Что даёт механизация строительно-монтажных работ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Механизация строительно-монтажных работ сопровож­дается заменой ручного труда механизмами, что приводит к повышению производительности труда, сокращению сроков строительства и снижению его стоимости. С развитием механизации существенно меняется технология строительного производства, создаются предпосылки для полной ликвидации тяжёлого физического труда в строительстве.

Производительность труда на механизированных процес­сах значительно выше, чем при их ручном выполнении: на земляных работах - в 6-7 раз, при погрузочно-разгрузочных в 7-8 раз, на бетонных работах в 4-5 раз, на отделочных работах в 3-4 раза.

Индустриализация строительства существенно влияет на выполнение работ на строительной площадке: широкое внедре­ние в строительно-монтажных процессах сборных элементов привело к увеличению объёма монтажных работ и уменьшению работ бетонных, каменных и отделочных. В связи с тем, что в условиях индустриального труда основными видами работ стали земляные, монтажные, подъёмно-транспортные и погрузо-разгрузочные, для них преимущественно и развиваются средства механизации.

45.Какие формы эксплуатации строительных машин известны в строительстве?

В строительстве функционируют три формы эксплуа­тации строительных машин, зависящие от вида строительства, условий производства и объёмов выполняемых работ:

- строительные машины, находящиеся на балансе строительного подразделения;

- строительные машины, находящиеся в составе и на балансе управлений механизации, входящие в состав строительного треста;

- строительные машины и оборудование, находящиеся в составе и на балансе трестов механизации или им подобных предприятий.

В последние годы появилась четвёртая форма эксплуа­тации строительных машин: строительные машины и механиз­мы, принадлежащие лизинговым компаниям (лизинг - долго­срочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, дорогостоящей оснастки, сооружений производственного назна­чения и др.).

Для строительства линейно-протяжённых сооружений (дороги, ЛЭП, магистральные трубопроводы, железные дороги) в условиях рассредоточенного строительства создаются механизированные колонны со своей техникой, которые, по

существу, являются мобильными строительными организаци­ями, выполняющими механизированные работы.

Строительные машины, находящиеся на балансе общестроительных подразделений, обслуживают, как правило, механизированные строительные работы внутри подразде­ления. Работой таких машин руководит главный механик строительного подразделения; машины на объекты выделяются по заявкам линейных работников. Эксплуатация незначитель­ного количества строительных машин в такой организационной форме затруднена: небольшое количество техники требует относительно большой номенклатуры и количества запасных частей и эксплуатационных материалов. Отсутствие широкого фронта работ в подразделении для этих машин приводит к их систематическим простоям, а машины большой мощности используются часто на случайных работах с малыми объёмами. Такая форма эксплуатации машин оправдана для работ в отдалённых районах с отрывом от основных баз или для строительных организаций, выполняющих узкоспециализи­рованные работы со специальным набором механизмов (свайные, кессонные и работы, связанные с замораживанием грунтов).

К положительным факторам эксплуатации машин, нахо­дящихся на балансе первичного строительного подразделения, можно отнести возможность более оперативного руководства этими машинами.

Наибольшее распространение в крупных строительных организациях получила следующая форма эксплуатации строи­тельных машин, находящихся на балансе управлений механизации строительных трестов, осуществляющих опера­тивное руководство по распределению и использованию техники: эксплуатация машин на условиях подряда, аренды или услуг.

В крупных промышленных центрах существует следующая форма эксплуатации строительных машин, находящихся на балансе специализированных трестов механизации, обслуживающих строительные и монтажные организации в определённых регионах строительства. Тресты механизации в своём составе имеют управления механизации и специализированные управления, выполняющие по заказам генподрядных трестов различные виды механизированных работ (земляные и свайные работы; работы, связанные с дорожным строительством; механизмы, обеспечивающие вертикальный транспорт).

Главными задачами трестов механизации и входящих в их состав специализированных подразделений являются:

- осуществление механизации строительно-монтажных работ;

- обеспечение роста производительности труда и сокращение затрат ручного труда;

- эффективное использование парка машин, совершенство­вание методов технического обслуживания и ремонта машин.

Концентрация строительных машин и оборудования в крупных предприятиях механизации позволяет более эффективно использовать парк строительных машин и механизмов, внедрять наиболее прогрессивные методы производства работ.

 46 .Как организовываются эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин?

Строительные машины должны интенсивно эксплуати­роваться, поскольку такое их использование обеспечивает сни­жение себестоимости работ, снижает расходы на эксплуатацию машин, уменьшает потребность в машинах и позволяет не допустить их морального старения.

Анализируя рабочее время машины, можно найти резервы увеличения продолжительности полезного машинного времени. Этого можно добиться за счёт уменьшения простоя машины по организационным причинам, за счёт подготовки фронта работ, своевременного обеспечения материалами, транспортом и другими ресурсами.

Рациональное использование строительной техники оценивается двумя основными показателями:

- годовой выработкой машины - выполненные в течение года физические объёмы работ;

- продолжительностью отработанного в течение года рабочего машинного времени.

При анализе годового режима работы машины учиты­ваются потери рабочего времени, связанные с неблагоприят­ными метеорологическими условиями (в особенности при работы с кранами - предельные скорости ветра, крайне низкие температуры и т.п.), проведение плановых и внеплановых ремонтов, перебазировка машин с объекта на объект и другие недостатки в использовании техники.

При анализе работы машины должны учитываться эксплу­атационные качества машины, организация её технического обслуживания, технический уровень ремонтной базы, методы управления парком машин.

В процессе эксплуатации строительные машины требуют эксплуатационного и технического обслуживания, а также периодического ремонта.

