры анимационных фильмов, как правило, совпадают с жанрами игрового кино. В случае, если дипломный фильм является анимационным, после его жанрового определения, отдельным пунктом необходимо указать технику, в которой будет создаваться фильм: рисованная анимация, перекладная анимация, кукольная анимация, пластилиновая анимация, песочная анимация, компьютерная анимация. (Пример. Анимационная техника: рисованная анимация).

Основные жанры телевизионных программ: информационно-аналитическая, музыкально-развлекательная, информационно-развлекательная, литературно-драматическая, спортивная, образовательная, игра, ток-шоу, реалити-шоу.

Для мультимедиапроекта жанры отсутствуют – пункт «Жанры» в общем списке Заявки не указывается.

Идея фильма – это главный смысл, выражаемый создаваемым произведением, который проявляется в нём через основной компонент конструктивной целостности: в игровом фильме – через раскрытие конкретной проблемы, актуализируемой сюжетообразующим конфликтом, в документальном фильме – через конкретизацию авторского посыла посредством указания на специфику разрешения лежащего в его основе противоречия.

(Пример для игрового фильма. Сюжетообразующий конфликт фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» реж. Э.Рязанова связан со встречей главным героем женщины, к которой у него возникает серьёзное чувство. Данный конфликт актуализирует проблему необходимости принятия самостоятельного решения в ситуации выбора между имеющимися отношениями и внезапно возникшим чувством. В фильме данная проблема раскрывается через следующую идею: истинное чувство, делающее человека счастливым, в его собственных руках.

Пример для документального фильма. Авторский посыл фильма «Спорт, спорт, спорт» реж. Э.Климова заключается в том, что спорт связан с самой природой человека. В данном посыле содержится противоречие связанное с тем, что спорт может рассматриваться и как то, что не связано с природой человека, а является частью создаваемой им культуры. В фильме это противоречие разрешается через следующую идею: природа человека противоречива и спорт, следуя за ней – за природой человека, так же как и она противоречив в своих проявлениях.)

Тема фильма – это конкретизация идеи в формосодержательных обстоятельствах, в которых раскрывается сюжетообразующий конфликт (в игровом кино) или разрешается противоречие, лежащее в основе авторского посыла (в документальном фильме).

(Пример для игрового фильма. Тема фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» Э.Рязанова – возможность преодоления инертности течения жизни и обретения истинного возвышенного чувства в обыденной – полной компромиссов, унифицированной и распланированной действительности обыкновенных жителей больших городов.

Пример для документального фильма. Тема фильма «Спорт, спорт, спорт» реж. Э.Климова – противоречивость спорта, как и самой природы человека, независимо от исторического времени.)

Под содержанием для игрового и анимационного фильма подразумевается сюжет – последовательность событий, связанные единым конфликтом, а при отсутствии на момент подачи заявки готового сценария – сюжетообразующий конфликт, актуализирующий некую проблему, встающую перед главным героем, и указание на её конкретное разрешение.

Для документального фильма содержанием может быть или также сюжет, или посыл – утверждение, разрешающее потенциальное противоречие.

Для научно-популярного и учебного фильма содержанием является тот же посыл, но который изначально предполагает отсутствие какого-либо противоречия в делаемом утверждении.

Для телевизионной программы и мультимедиапроекта содержанием является концепция, разъясняющая ход, лежащий в основе создаваемого аудиовизуального целого.

Места съёмок – это перечень конкретизированных и условных объектов, в которых планируется проведение съёмок (например: павильон ГИТРа, квартиры, улицы Москвы, Пушкинская площадь, лес в Подмосковье и т.п.)

Материалы фильма могут включать собственный съёмочный материал и архивный материал. В случае намерения использовать архивный материал, необходимо указать предполагаемый источник его обнаружения – Госфильмофонд, Красногорский архив кино-фотодокументов, архив конкретного телеканала, личный архив (автора фильма, стороннего человека), сетевое видео.

