Условия реализации программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оборудование:

- базовый набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms EV3 версии 45544 – 12 шт.;

- ресурсный набор LEGO Mindstorms EV3 версии 45560 – 6 шт.;

- программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3 (групповая лицензия)

- персональный компьютер – 12 шт.;

- лазерный принтер – 1 шт.;

- мультимедиа проектор – 1 шт.

 

Официальные документы и материалы, с учетом которых составлена программа

- Закон «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

- Образовательная программа основного общего образования МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты.

Ожидаемые л ичностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Основы робототехники»

Личностные результаты. К личностным результатам освоения курса можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- воспитание ответственности;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информатикой, программированием и робототехникой.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать умение ставить цель, планировать достижение этой цели;

- самостоятельно или в сотрудничестве с товарищами и учителем ставить учебные задачи;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя;

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую;

- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

- выслушивать собеседника и вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;

- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

По окончании обучения учащиеся должны

знать:

- правила безопасной работы с механическими устройствами;

- основные компоненты роботизированных программно-управляемых устройств;

- основные компоненты конструкторов LEGO Mindstorms EV3;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- компьютерную среду визуального программирования роботов LEGO Mindstorms Education EV3;

- компьютерную среду визуального 3D моделирования Lego Digital Designer;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- основные приемы конструирования роботов и управляемых устройств;

- конструктивные особенности различных роботов;

- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;

- основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.

уметь:

- демонстрировать технические возможности роботов;

- конструктивные особенности различных роботов;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов);

- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;

- создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, корректировать программы при необходимости;

- работать с литературой, с журналами, с каталогами, изучать и обрабатывать информацию в Интернете;

- создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO Mindstorms EV3.

 

 