Под эксплуатационным обслуживанием подразумевается обеспечение машин горючим, смазочными и другими видами материалов, перебазирование машин и их хранение.

Техническое обслуживание включает мероприятия по предупреждению износа частей машины сверх допустимых норм. Для этого предусматривается своевременный профилак­тический осмотр, замена износившихся деталей, устранение обнаруженных неисправностей. Техническое обслуживание строительных машин производится по планово-предупреди­тельной системе в определённое время и в определённом объёме для соответствующих видов и моделей машин.

47.Какие основные функции подразделений малой механизации?

Основные функции подразделений малой механизации заключаются в следующем:

- обеспечение строительных площадок средствами малой механизации применительно к технологии работ, условиям и характеру выполняемых работ;

- выполнение отдельных видов работ силами подразде­ления малой механизации (гидроизоляция, торкретирование, сверление отверстий, проколы грунта под дорогами и т.п.);

- комплектование инструментально-раздаточных пунктов (ИРП) набором ручных машин и другими средствами малой механизации;

- инструктаж и обучение приёмам работы с ручным инструментом рабочих строительных организаций;

- техническое обслуживание и ремонт ручных машин, оборудования и инструмента;

- контроль за использованием средств малой механизации и соблюдением рабочими строительных организаций правил технической эксплуатации ручного и механизированного инструмента;

- рассмотрение и согласование проектов производства работ, выполняемых с помощью средств малой механизации.

48.Что влияет на выбор транспортных средств для перевозки строительных грузов?

Транспорт занимает важное место в системе строительного производства, являясь технологическим звеном, связывающим строительные объекты с предприятиями строительной инду­стрии, карьерами, строительной базой, складами и другими источниками материально-технического обеспечения строите­льства.

Роль транспорта в строительстве объясняется высокой материалоёмкостью строительного производства, необходимо­стью в непрерывных поставках строительных грузов. В особенности возрастает роль транспорта, когда в строительстве увеличилась его сборность.

Строительство использует практически все существую­щие виды транспортных средств - автомобильный, железнодо­рожный, водный, тракторный, воздушный. Основная нагрузка при перевозках строительных грузов падает на автомобильный транспорт (свыше 80% перевозок), железнодорожный и водный (соответственно 15% и 5%).

На выбор транспортного средства влияют дальность перевозок, характер строительных грузов, местные дорожные и климатические условия (на вновь начинаемых дальних стройках в начальный период строительства, когда отсутствуют постоян­ные дороги используются автозимники).

Железнодорожный транспорт, имеющий высокую произ­водительность, чаще всего применяют при дальних перевозках (свыше 50 км), учитывая, что железнодорожные тарифы меньше автомобильных.

Водный транспорт при перевозке массовых грузов часто оказывается дешевле железнодорожного, однако нужно учиты­вать наличие в пунктах приёма грузов причалов и погрузо-разгрузочных средств. Кроме того, приходится учитывать, что в различных регионах водный транспорт имеет сезонный характер работы.

Особенность строительных грузов такова, что часто невозможно выбрать эффективный вид транспорта без надлежащего технико-экономического обоснования.

49. Как классифицируются транспортные средства?

По отношению к строящемуся объекту транспорт в строительстве может быть внешним и внутрипостроечным.

Внешним транспортом доставляются грузы на строитель­ные объекты от поставщиков и со складов либо в зону монтажа, либо на приобъектные склады строительных организаций.

Внутрипостроечный транспорт работает в пределах строительной площадки и предназначен для доставки мате­риалов, конструкций и полуфабрикатов на рабочее место. От правильно выбранного способа перевозок зависит рациональное использование транспортных средств внутри строительной площадки и эффективность использования средств механизации строительно-монтажных работ.

Кроме того, по направлению перемещения грузов внутри­построечный транспорт может быть вертикальным и горизонтальным.

Вертикальный транспорт предназначен для подъёма строительных конструкций, материалов и оборудования с

помощью различных видов кранов, подъёмников, бетоно- и растворонасосов, грузовых и грузопассажирских лифтов.

Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение аналогичных строительных грузов к рабочим местам либо с транспортных средств, либо с приобъектных складов.

50.    Какие могут быть варианты доставки грузов на строительные площадки с точки зрения их складирования?

Организации перевозок и монтажа строительных конструкций на строительную площадку может быть организована следующим образом:

- детали и конструкции доставляются на приобъектный склад стройки. В этом случае транспорт быстро освобождается, его производительность повышается, но сокращаются свобод­ные площади склада, затрудняются манёвры монтажного крана, монтажная бригада вынуждена отрываться от основной работы для разгрузки транспорта;

- детали могут доставляться на площадку с последующим монтажом с транспортных средств («с колёс»). При этом исключаются работы по разгрузке и складированию конс­трукций, улучшаются условия для работы монтажного крана, но такой метод монтажа серьёзно увеличивает время транспортного цикла: тягач простаивает как на площадке в период монтажа, так и на заводе в период погрузки. Когда монтаж элементов производится «с колёс», рекомендуется выбирать такую машину, которая способна сделать с учётом погрузки, перевозки, манёвров один или половину полного рейса за время, необходимое для монтажа перевозимых ею сборных элементов;

- детали на строительную площадку доставляются на прицепных средствах (способ челнока). При этом способе доставки грузов на строительную площадку эффективнее используется тягач, исключается необходимость немедленной разгрузки конструкций, но требуется дополнительное количество прицепов и дополнительные площади для манёвра и размещения прицепов, как на строительной площадке, так и на заводах стройиндустрии.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 336.