В пункте «Формат съемок» указывается видеоформат, в котором будет происходить съёмка фильма (Пример. Формат съёмок: Full HD).

Состав группы приводится с указанием режиссёра, сценариста (при наличии из числа студентов ГИТРа), оператора, звукорежиссёра с указанием курса и факультета, на котором он обучается.

Дата заполнения заявки включает в себя день, месяц и год, соответствующие дате подачи согласованной с предполагаемым научным руководителем заявки декану или заведующему кафедры (Пример. Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года).

 

Пример заполненной заявки на игровой фильм:

Название: «Хорошее кино» (рабочее название)

Ф.И.О. студента: Иванов Иван Иванович

Руководитель: Яковлев Яков Яковлевич

Хронометраж: 17 мин.

Вид: игровой

Жанр: драма

Идея: Успешным режиссёром становится тот, кто готов жертвовать всем ради своего фильма.

Тема: Самопожертвование кинорежиссёра ради своего творчества в прагматичном мире современного кинопроцесса.

Содержание: Сюжет фильма основан на конфликте, связанном с тем, что кинорежиссёр оказывается в таких обстоятельствах, что ради своего фильма он должен пожертвовать многим – родными, любимой, друзьями. Таким образом, актуализируется проблема выбора между успехом в творчестве и не только своим личным счастьем, но и счастьем своих близких. Кинорежиссёр выбирает творческий успех и в финале он достигает желаемого – его фильм оказывается на пике триумфа.

Места съёмок: павильон ГИТРа, квартира, улицы Москвы, поле в Подмосковье.

Материалы: собственный съёмочный материал.

Формат съемок: Full HD

Состав группы:

Режиссёр – Иванов Иван Иванович (5 курс, режиссёрский факультет)

Оператор – Петров Пётр Петрович (5 курс, операторский факультет)

Звукорежиссёр – Сидоров Сидор Сидорович (5 курс, звукорежиссёрский факультет)

Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года.

 

Пример заполненной заявки на документальный фильм:

Название: «Очень хорошее кино» (рабочее название)

Ф.И.О. студента: Иванов Иван Иванович

Руководитель: Яковлев Яков Яковлевич

Хронометраж: 13 мин.

Вид: документальный

Жанр: фильм-портрет

Идея: Истинным творчеством является сама жизнь человека.

Тема: Отказ ради любимого человека от своего творчества в современном мире, где главным является успешная карьера.

Содержание: Основным посылом фильма является то, что никакое творчество не стоит человеческой жизни. Главным героем фильма является кинорежиссёр А.А. Антонов (40 лет), который, имея успешные работы и будучи профессионально востребован, отказывается от всего ради заболевшей жены – специфика её психического заболевания требует постоянного внимания за ней и отсутствие любых стрессовых ситуаций, которые неизбежны при профессиональной работе Антонова (ревность). Близкие, друзья и коллеги Антонова не понимают его выбора и считают его глупой жертвой, тогда как он сам приходит к выводу о том, что любовь к близкому – это и есть настоящее творчество.

Места съёмок: квартира Антонова, дача Антонова, места интервьюирования родственников, друзей и коллег Антонова, Психиатрическая больница №15.

Материалы: собственные съёмки, фотографии и видеозаписи из личного архива героя фильма.

Формат съемок: Full HD

Состав группы:

Режиссёр – Иванов Иван Иванович (5 курс, режиссёрский факультет)

Оператор – Петров Пётр Петрович (5 курс, операторский факультет)

Звукорежиссёр – Сидоров Сидор Сидорович (5 курс, звукорежиссёрский факультет)

Дата заполнения заявки: «01» июня 2018 года.

Содержание пункта 2. Аннотация

Аннотация представляет собой краткий рассказ о ВКР, буквально 7-10 строчек, который должен заинтересовать будущего зрителя. В аннотации упоминается тема произведения и несколько основных сюжетных линий, но при этом не приводится полный пересказ сюжета, чтобы зрителю после прочтения не было понятно, чем закончится фильм.

