Выделяют пять основных концепций, складывавшихся на рынке, где сталкиваются интересы предприятий, потребителей и общества.
1. Концепция совершенствования производства является одной из старых, которой руководствовались продавцы (конец XIX в.). Эта концепция предусматривает:
а) увеличение объемов производства за счет расширения производственной базы, повышения производительности труда;
6) снижение себестоимости за счет повышения степени механизации и автоматизации или снижения издержек производства.
Этот период характеризовался рынком "продавцов", когда спрос превышает предложение.
2. Концепция совершенствования товара (1905-1933) - это еще один подход, при котором спрос превышает предложение. Для него свойственно улучшение качества товара, его эксплуатационных характеристик и свойств.
3. Концепция совершенствования коммерческих усилий (1933-1950) возникла при конкуренции в тот период, когда начал существовать "рынок покупателя и продавца" (предложение уравновешивает спрос) и потребовались значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования. Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, чем на длительные отношения с клиентами.
4. Концепция чистого маркетинга - это сравнительно новый подход (1950-1970). Он отличается направленностью на предложение потребителю того, что ему надо, а не на реализацию только того, что есть в наличии у продавца. Основное отличие этой концепции - сосредоточенность на удовлетворении нужд покупателя.
5. Концепция социально ответственного маркетинга возникла в 1970-х гг. Она появилась в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере. Концепция требует сбалансированности трех факторов в рамках политики маркетинга: интересов общества, покупательских потребностей и прибылей предприятия
Иными словами, социально-этический маркетинг предлагает предпринимателю «делать добро и не делать зла», с маленькой поправкой на то, что такая стратегия все же остается средством получения коммерческой выгоды.
Несмотря на свою относительную «молодость», идея улучшить мир и при этом стать богаче получила колоссальное признание в обществе.
На практике концепция социально-этического маркетинга может реализовываться по нескольким базовым направлениям:
· экологическое – предполагает, что компания-производитель товаров заботится об улучшении состояния окружающей среды через минимизацию загрязнений в процессе производства, создание более экологичной упаковки или безопасных в экологическом плане товаров;
· оздоровительное – особая ниша товаров для поддержания или улучшения здоровья, включающая в себя не только медицинскую продукцию, но и чистую воду, качественные (в том числе и органические) продукты питания, натуральные ткани и мебель, товары для занятий спортом и т.д.;
· социальное – подразумевает заботу о повышении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения или мероприятия, направленные на удовлетворение общественных нужд.
Для достижения максимально возможной эффективности продаж маркетологи нередко рекомендуют сочетать элементы сразу нескольких направлений.
Пример1.: В магазине органических продуктов используется только бумажная упаковка, пригодная к дальнейшей переработке, а производитель лекарств проводит рекламную компанию по профилактике того или иного вида заболевания и параллельно – предоставляет скидки на свои товары для покупателей пенсионного возраста.
Пример 2 . Торговая марка «Макдоналдс», которая, чтобы не потерять значительную часть покупателей, была вынуждена пойти на достаточно затратные меры по обеспечению экологичности производства.
В рамках этой стратегии была частично решена проблема утилизации отходов и экономии природных ресурсов:
- использованное растительное масло стали собирать в специальные емкости и позже передавать для производства биотоплива,
- пластиковые палочки и стаканчики заменили на деревянные, пригодные к вторичной переработке, а сами стаканчики и тарелки сделали тоньше,
- специальные держатели позволяют достать за один раз только одну салфетку, тем самым экономя огромное количество древесины на их производство,
- компании удалось сократить затраты электроэнергии за счет применения энергосберегающего оборудования и альтернативных источников энергии – ветряных электростанций.
Пример 3. Многие общественные и гражданские организации в свое время взялись доказывать различные факты, с целью влияния на процесс изготовления «Кока-Колы».
Так было доказано, что любимейший лимонад цвета ржаного хлеба имеет низкую питательную калорийность, ингредиенты «Кока-Колы» разрушают зубную эмаль, а кофеин, содержащийся в напитке, вызывает бессонницу. Более того в состав «коки» входили некоторые компоненты, которые были запрещены американским законодательством.
В ответ на выдвинутые обвинения американской компании ничего не оставалась, как предпринять нужные меры. Так пришлось сменить рецептуру напитка, и вредные вещества были максимально удалены из состава. Это и есть социально-этический маркетинг, когда компания вынуждена идти на какие-то глобальные меры ради того, чтобы не потерять массового потребителя.
Анализируя концепцию социально-ответственного маркетинга невольно вспоминается ситуация с лягушкой.
Кейс 3: «Немножко лишнего тепла не повредит».
Лягушку бросили в кастрюлю с горячей водой, она немедленно решила: «Здесь неуютно. Надо быстрее уносить ноги». И тут же выскочила.
Ту же самую лягушку положили в кастрюлю с холодной водой, поставили на плиту и постепенно начали нагревать - лягушка расслабилась.
Она, конечно, заметила, что становится теплее, но подумала: «Немножко лишнего тепла не повредит».
Ситуационный вопрос: Что в результате произойдет с лягушкой?
Наше общество сейчас напоминает «героиню» данной ситуации.
Социально-ответственный маркетинг как будто говорит:«Многое в жизни накапливается постепенно.
Долги, лишний вес и плохое здоровье, знания, благосостояние.
Помните о тенденциях. Нельзя недооценивать мелочи!»
И если уж развивать мысль о мелочах дальше, то именно они могут помочь заработать целое состояние тем, кто первый увидит эти мелочи и воплотит их в товар или не будет ими пренебрегать:
Люди , придя в салон, замечают все – от особенностей интерьера до температуры в помещении. Они справедливо считают такое времяпровождение отдыхом, который должен быть комфортным. Поэтому бесплатный кофе, телевизор и уютные кресла станут отличными инструментами повышения лояльности.
Вопросы для контроля знаний студентов 1. Что представляет собой понятие «маркетинг»? 2. Укажите особенности основных функций маркетинга. 3. Каковы предпосылки возникновения маркетинга? 4. Какие понятия в маркетинге являются базовыми? Опишите их. 5. Из каких элементов складывается комплекс маркетинга? 6. В чем сущность исследовательской функции маркетинга? 7. Перечислите основные цели и задачи маркетинга 8. Почему концепция социально-ответственного маркетинга активно используется современными предпринимателями? Домашнее задание 1.Анализ текста лекции в соответствии с вопросами для закрепления знаний студентов. |
2. Анализ ситуационных заданий
Кейс 1. «Терри»
«Терри» - магазин и салон-парикмахерская для домашних питомцев. Компания производит весь спектр продукции для небольших собак.
Является признанным лидером в производстве люксовой одежды и аксессуаров для маленьких питомцев. В планы компании входит открытие собственного салона с целью оказания следующих услуг: стрижка, тримминг и мытье собак, профилактика заболеваний и оказание консультаций врачей-ветеринаров.
Открытие салона планируется в центре Москвы. Число сотрудников -15 человек.
Задание:
Предложите свой вариант комплекса маркетинг для указанного предприятия.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 256.