Тематическое планирование

№ п.п. Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть Коли-чество часов
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Демонстрация готовых моделей роботов. Знакомство с деталями и интерфейсом конструктора Lego Mindstorms EV3: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения и цвета, порты подключения. Прямое управление роботом. 1
2. Основы конструирования Lego Mindstorms. Способы крепления деталей. Механическая передача. Передаточное отношение. Сборка первого учебного робота 2
3. Программирование на модуле EV3. Интерфейс приложения для программирования на EV3. Знакомство с приложением для программирования на модуле EV3. 1
4. Ознакомление с визуальной средой программирования. Понятие «среда программирования», «логические блоки». Демонстрация простейшей программы для робота. Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота по прямой. Работа с интерфейсом программы LEGO MINDSTORMS Education EV3. Написание программы для перемещения робота по прямой. 2
5. Движение по кривой. Линейные программы. Использование блока «Рулевое управление», понятие мощности. Использование блока «Рулевое управление» для управления роботом. 1
6. Независимое управление моторами. Понятие «независимого управления моторами», принципы его использования. Использование блока «Независимое управление моторами» для управления роботом. 1
7. Управление средним мотором. Блоки управления средними моторами. Внесение изменений в конструкцию модели робота. Программирование робота на перемещение кубоида. 2
8. Использование датчика цвета. Понятие яркости отраженного света. Знакомство с датчиком цвета. Использование датчика цвета для остановки робота при обнаружении линии. 2
9. Ориентация робота в пространстве. Знакомство с гироскопическим датчиком, правила работы с ним, принципы управления. Использование гироскопического датчика для поворота на заданное количество градусов. 1
10. Использование ультразвукового датчика расстояния. Знакомство с ультразвуковым датчиком. Измерение расстояния до препятствия. Использование ультразвукового датчика для определения приближения к объекту. 2
11. Воспроизведение звука. Понятие параллельного программирования. Выбор и подключение звукового файла для воспроизведения. Использование многозадачности для перемещения робота и воспроизведения звука одновременно. 1
12. Использование датчика касания. Знакомство с датчиком касания. Создание и отладка программы с использованием датчика касания. 1
13. Циклические алгоритмы. Понятие «цикл». Использование блока «цикл» в программе. Создание и отладка программы с использованием блока цикла для повторения последовательности действий. 2
14. Движение вдоль линии. Знакомство с алгоритмической структурой «Ветвление». Настройка датчика цвета. Использование блока «Переключатель» для принятия решений в динамическом процессе на основании информации датчика цвета. 2
15. Кибернетика – наука об автоматическом управлении. Алгоритмы управления. Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Движение по линии с одним датчиком освещенности. 1
16. Алгоритмы управления. Движение по линии с двумя датчиками освещенности. Программирование робота на движение по линии с двумя датчиками освещенности. 2
17. Алгоритмы управления. Движение вдоль стенки. Пропорционально-дифференциальный регулятор. Программирование робота на движение вдоль стенки. 2
18. Игры роботов. Виды робототехнических соревнований. Соревнования роботов. 6
19. Управление цветом. Использование датчика цвета в режиме определения цвета «Измерение – Цвет». Программирование робота на движение при определении различных цветов. 2
20. Шины данных. Понятие шины данных, ее назначение. Самостоятельный эксперимент с тремя типами шин данных. 2
21. Случайные числа. Понятие «генератор случайных чисел». Использование блока «Случайное значение» для управления движением робота. Использование блока случайной величины для перемещения робота со случайно выбранной скоростью и в случайно выбранном направлении. 2
22. Использование датчиков для управления мощностью моторов. Освещенность, использование числового ввода параметров блока движения, измеренных с помощью датчиков. Использование блоков датчика для управления мощностью моторов робота в динамическом режиме. 2
23. Измерительный прибор. Отображение показаний ультразвукового датчика в режиме реального времени и их объединение с текстом. Самостоятельный эксперимент с измерением угла наклона гироскопа. 2
24. Робот-преследователь. Использование ультразвукового датчика для перемещения робота вперед при нахождении кубоида в указанном диапазоне. Эксперимент с установкой блока диапазона в режим «Вне пределов». 2
25. Измерение скорости. Конструирование формулы и расчет по произведенным измерениям. Использование математического блока для расчета скорости. 1
26. Использование гироскопического датчика. Использование гироскопического датчика для вращения. Эксперимент со скоростью поворота, используя гироскопический датчик. 1
27. Сравнение величин. Отношения «больше», «меньше» и «равно». Использование датчика цвета в режиме «Измерение – Яркость отраженного света». Эксперимент с изменением режима блока «Сравнение» на «Больше чем». 2
28. Использование переменных. Понятие переменной. Ввод значения переменной. Использование переменной для хранения числа оборотов мотора. 2
29. Калибровка датчика цвета. Способы калибровки датчика цвета. Выполнение калибровки датчика цвета в режиме «Освещение». 1
30. Коммуникация роботов. Переименование модуля EV3. Блок «Обмен сообщениями». Установление соединения посредством Bluetooth между двумя модулями. Отправление сообщения от одного модуля EV3 другому. 2
31. Основы логики. Логическое умножение. Логическое сложение. Таблицы истинности. Эксперимент с логическими И/ИЛИ в условии. 2
32. Математика – дополнительные возможности. Соотношение углов и сторон прямоугольно треугольника. Использование принципов тригонометрии для управления движением робота. 2
33. Математика – дополнительные возможности. Движение по окружности. Длина окружности. Использование геометрических представлений для управления движением робота. 2
34. Математика – дополнительные возможности. Математические операции в Lego Mindstorms EV3. Использование математических операций для управления движением робота. 2
35. Массивы. Понятие массива. Организация массива в EV3. Считывание массива при помощи сочетания датчиков цвета и касания. 4
  Защита проекта «Мой собственный уникальный робот»   Создание собственных роботов учащимися и их презентация. 5

 

Литература для учащихся

1. Руководство пользователя ПервоРобот EV3 Lego mindstorms education.

2. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот EV3 Lego mindstorms education [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mindstorms.su

3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С. А. Филиппов. СПб:Наука, 2013.

Литература для педагога

1. Руководство пользователя ПервоРобот EV3 Lego mindstorms education.

2. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот EV3 Lego mindstorms education [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mindstorms.su

3. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.





Приложение 2

Дата: 2019-02-19, просмотров: 397.