 

Содержание пункта 3. Литературный сценарий / концептуальный план

Для ВКР в формате игрового или анимационного фильма пунктом три является «Литературный сценарий», для работ в формате документального, научно-популярного и учебного фильма – «Литературный сценарий» (при наличии) для телевизионной программы и мультимедиапроекта – «Концептуальный план».

Первый вариант пункта 3: Литературный сценарий. Литературный сценарий представляет собой текст, написанный в любом из форматов записи – традиционном (прозаическом) или специальном (формализованном) и содержащий драматургическую основу будущего фильма.

Второй вариант пункта 3: Концептуальный план. Концептуальный план содержит подробное описание формосодержательной целостности создаваемого аудиовизуального продукта:

для телевизионной программы – описание формата, включающего в себя совокупность сведений и материалов, определяющих содержательную концепцию произведения (цель программы, её основное содержание, целевая аудитория) и существенные компоненты её практической реализации (сюжетные линии, правила проведения, типы ведущих и участников, последовательность действий и событий, общее декорационное, сценографическое и музыкальное решение, иные постановочные компоненты);

для мультимедиапроекта – описание принципа формирования и развёртывания содержания, описание самого содержания, а также основных визуальных и звуковых компонентов целого.

 

Содержание пункта 4. Режиссёрский сценарий

 

Режиссерский сценарий пишется подробно с указанием каждого кадра для игровых работ.

Режиссерский сценарий делается совместно участниками съемочной группы, поэтому он у всей группы одинаковый, с той лишь разницей, что оператор в своем отчете по ВКР добавляет отдельную графу, в которой прописывает операторскую технику и различные операторские приспособления (например, дым-машину, или поливальную машину для эффекта дождя). 

 

Графы режиссёрского сценария:

1) № п/п – номер кадра по порядку и номер сцены

2) Хрон. сек. – хронометраж кадра в секундах;

3) Круп., движ. камеры – указание на крупность кадра и возможное движение камеры;

4) Содержание кадра – описание происходящего в кадре; при переходе к следующей сцене, в первом кадре сцены отдельно указывается  натура или интерьер и время суток.

5) Внутрикадровый текст – текст, который будет произноситься в кадре (при наличии);

6) Закадровый текст – текст, который будет произноситься за кадром (при наличии);

7) Звук (музыка, шумы) – предполагаемые звуки, которые будут сопровождать изобразительный ряд кадра;

8) Прим. – примечания, в которых могут быть указаны различные отметки к специфике съёмки кадра;

9) Операторская техника, которую планируется использовать при съемке кадра;

10) Специальные эффекты, например, снег или дым-машина, а также компьютерная графика

Пример таблицы режиссёрского сценария:

 

№ п/п Хрон. Сек. Круп., движ. камеры Содержа-ние кадра Внутри-кадровый текст Закадро-вый текст Звук (музыка, шумы) Прим. Опер. Техни -ка Спец. Эфф. Комп. Графи-к -ка
1                  

 

Для документальной работы прикладывается поэпизодный план с описанием места действия и содержанием предполагаемой сцены. В поэпизодном плане нет точной разбивки на кадры, он составляется приблизительно и каждая строка таблицы делается к новому эпизоду.

Пример таблицы поэпизодного плана:

Графы поэпизодного плана:

1) № п/п – номер эпизода по порядку

2) Хрон. сек. – хронометраж эпизода в секундах;

3) Примерное количество кадров в эпизоде;

4) Содержание эпизода и основных планируемых кадров, обязательно нужно указать натура или интерьер и время суток (день/ночь)

5)  Закадровый текст – текст, который будет произносимый за кадром (при наличии);

6) Звук (музыка, шумы) – предполагаемые звуки, которые будут сопровождать изобразительный ряд кадра;

7) Прим. – примечания, в которых могут быть указаны различные отметки к специфике съёмки эпизода, например, реквизит или грим;

8) Операторская техника, которую планируется использовать при съемке эпизода;

10) Специальные эффекты, например, снег или дым-машина, а также компьютерная графика.

