Антирационализм и отчуждение культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бездуховность связана и с ситуацией отчуждения культурыпревращением результатов деятельности человека в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Следствием отчуждения является отрицание господствующей системы ценностей, чувство одиночества и крайние формы индивидуализма, когда человек цинично игнорирует интересы общества, поступает в ущерб общественным интересам и природе в целях максимального удовлетворения личных потребностей. Средний класс ориентирован на постоянный рост материального благополучия, которое достигается за счет не очень тяжелой работы. Феноменом современной западной и мировой культуры стал антирационализмпротивоположность рациональности. Как и почему это произошло? Начало этому положила молодежная «культурная революция» в США во второй половине 1960-х и распространившаяся в Европу. С самого начала культурная революция (далее – К. р.) была протестным выступлением против войны США с коммунистическим Вьетнамом (тогда в обиход вошло слово «хиппи»). К весне 1968 года 7 миллионов студентов университетских городков было охвачено протестным движением, решительно отвергающем доминирующую буржуазную культуру и образ жизни старшего поколения, их мораль и искусство. В Западной Европе молодежное движение также приняло политизированные формы. В мае 1968 в Париже, в других университетских городах Франции и соседних странах студенты выставили ряд требований политического характера. В Латинском квартале Парижа и других местах выстроились баррикады, которые полиции пришлось брать штурмом. В СССР тоже возникло движение хиппи, они также протестовали против войны и поддерживали борьбу чернокожего населения США за свои права, а КГБ, пользуясь формальными поводами, подавляло эту контркультуру61. Конец войны во Вьетнаме (1973) и отмена призыва в американскую армию лишили молодежный протест формальных причин к существованию. Коммуны хиппи развалились, молодежное движение протеста пошло на убыль и практически завершилось в 1973-74 гг. Но К. р. охватывала новые социальные слои и новые сферы культуры, ломая нормы эстетики и морали. Ключевой составляющей К. р. стал антирационализм, вызванный тем, что молодежь чутко уловила все, что подрывает веру в прогресс, связанный с разумом – все известные факты отчуждения культуры, вроде использования достижений науки в военных целях. Мифу о прогрессе молодежь противопоставила возражение: в мире в результате прогресса что-то становится лучше, но что-то хуже. Иррационалистическое чувство подсказывало молодым людям, что в мире возникли новые формы зла, и лишенного религиозной глубины морализма, а также общепринятых эстетических представлений. Отсюда стремление к «голой» правде, характерное, например, для героя повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Для самых образованных участников К.р. философско-теоретическим обоснованием антирационализма стали труды представителя философии интуитивизма А. Бергсона, представителей экзистенциализма – М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.П. Сартра, а также феноменологии – Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Неверие в силу ума обернулось интересом к мистике. С одной стороны, резко возрос интерес к восточным религиозным культам – индуизму, буддизму. С другой стороны, резко возрос интерес к мистическим сюжетам в массовом искусстве. На экраны хлынул поток фильмов о вампирах, дьяволе и ведьмах: «Голод» (1983, реж. Т. Скотт), «Иствикские ведьмы» (1987, реж. М. Кристофер), «Твин Пикс» (США, 1990-1991, реж. Д. Линч), «Дракула» (реж. Ф.Ф. Коппола, 1992), «Интервью с вампиром» (реж. Н. Джордан, 1994), «Ведьмы» (реж. Н. Роэг, 1990), «Блэйд» (реж. С. Норрингтон, 1998), «Сумерки» (реж. К. Хардвик, 2008) и другие. Одной из основных новаций К. р. стало «возвращение к природе», понятое как освобождение от разумных запретов. Протестантской морали противопоставили любовь. Вербальному и сублимированному противопоставили натуральное, чувственное. Более всего это сказалось на этике половых отношений, где была объявлена война всякому запрету. Также распространился вкус к эстетизированному безделью, отчего серьезно пострадала этика труда. В эстетическом плане «высокое» было потеснено «низким» – вульгарно-простонародной, даже люмпенской стихией. Серьезности противопоставили инфантильность; целе-

