СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ РЕАКЦИЙ
Двигательные реакции
· легкая степень нарушения — характерно замедление темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в несовершенном виде;
· средняя степень нарушения — характерны асинхрония развития движений, значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других;
· тяжелая степень нарушения— характерно тотальное недоразвитие движений.
Сенсорные реакции
· легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб, на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними. Под несовершенством «операционально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т.д.;
· средняя степень нарушения — характерны выполнение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;
· тяжелая степень нарушения — характерны незначительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного отсутствия интереса к объектам внешнего мира.
Действия с предметами
· легкая степень нарушения — характерны запаздывающее, по сравнению с нормой, развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб, на фоне нормально развивающейся психической активности ребенка. Под несовершенством «опеационально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство двигательных реакций, обеспечивающих способность ребенка к действиям с предметами;
· средняя степень нарушения — характерны выполнение реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратковременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затрудненных ситуациях, слабость реакции на новизну;
· тяжелая степень нарушения — практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно и действий с ними.
Способы взаимодействия со взрослыми
· легкая степень нарушения — характерное уменьшение количества способов взаимодействия со взрослыми по сравнению с нормой или их недостаточно совершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности;
· средняя степень нарушения — характерны выполнение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес ко взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;
· тяжелая степень нарушения — характерно практически полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразличием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.
Эмоциональные реакции
· легкая степень нарушения — характерна недостаточность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию;
· более тяжелая степень нарушения — характерно существование признаков нарушения формирования отношений, привязанностей, эмоциональная неустойчивость.
Голосовые реакции
Для группы реакций, характеризующих развитие голосовой активности ребенка, уровни нарушения не выделялись, так как в формировании группы реакций наблюдались значительные индивидуальные различия и неожиданные компенсации. Развитие го-лосовых реакций считалось просто задержанным, если оно отставало от возрастных норм.
При анализе психического развития в целом было выделено понятие психической активности. При этом предполагалось, что развитие психической активности в раннем онтогенезе проявляется в формировании умения осуществлять действия в соответствии с целями, заданными непосредственно в акте восприятия ребенка. С этой точки зрения были выделены отличающиеся по сложности формы поведения. К элементарным отнесены те из них, которые адекватны легко доступным целям, заданным непосредственно в ситуации восприятия. К более сложным — те, существенной характеристикой которых является преодоление преград, стоящих на пути к достижению цели, также непосредственно заданной в ситуации. Наконец, к наиболее сложным — те, которые характеризуются способностью к осуществлению действий, адекватных целям, непосредственно в ситуации не заданным.
НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ
Диагностика сенсорной сферы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
1 месяц— смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот; прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;
1,5 месяца — следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения;
2 месяца— развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
3 месяца — поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;
4 месяца — прослеживает невидимую траекторию движения объекта, предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реагирует на исчезающий объект, локализует } звук;
5 месяцев— улыбается отражению в зеркале;
6 месяцев— перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;
7 месяцев — поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;
8 месяцев — дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет исчезает за барьером;
10 месяцев— смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;
12 месяцев — поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге.
Психологическая диагностика младенческого возраста
Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5-2 мес. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, асимметричный шейно-тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), которые со временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным актором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов относится к компетенции детских невропатологов, и нет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.
При оценке психического развития ребенка надо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:
1. Характер контакта матери с младенцем. Детей в возрасте приблизительно до 8 месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей усаживают за специальный детский столик, или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые, сухие, нераздраженные, неутомленные.
2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 месяцев легко входят в такой контакт, и не дифференцируют незнакомых им взрослых.
3. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 месяцев специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.
4. Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксации. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях. У детей от 2 до 4,5 месяцев специальное внимание обращают на прекращение прослеживания при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории движения объекта и
его попеременного появления в определенных частях пространства, пользуются специальными экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 см, находящемся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через некоторое время она появляется из-за другой стороны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появляется.
При изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35x35 см с двумя окошечками 7x7 см, расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно, с интервалом в 4—6 секунд, появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этом окошке.
Далее проверяют существование реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта.
5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 месяцев погремушку, и оценивают захват, его быстроту, точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций.
Детям старше 8 месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания двух игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пересечения рукой средней линии и взора при захвате второй игрушки.
У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20x20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараются не прекращать звучания игрушки; так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами, и на сохранение зрительного контроля за этими действиями.
Детям старше 10 месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие действия с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также специальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипуляции с маленькими предметами, которые взять можно только двумя пальцами – указательным и большим.
6. Определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым; выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем; выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем; понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые слова; наконец, владеет ли ребенок указательным жестом.
7. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность.
Специально следует оценить формирование отношений привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.
При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму – гуканье, гуление, лепет, первые слоги.
Предлагаемая методика оценки психического развития ребенка раннего возраста разработана О. В. Баженовой на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Методика позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В ее основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследований возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития. Для большинства групп реакций выделено несколько отличающихся по тяжести степеней нарушений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 183.