№ п/п Хрон. Сек.   Примерное Кол-во кадров Содержа-ние эпизода Закадро-вый текст Звук (музыка, шумы) Прим. Опер. Техни -ка Спец. Эфф. Комп. Графика
1                

 

Содержание пункта 5. Р аскадровка

Раскадровка делается для игровых работ. Каждый кадр нумеруется, указывается, что изображено в кадре, на полях пишется комментарий, в котором указывается  операторский прием и используемая техника.

При работе над раскадровкой игрового фильма должны быть нарисованы все кадры, за исключением повторяющихся (например, в диалоге, когда по несколько раз виден говорящий). Номера таких кадров прописываются во избежание повторений.    

Раскадровка для документально фильма должна включать в себя ключевые кадры, которые планируют снять авторы, например, интервью героя на фоне чего-то значимого. В целом, количество нарисованных кадров для документально фильма будет исчисляться таким образом, чтобы на каждую сцену приходилось 1-2 кадра. Например, если в поэпизодном плане 10 сцен, то кадров в раскадровке может быть 10-20.

 

Содержание пункта 6. Анализ создания ВКР

Анализ создания ВКР является ключевым элементов теоретической части и  пишется каждым участником съемочной группы отдельно, исходя из специфики его профессии.

В пункте «6.1. Введение» обосновывается выбор темы  и материала для съемок ВКР. Необходимо указать, чем привлек данный литературный сценарий. Описать совместную работу с режиссером, указать, были ли прежде другие творческие проекты с этим режиссером.

В пункте «6.2. Основная часть»  даётся подробный анализ создания ВКР на всех этапах производства:

При описании и анализе подготовительного периода описываются совместные поиски с режиссером и художником визуального решения фильма; работа над режиссерским сценарием и раскадровкой; подбор актеров и проведение актерских проб; поиск и отбор объектов съемки, исходя из творческих и технологических задач; работа с гримом и костюмом; составление списка необходимого оборудования, исходя из поставленных творческих задач, с обязательным обоснованием цели используемой техники и т.д. В дополнение к этой части отчета необходимо приложить фотографии с актерских проб, фотографии объектов, костюмов, реквизита, полный список операторской техники и света. Если художник делал эскиз объектов съемки и декораций, то нужно добавить их в отчет.

При описании и анализе съемочного периода указывается общее количество смен. Отмечается, удалось ли провести съемки по задуманному КПП. Необходимо пройти по наиболее интересным, с точки зрения автора работы, сценам, которые получились наиболее выразительно. Отмечаются интересные находки, которые были сделаны во время съемок. Если происходили какие-то форс-мажорные обстоятельства, то следует указать, как они повлияли на ход съемок и визуальное решение. Требуется подробно описать, как во время съемок использовалась операторская техника. Указать, как велся экспонометрический контроль и какие уровни сигнала задумывались при съемке. Если во время съемок был допущен технический брак, то пишется, как это произошло и по каким причинам и т.д. В качестве дополнительного материала необходимо приложить к этой части отчета операторские карты и фотографии со съемочной площадки.

При описании ключевых кадров в теоретическую часть должны быть обязательно вставлены операторские карты, которые включают в себя:

-фотографию стоп-кадра из фильма с указанием уровня яркостей от ключа, например +2, -1 и т.д.;

-схему расположения объекта съемки и камеры, на ней же схема света;

-указание технических параметров: камера, объектив, если была использована дополнительная техника, диафрагма, частота кадров, выдержка, индекс светочувствительности, установленный на камере, цветовой баланс, возможно,  какие-то дополнительные настройки.

При описании и анализе монтажно-тонировочного периода (постпродакшен) следует указать, как проходила дальнейшая работа с материалом, все ли эпизоды вошли в монтаж; подробно рассказать о цветокоррекции, обязательно приложить несколько показательных кадров «до» и «после» цветокоррекции; написать о том, что удалось исправить или изменить при обработке изображения; если использовалась компьютерная графика, то написать о том, как работали с ней при съемках, и как соединяли компьютерные кадры с кадрами, снятыми впрямую при цветокоррекции.  

