Для анализа результатов проделанной работы и оценки эффективности использования тьюторского подхода в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями тьютору необходимо вести определённую документацию.
Дневник наблюдений – позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребёнка. Ежедневные записи в дневнике помогут проследить, как ребёнок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, что ему особенно удаётся, с какими трудностями он сталкивается. Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребёнка в период пребывания в образовательном учреждении: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребёнком, реальные достижения и затруднения. Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и территориальной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать им объективную картину изменения состояний ребёнка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.
Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребёнка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребёнка, тьютор фиксирует и свои действия и действия учителя.
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчётности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника) задач, используемых методов и отметки типа «удалось» - «не удалось».
3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребёнка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребёнка в школе и понять. Как проходит процесс обучения.
4. Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеурочной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:
- физическое развитие;
- когнитивное развитие;
- социально-эмоционально развитие;
- коммуникативные возможности;
- отношение к учёбе;
- школьные навыки.
Кроме того, по каждому выявленной проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы.
Например:
- Описание проблемы;
- Возможности ребёнка;
- Ресурсы;
- Компенсационные возможности;
- ограничения;
- Возможные пути преодоления;
- Действия, которые смогли помочь преодолевать трудности.
Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и у заместителя директора по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ООП не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.
Помимо этой документации, тьютору рекомендовано вести журнал учета посещаемости детей; мониторинг образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся, анализировать выполнение образовательной программы (требований ФГОС НОО ОВЗ) обучающимися (в форме аналитической справки три раза в год: 1) после завершения адаптационного периода (сентябрь-октябрь); 2) после промежуточной диагностики (январь-февраль); 3) окончание учебного года (май-июнь).
Литература
1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010
2. Т. М. Ковалева, «Профессия «Тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина, М.-Тверь 2012г.: «СФК-офис», 2012
3. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012
4. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013
5. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017
6. Хуторской А.В. 55 методов тьюторского обучения: методическое пособие. – М.: Эйдос, 2012
Сайты, посвященные проблеме «Тьютор в образовании»
- Межрегиональная Тьюторская ассоциация http://www.thetutor.ru/
- Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»
http://www. edu.of.ru/distantobr
- Дискуссионная площадка «Тьюторство» (координатор Т.М. Ковалева)
http://www. eurekanet.ru/ewww/info/13439.htm
- Тьюторство как эффективная практика индивидуализации. Ковалева
Т.М./ журнал «Аккредитация в образовании» http://
www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_ individualizacii.html
- Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем
специфика деятельности тьютора? Ковалева Т.М., «Директор школы» №6,
2011 http://www. direktor.ru/interview.htm?id=16
- Тьюторство в образовательном процессе
http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html -
- Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции
http://hpsy.ru/edu/785.htm
- www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)
- Образовательный центр «Участие» (Санкт-Петербург) www.fondedu.ru
- Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
- Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа») - http://ippdrao.ru.
- Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-42839.html
Форумы, посвященные обсуждению проблемы тьюторства
- «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281
- «Тьютор как зеркало российского образования?!»
http://balyasova.livejournal.com/1183.html
- «Лектор или тьютор» http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08
- «Кто такой тьютор?» - http://www.gymnasium4br.ru/tutor/str1.php?PHPSESSID=a813160561e4c68a751f99
Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.