Механизмы и агрегаты | БУ1600/100ДГУ | БУ1600/100ЭУ | БУ2500/ 160ДГУМ1 | БУ2900/175ЭП-М, БУ2900/175ДЭП-2, БУ2900/175ЭПК | БУ2900/ 175ЭПБМ1 | БУ2900/200ЭПК | БУ2000/125ДММ |
Лебедка буровая | Б7.02.00.000 | Б7.02.00.000 | С6.02/ЛБ-750 | Б1.02.030.000 | Б12.02.02.000 | Б12.02.02.000-01 | М12.02.02.000 |
Насос буровой | НБТ - 475 | НБТ—475 (НБТ-600-1) | НБТ-600-1 | НБТ-600-1 | НБТ-600-1 | НБТ-600-1 | НБТ-600-1 |
Ротор | Б1.17.03.000 | Б1.17.03.000 | Б1.17.03.000 | Б1.17.03.000 | Б1.13.03.000 | Б1.17.03.000 | Б1.17.03.000 |
Кронблок | Б4.10.00.000 | Б4.10.00.000 | Сб.ЮА' БУ2500ЭУ | Б 1.10.00.000 | Б 1.10.00.000 | Б.38.10.00.000 | Ml 1.01.10.000 |
Крюкоблок | - | - | Сб. 11 Б/ БУ2500ЭУ | БЗ 1.11.00.000 | БЗ 1.11.00.000 | Б38.11.00.000 | Mil.14.00.000 |
Крюк | Б4.34.00.000 | Б4.34.00.000 | - | - | - | - | |
Талевый блок | Б4.15.00.000 | Б4.15.00.000 | - | - | - | ||
Вертлюг | Б1.56.00.000 | Б 1.56.00.000 | Б1.56.00.000 | Б1.56.00.000 | Б1.56.00.000 | Б1.56.00.000 | Б1.56.00.000 |
Вышка буровая | Б4.01.00.000 | Б4.01.00.000 | Сб.01/ БУ2500ЭУ | • Б1.01.00.000(ЭП) Б11.01.00.000(ДЭП) Б11.01.00.000-01(ЭПК) | Б12.01.00.000 | Б12.01.00.000-01 | М12.01.00.000 |
Привод основных механизмов | Лебедки, ротора и насосов: дизель- гидравлические агрегаты С6.325/САТ-450 | Лебедки и роторы: электродвигатель 4АОКБ-450Х-6УХЛ2 Привод насосов: электродвигатель АКСБ-15-44-6-6УХЛ; (СДБО-99/49-8У2) | Лебедки,ротора и насосов: дизель- гидравлические агрегаты Сб.325/ САТ-450 | Лебедки: электродвигатель МПЭ500-500-УХЛЗ Насосная: электродвигатель П245048-УХЛЗ Ротора: электродвигатель Д-816 | Лебедки: электродвигатель МПЭ500-500УХЛЗ Насоса: электродвигатель П245048УХЛЗ Ротора:электродвигатель Д-816 | Лебедки и ротора: двигатель ЯМЗ8401.10 (шасси) Насосов: дизель 6М396ТС4 |
Буровую установку выбирают по ее максимальной грузоподъемности [GKp], обусловливающей вес в воздухе наиболее тяжелой колонны бурильных или обсадных труб:
G6.K (или G0.к) ≤ [GkP]
Пример 12.2. Выбрать буровую установку для бурения скважины проектной глубиной Н = 4500 м со следующей конструкцией: кондуктор - 351 мм (толщина стенки 10 мм, и вес 1 п.м - 825 Н/м); на глубину 450 м; промежуточная - 244,5 мм (толщина стенки 10 мм, а вес 1п.м - 569 Н/м) на глубину 3500 м; эксплуатационная - 146 мм (толщина стенки 8,9 и 10 мм и вес 1 п. м 313 Н/м) на глубину 4500 м.
Для бурения скважины до проектной глубины применяются бурильные трубы диаметром 127 мм, УБТ длиной 150 м диаметром 178 мм ( d в .у = 80 мм, qy = 1,53 кН/м). Район буровых работ электроэнергией не обеспечен.
