Если обратиться к опыту советской педагогики, то можно увидеть достаточно много актуальных для работы тьютора техник, приёмов, методов. Одним из них являются дидактические карточки.
Материал на карточках может быть представлен в виде рисунков или схем, таблиц, отдельных знаков или слов. При изготовлении карточек необходимо обратить внимание на их размер, цветность, удобство в обращении. Для работы с ребёнком с особенностями развития все имеет значение – даже то, каким шрифтом написаны слова на карточке. То есть к работе с карточками и к их изготовлению нужно подойти творчески, стараясь сделать их максимально понятными для каждого конкретного ребёнка.
Помимо внешнего вида карточек, важной является и процедура их предъявления: все карточки могут находиться у ребёнка, ребёнок может сам раскладывать их в группы.
В других случаях для лучшей концентрации внимания карточки могут быть у учителя и предъявляться ребёнку по одной. Некоторые карточки он может изготовить сам, совместно с тьютором, например, написав на них свои почерком буквы.
Виды карточек:
- представляют информацию: в виде схем, рисунков, фотографий, чисел, букв, слов;
- имеют вид: чёрно-белые, цветные;
- по форме: квадратные, округлые и т.д.;
- по размеру: крупные, маленькие.
Содержание карточки:
- Одна единица информации (слово, число, объект);
- Блок информации (несколько единиц информации, их сочетание, взаимодействие).
Важно понимать основной принцип составления карточки «сначала- потом».
Рассмотрим пример карточки «Последовательность действий».
На карточках также можно обозначить стадии проведения урока (согласовать их с учителем и некоторые время вести урок в таком режиме). Это средство эффективно в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, и с любыми другими детьми, которым свойственна повышенная чувствительность к порядку. Карточки полезны также при работе с новыми учениками, только пришедшими в класс и не имеющими опыта обучения в группе сверстников, в школе.
Степень дробления на отдельные шаги может быть разная, в зависимости от уровня развития ребёнка. Набор карточек также может различаться. Карточек может быть несколько:
- «А. Начало урока»,
- «Б. Мария Ивановна даёт задание»,
- «В. Ученики пишут в тетрадях»,
- «Г. Мария Ивановна проверяет задание –вызывает учеников к доске» и т.д.
Карточки могут быть разного цвета (например, по цветам радуги). На обратной стороне они должны быть пронумерованы.
Карточка «Последовательность действий на уроке»
Начало урока 1. Марина Ивановна заходит в класс. 2. Ученики встают. 3. Марина Ивановна здоровается. 4. Ваня вместе со всеми «Здравствуйте, Марина Ивановна!». 5. Все садятся. 6. Открываем тетрадь, пишем число, слова «Классная работа». |
Важно, чтобы надпись на карточке отражала то, что происходит на самом деле, поэтому формулировки в карточке и информация, которая сообщается ребёнку, должны быть достаточно обобщёнными, охватывать широкий спектр ситуаций.
Например, «Началом урока» может быть названа следующая последовательность событий:
дети шумят, когда учитель входит в класс;
дети постепенно затихают;
дети окончательно замолкают, когда учитель здоровается;
дети садятся после приветствия.
Иногда учитель просит детей не вставать. Также в классе могут находится два педагога. Первое время все эти ситуации тьютор называет «Началом урока». Со временем у ученика должно сформироваться представление о разные вариантах начала занятий, и, таким образом, при небольших расхождениях в последовательности действий любое начало урока будет восприниматься спокойно.
Рассмотрим пример карточки, определяющей алгоритм решения математической задачи. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья подразумевают многократное повторение изучаемого материала. В связи с этим материал, донесённый учителем на уроке закрепляется тьютором, который может в своей работе использовать такой инструмент. Тематика карточек варьируется исходя из проблемы, с которой сталкивается обучающийся (воспитанник).
Развитие памяти:
а) попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд, представленный на экране;
б) повторите за учителем любую теорему или определение (затем на экране появляется формулировка);
в) перечислите предметы, изображённые на экране (рассматриваемые в течение 15 с.).
Работа с детьми с ООП предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Занятие с применением информационно – коммуникационных технологий хорошо помогает справиться с этой задачей.
Например, работе можно применить следующие упражнения.
Карточки на развитие внимания, наблюдательности:
а) воспроизведи увиденное на экране (время просмотра −10 с);
б) найди различия на двух похожих картинках (рисунках, чертежах);
в) назови цифры от 1 до 20 и запиши их в убывающем порядке;
г) нарисуй глазами квадрат (другие объекты);
д) рассортируй предметы (фигур, слов, чисел и т. д.);
е) посмотри долго на точку (предмет) (30 с.);
ж) определи на взгляд количеств букв, слов, размеров, объема и т. д. (изображения на экране).
