Физическая культура как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является важной составной частью профессиональной подготовки студентов.
Образовательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном процессе физического воспитания.
Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов по физической культуре (Министерство образования РФ, 2000).
Занятия по физическому воспитанию в вузе направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие задачи:
· оздоровительные (укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, формирование правильной осанки);
· образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
· воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию).
Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:
· принцип всестороннего развития личности;
· принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
· принцип оздоровительной направленности.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
· теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;
· практический, состоящий из методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, и учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей. Для заочного обучения предусматривается самостоятельная работа.
· Контрольный (это зачет), обеспечивает учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Теоретический раздел
Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.
Практический раздел
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.
Методико-практические занятия. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны освоить, а затем самостоятельно применить методы и способы формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры. Например, студенты должны овладеть:
· методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
· методиками формирования экономических и эффективных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
· методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
· основами методики самомассажа;
· средствами и методами мышечной релаксации;
· методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;
Контрольный раздел
В процессе занятий осуществляется контроль за ходом овладения учебным материалом.
Контроль (зачет) проводится в конце семестра.
Примерные общие зачетные требования
Зачетные требования включают:
· знание соответствующего теоретического и методико-практического разделов;
· владение жизненно необходимыми умениями и навыками;
· выполнение тестов для оценки освоения материала;
Вопросы и темы для проведения итоговой аттестации разрабатывает кафедра физического воспитания.
Требования к студентам при аттестации
Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:
· освоить жизненно важные умения и навыки;
· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
· знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
· иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.