Решение. Вес кондуктора
GK = lKqK = 450-825 ~ 0,4 МН.
Вес промежуточной колонны
G п = lnqn = 3500-569≈ 2 МН.
Вес эксплуатационной колонны
G Э K = 4500-313 = 1,41 МН.
Вес бурильной колонны с УБТ (q6 = 287,4 н).
Gg . T + Gy = l б q 6 + lyqy = 4350-287,4 + 150-1530 = 1,5 МН.
Из приведенного расчета следует, что наибольшую нагрузку БУ будет испытывать при спуске 244,5-мм промежуточной колонны. Максимальные нагрузки с учетом расхаживания:
от веса бурильной колонны
G 6 . к = 1,5-1,25 1,87 МН;
от веса наиболее тяжелой обсадной колонны
Сб.к = 2-1,15 = 2,3 МН.
Для бурения данной скважины более рационально использовать установку БУ5000ДГУ-1 с дизель-гидравлическим приводом, поскольку нагрузка (в МН) от наиболее тяжелой обсадной колонны меньше максимальной: 2,3 < 2,5 < 3,2.
В каждом классе размерного ряда может быть несколько типов буровых установок, отличающихся видом и схемой привода, схемой монтажа, транспортировки и т.д. в зависимости от условий бурения. Так, в зависимости от условий энергоснабжения буровые установки делятся на установки с автономным (от двигателей внутреннего сгорания) или неавтономным (электрическим) приводом.
Приведем в качестве примера некоторые буровые установки, применяемые в геолого-разведочном бурении на нефть и газ: УРБ-1А; УРБ-1Т (установки для структурного бурения на глубину 100 м с нагрузкой на крюке 10 тс); УРБ-50П (бурение поисковых скважин на глубину до 3000 м). В настоящее время такие установки сведены в 7 классов.
Для глубокого бурения применяют установки, сведенные в 11 классов. Например, БУ-2500ДГУ (на глубину 2500 м, грузоподъемность 140 тс, привод дизель-генераторный); БУ-2500 ЭУК (на глубину 2500 м, грузоподъемность 140 тс, привод электрический, для кустового бурения); Уралмаш 3000 ЭУК (глубина 3000 м, грузоподъемность 170 тс, для кустового бурения); Уралмаш БУ-6000 ПЭ (на глубину 6000 м, грузоподъемность 320 тс), Уралмаш БУ-15000 (на глубину 15000 м, грузоподъемность 400 тс). Последняя установка была в работе на сверхглубокой скважине СГ-3 (Кольская). Мощность привода лебедки для этой установки 2300 кВт, а насоса - 800 кВт. Подробнее о Кольской сверхглубокой скважине будет изложено в разделе 14.
Буровая вышка
Буровая вышка предназначена для спуска в скважину и извлечения из нее бурильных труб при выполнении спуско-подъемных операций; размещения свечей, извлеченных из скважины; спуска обсадных колонн; поддержания бурильной колонны в подвешенном состоянии в процессе бурения и выполнения различных вспомогательных работ в скважине.
Буровая вышка представляет собой высотную металлическую конструкцию. Ее основные параметры - высота и грузоподъемность. Высота вышки определяет длину свечи, которую можно извлечь из скважины. Длина свечи составляет примерно две трети от высоты вышки. С увеличением длины свечи продолжительность спускоподъемных операций сокращается, поэтому с увеличением глубины бурения высота и грузоподъемность вышек увеличивается. Например, для бурения скважин на глубину 300 - 500 м применяется вышка высотой 16 - 18 м, на глубину 2000 м - высотой 27 - 28 м, на глубину 3000 - 4000 м - 42 м, на глубину 5000 - 6500 м - 53 м.
В зависимости от количества и расположения несущих элементов (ног) вышки подразделяются на два типа: башенные и мачтовые.
