СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ РЕАКЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Двигательные реакции

· легкая степень нарушения — характерно замедление темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в несовершенном виде;

· средняя степень нарушения — характерны асинхрония развития движений, значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других;

· тяжелая степень нарушения— характерно тотальное недоразвитие движений.

Сенсорные реакции

· легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб, на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними. Под несовершенством «операционально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т.д.;

· средняя степень нарушения — характерны выполнение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;

· тяжелая степень нарушения — характерны незначительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного отсутствия интереса к объектам внешнего мира.

Действия с предметами

· легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб, на фоне нормально развивающейся психической активности ребенка. Под несовершенством «опеационально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство двигательных реакций, обеспечивающих способность ребенка к действиям с предметами;

· средняя степень нарушения — характерны выполнение реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратковременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затрудненных ситуациях, слабость реакции на новизну;

· тяжелая степень нарушения — практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно и действий с ними.

Способы взаимодействия со взрослыми

· легкая степень нарушения — характерное уменьшение количества способов взаимодействия со взрослыми по сравнению с нормой или их недостаточно совершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности;

· средняя степень нарушения — характерны выполнение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес ко взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;

· тяжелая степень нарушения — характерно практически полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразличием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.

Эмоциональные реакции

· легкая степень нарушения — характерна недостаточность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию;

· более тяжелая степень нарушения — характерно существование признаков нарушения формирования отношений, привязанностей, эмоциональная неустойчивость.

Голосовые реакции

Для группы реакций, характеризующих развитие голосовой активности ребенка, уровни нарушения не выделялись, так как в формировании группы реакций наблюдались значительные индивидуальные различия и неожиданные компенсации. Развитие го-лосовых реакций считалось просто задержанным, если оно отставало от возрастных норм.

При анализе психического развития в целом было выделено понятие психической активности. При этом предполагалось, что развитие психической активности в раннем онтогенезе проявляется в формировании умения осуществлять действия в соответствии с целями, заданными непосредственно в акте восприятия ребенка. С этой точки зрения были выделены отличающиеся по сложности формы поведения. К элементарным отнесены те из них, которые адекватны легко доступным целям, заданным непосредственно в ситуации восприятия. К более сложным — те, существенной характеристикой которых является преодоление преград, стоящих на пути к достижению цели, также непосредственно заданной в ситуации. Наконец, к наиболее сложным — те, которые характеризуются способностью к осуществлению действий, адекватных целям, непосредственно в ситуации не заданным.

НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 184.