В пункте «6.3. Заключение» обязательно указывается, что задумывалось по изображению при работе над фильмов и что получилось в итоге. Необходимо разобрать основные удачные и неудачные моменты и, в случае неудачных, обязательно указать причину. Интересно проанализировать те эпизоды, которые были полностью сняты по первоначальному плану, но в картине получились менее яркими, чем ожидалось; проанализировать, удалось ли выдержать задуманный визуальный стиль; разобрать работу с искусственным светом; указать, что удалось сделать с движением камеры и насколько хорошо оно смотрится в картине; написать, удалось ли реализовать цветовые решение и т.д. 

В пункте «6.4. Список литературы» указываются источники, которые были задействованы в процессе работы как над самим дипломным аудиовизуальным продуктом, так и над данной аналитической частью.

При создании игрового и анимационного фильма могут быть включены книги и статьи по драматургии и режиссуре, в случае работы над экранизацией – литературоведческие, культурологические и исторические исследования. 

При создании документального фильма – материалы (книги и статьи), связанные с тематикой фильма, которые подтверждают погружённость автора в тот предмет, с которым он работает.

При создании иных видов аудиовизуального продукта – книги и статьи, связанные со спецификой конкретной формы и той тематики, которая оказывается в режиссёрском фокусе.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список литературы формируется по алфавиту и последовательно нумеруется. Для удобства правильного составления библиографической записи рекомендуется пользоваться электронным каталогом Российской государственной библиотеки – РГБ (https://www.rsl.ru/). Из полного библиографического описания, которое выдаёт электронный каталог необходимо брать начальную часть, заканчивая указанием на количество страниц.

Пример работы с библиографической записью из электронного каталога РГБ.

Скриншот с полным библиографическим описанием:

 

 

 

Библиографическая запись после удаления излишних компонентов (так она должна выглядеть в списке литературы:

Базен, Андре. Что такое кино? [Текст] : Сборник статей : [Пер. с фр.] / [Вступ. статья И. Вайсфельда, с. 3-38]. – Москва : Искусство, 1972. – 383 с.

 

Иные примеры библиографического описания.

Для книг: 1. Поэтика кино / Под ред. Б. М. Эйхенбаума. – Москва; Ленинград: Киноизд-во РСФСР Кинопечать, 1927. – 192 с.

Для статей: 2. Шемякин А.М. О методологии и логике науки киноведения / А.М. Шемякин // Наука телевидения. – 2018. – №14.1. – С. 10-40. DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.1-10-40

 

Примеры обращения к электронным ресурсам:

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) [Электронный ресурс] : мемориальный сайт / сост. и ред. Татьяна Лиханова ; информ. группа «Europeen». – [СПб.] : Изд. дом Арс Лонга, [2004]. – URL : http: // http: // www.pro-meteus.nsv.ru/biblio/vitte/index.ssi (дата обращения: 21.01.2012).

 

Электронные документы в логистике [Электронный ресурс] : сайт / А. М. Календарев. – СПб., 2008. – URL : http: // http: // edocs.al.ru/ (дата обращения: 27.02.2011).

 

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Влас Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1999. – URL : http: // www.rsl.ru (дата обращения: 05.06.2012).

 

Вол, В. Ю. Физическая культура [Электронный ресурс] : курс дистанционного обучения / В. Ю. Вол ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб., 2003. – Доступ из локальной сети Фундамент. б-ки СПбГПУ. – Систем. требования : Power Point. – URL : http: // www.uni-lib/neva/ru/dl/locai/407/oe/ppt (дата обращения: 11.08.2010).

 

Содержание пункта 7. Приложение

7.1. Календарно-постановочный план

Календарно-постановочный план представляет собой описание последовательности основных этапов работы над ВКР, сроков их реализации, с указанием участников процесса и отчётности.

 

Пример таблицы календарно-постановочного плана:

Дата: 2019-02-19, просмотров: 400.