К вышкам башенного типа принято относить такие, у которых основная нагрузка передается на три или четыре точки, не расположенные на одной прямой. Иными словами, геометрически вышка башенного типа представляет собой пространственную фигуру (рис. 12.2).
Чем выше грузоподъемность, тем больше высота вышки. Вышки изготавливаются из труб диаметром 168 мм и уголкового железа и состоят примерно из 10 разъемных секций. Вышки башенного типа собирают и разбирают при помощи специального подъемного Я.М. Кершенбаума методом сверху вниз при сборке и снизу вверх при разборке. Применяют при этом подъемники ПВК - 1 для монтажа - демонтажа вышек высотой до 41 ми ПВ2 - до 53.
Если же основная нагрузка передается на одну или две опорные точки, то вышка относится к мачтовому типу и геометрически она может быть представлена плоскостной фигурой (например, имеются А-образные и П-образные мачты).
В последнее время при создании современных буровых установок конструкторы отдают предпочтение вышкам мачтового типа, которые имеют ряд преимуществ: облегчены монтажно-демонтажные работы и повышена их безопасность; более удобны при транспортировании; уменьшена общая металлоемкость сооружения при сохранении основных параметров. Недостаток этих установок состоит в том, что мачтовая вышка представляет собой более дорогостоящее сооружение (рис. 12.3).
По степени разборности вышки подразделяются на секционные и разбираемые на отдельные стержни.
Мачтовые вышки почти всегда являются секционными, тогда как башенные чаще относятся ко второму типу.
Секционные вышки в зависимости от конструктивной схемы монтажа делятся на сборные, складные и телескопические.
Отдельные секции сборных вышек при монтаже соединяются крепежными деталями. К складным относятся вышки, у которых секции соединены шарнирно, и при демонтаже такие вышки складываются в более удобные габариты. У телескопических вышек одни секции могут размещаться внутри других, а при монтаже они телескопически выдвигаются.
Размеры основания вышек определяют с учетом размещения на полу буровой наземного оборудования: лебедки, ротора, подсвечников, ключей, а также шурфов для ведущей трубы и бурильной трубы, подготовленной к наращиванию. Основание должно обеспечивать достаточно свободного места для работы буровой бригады. У установок глубокого бурения размер основания вышки 8 х 8м или 10 х 10м.
Мачтовые буровые вышки дли буровых установок завода «Уралмаш» изготовляются следующих типов: А-образные (ВМ), П-образные (ВМП) и четырехопорные (ВУ).
А-образные вышки применяются в буровых установках классов 3200/200 и 5000/320, П-образные - в буровых установках класса 5000/320.
Четырехопорные мачтовые вышки используются в буровых установках классов 6500/400 и 8000/500. Обладая жесткостью башенных, вышки этого типа сохранили монтажные качества мачтовых
вышек. Оригинальная схема подъема предусматривает использование в качестве устройства для подъема вышки буровой площадки. Вышки такого типа обеспечивают одновременное размещение двух комплектов свечей: для работы с механизированной их расстановкой с одной стороны и для работы с ручной расстановкой - с другой.
Подъем и опускание вышек осуществляются буровой лебедкой с помощью специальных устройств.
Внутри одной ноги вышки имеются лестницы тоннельного типа до подкронблочной площадки, внутри второй ноги - лестницы маршевого типа с переходными площадками (до платформы верхнего рабочего).
В табл. 12.7 приведены основные параметры мачтовых вышек. Параметры четырехопорных мачтовых вышек приведены в табл. 12.8, а буровых вышек ВЗБТ - в табл. 12.9.
Общие виды буровых установок с вышками башенного и мачтового типов приведены на рис. 12.2 и 12.3, а схемы установки БУ300ЭУК, кинематическая схема буровой установки с дизельным приводом и схема буровой установки с дизельным приводом и схема
электропривода постоянного тока лебедки и буровых насосов приведены на рис. 12.4, 12.5, 12.6.
Таблица 12.7
Показатели
А-образные вышки
Буровой лебедкой с помощью специального приспособления
Таблица 12.8
Дата: 2019-02-19, просмотров: 662.