Одним из главных инструментов работы тьютора является картирование. «Картирование» (составление карты) является одним из средств реализации идеи знакового опосредствования (по Л.С. Выготскому) наряду со словом. Картирование – современное дидактическое средство совместной работы тьютора и тьюторанта, отражающее возможные направления индивидуального образовательного движения, пространство самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.).
Для наглядной организации информации в процессе обсуждения индивидуального образовательного маршрута с ребёнком тьютор совместно с учеником разрабатывают личностно-ресурсную карту, которая состоит из следующих компонентов:
- пространственная топика: места интересов, ресурс, события;
- векторность: навигация, маршруты реализации, приоритетные задачи, индивидуальная образовательная программа;
- масштаб: приоритетные задачи, пространство и время реализации индивидуальной образовательной программы.
Роль топики играет структура дисциплины (область изучаемых знаний) для которой необходимо предложить индивидуальную учебную траекторию относительно конкретного набора целей и текущего уровня усвоения предметных знаний. Направленностью станет навигационная сущность карты, проявляющаяся в определении наиболее рационального вектора в освоении учебного материала, т.е. структура, выявленная при сборке индивидуального курса. А роль масштаба будут выполнять мера глубины проработанности карты (детализации) и временной интервал (исходная учебная траектория, текущая траектория, корректирующая траектория). В дидактических картах фактор времени значим, т.к. позволяет проследить скорость и динамику успехов тьюторанта. Следовательно, важно иметь возможность отражения как всего проделанного тьюторантом «маршрута», так и планируемых к реализации через персональную учебную программу шагов. В контексте реализации учебной программы карта должна дополняться каждый раз, как тьюторант осуществил действия, которые могут уточнить текущее положение его уровня предметных знаний на карте, а также детализировать пройденную траекторию.
Примерные темы образовательных карт:
- «Мои школьные проблемы»;
- «Мои интересы»;
- «Карта моих дефицитов»;
- «Карта серьёзных дел»;
- «Моё образование».
Задача тьютора – выявление всех возможных ресурсов ребёнка с ОВЗ. Для её реализации важно правильно формулировать вопросы, задавая их не только тьюторанту, но и его родителям: ребёнок любит делать? чем интересуется? как он «добывает» нужную себе информацию? к чему стремится? что делает с удовольствием? Эти и другие вопросы позволят тьютору понять, каким образом можно расширять образовательное пространство своего тьюторанта и его семьи.
Процесс составления личностно-ресурсной карты можно представить в виде последовательного выполнения четырёх этапов:
1) Фиксация интереса – знакомство с учениками (тьюторантом) и выявление его образовательных интересов в форме «идеального» образа, не накладывая формальных ограничений (результат – ситуативная карта);
2) Приспособление – выявление избыточного множества ресурсов (в первую очередь знаниевых) и их соотнесение с существующими ограничениями (результат – «контурная» ресурсная карта);
3) Согласование – анализ и осмысление необходимого состава образовательной программы, выполняемые совместно тьютором и тьюторантом (общая ресурсная карта);
4) Создание – формирование индивидуальной образовательной программы в виде набора ресурсных карт (включая предметные).
На уровне помощи в освоении учебного материала для обучающихся с ООП также одним из важных приёмов является использование
Пример ресурсной карты на уроке математики.
Учителем поставлена задача. Тьютор обсуждает с подопечным его ресурсы. Важно чтобы ребёнок сам выделял из окружающего мира средство решения проблемы. Это может быть, в первую очередь, учитель. Затем обсуждаются другие варианты помощи в решении задачи (тьютор, учебник, друг, сосед по парте, и т. д.).
Целесообразно проговаривать итог проделанной работы (для чего необходима помощь, какой должен быть ответ в задаче). Ещё один пример личностно-ресурсной карты для занятия или урока «Окружающий мир». Здесь вы можете увидеть изменения и дополнения ресурсов ребёнка для решения поставленной учителем задачи.
Фотоальбом
Ребёнку более понятны фотографии, нежели рисунки, особенно это касается детей с расстройством аутистического спектра. Вид знакомых предметов, людей, обстановки располагает к позитивному настрою, не вызывает сопротивления, создаёт обстановку конструктивности и доверия. Учитывая это целесообразно использовать технологию «фотоальбом». Фотографии в фотоальбоме должны быть сделаны в этом же классе (желательно – с того места, где сидит ребёнок) и отражать режимные моменты урока (начало урока: дети стоя приветствуют учителя; объяснение материала: дети сидят, учитель стоит перед доской с указкой или пишет мелом на доске). Набор фотографий можно уложить в фотоальбом и перелистывать их в соответствии с этапами урока. То же делается и для перемены: дети меняют учебники на парте, дети выходят из класса, дети бегают в коридоре, звонок (фото звонка), дети заходят в класс.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 304.