полаганию – спонтанность, самообладанию – хаотическую витальность, крайним выражением которой стал «балдеж» под рок-музыку и наркотический транс. Ярко и убедительно этот феномен культуры воссоздан в фильме Б. Бертолуччи «Мечтатели» (Франция-Италия - Великобритания, 2003). В искусстве легализовались темы секса и безумия: например, фильмы П. Альмодовара «Высокие каблуки», «Все о моей матери» и др., фильм М. Ханеке «Пианистка». Проявлением антирационализма и следствием вытеснения «высокого» «низким» стала нескрываемая симпатия к уголовным преступникам. Симпатии к криминалу получили развитие во многих шедеврах западного киноискусства: гангстерская сага Ф.Ф. Копполы «Крестный отец» (1972), криминальная драма С. Леоне «Однажды в Америке» (1983), бестселлер С. Шелдона «Если завтра наступит» и одноименный фильм Дж. Лондона (1986), криминальная драма М. Скорсезе «Славные парни» (1990), боевик С. Содерберга «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) и другие. В повседневную жизнь среднего класса вошли элементы люмпенской психологии и нравов, в частности, ненормативная лексика. Продуктом антирационализма стала и сложившаяся на основе джаза рок-музыка – чувственно раскованное искусство, с экстатической взвинченностью «действа», зачастую усиленной наркотиками. Антирационализм проявился как презрение к авторитетам. Философской основой этого культурного феномена стал сформировавшийся в 1970-е годы постструктурализм, в основном французское направление мысли: Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар (Р. Барт «Избранные работы. Семиотика: Поэтика», «Культура и трагедия» и др.; М. Фуко «Слова и вещи», «Археология знания» и др.; Ж. Деррида «Письмо и различие», «Глобализация. Мир. Космополитизм» и др.; Ж. Бодрийар «Общество потребления», «Система вещей» и др.). В постструктурализме речь идет о преодолении современности (модерна), прежде всего, – сформулированного Ф. Бэконом лозунга «Знание – сила». Постструктурализм установил новые «правила игры»: если в ранее установленных правилах существовало стремление к построению единой системы культурных норм, то постструктурализм строит множество частных нормативных систем; если в европейской науке и философии истина и общезначимость были критериями знания, то постмодерн предпочитает условность и метафоричность; если наука в новоевропейской культуре признавалась ведущей сферой, то постструктурализм отдает приоритет искусству. Если признавался приоритет социального перед индивидуальным и частным, то в постструктурализме и постмодерне происходит размывание границ между официальной и неофициальной культурой, частное, повседневное начинает все более активно вторгаться в сферы других культурных форм. Однако, размышляя над последствиями К. р., старейшина американских социологов Д. Белл пришел к выводу, что без авторитетовне может быть ни зрелой личности, ни свободы, ни цивилизации («Грядущее постиндустриальное общество», «Эпоха разобщенности»). Известные публицисты П. Колье и Д. Хоровиц, сами участники К. р. «шестидесятники», в своей «покаянной» книге «Поколение разрушителей» делают выводы, близкие к высказываниям Д. Белла: поколение разрушителей – это «потерянные» юноши и девушки, которые так и не стали взрослыми. Начав штурм авторитетов, они ослабили иммунную систему культуры, сделав ее уязвимой для разных приблудных болезней. Эпидемия, в фигуральном смысле, преступности и наркомании, эпидемия СПИДа восходят к шестидесятым… Еще в 1970-е годы многие социологи, культурологи, политологи заговорили о начале глобального кризиса современной культуры. О кризисе современной культуры как следствии отчуждения говорят и доклады международной общественной организации – Римского клуба. По мнению их авторов, высшей целью человеческой деятельности должно стать не удовлетворение человеческих потребностей, а развитие творческих сил человека. Для достижения этого в человеке вновь необходимо воспитать высшие духовные ценности, преодолеть эгоизм, своекорыстие, отчужденность. Человек должен либо измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое современная западная культура, каковы её герои и ценности?

2. Какие общие черты объединяют различные стили искусства эпохи «модернизма»?

3. Как искусствоведы оценивают феномен «постмодернизма»?

4. Назовите аспекты, в которых проявляется конфликтность современной западной цивилизации.

5. Что является фундаментом мировой культуры?

6. Что такое глобализация?

7. Приведите примеры глобализации в сфере науки, искусства, спорта.

8. В чем особенность конфликтов цивилизационного уровня?

9. Что такое дегуманизация и бездуховность?

10. Что такое антирационализм, когда и в связи с чем он возник?

11. Что стало теоретическим обоснованием антирационализма?

12. Как проявился антирационализм в искусстве?

13. С какими философскими направлениями и авторами связано презрение к авторитетам?

 

Вопросы для практического занятия:

Дата: 2019-02-19, просмотров: 559.