Тема 7. Познание как проблема философии. Наука и научное познание (ОК-1)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 7. Познание как проблема философии. Наука и научное познание (ОК-1)

Научное познание

    Процесс познания может осуществляться в различных видах. Основными видами познания являются обыденное, художественное, религиозное и научное познание.

    Научное познание отличается от других видов познания рядом существенных черт.

    Важнейшей особенностью научного познания является рациональность. Наука имеет дело только с теми знаниями, которые доступны разуму человека.

    Другой особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обобщенном, систематизированном виде - в виде научных теорий и дисциплин.

    Еще одной особенностью научного познания является его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии - обосновании применяемых методов познания.

    Четвертая особенность - стремление к формализации, выражающееся, в первую очередь, в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий. Суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации - замене словесных понятий математическими символами и формулами.

"   Единственное средство улучшить наши умозаключения, - предлагал Лейбниц - это сделать их, как и у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами, и, если среди людей возникнет спор, нужно сказать: "Посчитаем!", тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав".

    Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Основные формы и принципы организации современной науки сложились приблизительно в XVII в. С этого времени наука существует как оформившийся социальный институт.

    Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

    На эмпирическом (от греч. empeiria - опыт) уровне научного познания происходит сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий.

Фактом (от лат. factum - сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт - это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знание о единичном событии или явлении.

    Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т.п.) и подводят под понятие, т.е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие - это утверждение о существенных признаках объектов.

    На теоретическом (от греч. theoria - наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) уровне понятия обобщаются в категории, формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

Категории - это предельно общие понятия, в которых отражены наиболее существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. С помощью категорий формулируются научные утверждения, из которых строятся теории.

    Научные утверждения бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Выводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.

    Научный принцип (от лат principium - первоначало) - это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Законы - это существенные, необходимые, многократно повторяющиеся связи в объективном мире. Научные законы - отражение в науке этих связей. Научным законом называется формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных категорий и понятий.

    Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходит наиболее полное обобщение фактов и выявление основных закономерностей их существования. Теория объясняет какой-либо аспект действительности. Теория - это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека - практики.

    Важнейшую роль в научном познании занимает методология - учение о способах познания. Метод (от греч.method - способ, путь) - это способ, или путь научного познания.

    Методология науки занимается изучением и обоснованием различных способов получения научного знания Последовательность приёмов какого-либо частного исследования называется методикой, или техникой исследования. Методику можно также назвать искусством использования методов.

    В зависимости от уровня исследования методы подразделяют на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы основаны на опыте. К эмпирическим методам относятся наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

    Теоретические методы основаны на рассуждениях. К теоретическим методам относят логические методы - синтез, анализ, индукцию, дедукцию; исторические - рассмотрение явлений в процессе их развития; математические - описание процессов и явлений с помощью математических символов и правил и другие умозрительные методы.

    В зависимости от масштабов использования методы подразделяются на частнонаучные, общенаучные и всеобщие.

    Частнонаучные (конкретнонаучные, специальные) методы используются только в одной или нескольких науках. Частнонаучными являются, к примеру, метод ускорения заряженных частиц в физике, метод количественного анализа в истории, метод анкетного опроса в социологии и др.

    Ряд частнонаучных методов применяется сразу в нескольких смежных отраслях, например, статистический метод в биологии, социологии, политологии; методы дифференциального исчисления в физике, математике, экономике и др.

    Общенаучные методы применяются во всех науках. Примерами общенаучных методов могут служить структурно-функциональный метод, метод системного анализа, метод моделирования, графический метод и др.

Всеобщими (универсальными) называются методы, которые лежат в основе объяснения мира в целом. Универсальными методами познания считаются диалектический и механистический (метафизический) методы.

Критерии истины

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

· чувственное восприятие;

· ясность и отчетливость представления;

· внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

· простота (экономность);

· ценность;

· полезность;

· общезначимость и общепризнанность;

· практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).

    Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу познания и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике критерием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

    Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

    Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя доказать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и опровержения может быть понят и истолкован по-разному, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экспериментом и поэтому является относительно истинной.

Объективность истины

    Объективная истина — это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности  (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя находится вне сознания, тогда как истина существует в сознании, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержание наших представлений о предмете соответствует этому предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солнца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п.     Эти утверждения объективно истинны, так как их содержание обнаруживает свое тождество с действительностью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует, либо не соответствует действительности. Например, наше познание отношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

Конкретность истины

    Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточно­го, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многосторон­нему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и обще­ственной практики, не только всегда исторически обус­ловлено и ограничено, но и исторически конкретно.

    Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассмат­риваем совокупную связь этих отдельных сторон и час­тей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент целостности и обусловливаемого ею развития данного конк­ретного содержания предмета.

    Отсюда общее методологическое положение конкрет­ности можно сформулировать следующим образом: каж­дое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, всвое время, вданных условиях, и должен рассматриваться лишь какмомент в поступательном развитии предмета. И наоборот — каж­дое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (раз­вития), необходимым моментом которого он является. Имен­но в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет — истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни — это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.

    Едва ли не самое сложное — оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действитель­ных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особен­ностям того или иного исторического события, явления. Конкретно — значит исходя из своеобразия самого пред­мета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.

    Принцип конкретности исключает любое произволь­ное принятие или выбор предпосылок познания. Действительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуществления, т.е. они всегда должны быть адекватным вы­ражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, например, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то итак, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созреют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определенное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет — нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а имен­но — что, где, когда и как нужно делать.

    Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдель­ном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов пред­метной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.

    Познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.

Заключение

    Люди осознают и изучают свою познавательную деятельность. Изучение осуществляется непосредственно практически и теоретически. Объяснение познания на основе теоретического и повседневного опыта формирует первичные знания об этом виде человеческой деятельности. Теоретическое знание упорядочивает и систематизирует знания о процессе познания, выявляет его существенные характеристики и закономерности. Теория познания в философии (гносеология) - раздел, в котором изучаются основы познания, отношение знания к бытию, условия достоверности, теоретической и практической значимости знания. Она опирается на гносеологические принципы: познаваемости мира, отражения, единства субъекта и объекта познания, активности познания, проверяемости и редуцируемости знания, его ценности для человека и общества и др.

    В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д.  Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

Тема 7. Познание как проблема философии. Наука и научное познание (ОК-1)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 348.